г. Санкт-Петербург |
|
25 января 2012 г. |
Дело N А21-4542/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Згурской М.Л., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Душечкиной А.И.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20659/2011) (заявление) МУП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.10.2011 по делу N А21-4542/2011 (судья Широченко Д.В.), принятое
по иску (заявлению) АНО "Дезинфекция"
к МУП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград"
о признании незаконными действий, о взыскании денежных средств
установил:
Автономная некоммерческая организация "Дезинфекция" (место нахождения: 236001, Калининградская обл., г. Калининград, ул. Ялтинская, д. 84, ОГРН 1033902831973) (далее - АНО "Дезинфекция", истец) обратилась с иском в Арбитражный суд Калининградской области о признании незаконными действий муниципального унитарного предприятия коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград" (место нахождения: 236000, Калининградская обл., г. Калининград, ул. Комсомольская, д. 12, ОГРН 1023900591626) (далее - МУП КХ "Водоканал", ответчик) по начислению платы за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ за период с мая 2008 года по настоящее время и о взыскании 33 914,37 руб. неосновательного обогащения.
Решением суда от 04.10.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе МУП КХ "Водоканал", ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, при рассмотрении настоящего спора суд неправильно истолковал нормы пунктов 64, 87, 88 "Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), поскольку указанными нормами предусмотрена первоначальная обязанность абонента представлять в организацию водопроводно-канализационного хозяйства аналитические данные лабораторных исследований о составе сточных вод, а контроль качества со стороны МУП КХ "Водоканал" проводится только в целях проверки достоверности представляемых показаний состава сточных вод, проводимых абонентом. Начисление платы за превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ произведено МУП КХ "Водоканал" правомерно в соответствии с пунктом 5.4 договора по усредненным фактическим концентрациям загрязняющих веществ, утвержденных органом местного самоуправления. Кроме того, МУП КХ "Водоканал" считает, что суд неправомерно признал сумму, оплаченную АНО "Дезинфекция" в размере 33 914,37 руб. неосновательным обогащением, поскольку денежные средства истец оплачивал добровольно во исполнение условий договора. Оснований для возврата денежных средств в порядке статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.
Истец, извещенный о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123, абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ с учетом пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание представителя не направил.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направил.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 07.04.2004 между МУП КХ "Водоканал" (организация ВКХ) и АНО "Дезинфекция" (абонент) заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод (абонент N 22314) (далее - договор), по условиям которого организация ВКХ обязуется обеспечивать абонента питьевой водой и принимать сточные воды, систематически, не реже 1 раза в квартал, контролировать качество сточных вод, отводимых абонентом и его субабонентами в канализацию организации ВКХ, путем отбора проб, а абонент среди прочего обязуется не превышать концентрации загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в системы канализации организации ВКХ, установленные в соответствии с действующим законодательством и решением органов местного самоуправления (пункты 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3, 3.2.1 договора).
Пунктом 5.4 договора предусмотрено, что в соответствии с действующим законодательством и решением органов местного самоуправления сумма платы за превышение нормативов сброса сточных вод в системы канализации организации ВКХ рассчитывается исходя из фактических концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах.
Письмом от 07.07.2010 МУП КХ "Водоканал" уведомило абонента о наличии у последнего задолженности в размере 32 573,59 руб. за услуги по отпуску питьевой воды, приему сточных вод и загрязняющих веществ. Кроме того абонент был извещен о том, что в случае не погашения указанной задолженности в течение 7 календарных дней с момента получения данного письма, 14.07.2010 организация ВКХ будет вынуждена ограничить отпуск питьевой воды и прием сточных вод, а при неоплате задолженности в течение 10 календарных дней с момента введения режима ограничения отпуска питьевой воды и приема сточных вод будет вынуждена 26.07.2010 полностью прекратить предоставление услуг по договору, вплоть до момента погашения задолженности.
Согласно акту от 14.07.2010 организация ВКХ произвела ограничение подачи питьевой воды и приема сточных вод (л.д. 18).
С целью недопущения последующего прекращения подачи питьевой воды и приема сточных вод АНО "Дезинфекция" перечислила организации ВКХ денежные средства в размере 33 914,37 руб.
Полагая, что МУП КХ "Водоканал" неправомерно получило от абонента указанные денежные средства в качестве оплаты за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ, рассчитанной из усредненных концентраций загрязняющих веществ, АНО "Дезинфекция" обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав требования истца обоснованными и документально подтвержденными как по праву, так и по размеру, удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Правилами N 167.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ с учетом условий, предусмотренных пунктом 61 Правил N 167.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение Постановления N 1310 Правительством Калининградской области принято Постановление N 563, которым утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Калининградской области (далее - Порядок N 563).
Действие Порядка N 563 распространяется на юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества через систему канализации населенных пунктов Калининградской области (абонентов), и организации, осуществляющие эксплуатацию систем канализации населенных пунктов Калининградской области (принимающие организации).
За нарушение абонентами нормативов водоотведения, в том числе нормативов по составу сточных вод, представляющих собой допустимые концентрации (ДК) загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, установленные органами местного самоуправления, предъявляется плата, взимаемая принимающей организацией дополнительно к плате за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в пределах норматива (пункты 3, 5 Порядка N 563).
Администрацией городского округа "Город Калининград" со ссылкой на положения Порядка N 563 принято Постановление N 416, которым утверждены усредненные фактические концентрации загрязняющих веществ, поступающих в систему канализации Калининграда от абонентов непромышленной сферы, подлежащие применению для расчета платы за сброс загрязняющих веществ в сточных водах для указанных абонентов, не представляющих результаты аналитических измерений состава и свойств сточных вод по аттестованным методикам.
В соответствии с пунктом 64 Правил N 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
На организацию ВКХ в силу пункта 65 названных Правил возложен контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод, осуществляемый путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах. Обязанность систематически контролировать, не реже 1 раза в квартал, качество сточных вод, отводимых абонентом и его субабонентами в канализацию организации ВКХ, также предусмотрена и пунктом 3.1.3 договора.
Судом первой инстанции установлено, что фактический отбор проб из контрольных канализационных колодцев абонента организацией ВКХ не производился.
Расчет платы за сброс загрязняющих веществ МУП КХ "Водоканал" произвело на основании установленных Постановлением N 416 усредненных фактических концентраций для расчета платы за сброс загрязняющих веществ в сточных водах для абонентов непромышленной сферы, не представляющих результаты аналитических измерений состава и свойств сточных вод по аттестованным методикам.
Между тем в соответствии с пунктом 5.4 договора сумма платы за превышение нормативов сброса сточных вод в системы канализации организации ВКХ рассчитывается исходя из фактической концентрации загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах. Более того, на необходимость установления истцом (принимающей организацией) фактической концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, определяемой по результатам измерений силами принимающей организации или сторонних аккредитованных лабораторий, указано в пунктах 5, 9 и 10 Порядка N 563, во исполнение которого принято Постановление N 416.
В связи с отсутствием доказательств превышения АНО "Дезинфекция" утвержденных нормативов, произведенный МУП КХ "Водоканал" расчет платы за превышение предельно допустимой концентрации в общей сумме 33 914,37 руб. за период с мая 2008 года по май 2010 года правомерно признан судом не обоснованным.
Позиция МУП КХ "Водоканал" относительно того, что в соответствии с порядком взимания платы за сброс сточных вод, установленных Постановлением N 416 обязанность по отбору проб возложена на абонента и в случае не проведения лабораторного анализа проб абонент обязан произвести оплату по установленным показателям загрязнения, установленным Администрацией, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела правомерно пришел к выводу о том, что Постановление N 416 не соответствует Постановлению N 1310, Правилам N 167, Порядку N 563, которые являются нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу. В связи с чем, при определении платы за превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ следует руководствоваться нормативными актами органов исполнительной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, устанавливающими порядок расчета платы исходя из фактического превышения концентрации загрязняющих веществ.
При таких обстоятельствах, с учетом положений статьи 1102 ГК РФ суд первой инстанции правомерно возложил обязанность на МУП КХ "Водоканал" по возврату АНО "Дезинфекция" неосновательно приобретенных денежных средств в размере 33 914,37 руб.
Ссылки подателя апелляционной жалобы на пункты 4.1, 4.2 решение Советов депутатов города Калининградской области от 19.12.2007 N 435 "О внесении изменений и дополнений в "Порядок приема загрязняющих веществ, находящихся в сточных водах и отводимых абонентами в систему канализации города Калининграда", утвержденный решением городского Совета депутатов Калининграда от 24.12.2003 N 521 (далее - Порядок приема) отклоняются судом апелляционной инстанции, как необоснованные.
Указанный Порядок приема направлен на обеспечение охраны водоемов от загрязнения недостаточно очищенными городскими сточными водами, предотвращения нарушений в работе сетей и сооружений канализации города, повышения эффективности работы этих сооружений и безопасности их эксплуатации за счет правильной организации приема сточных вод в канализационную сеть города и составлен в соответствии с Законом "Об охране окружающей среды", "Правилами охраны поверхностных вод", "Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167.
Согласно Порядку приема МУП КХ "Водоканал" осуществляет надзор за техническим состоянием системы канализации города при поступлении сточных вод и соблюдением абонентами требований Порядка приема.
Из пунктов 4.1, 4.2 Порядка приема следует, что абонент обязан осуществлять постоянный контроль за количеством и составом сточных вод, сбрасываемых в городскую канализацию и систематически представлять МУП КХ "Водоканал" отчетные сведения об объемах и составе сточных вод и режиме их сброса в городскую канализацию не реже 1 раза в квартал.
Согласно пункту 5.8 Порядка приема МУП КХ "Водоканал" взимает с абонента плату за сброс загрязняющих веществ в пределах допустимых концентраций, и дополнительную плату за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ.
В то же время в соответствии с пунктом 4.3 Порядка приема контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется МУП КХ "Водоканал" путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах. Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод абонента устанавливается МУП КХ "Водоканал" в зависимости от результатов предыдущего контроля, выполнения планов водоохранного строительства, но не реже одного раза в 6 месяцев. Для расчета платежей за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ результаты планового контроля действительны до следующего контроля.
При этом согласно пункту 4.10 Порядка приема при выявлении абонента, допустившего нарушение Порядка приема, МУП КХ "Водоканал" составляет акт, констатирующий факт нарушения, и принимает необходимые меры по привлечению к ответственности виновных в этом должностных лиц.
Как установлено судом и следует из материалов дела, анализ сточных вод абонента в спорный период не проводился, фактическая концентрация загрязняющих веществ не устанавливалась.
Недоказанность факта превышения АНО "Дезинфекция" допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах является достаточным основанием для признания неправомерным начисления МУП КХ "Водоканал" истцу платы за превышение допустимых концентраций.
Поскольку ответчик, получив от истца денежные средства в общей сумме 33 914,37руб. за неправомерное начисление платы за превышение допустимых концентраций, без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрел указанные денежные средства за счет истца, то суд первой инстанции правомерно в силу статьи 1102 ГК РФ возложил на ответчика обязанность по возврату в пользу истца неосновательно приобретенных денежных средств в размере 33 914,37 руб.
Учитывая, что суд надлежащим образом установил фактические обстоятельства дела и вынес судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции не имеется основания для его отмены.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.10.2011 по делу N А21-4542/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылки подателя апелляционной жалобы на пункты 4.1, 4.2 решение Советов депутатов города Калининградской области от 19.12.2007 N 435 "О внесении изменений и дополнений в "Порядок приема загрязняющих веществ, находящихся в сточных водах и отводимых абонентами в систему канализации города Калининграда", утвержденный решением городского Совета депутатов Калининграда от 24.12.2003 N 521 (далее - Порядок приема) отклоняются судом апелляционной инстанции, как необоснованные.
Указанный Порядок приема направлен на обеспечение охраны водоемов от загрязнения недостаточно очищенными городскими сточными водами, предотвращения нарушений в работе сетей и сооружений канализации города, повышения эффективности работы этих сооружений и безопасности их эксплуатации за счет правильной организации приема сточных вод в канализационную сеть города и составлен в соответствии с Законом "Об охране окружающей среды", "Правилами охраны поверхностных вод", "Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167.
...
Поскольку ответчик, получив от истца денежные средства в общей сумме 33 914,37руб. за неправомерное начисление платы за превышение допустимых концентраций, без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрел указанные денежные средства за счет истца, то суд первой инстанции правомерно в силу статьи 1102 ГК РФ возложил на ответчика обязанность по возврату в пользу истца неосновательно приобретенных денежных средств в размере 33 914,37 руб."
Номер дела в первой инстанции: А21-4542/2011
Истец: АНО "Дезинфекция"
Ответчик: МУП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград"
Хронология рассмотрения дела:
25.01.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20659/11