По каким правилам "играет" финразведка
В предыдущем выпуске журнала мы рассматривали новшества, изменения и нюансы порядка проведения налоговых проверок. Сегодня речь пойдет о других контрольных мероприятиях в игорных заведениях, которые вправе проводить органы Федеральной службы по финансовому мониторингу. С начала лета этого года сотрудники финансовой разведки могут руководствоваться Положением*(1), регулирующим вопросы контроля за организациями, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы. Организаторы азартных игр из их числа, поэтому им следует быть готовыми к ревизии денежных операций со стороны Росфинмониторинга, уполномоченного контролировать соблюдение Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов (далее - Закон)*(2).
Какие формы контроля предусмотрены Положением для финразведчиков? Что они могут проверить в игорном заведении? В чем заключается камеральная проверка соблюдения требований Закона? В течение какого срока организатор азартных игр должен подготовить документы для проверки? Когда и с какими предписаниями игорному заведению ждать финразведчиков у себя в гостях? Вопросы контроля соблюдения Закона можно продолжать и дальше, но мы пойдем по другому пути и уделим внимание только основным моментам проверок игорных заведений, проводимых финразведкой по новым правилам.
Как применяется Положение?
Начать следует с того, что разработанное финансовым ведомством Положение определяет порядок контроля за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами, требований Закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю. Ревизионные мероприятия проводятся Федеральной службой по финансовому мониторингу и его межрегиональными управлениями. Они руководствуются нормами Положения при проверке всех участников "азартного" рынка и даже организаторов лотерей, которые не имеют прямого отношения к игорному бизнесу. Такой вывод следует из формулировки п. 2 Положения, в котором сказано, что порядок контроля распространяется на организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.
Сразу обратим внимание на организационные моменты. Основание для проведения любой проверки соблюдения требований закона - приказ, подписанный руководителем Росфинмониторинга, руководителем территориального органа либо уполномоченными ими должностными лицами. Практически такой же документ является основанием для назначения повторной выездной проверки за один и тот же период деятельности организации. Она может осуществляться только по приказу руководителя Росфинмониторинга или уполномоченного им должностного лица на основании мотивированного обращения руководителя территориального органа или его заместителя.
Проверке подлежит любой период деятельности организации начиная с даты вступления в силу Закона. Однако организаторы азартных игр включены в Закон позднее (с 2003 года), поэтому именно с этой даты Росфинмониторинг может проверить у них операции с денежными средствами. Следует добавить, что Положение обязывает финразведчиков учитывать сроки хранения документов и сведений, установленных Законом. В нем сказано, что документы, содержащие сведения, необходимые для идентификации личности, подлежат хранению не менее пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом. Это финразведка вряд ли сможет проверить, тем не менее пока пятилетнего срока вполне достаточно для контроля игорного заведения с момента распространения на него требований Закона. Чтобы проверяющим и проверяемым было проще подготовиться, в Положении приведен перечень вопросов, которые финразведчики могут проконтролировать в ходе ревизии.
Что проверяет финансовая разведка?
Ответ на этот вопрос содержится в п. 5 Положения. В ходе проверки организатора азартных игр могут быть рассмотрены следующие вопросы:
- наличие в организации специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления на основании распорядительных документов о его назначении;
- соответствие специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, квалификационным требованиям к таким специальным должностным лицам, установленным законом и иными нормативными правовыми актами РФ;
- наличие в организации утвержденных и согласованных в установленном порядке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ осуществления указанного внутреннего контроля, а также соответствие правил внутреннего контроля требованиям Закона;
- соблюдение организацией требований Закона и иных нормативных правовых актов РФ по подготовке и обучению кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- проведение идентификации клиентов организации в обязательных случаях, установленных Законом;
- соблюдение порядка выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых в процессе внутреннего контроля возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
- соблюдение порядка документального фиксирования и направления в Росфинмониторинг сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом;
- соблюдение требований по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом;
- соблюдение порядка хранения документов и информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом.
Как видим, у финразведки широкое поле деятельности и ограничить его можно лишь одним способом - выполнением всех требований Закона к организациям, совершающим операции с денежными средствами. Однако это не освобождает организацию от контроля со стороны финразведчиков. Они могут проверить соблюдение Закона как по месту своего нахождения (в территориальных органах Росфинмониторинга), так и проверяемой организации. В первом случае следует руководствоваться нормами Положения, касающимися камеральных проверок, во втором - выездных. Эти формы контроля различаются не только по месту их проведения, но и в отношении обмена информацией проверяемых с проверяющими. Рассмотрим последовательно порядок проведения камеральных и выездных проверок.
Как проводятся камеральные проверки?
Камеральные проверки финразведка проводит путем анализа информации о проверяемой организации, а также сведений и документов, полученных от организации по письменным запросам Росфинмониторинга или его территориальных органов. В ответ на запрос, форма которого приведена в Приложении N 1 к Положению, организация указывает следующую информацию:
- идентификационные данные организации (наименование, виды деятельности, подлежащие контролю, место нахождения);
- учетный номер организации в Росфинмониторинге;
- дата утверждения правил внутреннего контроля руководителя организации;
- номер и дата уведомления о согласовании правил внутреннего контроля в Росфинмониторинге;
- сведения о должностном лице, ответственном за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления;
- количество операций, подлежащих обязательному контролю, совершенных за проверяемый период, и число сообщений об этих операциях в Росфинмониторинге;
- представленные сведения о приостановленных и подозрительных операциях с денежными средствами за проверяемый период;
- если организация не направляла данные об обязательных операциях - причины и обстоятельства, препятствующие информированию Росфинмониторинга.
Вместе с данными сведениями организатор азартных игр представляет документы, названные в запросе Федеральной службы по финансовому мониторингу. В их числе могут быть учредительные документы, лицензии, документы, подтверждающие государственную регистрацию, а также иные документы и информация, необходимые для проверки соблюдения требований Закона.
Запрос Росфинмониторинга или его территориального органа на представление сведений и документов при проведении камеральной проверки направляется организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Днем получения организацией запроса считается дата вручения заказного почтового отправления, указанная в уведомлении о вручении.
В течение семи календарных дней со дня получения запроса организация обязана представить финразведке сведения и документы, необходимые для проведения камеральной проверки. Это проверяемое лицо может сделать, направив заказное почтовое отправление с уведомлением о вручении или представив сведения и документы территориальному органу Росфинмониторинга через представителя организации.
Днем представления организацией сведений и документов Федеральной службе по финансовому мониторингу или его территориальному органу считается:
- для сведений и документов, направленных заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, - дата направления заказного почтового отправления с уведомлением о вручении;
- для сведений и документов, поданных представителем организации, - дата, указанная в отметке Росфинмониторинга или его территориального органа о принятии сведений и документов.
По результатам камеральной проверки финразведчики составляют акт проверки в двух экземплярах, форма которого приведена в Приложении N 2 к Положению. Оба экземпляра акта подписываются должностными лицами Росфинмониторинга или его территориального органа, уполномоченными на проведение проверки.
Второй экземпляр акта камеральной проверки не позднее трех рабочих дней с даты его составления направляется организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передается представителю организации. Итак, все, что требуется от организации при проведении камеральной проверки, - ответить на запрос финразведчиков и вовремя представить запрашиваемые в нем документы. В принципе, в ходе выездной проверки проверяемому нужно делать то же самое. Но в отличие от камеральной проверки "на выезде" финразведчики могут проверить соблюдений требований Закона не только на бумаге, но и в процессе осуществления "азартной" деятельности. Это может значительно усложнить деятельность игорного заведения. Не в пользу организаторов азартных игр и то, что в Положении не дано отдельных рекомендаций ревизорам по выявлению нарушений Закона в ходе выездной проверки. Поэтому предугадать действия проверяющих игорным заведениям будет непросто. В таком случае им нужно следить за тем, чтобы ревизия не вышла за рамки проверяемого периода и даты ее окончания и начала. Именно последнему вопросу - продолжительности выездной проверки, а также документам, составляемым финразведкой по ее окончании, уделено внимание в заключительных пунктах Положения.
Как проходят выездные проверки?
Выездные проверки осуществляются путем анализа документов и иной информации, истребованных от организации, а также информации о проверяемой организации, имеющейся в распоряжении финразведки.
Выездная проверка в отношении одной организации может быть проведена не более чем один раз в полгода, а ее срок не может составлять более месяца. Но есть исключение: по письменному мотивированному обращению должностных лиц, осуществляющих проверку, срок ее проведения может быть продлен не более чем на 30 календарных дней.
Приказ о проведении выездной проверки (продлении ее срока) предъявляется должностными лицами финразведки руководителю или уполномоченному им представителю организации одновременно со служебными удостоверениями.
По результатам выездной проверки финразведчики составляют акт проверки в двух экземплярах. К нему прилагаются заверенные подписью руководителя организации (уполномоченного им представителя) и печатью организации копии документов, подтверждающих информацию о выявленных в ходе проверки нарушениях Закона.
Из двух экземпляров акта выездной проверки один вручается руководителю организации (уполномоченному им представителю организации) под расписку или направляется организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В случае отказа руководителя организации (уполномоченного им представителя организации) подписать акт выездной проверки проставляется соответствующая отметка на каждом экземпляре акта проверки. О дальнейших действиях Росфинмониторинга в Положении не говорится, но их можно предугадать. На основании акта проверки финразведка наложит штрафные санкции на нарушителя, и отстаивать интересы ему придется в судебном порядке, что не лучший вариант для проверяемого лица.
Если выявлены нарушения
Административная ответственность предусмотрена за многие нарушения в сфере предпринимательской деятельности, в том числе за несоблюдение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Для нарушителей ст. 15.27 КоАП РФ предусмотрен штраф от 50 000 руб. до 500 000 руб. (на юридических лиц) или приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Наиболее часто игорные заведения привлекают к ответственности за отсутствие правил внутреннего контроля, которые нужно не только разработать, но и согласовать с Росфинмониторингом. Это нарушение Закона не является длящимся, поэтому привлечь к ответственности организацию могут в течение года со дня его совершения (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, Постановление ФАС СЗО от 08.08.2006 N А56-60077/2005). Истечение указанного срока является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ, Постановление ФАС ПО от 04.05.2006 N А49-437/06-79ОП/7). В то же время другое нарушение - непроведение идентификации клиентов в игорном заведении - является длящимся, и сроки привлечения к ответственности начинают исчисляться со дня его обнаружения (п. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).
Следует отметить, что организатор азартных игр может быть привлечен к административной ответственности не только за несоблюдение требований по фиксированию, хранению и предоставлению информации об "азартных" операциях. Обязательному контролю подлежит сделка с недвижимым имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 руб. Как догадался читатель, речь идет об инвестиционных вложениях в объекты капитального строительства, используемые для проведения азартных игр. В Законе нет указания на то, что организации представляют в уполномоченный орган сведения только по операциям, которые соответствуют направлениям их деятельности. Значит, отчитаться перед Росфинмониторингом нужно и по таким, "неазартным", операциям вне зависимости от того, говорится о них в правилах внутреннего контроля или нет *(3).
В.С. Соколов
"Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, сентябрь-октябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Положение о порядке осуществления федеральной службой по финансовому мониторингу контроля за исполнением организациями Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, утв. Приказом Минфина РФ от 26.12.2006 N 183н.
*(2) Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
*(3) См. Постановление девятого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2006 N 09АП-3827/06-АК.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"