Особенности рассмотрения трудовых споров, связанных с разглашением
охраняемой законом тайны
Трудовые споры, связанные с разглашением охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), представляют определенную сложность при разрешении в суде.
О возможности включения в трудовой договор условия неразглашения работником сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, ставших известными работнику в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, нашло отражение впервые в ст. 15 КЗоТ РФ, дополненной в 1998 году частью второй, которая указывала, что в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными актами РФ, в трудовом договоре могут содержаться условия неразглашения работником сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, ставших известными работнику в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Эта норма права была инкорпорирована в ТК РФ и нашла свое отражение в ст. 57 ТК РФ, а дисциплинарная ответственность за невыполнение условий трудового договора в связи с разглашением охраняемой законом тайны определена подп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, согласно которой трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника.
При разрешении данной категории дел суду необходимо установить обстоятельства, имеющие значение для дела. В п. 43 постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в случае оспаривания работником увольнения по подп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что сведения, которые работник разгласил, в соответствии с действующим законодательством относятся к государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне, а также то, что данные сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей и он обязывался не разглашать такие сведения.
Дополняя и уточняя указанные разъяснения, необходимо отметить, что для правильного разрешения спора значимые обстоятельства должны определяться с учетом конкретного дела. К значимым обстоятельствами по данной категории дел следует также отнести следующие обстоятельства.
Брал ли работник на себя обязательства по неразглашению тайны - включено ли в трудовой договор, заключенный между работником и работодателем условие о неразглашении охраняемой законом тайны - государственной, служебной, коммерческой и иной (абзац 3 ч. 4 ст. 57 ТК РФ). Указанное условие может содержаться в дополнительном соглашении, заключенном между сторонами, которое является неотъемлемой частью трудового договора. Трудовой договор или соглашение могут иметь отсылочное указание на соблюдение работником локальных нормативных актов работодателя, должностных инструкций, при этом данные акты (индивидуально-определенные: дата, норм, наименование) должны содержать исчерпывающий перечень сведений, связанных с охраняемой тайной, за разглашение которых на работника может быть возложена дисциплинарная ответственность, с которыми работник должен быть ознакомлен под расписку.
Условие о неразглашении охраняемой законом тайны является необходимым условием трудового договора.
Допустил ли работник дисциплинарный проступок:
имел ли место факт разглашения и было ли разглашение именно тех сведений, которые в силу договора или соглашения являются охраняемыми и относятся ли разглашенные работником сведения к охраняемой тайне, а также стали ли разглашенные сведения известными работнику при исполнении им трудовых обязанностей;
не противоречит ли условие трудового договора (соглашения) о включении этих сведений в перечень охраняемых, действующему законодательству;
наличие виновных действий работника, разгласивших охраняемую тайну.
Лишь при наличии указанных обстоятельств (перечень которых нельзя назвать исчерпывающим) в совокупности можно говорить о наличии дисциплинарного проступка.
Под разглашением тайны понимается деяние (действие или бездействие), в результате которого охраняемая информация стала известной третьим лицам без согласия ее обладателя или вопреки установленным запретам.
Из анализа ст. 139 ГК РФ (абзац 2 п. 2) следует, что запрещается незаконными методами получать информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, а также разглашать полученную законными методами коммерческую информацию. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору.
Поэтому сам факт ознакомления работника с такого рода информацией не будет являться дисциплинарным проступком, если работодатель не докажет, что к указанной информации не было свободного доступа на законном основании и обладатель информации принял меры к охране ее конфиденциальности и в связи с ознакомлением с указанной информацией с учетом конкретных обстоятельств дела наступили неблагоприятные условия для работодателя. Лишь при наличии совокупности всех указанных обстоятельств данный факт можно рассматривать в качестве дисциплинарного проступка.
Например, Б. был уволен по подп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. В приказе об увольнении в качестве основания указано, что он уволен за факт несанкционированного доступа к закрытой информации (коммерческой тайне). Суд обоснованно удовлетворил требования истца, восстановил на работе, так как законодатель указывает, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем за дисциплинарный проступок в виде разглашения охраняемой тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Законодатель не указывает в качестве дисциплинарного проступка факт несанкционированного доступа к закрытой информации, как на основание увольнения по подп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, при этом не лишает возможности работодателя на привлечение работника (специального субъекта) к дисциплинарной ответственности по данному основанию.
ТК РФ не дает определений государственной, коммерческой и служебной тайны.
Норма права должна быть доступной как для понимания, так и для применения, а учитывая социальный характер трудового права, законодатель должен стремиться к урегулированию всех возможных правоотношений, в том числе, связанных с заключением и расторжением трудового договора, и устранению в законодательстве пробелов. Подпункт "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ должен раскрывать понятия государственной, коммерческой и служебной тайны.
Однако, как отмечает О.Н. Садиков: "Законодательное урегулирование не бывает беспробельным", поэтому правоприменитель должен и может руководствоваться аналогией закона и аналогией права при разрешении конкретного трудового спора.
В пункте 3 ст. 11 ГПК РФ законодатель предоставил судам в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, возможность применения нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешать дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогии права).
Учитывая, что ТК РФ не содержит понятий охраны государственной, коммерческой и служебной тайны, поэтому, разрешая споры по данной категорией дел, судам следует руководствоваться нормами гражданского права (при отсутствии таких понятий, как аналогия закона и аналогия права в действующем трудовом законодательстве) и специальными законами.
При этом законодатель не исключает, что иные нормативные правовые акты Российской Федерации, могут содержать нормы трудового права (ч. 1 ст. 13 ТК РФ).
Понятие правовых категорий государственная, служебная и коммерческая тайна дано в Гражданском кодексе РФ, они получили дальнейшее развитие в специальных законах, но эти понятия являются значимыми обстоятельствами и в трудовых правоотношениях при разрешении конкретных трудовых споров по рассматриваемой категории дел.
Согласно ст. 139 ГК РФ служебная и коммерческая тайна - это информация, которая составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами (ч. 1 ст. 139 ГК РФ).
Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными ГК РФ и другими законами (ч. 2 ст. 139 ГК РФ).
Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору (ч. 3 ст. 139 ГК РФ).
Увольнение по подп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ является одним из способов защиты нарушенного права работодателя.
Следующим значимым обстоятельством при разрешении данного вида трудовых споров является наличие установленного режима тайны в отношении разглашенной информации, так как только такая конфиденциальная информация подлежит защите, а работник может быть уволен за ее разглашение.
Правовой режим государственной и коммерческой тайны регулируется специальными законами: Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" и ФЗ от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ).
Согласно ст. 10 ФЗ "О коммерческой тайне" режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, совокупности мер направленных на охрану коммерческой тайны:
определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
включение в трудовые договоры с работниками условий, предусматривающих ответственность за разглашение коммерческой тайны;
нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации:
должны быть назначены ответственные за сохранность коммерческих сведений и за соблюдение "тайного" режима.
Работодатель должен создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного режима коммерческой тайны.
Организация труда работника и создание необходимых условий для исполнения им своей трудовой функции является обязанностью работодателя в силу требований ч. 2 ст. 22 ТК РФ. В этой связи работодатель должен обеспечить работника необходимым оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей - для работы с информацией, составляющей коммерческую тайну.
Правила обращения со сведениями, составляющими коммерческую тайну, утверждаются работодателем в виде локального акта, с которыми работник должен быть ознакомлен под роспись.
Часть 5 ст. 10 ФЗ "О коммерческой тайне" называет обстоятельства, освобождающие работника от ответственности за разглашение коммерческой тайны: непреодолимая сила, крайняя необходимость и неисполнение работодателем обязанности по обеспечению режима коммерческой тайны.
Режим государственной тайны определен Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне".
Перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне определен ст. 5 Закона "О государственной тайне" и Указом Президента РФ "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне" в редакции Указа от 11 февраля 2006 г. N 90.
Порядок допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне определен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. N 1050 "Об утверждении и Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" (в ред. постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 N 475, от 15.11.2004 N 637).
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с утверждаемым Президентом РФ перечнем лиц, наделенных полномочиями относить сведения к государственной тайне.
Служебная тайна как особый объект охраняемый от разглашения не нашел выражение в специальном законе. Общие условия, когда информация может приобретать характер служебной тайны, определяются в ст. 139 ГК РФ.
В подп. 2 п. 4 ст. 24 ФЗ "О государственной службе в Российской Федерации" имеется указание, что в служебном контракте могут предусматриваться условия о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений.
К вопросу о понятии служебной тайны обращались многие авторы. Так, А.К. Гаврилов считает, что служебная тайна - это информация, которая стала доступной гражданину при исполнении им своих служебных (трудовых) обязанностей.
По утверждению А.О. Куликова, "к служебной тайне следует относить информацию о деятельности государственных органов (управления, контролирующих, правоохранительных и т.д.) и их служащих, представляющую не коммерческий, а государственный интерес, и информацию, составляющую коммерческую тайну субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, полученную государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на него функций".
В.Н. Лопатин говорит, что "служебная тайна - это защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах или органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости".
Служебную тайну составляет несекретная информация, касающаяся деятельности государственных органов, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью. Состав информации, доступ граждан к которой ограничивается в интересах обеспечения функций государственного органа и которая относится к служебной тайне, определяет руководитель государственного органа; он несет ответственность и за организацию ее охраны.
Таким образом, под служебной, профессиональной иной охраняемой законом тайной понимается несекретная информация о деятельности государственных органов, ограничение на распространение которой обусловлено служебной необходимостью. Руководитель государственного органа несет ответственность за охрану служебной тайны, устанавливает состав информации, доступ к которой ограничивается в интересах обеспечения реализации функций государственного органа. Служебная тайна должна обладать тремя признаками: соответствующая информация неизвестна третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, обладатель информации принимал меры для конфиденциальности (ст. 139 ГК РФ).
Для обеспечения сохранности государственной, коммерческой, служебной и иной тайны законодатель предусмотрел юридическую ответственность за ее разглашение - дисциплинарную, материальную и уголовную.
Право работодателя на привлечение работника к ответственности (дисциплинарной или материальной) за разглашение государственной, коммерческой, служебной и иной тайны является одним из способов защиты указанной информации, обладателем которой является работодатель.
Законодатель предоставил право работодателю расторгнуть трудовой договор с работником за однократное нарушение трудовых обязанностей, выразившееся в разглашении охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника (подп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
При разрешении спора необходимо иметь в виду, что условия трудового договора о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашении персональных данных другого работника, не ограничивает прав и свобод российских граждан не противоречит Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сентября 1953 г., в новой редакции действует с 1 ноября 1998 г.
Согласно п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только тем ограничениям, какие установлены законом, исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Права и свободы конкретной личности при их реализации могут быть ограничены правами и свободами других лиц*(1).
Разрешая заявленные требования суд должен не только правильно определить на кого возложить бремя доказывания тех или иных обстоятельств, но и правильно определить, какие доказательства имеют значение для рассмотрения и разрешения дела (ст. 59 ГПК РФ).
Трудовой договор, а также дополнительное соглашение к трудовому договору - это двусторонний правовой акт, регулирующий взаимоотношения сторон трудового договора - работника и работодателя. Должностная инструкция - это односторонний правовой акт, утвержденный работодателем, с которым работник ознакомился и если в трудовом договоре отсутствует указание на то, что работник взял на себя обязательство выполнять должностную инструкцию (обозначенную как индивидуально правовой акт: дата, номер, кем утверждена и ее название), то руководствуясь ст. 60 ГПК РФ о допустимости доказательств следует прийти к выводу, что должностная инструкция не может подменить собой трудовой договор или соглашение к трудовому договору, а следовательно, не является доказательством, подтверждающим заключение с работником трудового договора, условием которого является неразглашение тайны.
Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации, принадлежит обладателю такой тайны и определено ФЗ "О коммерческой тайне" от 15 июля 2004 г. N 98-ФЗ (с послед., изм. и доп.). Данным законом, в частности, установлен перечень сведений, которые не могут составить коммерческую тайну. Однако, несмотря на установленный запрет, такие сведения на практике включаются в трудовой договор. Не являются, например, коммерческой тайной сведения, содержащиеся в учредительных документах и Уставе организации, сведения об обязательных платежей в государственный бюджет, о платежеспособности организации, поэтому за разглашение указанных сведений у работодателя нет оснований для привлечения работника к дисциплинарной ответственности.
По мнению А.К. Гаврилова: "Информация любого рода может считаться коммерческой, если из нее можно извлечь выгоду. Кроме технической и технологической информации к коммерческой можно отнести экономическую, организационную, политическую, научную информацию. Информация о состоянии здоровья, о материальном положении, даже о привычках отдельных лиц также может составлять коммерческую тайну".
Обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, является то, что информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Указанная информация в силу указания Гражданского кодекса РФ и ФЗ "О коммерческой тайне" должна обладать действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу неизвестности ее третьим лицам.
А.О. Куликов говорит, что, несмотря на то, что ст. 139 Гражданского кодекса РФ объединяет понятия "коммерческая тайна" и "служебная тайна", в теории права и юридической литературе обычно эти понятия разделяются на два разных института охраняемой законом тайны: первая относится к сфере гражданского (частного) права, вторая - к сфере публичного права. Разновидностями служебной тайны являются налоговая тайна, тайна следствия, др.
К иной охраняемой законом тайне в соответствии с федеральными законами относятся банковская (если она не является коммерческой и государственной), адвокатская, врачебная (медицинская), аудиторская тайна, тайна связи и другие.
Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в подп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ внесены дополнения: указано в качестве основания для расторжения трудового договора с работником, как "разглашение персональных данных работника". По данному основанию могут быть уволены лица, обладающие информацией о персональных данных работника. По этому основанию могут быть уволены руководители и специалисты кадровых служб, отделов организации и оплаты труда, бухгалтерий.
Правовой основной для включения в трудовой договор, заключаемый с работником, условий о неразглашении служебной или иной охраняемой законом тайны преимущественно являются федеральные законы, устанавливающие основные обязанности лиц, которым предоставляется доступ к охраняемой законом информации в связи с исполнением работником своих служебных или трудовых обязанностей.
Л.А. Ломакина,
Федеральный судья Московского городского суда,
кандидат юридических наук
"Российская юстиция", N 8, август 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Анисимов Л.Н. Трудовой договор и индивидуальные трудовые споры. М., 2004. С. 127.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Особенности рассмотрения трудовых споров, связанных с разглашением охраняемой законом тайны
Автор
Л.А. Ломакина - Федеральный судья Московского городского суда, кандидат юридических наук
"Российская юстиция", 2007, N 8