г. Пермь |
|
23 января 2012 г. |
Дело N А50П-610/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л. Х.,
судей Ясиковой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя (Общество с ограниченной ответственностью "Птицефабрика "Менделеевская") (ОГРН 1115933000193, ИНН 5933008039): извещен надлежащим образом, представители не явились;
от заинтересованного лица (Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю) (ОГРН 1025900536749, ИНН 5902290360): Карпушев И.Б., представитель по доверенности от 10.01.2012, предъявлен паспорт;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Птицефабрика "Менделеевская" на решение Арбитражного суда Пермского края Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г.Кудымкаре от 23 сентября 2011 года по делу N А50П-610/2011, принятое судьей Даниловым А.А.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Птицефабрика "Менделеевская"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
о признании решения недействительным,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Птицефабрика "Менделеевская" (далее по тексту ООО "Птицефабрика "Менделеевская", Общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с требованиями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (УФАС По Пермскому краю, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 24.06.2011 по делу N 258-11-а о нарушении антимонопольного законодательства (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, л.д. 32).
Решением арбитражного суда от 23.09.2011 (резолютивная часть решения оглашена 19.09.2011) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить как принятое при неправильном применении действующего законодательства, заявленные требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе ее подателем приведены доводы о том, что Общество не относится к организациям коммунального комплекса, обязанность по осуществлению деятельности по очистке сточных вод на него не возложена, принятие решения о заключении договора с ООО "Водолей" на очистку сточных вод осуществляется исключительно Обществом с учетом принципов, предусмотренных гражданским законодательством (ст. 421 ГК РФ).
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направил, что в порядке п. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в судом.
Заинтересованным лицом представлен письменный отзыв с возражениями на доводы апелляционной жалобы, решение суда сторона по делу оценивает как законное и обоснованное. В заседание суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по жалобе ООО "Водолей" на действия ОАО "Птицефабрика "Менделеевская", выразившиеся в незаконном установлении завышенной платы услуг по очистке сточных вод на 2010-2011 годы, УФАС по Пермскому краю возбуждено дело по N 258-11-а по признакам нарушения п.п. 3, 10 ч.1 ст.10 Федерального закона "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения дела Комиссией УФАС по Пермскому краю принято решение от 24.06.2011, которым ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" признано занимающим доминирующее положение на рынке услуг по сбору и очистке сточных вод в границах присоединенных сетей, принадлежащих Обществу, расположенных в географических границах д.Савино муниципального образования Менделеевское сельское поселения Карагайского района Пермского края; в действиях Общества установлено нарушение п.п. 3, 10 ч.1 ст.10 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившиеся в: 1) навязывании невыгодных для ООО "Водолей" условий договора возмездного оказания услуг в части оплаты за услугу по сбору и очистке сточных вод; 2) нарушении установленного нормативными актами порядка ценообразования при взимании платы за оказание услуги по сбору и очистке сточных вод.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании решения недействительным.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности принятого УФАС по Пермскому краю решения.
Данный вывод является правильным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
В силу ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и(или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и(или) прямо не предусмотренные нормативными правовыми или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования) (пункт 3); нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10).
По смыслу приведенных норм для квалификации действий хозяйствующего субъекта как несоответствующих п.п. 3, 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольному органу необходимо установить одновременно следующие обстоятельства: наличие у субъекта доминирующего положения на хозяйственном рынке; наличие действий по навязыванию; доказательства невыгодности навязываемых условий договора или неотносимости данных условий к предмету договора (экономически и технологически необоснованные требования, не предусмотренные законом); нарушение установленного порядка ценообразования.
В силу ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. В частности, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" является владельцем очистных сооружений, построенных непосредственно для очистки сточных вод предприятия (свидетельство о государственной регистрации права от 21.03.2006 N 59-59-03/002/2006-86).
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства УФАС по Пермскому краю установлено и не опровергается заявителем, что на территории д. Савино Менделеевского сельского поселения Карагайского района иных очистных сооружений, кроме принадлежащих Обществу не имеется. Изначально, при строительстве данных очистных сооружений, предусматривалось, что они будут использоваться для нужд населения поселка.
При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства УФАС по Пермскому краю установлено, что Общество имеет 100% доли на рынке услуг по сбору и очистке сточных вод в географических границах д.Савино Менделеевского сельского поседения. Данное обстоятельство подтверждается выполненным антимонопольным органом Анализом состояния конкурентной среды на рынке услуг по сбору и обработке сточных вод в географических границах д.Савино Менделеевского сельского поселения Карагайского района Пермского края, в границах присоединенных сетей, принадлежащих ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" за 2009-2010 годы (л.д.88).
Приказом УФАС по Пермскому краю N 417-п от 25.02.2011 Общество включено в краевой Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке услуг по сбору и обработке сточных вод в границах д. Савино Менделеевского сельского поселения Карагайского района Пермского края.
Следовательно, предусмотренные ст. 10 Закона о защите конкуренции запреты для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенных товаров (работ, услуг), в полной мере распространяются на деятельность Общества.
Согласно п. 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемым абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
По общему правилу, условия договора определяются по усмотрению сторон (п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и(или) органами местного самоуправления.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и(или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
В соответствии с п. 2 ст. 3 упомянутого Федерального закона регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 210-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ) с 13.08.2010 тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в том числе тарифы на услуги по приему и очистке сточных вод, подлежат установлению уполномоченными органами регулирования субъектов Российской Федерации. До вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ (до 12.08.2010) тарифы на услуги по приему и очистке сточных вод устанавливались органами местного самоуправления.
В соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 N 14-п, органом, устанавливающим тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на территории Пермского края, определена Региональная энергетическая комиссия.
ООО "Водолей" является единственным предприятием коммунального комплекса в Менделеевском сельском поселении, оказывающим услуги по водоснабжению и водоотведению для проживающих в этом поселении граждан и осуществляющих хозяйственную деятельность юридических лиц.
ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" в период с 2008 по 2011 год оказывало услуги ООО "Водолей" по очистке стоков с канализационных насосных станций д. Савино на собственных производственных очистных сооружениях на основании договора возмездного оказания услуг.
Таким образом, ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" как организация, фактически осуществляющая эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры (объектов) для оказания услуг по приему и очистке сточных вод, относится к организациям коммунального комплекса; тарифы на услуги по приему и очистке сточных вод, применяемые Обществом, должны быть урегулированы уполномоченными органами в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ.
Антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что Общество не обращалось за установлением тарифа на оказание услуг по приему и очистке сточных вод ни в администрацию муниципального образования Менделеевске сельское поселение, ни в РЭК Пермского края.
Таким образом, факт нарушения Обществом п.10 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции материалами дела подтвержден.
При рассмотрении вопроса о совершении Обществом действий по навязыванию невыгодных условий договора, запрет на совершение которых установлен п. 3 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольным органом установлено и отражено в оспариваемом решении, что по условиям договора, заключенного ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" с ООО "Водолей", стоимость оказываемых Обществом услуг по приему и очистке стоков составляла в 2008 году - 11,23 руб., договором от 30.11.2009 установлена цена 28,59 руб. за один куб. метр стоков. ООО "Водолей" было вынуждено подписать договор от 30.11.2009 года, поскольку письма ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" от 02.12.2008, 22.06.2009, 24.08.2009 содержали предупреждение о прекращении приема сточных вод от населения. В результате заключения договора на невыгодных условиях ООО "Водолей" понесло убытки, что подтверждается сведениями об экономической деятельности Общества, согласно которым убытки предприятия составили: за 2008 год - 72 т.руб., за 2009 год - 460 т.руб., за 2010 - 486 т.руб, задолженность перед ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" за 3 месяца 2011 года составила 486 т.руб.
Учитывая изложенное суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что факт нарушения, выразившегося в экономически и технологически необоснованном навязывании невыгодных для ООО "Водолей" условий договора по оплате за услугу по сбору и очистке сточных вод в нарушение установленного п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрета в деятельности Общества подтвержден.
Таким образом оспариваемое решение УФАС по Пермскому краю является законным, обоснованным и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Возражения апеллятора о том, что Общество не относится к организациям коммунального комплекса, подлежат отклонению как не соответствующие п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства дела, оценка которым дана в соответствии с требованиями законодательства, не допущено нарушений норм процессуального права, поэтому апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы госпошлина подлежит возврату.
Руководствуясь ст. ст. 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г.Кудымкаре от 23 сентября 2011 года по делу N А50П-610/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Птицефабрика "Менделеевская" - без удовлетворения.
Обществу с ограниченной ответственностью "Птицефабрика "Менделеевская" возвратить из федерального бюджета 1000 (Одну тысячу) рублей госпошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченной по платежному поручению от 25.10.2011 N 942.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г.Кудымкаре.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Л.Ю. Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении вопроса о совершении Обществом действий по навязыванию невыгодных условий договора, запрет на совершение которых установлен п. 3 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольным органом установлено и отражено в оспариваемом решении, что по условиям договора, заключенного ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" с ООО "Водолей", стоимость оказываемых Обществом услуг по приему и очистке стоков составляла в 2008 году - 11,23 руб., договором от 30.11.2009 установлена цена 28,59 руб. за один куб. метр стоков. ООО "Водолей" было вынуждено подписать договор от 30.11.2009 года, поскольку письма ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" от 02.12.2008, 22.06.2009, 24.08.2009 содержали предупреждение о прекращении приема сточных вод от населения. В результате заключения договора на невыгодных условиях ООО "Водолей" понесло убытки, что подтверждается сведениями об экономической деятельности Общества, согласно которым убытки предприятия составили: за 2008 год - 72 т.руб., за 2009 год - 460 т.руб., за 2010 - 486 т.руб, задолженность перед ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" за 3 месяца 2011 года составила 486 т.руб.
Учитывая изложенное суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что факт нарушения, выразившегося в экономически и технологически необоснованном навязывании невыгодных для ООО "Водолей" условий договора по оплате за услугу по сбору и очистке сточных вод в нарушение установленного п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрета в деятельности Общества подтвержден.
...
Возражения апеллятора о том, что Общество не относится к организациям коммунального комплекса, подлежат отклонению как не соответствующие п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ."
Номер дела в первой инстанции: А50П-610/2011
Истец: ООО "Птицефабрика "Менделеевская"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6670/12
02.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6670/12
21.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6670/12
05.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2354/12
23.01.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12108/11
23.11.2011 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12108/11
08.11.2011 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12108/11
23.09.2011 Решение ПСП Арбитражного судов Пермского края в г.Кудымкаре N А50П-610/11
10.08.2011 Определение ПСП Арбитражного судов Пермского края в г.Кудымкаре N А50П-610/11