город Воронеж |
|
17 января 2012 г. |
Дело N А14-4788/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 января 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи - Михайловой Т.Л.,
судей Ольшанской Н.А.,
Скрынникова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже на решение арбитражного суда Воронежской области от 29.09.2011 по делу N А14-4788/2011 (судья Федосова С.С.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Техавтокомплект" (ОГРН 1023601554382) к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже о признании частично незаконным решения,
при участии в судебном заседании:
от страхователя: Ломец С.Г., представителя по доверенности б/н от 18.05.2011,
от органа Пенсионного фонда: Лоншаковой С.В., представителя по доверенности N 01-32/12 от 10.01.2012,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Техавтокомплект" (далее - общество "Техавтокомплект", страхователь) обратилось в арбитражный суд Воронежской области с заявлением (с учетом уточнений) к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже (далее - орган Пенсионного фонда, управление, фонд) о признании незаконным решения N 046 032 11 РК 0003175 от 26.04.2011 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносов" в части привлечения к ответственности за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год в виде штрафа в сумме 5 212,50 руб.
Решением арбитражного суда Воронежской области от 29.09.2011 заявленные требования удовлетворены, а именно, решение управления Пенсионного фонда в г. Воронеже N 046 032 11 РК 0003175 от 26.04.2011 признано незаконным в оспариваемой части и на фонд возложена обязанность устранить допущенные указанным решением нарушения прав и законных интересов общества "Техавтокомплект".
Одновременно решением суда от 29.09.2011 с органа Пенсионного фонда в пользу общества "Техавтокомплект" взысканы судебные расходы в виде государственной пошлины, уплаченной обществом при обращении в арбитражный суд в сумме 4 000 руб. (2 000 руб. - за подачу заявления о признании недействительным решения о привлечении к ответственности; 2 000 руб. - за подачу заявления о применении обеспечительных мер).
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, орган Пенсионного фонда обратился с апелляционной жалобой, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, в связи с чем просит решение суда области отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований страхователя.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на то, что представленными им в материалы дела документами (извещением о доставке от 09.03.2011, распечаткой из АРМ приема Пенсионного фонда России) подтверждается, что расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам формы РСВ-1 ПФР за отчетный период 2010 год был представлен обществом "Техавтокомплект" в орган Пенсионного фонда по электронным каналам связи только 09.03.2011. Ранее этой даты, а именно, в установленный законодательством срок до 16.02.2011 расчет за 2010 год обществом не представлялся, что подтверждается отсутствием в АРМ приема Пенсионного фонда России соответствующих сведений.
Сделанный судом области при рассмотрении спора вывод о том, что расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год был направлен страхователем фонду по телекоммуникационным каналам связи 14.02.2011, фонд считает необоснованным. В указанную дату, как утверждает фонд, страхователем был представлен лишь уточненный расчет по страховым взносам за 9 месяцев 2010 года, не принятый фондом по причине допущенных в нем ошибок.
Имеющаяся в материалах дела расписка в приеме пачки документов N 28/1402-2011 с указанной в ней датой приема 15.02.2011, как считает фонд, не подтверждает факт представления страхователем расчета за 2010 год, так как выдана ошибочно, о чем фондом сообщено страхователю с одновременной выдачей расписки от 27.04.2011 N 29/164-2011.
Также утверждение страхователя о представлении расчета за 2010 год 14.02.2011 опровергается, по мнению фонда, ответом телекоммуникационной компании "Контакт", подтвердившей, что в указанную дату обществом "Техавтокомплект" была совершена отправка лишь одного файла.
С учетом изложенного, управление Пенсионного фонда считает, что обжалуемый им судебный акт принят с нарушением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о правилах оценки доказательств, поскольку судом при принятии решения по делу оценка представленным фондом доказательствам не дана, а в основу решения положены лишь доказательства, представленные страхователем.
Кроме того, орган Пенсионного фонда не согласен со взысканием с него судебных расходов по делу.
Общество с ограниченной ответственностью "Техавтокомплект" в письменных возражениях на апелляционную жалобу возразило против ее удовлетворения, указав, что решение арбитражного суда является законным и обоснованным, судом полно исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.
Как настаивает страхователь, 14.02.2011 им были представлены фонду два расчета - уточненный за 9 месяцев 2010 года и за 2010 год, в доказательство чего у страхователя имеются копии электронных страниц истории сдачи с указанной в них датой отправки 14.02.2011, а также документы, выданные самим фондом.
При этом, уточненный расчет за 9 месяцев 2010 года был получен фондом, но не принят к обработке, о чем имеется квитанция о получении от 14.02.2011 и протокол входного контроля от 20.02.2011.
В отношении расчета за 2010 год фондом выдана расписка о получении пачки документов, датированная 15.02.2011, свидетельствующая о том, что страхователем были произведены действия по отправке отчета, однако, фондом действия по принятию или отказу в принятии данного документом не совершены, протокол входного контроля в адрес страхователя не направлен.
09.03.2011 расчет за 2010 год был представлен фонду повторно и не принят им к обработке. Основанием повторного представления расчета, как указывает страхователь, явился выяснившийся в результате переговоров с фондом факт неполучения им первоначально представленного расчета.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, письменных пояснений органа Пенсионного фонда и общества "Техавтокомплект", заслушав пояснения представителей фонда и страхователя, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции надлежит оставить без изменения.
Из имеющихся в материалах дела документов усматривается, что управлением Пенсионного фонда в г. Воронеже на основании представленного обществом с ограниченной ответственностью "Техавтокомплект" 09.03.2011 расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2010 год формы РСВ-1 ПФР установлен факт несвоевременного представления страхователем названного расчета.
Проведя камеральную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов представленного страхователем расчета, орган Пенсионного фонда составил акт камеральной проверки от 28.03.2011 N 04603230003117, в котором зафиксировал факт нарушения страхователем установленного статьей 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ срока представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на 22 дня.
По результатам рассмотрения акта проверки 26.04.2011 заместителем начальника управления Пенсионного фонда в г. Воронеже было вынесено решение N 046 032 11 РК 0003175 о привлечении общества "Техавтокомплект" к ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 37 972,30 руб. за нарушение Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, выразившееся в представлении расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год с нарушением срока на 16 календарных дней. Также данным решением обществу были начислены пени в общей сумме 927,34 руб.
Не согласившись с решением N 046 032 11 РК 0003175 от 26.04.2011, общество оспорило его в вышестоящий орган Пенсионного фонда. Решением отделения Пенсионного фонда по Воронежской области от 10.06.2011 N 18 оспариваемое решение управления Пенсионного фонда в г. Воронеже изменено в части привлечения к ответственности в виде взыскания штрафа, который определен в сумме 5 212,50 руб.
Полагая, что решение управления Пенсионного фонда по г. Воронежу N 046 032 11 РК 0003175 от 26.04.2011 (в редакции решения отделения Пенсионного фонда по Воронежской области от 10.06.2011 N 18) нарушает его права и законные интересы, общество "Техавтокомплект" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным в части взыскания штрафа в сумме 5 212,50 руб., ссылаясь при этом, что фактически спорный расчет был представлен им фонду ранее - 14.02.2011, о чем у него имеется выданная фондом расписка в приеме документов за входящим номером 28/1402-2011 от 15.02.2011.
Суд первой инстанции при принятии судебного акта по результатам рассмотрения возникшего спора по существу исходил из того, что представленными управлением Пенсионного фонда документами не доказана вина общества "Техавтокомплект" в совершении вменяемого ему правонарушения, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Считая решение суда первой инстанции в целом правомерным, апелляционная коллегия, оставляя его без изменения, исходит из следующего.
В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Федеральный закон N 212-ФЗ) основанием для привлечения плательщика страховых взносов на обязательное страхование к ответственности является совершение им нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, под которым названной нормой понимается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие), за которое названным Федеральным законом установлена ответственность.
Ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных Федеральным законом N 212-ФЗ, несут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица в случаях неисполнения ими обязанностей, предусмотренных названным Федеральным законом (статья 41 Федерального закона N 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 42 Федерального закона N 212-ФЗ виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).
Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
Статьей 43 Федерального закона N 212-ФЗ установлены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения. В том числе, кроме обстоятельств, перечисленных в пунктах 1-3 части 1 названной статьи, исключающими вину лица в совершении правонарушения могут быть иные обстоятельства, признанные таковыми судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, как это следует из части 4 пункта 1 статьи 43 названного Закона.
При наличии обстоятельств, указанных в части 1 статьи 43 Федерального закона N 212-ФЗ, лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения.
Таким образом, в силу статей 40, 42, 43 Закона лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения при отсутствии события вменяемого правонарушения, отсутствии вины лица в совершении правонарушения, наличии обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения.
На основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации, индивидуальные предприниматели), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу статьи 18 этого же Закона, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
Сумма страховых взносов, согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ установлена обязанность страхователя представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Согласно подпункту 1 пункта 9 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действующей в спорном периоде) плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В силу части 1 статьи 46 Федерального закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный названным Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Из изложенного следует, что основанием для привлечения плательщика страховых взносов, производящего выплаты физическим лицам, к ответственности, предусмотренной названной нормой, является виновное (умышленное или по неосторожности) непредставление им в установленный статьей 15 Федерального закона N 212-ФЗ срок (в том числе, представление с нарушением срока) в орган Пенсионного фонда расчетов по страховым взносам за расчетный и отчетные периоды.
Порядок привлечения страхователя к ответственности установлен главой 5 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 Федерального закона N 212-ФЗ, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно пункту 6 Требований к составлению акта камеральной проверки (Приложение N 25 к Приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов"), описательная часть акта камеральной проверки должна содержать: сведения о выявленной недоимке по страховым взносам; сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки.
В силу пункта 5 статьи 38 Федерального закона N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Пунктом 1 статьи 39 названного Федерального закона установлено, что акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 этого Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ при рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.
Должностное лицо, рассматривающее материалы проверки, должно исследовать представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась проверка, документы, представленные в органы контроля за уплатой страховых взносов при проведении камеральных или выездных проверок указанного лица, и иные документы, имеющиеся у органа контроля за уплатой страховых взносов (пункт 5 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ).
На основании исследования представленных документов и обстоятельств, изложенных в акте проверки, руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в ходе рассмотрения материалов проверки должен установить: совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного Федеральным законом N 212-ФЗ; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного Федеральным законом N 212-ФЗ; а также выявить обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного Федеральным законом N 212-ФЗ, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного Федеральным законом N 212-ФЗ (пункт 6 статьи 39 названного Закона).
Пункт 7 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ предоставляет право лицу, рассматривающему материалы налоговой проверки, в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах или отсутствия таковых, вынести решение об истребовании необходимых документов в соответствии со статьей 37 названного Федерального закона.
В силу пункта 8 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Согласно пункту 9 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
Таким образом, надлежащее отражение в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, конкретных фактов выявленного правонарушения, обстоятельств его совершения, а также документов, подтверждающих выявленные нарушения, является необходимой гарантией прав страхователя на представление возражений относительно обстоятельств, отраженных в акте и полноценное участие в рассмотрении материалов проверки.
Решение о привлечении страхователя к ответственности должно быть основано на документально подтвержденных фактах правонарушений, отраженных в акте. Иные фактические обстоятельства, не отраженные в акте проверки и не установленные на основании дополнительно истребованных документов в порядке пункта 7 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ, не могут быть положены в основу решения.
Как усматривается из содержания акта N 04603230003117 от 28.03.2011, по итогам камеральной проверки органом Пенсионного фонда было выявлено нарушение обществом "Техавтокомплект" законодательства Российской Федерации о страховых взносах в виде представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год с нарушением установленного статьей 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ срока на 22 дня.
В решении N 046 032 11 РК 0003175 от 26.04.2011, принятом по результатам рассмотрения акта проверки N 04603230003117, указано на иной период нарушения страхователем срока представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год формы РСВ-1 ПФР - 16 календарных дней.
Документами, на основании которых установлено указанное нарушение, как это следует из акта камеральной проверки и решения по нему, является представленный страхователем расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год формы РСВ-1 ПФР и возражения на акт проверки.
Ссылок на иные доказательства, которыми установлен факт налогового правонарушения, в акте камеральной проверки и в решении по нему не имеется.
Между тем, из материалов рассматриваемого дела следует, что спорный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год был представлен страхователем в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Пунктом 10 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ) предусмотрено, что плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, указанные в части 9 настоящей статьи, в орган контроля за уплатой страховых взносов по установленным форматам в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, если иной порядок представления сведений, отнесенных к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации. Плательщики страховых взносов и вновь созданные организации (в том числе при реорганизации), у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 50 человек и менее, вправе представлять расчеты, указанные в части 9 настоящей статьи, в форме электронных документов в соответствии с требованиями настоящей части. При представлении расчетов в форме электронных документов орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить подтверждение приема указанных расчетов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Порядок и особенности обмена документами в электронной форме по телекоммуникационным каналам в системе органов Пенсионного фонда определен Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации, распоряжением которого от 11.10.2007 N 190р утверждены Технология, Регламент и Протокол обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации (СЭД ПФР), а также Регламент обеспечения безопасности информации при защищенном обмене электронными документами в СЭД ПФР по телекоммуникационным каналам связи.
Пунктом 7 Технологии обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в СЭД ПФР предусмотрено, что абонент СЭД ПФР осуществляет обмен документами с соответствующим органом Пенсионного фонда в электронном виде с ЭЦП по каналам связи, используя для этого программное обеспечение абонента.
При представлении абонентами-страхователями индивидуальных сведений о застрахованных лицах абонент соблюдает следующий порядок:
- формирует файлы со сведениями о застрахованных лицах и иными необходимыми сведениями для отправки в орган Пенсионного фонда России;
- проверяет правильность подготовки отчета проверочной программой Пенсионного фонда России;
- обеспечивает достоверность передаваемых документов;
- после подготовки сведений о застрахованных лицах в требуемом формате подписывает их ЭЦП и в зашифрованном виде отправляет в орган Пенсионного фонда России.
При этом отправленные сведения считаются представленными своевременно, если дата их доставки в территориальный орган Пенсионного фонда России будет не позднее срока, установленного действующим законодательством Российской Федерации.
Факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с Протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, которую абонент-страхователь получает в течение 2 рабочих дней с момента отправки электронного документа и сохраняет ее.
Факт приема документов органом Пенсионного фонда России фиксируется соответствующим протоколом контроля, подтверждающим правильность формы представления документа (формата) и подлинность ЭЦП на документе. Названный документ страхователь получает от органа Пенсионного фонда в зашифрованном виде и подписанный его ЭЦП в течение 4 рабочих дней с момента отправки сведений в орган Пенсионного фонда.
После получения протокола страхователь отправляет в орган Пенсионного фонда квитанцию о доставке протокола контроля, подписанную ЭЦП, что является подтверждением получения протокола, а протокол контроля, подписанный ЭЦП органа Пенсионного фонда России и ЭЦП страхователя, сохраняет в архиве.
Если в протоколе содержится информация о том, что сведения о застрахованных лицах не прошли контроль, то страхователь устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру представления сведений.
При неполучении страхователем от органа Пенсионного фонда в установленное время квитанции о доставке сведений или протокола контроля сведений, он заявляет органу Пенсионного фонда о данном факте, выясняет причину отсутствия квитанции и при необходимости повторяет процедуру представления сведений.
Специалисты территориального органа Пенсионного фонда обязаны в течение 24 часов с момента поступления сведений от страхователя проверить подлинность ЭЦП абонента и отправить ему квитанцию о доставке сведений; в течение трех рабочих дней с момента поступления сведений проверить их программами Пенсионного фонда, оформить соответствующие протоколы контроля, заверить их ЭЦП органа Пенсионного фонда и направить в адрес страхователя в зашифрованном виде.
Таким образом, обмен документами между страхователем и органом Пенсионного фонда осуществляется в несколько этапов: отправка электронного документа страхователем; поступление его в орган Пенсионного фонда и выдача последним соответствующей квитанции о поступлении электронного документа страхователю; принятие документа фондом к обработке и выдача страхователю протокола о принятии документа к обработке или об отказе в принятии поступившего документа к обработке.
При необходимости, обусловленной сбоями в системе электронного документооборота, недостатками в оформлении отправленного страхователем документа, иными причинами, связанными с оформлением и отправкой документа, указанная процедура может быть повторена.
При этом, факт поступления соответствующего документа, а соответственно, и факт исполнения обязанности по представлению органу Пенсионного фонда сведений и документов, установленных законодательством о страховых взносах, фиксируется квитанцией о поступлении документа в орган Пенсионного фонда вне зависимости от дальнейшего принятия его к обработке или отказа от принятия к обработке.
Наличие у страхователя квитанции о поступлении документа в систему электронного документооборота фонда подтверждает факт исполнения им обязанности по представлению органу Пенсионного фонда сведений и документов, предусмотренных законодательством о страховых взносах и исключает возможность привлечения его к ответственности за неисполнение этой обязанности.
В соответствии с пунктом 9 Технологии обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в СЭД ПФР все споры, разногласия, требования, возникающие между участниками электронного документооборота, подлежат разрешению в соответствии с Регламентом обеспечения безопасности при защищенном обмене электронными документами в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации по телекоммуникационным каналам связи. Регламент является документом, обязательным для исполнения абонентом и специалистом органа Пенсионного фонда России и должен быть доведен до каждого абонента СЭД Пенсионного фонда России.
В разделе 6 Регламента установлен порядок организации разбора конфликтных ситуаций и споров, связанных с практикой применения ЭЦП.
Согласно пункту 6.1.1 данного раздела Регламента, возникновение конфликтных ситуаций может быть связано с формированием, доставкой, получением, подтверждением получения электронного документа, а также использованием в данных документах ЭЦП.
Конфликтные ситуации могут возникать в следующих случаях: неподтверждение подлинности защищенных электронных документов средствами проверки ЭЦП получателя; оспаривание факта идентификации владельца ЭЦП, подписавшего электронный документ; заявление отправителя или получателя электронного документа об его искажении; оспаривание факта отправления и (или) получения защищенного электронного документа; оспаривания времени отправления и (или) получения защищенного электронного документа; иные случаи возникновения конфликтных ситуаций.
Конфликтные ситуации разрешаются (урегулируются) сторонами в рабочем порядке и/или по итогам работы экспертной комиссии (пункт 6.1.2 Регламента).
Пунктом 6.2.1 Регламента установлено, что в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих, по мнению одной из сторон, о возникновении и/или наличии конфликтной ситуации, данная сторона (сторона-инициатор) незамедлительно извещает другую заинтересованную сторону о возможном возникновении и/или наличии конфликтной ситуации, обстоятельствах, свидетельствующих о ее возникновении или наличии, а также ее предполагаемых причинах.
Сторона, которой было направлено извещение о конфликтной ситуации (сторона-ответчик), обязана не позднее чем в течение следующего рабочего дня проверить наличие указанных в извещении обстоятельств и по необходимости принять меры по разрешению конфликтной ситуации со своей стороны (пункт 6.2.2 Регламента). В тот же срок сторона-ответчик извещает доступными способами сторону-инициатора о результатах проверки и, при необходимости, о мерах, принятых для разрешения конфликтной ситуации (пункт 6.2.2 Регламента).
При этом согласно пункту 6.3.1 Регламента конфликтная ситуация признается разрешенной в рабочем порядке в случае, если сторона-инициатор удовлетворена информацией, полученной в извещениях стороны-ответчика, и не имеет к ней претензий в связи с конфликтной ситуацией.
В соответствии с пунктами 6.3.2 и 6.4.1 Регламента в случае, если конфликтная ситуация не была разрешена в рабочем порядке, сторона-инициатор должна не позднее чем в течение трех рабочих дней после возникновения конфликтной ситуации направить уведомление о конфликтной ситуации и предложение о создании экспертной комиссии по разрешению конфликтной ситуации стороне-ответчику.
Экспертная комиссия должна быть сформирована сторонами, участвующими в разрешении конфликтной ситуации, не позднее чем на третий рабочий день после получения предложения и для нее устанавливается тридцатидневный срок работы, который по согласованию сторон может быть дополнительно продлен не более чем на тридцать дней (пункты 6.5.1, 6.5.3 Регламента).
В силу указаний пункта 6.7.2 Регламента по итогам работы экспертной комиссии составляется акт, являющийся основанием для принятия сторонами решения по урегулированию конфликтной ситуации (пункт 6.7.5 Регламента).
В соответствии с пунктом 6.1.3 Регламента в случае невозможности разрешения конфликтной ситуации в рабочем порядке и по итогам работы экспертной комиссии стороны разрешают конфликтную ситуацию в судебном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 10 Технологии обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в СЭД ПФР установлено, что для осуществления электронного документооборота в конкретном регионе заключается Соглашение между соответствующим управлением Пенсионного фонда и удостоверяющим центром (УЦ) абонентов СЭД, имеющих доверительные отношения с УЦ ПФР - Соглашение о совместных действиях по организации информационного обмена по телекоммуникационным каналам связи.
Соглашение определяет область совместных действий сторон, их права и обязанности, границы зон ответственности, порядок проведения профилактических мероприятий, ответственность сторон, порядок разрешения конфликтных ситуаций и споров, срок действия соглашения.
Таким образом, утвержденными Пенсионным фондом Российской Федерации подзаконными актами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, установлен определенный порядок обмена электронными документами по телекоммуникационным каналам связи и утверждены формы документов, которыми оформляются и подтверждаются факты совершения участниками электронного документооборота действий по отправке и получению, а также по подтверждению отправки и получения электронных документов по телекоммуникационным каналам связи.
Данный порядок должен быть оговорен сторонами электронного документооборота в Соглашении между ОПФР и УЦ Абонентов СЭД и является обязательным для участников Соглашения.
Документы, оформляемые при совершении действий по обмену электронными документами, также как и акт экспертной комиссии по урегулированию конфликтных ситуаций при обмене электронными документами, наряду с другими документами, оформляемыми органом Пенсионного фонда, являются доказательствами по делу о привлечении страхователя к ответственности за нарушение им законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Согласно материалам рассматриваемого дела, 15.01.2010 между управлением Пенсионного фонда в г. Воронеже и обществом с ограниченной ответственностью "Техавтокомплект" было заключено соглашение N 032-853 об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи, которым стороны урегулировали технические условия (раздел 2), порядок осуществления обмена электронными документами (раздел 3), а также права и обязанности сторон (раздел 4).
Пунктом 4.4 раздела 4 этого соглашения оговорено, что при возникновении споров, связанных с принятием или непринятием и (или) с исполнением или неисполнением электронного документа, стороны обязаны соблюдать порядок согласования разногласий в соответствии с Порядком обмена электронными документами в СЭД ПФР по телекоммуникационным каналам связи.
Следовательно, при возникновении конфликтной ситуации, связанной с отправкой страхователем и получением фондом электронных документов, стороны соглашения должны предпринять меры к выяснению спорных вопросов отправки и получения конкретного документа в рамках работы экспертной комиссии, в компетенцию которой входит осуществление технической экспертизы вопросов, связанных с электронным документооборотом.
При этом орган Пенсионного фонда, чье решение о привлечении к ответственности оспаривается страхователем, обязан, в силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса, представить суду доказательства законности принятия оспариваемого решения, а также наличия обстоятельств, послуживших основанием для принятия этого решения.
В рассматриваемой ситуации, по утверждению страхователя (общества "Техавтокомплект"), заключившего с управлением Пенсионного фонда соглашение от 15.01.2010 N 032-853 об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи, им 14.02.2011 был направлен в орган Пенсионного фонда посредством СЭД ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год формы РСВ-1 ПФР.
В обоснование данного обстоятельства страхователь представил суду распечатку страницы "отправленный расчет" из программного комплекса "СБиС++: электронная отчетность", содержащую сведения о расчете, отправленном обществом "Техавтокомплект" в адрес органа Пенсионного фонда 14.02.2011 посредством системы электронного документооборота.
В подтверждение факта получения фондом спорного расчета обществом представлена суду расписка за входящим номером 28/1402-2011 с датой 15.02.2011.
Также в материалах дела имеется письмо от 24.08.2011 N 1562 общества с ограниченной ответственностью "Компания "Тензор", являющегося разработчиком программного комплекса, используемого при отправке спорного документа, в котором сообщается, что в столбце "Дата" реестра отчетности автоматически указывается дата окончания отчетного периода, выбранного в заполняемой форме. Данное поле не предназначено для редактирования, его значение меняется лишь при выборе другого отчетного периода.
Возражения относительно вывода фонда о неисполнении им обязанности по представлению в установленный срок расчета по страховым взносам за 2010 год были заявлены страхователем на акт камеральной проверки, о чем указано в решении фонда N 046 032 11 РК 0003175.
Изложенное свидетельствует о том, что между страхователем и фондом возник спор о факте и времени отправления и получения электронного документа - расчета за 2010 год.
Названное обстоятельство является основанием для возбуждения процедуры разрешения возникшей конфликтной ситуации в порядке, предусмотренном Технологией, Регламентом и Протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, Регламентом обеспечения безопасности информации при защищенном обмене электронными документами в СЭД ПФР по телекоммуникационным каналам связи, а также соглашением об обмене электронными документами от 15.01.2010 N 032-853, заключенным между управлением Пенсионного фонда в г. Воронеже и обществом "Техавтокомплект".
При этом наличие у страхователя выданного фондом документа о поступлении в его систему электронного документооборота отправленного первым последнему 14.02.2010 расчета по страховым взносам за 2010 год - расписки в приеме документов за входящим номером 28/1402-2011 от 15.02.2011, возлагает на фонд обязанности по доказыванию фактов непоступления спорного документа и наличия вины страхователя в его непоступлении фонду в установленный законодательством срок.
Между тем фонд, утверждающий, что в первоначально выданной им страхователю расписке о получении отчета за 2010 год допущена опечатка в дате фактического поступления расчета, и ссылающийся в обоснование факта непредставления страхователем спорного расчета в установленный срок на сведения своего внутреннего документооборота, не предпринял меры по проведению технической экспертизы данной конфликтной ситуации в рамках работы экспертной комиссии, созданной в порядке, установленном нормативными правовыми актами, утвержденными Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации, также как и не представил доказательств недействительности выданной им расписки N 28/1402-2011 от 15.02.2011, содержащей сведения о том, что она оформлена в отношении расчета по страховым взносам за 2010 год, представленного 14.02.2011.
В указанной ситуации акт камеральной проверки, составленный фондом в одностороннем порядке, без учета требований о порядке разрешения конфликтной ситуации, не может являться доказательством совершения страхователем вменяемого ему правонарушения - непредставление органу Пенсионного фонда расчета по страховым взносам за 2010 год в установленный законодательством срок до 16.02.2011 года.
То обстоятельство, что страхователем данный расчет был представлен фонду 09.03.2011, не исключает и не опровергает само по себе факта первоначального представления этого же расчета 14.02.2011, поскольку Технология обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации допускает возможность повторного направления сведений, на что указывается в разделе 7 Технологии "Порядок обмена документами".
В то же время, так как в силу положений названного раздела Технологии отправленные сведения считаются представленными своевременно, если дата их доставки в территориальный орган Пенсионного фонда будет не позднее срока, установленного действующим законодательством Российской Федерации, а факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, а не протоколом контроля представленных документов, повторное представление документов за пределами установленного срока для их представления не свидетельствует о неисполнении страхователем обязанности по первоначальному представлению документов в срок.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, апелляционная коллегия признает правомерным вывод суда области о том, что в данном случае страхователем были произведены соответствующие действия по направлению расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год в установленный срок до 16.02.2011, а именно - 14.02.2011.
Следовательно, в его действиях отсутствует вина, являющаяся необходимым условием привлечения страхователя к ответственности за неисполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о страховых взносах.
Органом Пенсионного фонда достоверных и достаточных доказательств, опровергающих факт направления обществом в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде, в нарушение требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса, суду не представлено, вследствие чего он не доказал наличие оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, и законность принятого им решения о привлечении страхователя к ответственности,.
При изложенных обстоятельствах у суда области отсутствовали основания для отказа обществу "Техавтокомплект" в удовлетворении заявленного им требования о признании незаконным решения государственного учреждения - управления Пенсионного фонда в г. Воронеже N 046 032 11 РК 0003175 от 26.04.2011 в части привлечения к ответственности за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год в виде штрафа в сумме 5 212,50 руб.
Что касается расходов на уплату государственной пошлины в сумме 4 000 руб. (2 000 руб. - за подачу заявления о признании недействительным решения о привлечении к ответственности; 2 000 руб. - за подачу заявления о применении обеспечительных мер), обязанность по уплате которых по решению суда первой инстанции была возложена на орган Пенсионного фонда, то суд апелляционной инстанции, признавая решение суда в этой части также правомерным, исходит из следующего.
По смыслу пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд. Уплаченная государственная пошлина поступает в бюджет. Следовательно, отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.
Согласно статье 112 Арбитражного процессуального кодекса вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Правила распределения судебных расходов между лицами, участвующими в деле, установлены статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса. В силу части 1 данной статьи кодекса судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины (часть 1 статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса).
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком может оказаться государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса (пункт введен Федеральным законом от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), не должно влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов, поскольку законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов стороне, в пользу которой принят судебный акт, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 разъяснено, что согласно пункту 47 статьи 2 и пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Налогового кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета. Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа как стороны по делу.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.
Данная правовая позиция изложена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 13.11.2008 N 7959/08 по делу N А46-6118/2007.
По данному делу решением суда первой инстанции требования заявителя - общества "Техавтокомплект" удовлетворены. Вследствие этого, судом области правомерно возложена на орган Пенсионного фонда обязанность по возмещению обществу расходов по уплате государственной пошлины в сумме 4 000 руб. (2 000 руб. - за подачу заявления о признании недействительным решения о привлечении к ответственности; 2 000 руб. - за подачу заявления о применении обеспечительных мер).
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом в полном объеме, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В указанной связи решение арбитражного суда Воронежской от 29.09.2011 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда в г. Воронеже без удовлетворения.
Исходя из результатов рассмотрения дела и положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого управление Пенсионного фонда по г. Воронежу освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Воронежской области от 29.09.2011 по делу N А14-4788/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда в г. Воронеже - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правила распределения судебных расходов между лицами, участвующими в деле, установлены статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса. В силу части 1 данной статьи кодекса судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины (часть 1 статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса).
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком может оказаться государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса (пункт введен Федеральным законом от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), не должно влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов, поскольку законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов стороне, в пользу которой принят судебный акт, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 разъяснено, что согласно пункту 47 статьи 2 и пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Налогового кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета. Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа как стороны по делу."
Номер дела в первой инстанции: А14-4788/2011
Истец: ООО "Техавтокомплект"
Ответчик: УПФР в г. Воронеже