г. Москва |
|
26 января 2012 г. |
Дело N А41-16312/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Макаровской Э.П.,
при ведении протокола судебного заседания: Байбулиной Ю.М.,
при участии в заседании:
от заявителя: Джангиров Н.Р., доверенность от 20.04.2011, Гусаков А.М., доверенность от 14.07.2011, Городов А.М. доверенность от 14.07.2011,
от заинтересованного лица: Гришенков А.Н., доверенность от 05.09.2011 N 56-09/11, Луценко А.В., доверенность от 29.11.2011 N 66-11/11, Иванушкина Т.Н., доверенность от 03.06.2011 N 43-11/11,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОблТоргУниверсал" (ИНН:5032081883,ОГРН:1025004062104) на решение Арбитражного суда Московской области от 22.09.2011 по делу N А41-16312/11, принятое судьей Веденеевой С.С., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОблТоргУниверсал" к Главному управлению государственного строительного надзора Московской области о признании незаконным решения Главного управления государственного строительного надзора Московской области и обязании выдать заключение о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ОблТоргУниверсал" (далее - заявитель, ООО "ОблТоргУниверсал", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению государственного строительного надзора Московской области (далее - заинтересованное лицо, управление строительного надзора, административный орган) о признании незаконным решения административного органа об отказе в выдаче заключения о соответствии построенного заявителем объекта капитального строительства (жилого дома со встроено - пристроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой по адресу: Московская область, г. Красногорск, Павшинская пойма, микрорайон "Спасский мост", ул. Спасская, дом 1, корпус 3 (строительный корпус N 8) требованиям технических регламентов и проектной документации, оформленное в виде решения административного органа об отказе в выдаче заключения о соответствии объекта капительного строительства требованиям технических регламентов и проектной документации от 30.03.2011 и распоряжения административного органа от 31.03.2011 N 82/1 "Об утверждении решения об отказе в выдаче заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации";
- обязании административного органа выдать заключение о соответствии построенного заявителем объекта капитального строительства - жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой по адресу: Московская область, г. Красногорск, Павшинская пойма, микрорайон "Спасский мост", ул. Спасская, дом 1, корпус 3 (строительный корп ус 8) требованиям технических регламентов и проектной документации (далее - ЗОС).
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.09.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что суд первой инстанции не опроверг доводы заявителя, не выяснил обстоятельства, которые имеют значение для разрешения спора, в обжалуемое решении заинтересованным лицом были включены замечания, которые не были отражены в акте итоговой проверки от 09.03.2011, жилой дом на момент вынесения оспариваемого решения был обеспечен теплом и электроэнергией в соответствии с техническими условиями, что подтверждается справками организаций (т.1 л.д. 65, 64) о выполненных заявителем технических условий. Заявитель также указывает, что в предмет государственного строительного надзора не входит проверка соответствия построенного объекта капитального строительства техническим условиям, поскольку такая проверка в силу подпункта 7 пункта 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ осуществляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и органа местного самоуправления, уполномоченного выдавать разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение арбитражного суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель административного органа в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения Арбитражного суда Московской области от 22.09.2011 и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя.
Как следует из материалов дела, ООО "ОблТоргУниверсал" заключен с Министерством строительного комплекса Московской области, Администрацией Красногорского района инвестиционный контракт на застройку микрорайона "Спасский мост" Павшинской Поймы в г. Красногорск (регистрация в Минмособлстрое от 28.06.2005 N 167/11-05). Согласно инвестиционному контракту общество является инвестором и выступает в качестве заказчика-астройщика.
ООО "ОблТоргУниверсал" осуществляет строительство 1-ой очереди микрорайона "Спасский мост", Павшинская пойма, г. Красногорск на основании разрешения на строительство N RU50505000-119 (т. 2 л.д. 104), выданного администрацией Красногорского муниципального района 22.10.2007, сроком действия до 30.12.2013 и проекта, прошедшего государственную экспертизу.
Объект строительства имеет в своем составе: жилые здания - корпус N 4, корпус N 5-6, корпус N 8 переменной этажности (17-19-21-23) с первыми нежилыми этажами и подземными автостоянками на 640 м/мест, детский сад К2, супермаркет корпус К10.
Проект 1-ой очереди микрорайона "Спасский мост" утвержден 16.10.2007 заключением государственной экспертизы N Э-3-673-2007.
Разрешение на строительство N RU50505000-119 выдано 22.10.2007 на строительство всех объектов, входящих в состав 1-ой очереди микрорайона.
На основании извещения общества об окончании строительства от 15.03.2011 N 8 управлением строительного надзора 09.03.2011 проведена итоговая проверка, на основании которой составлен акт проверки выполненных работ по строительству 17-ти этажного жилого дома корп. 8 с подземной автостоянкой (без помещения парикмахерской и стоматологической поликлиники на 1-ом этаже жилого дома и без 2-х этажного пристроенного помещения поликлиники), внутриплощадочных сетей, ТП-1 жилого дома корп.8.
Согласно пунктам 13, 14 данного акта жилой дом подключен к сетям электроснабжения по временной схеме от сетей электроснабжения механизации строительства, теплоснабжение жилого дома выполнено не по проекту разработанного согласно техническим условиям, выданным ООО "ГеоТЭК" (приложение N 1 к договору от 30.03.2006 г.. N 7) (т.1 л.д. 62)
Решением управления строительного надзора, утвержденным распоряжением от 31.03.2011 N 82/1, в выдаче ЗОС на объект капитального строительства: жилой дом со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой по адресу Московская область, г.Красногорск, Павшинская пойма, микрорайон "Спасский мост", корп. N8 (ул. Спасская, дом1, корп.3) отказано. При этом основанием для отказа явился тот факт, что при строительстве допущены и на дату вынесения решения не устранены следующие нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов и проектной документации: электроснабжение жилого дома N 8 осуществляется по временной схеме. Не построена РТП, не завершена прокладка высоковольтных кабельных линий от ПС N 860 "Ильинская" до РТП. Не проложены высоковольтные кабельные линии от РТП до БКТП; теплоснабжение жилого дома N 8 осуществляется от котельной не предусмотренной проектом. Не выполнена прокладка кольцевой тепловой сети и реконструкция котельной N 2, обеспечивающая теплоснабжение и другие объекты первой очереди микрорайона "Спасский мост" согласно проектных решений (т.1 л.л. 56-57).
Не согласившись с данным решением, общество обратилось с настоящими требованиями в суд.
По мнению общества, им выполнены технические условия, выданные ООО "ГеоТЭК", для присоединения к наружным тепловым сетям, поставка тепловой энергии осуществляется на основании договора от 01.10.2010 N 05/10, заключенного с ООО "ГеоТЭК", в объеме достаточном для жилого дома корпус N 8; а также выполнены технические условия, выданные ОАО "МОЭСК", для присоединения энергопринимающих устройств к электрической сети, энергоснабжение осуществляется на основании договора от 04.10.2007 N 951, поэтому основания для отказа в выдаче ЗОС не имелось.
В соответствии с частью 2 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации; наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Проектная документация согласно положениям статьи 48 ГрК РФ представляет собой документацию, определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства объектов капитального строительства, которая разрабатывается на основании инженерных изысканий и технических условий на подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения с указанием максимальной нагрузки, необходимой для ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства.
Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями.
Порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения, а также правоотношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и лица, осуществляющего строительство (правообладатель земельного участка), возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), устанавливается Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83, отступление от которых не допускается.
Проектная документация, разработанная на основании предоставленных технических условий, содержащая сведения об инженерном оборудовании, сетях инженерно-технического обеспечения и необходимых технологических решениях, проходит государственную экспертизу, после чего является обязательной для правообладателя земельного участка.
Предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (часть 5 статьи 29 ГрК РФ).
Результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 указанного Кодекса.
Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 54 Кодекса).
Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации утвержден Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 N 1129 (далее - Порядок).
Пунктами 16, 17 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 установлено, что после завершения строительства объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.
Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
В силу пункта 30 Порядка заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения подписывается должностным лицом органа государственного строительного надзора, осуществлявшим итоговую проверку, и утверждается распоряжением (приказом) руководителя (лица, исполняющего его обязанности, или лица, которое вправе издать такой приказ (распоряжение) в соответствии с его полномочиями и распределением обязанностей) органа государственного строительного надзора.
Отказывая в выдаче ЗОС, управление строительного надзора ссылалось на то, что электроснабжение жилого дома N 8 осуществляется по временной схеме, не построена РТП, не завершена прокладка высоковольтных кабельных линий от ПС N 860 "Ильинская" до РТП, не проложены высоковольтные кабельные линии от РТП до БКТП; теплоснабжение жилого дома N 8 осуществляется от котельной не предусмотренной проектом, не выполнена прокладка кольцевой тепловой сети и реконструкция котельной N 2, обеспечивающая теплоснабжение и другие объекты первой очереди микрорайона "Спасский мост" согласно проектных решений (пункт 1, 2 решения т.1 л.д. 56-57)
Кроме того в суде апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица пояснил, что проект строительства 1-ой очереди разрабатывался и государственная экспертиза в отношении микрорайона утверждалась как единого объекта, разрешение на строительство выдано на этап строительства, включающий в себя корпус N 4, корпус N 5-6, корпус N 8 переменной этажности (17-19-21-23) с первыми нежилыми этажами и подземными автостоянками на 640 м/мест, детский сад К2, супермаркет корпус К10, следовательно, объектом строительства является 1 очередь микрорайона "Спасский мост" в целом и лишь по окончании строительства всех указанных объектов органы строительного надзора могут проверить объект (1 очередь микрорайона "Спасский мост") на соответствие требованиям технических регламентов и проектной документации и выдать соответствующее решение, а в последующем может быть осуществлен ввод объекта в эксплуатацию.
Представитель управления строительного надзора ссылался на необходимость обществу внести изменения в проект и получить отдельные разрешения на строительство каждого из объектов, в том числе и жилого корпуса N 8.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данной позицией заинтересованного лица по следующим обстоятельствам.
Согласно пункту 10.2 заключения государственной экспертизы N Э-3-673-2007 теплоснабжение осуществляется от реконструируемой котельной N2 и проектируемой котельной КТС-1, соединенных между собой кольцевой тепломагистралью на территории микрорайона "Павшинская пойма". Присоединение тепловых сетей мкр. "Спасский мост" предусматривается в т.т. "А" и "Б" от проектируемых котельных по ТУ "Гео ТЭК" от 30.06.06 N06, для этого запроектирована кольцевая тепловая сеть 2Ду=350 мм с двумя вводами в т. "А" и "Б". Расход тепла в т. "А" составляет 18,18 Гкал/час, в т. "Б" -17,68 Гкал/час. Всего- 35,85 Гкал/час. Общая тепловая нагрузка застройки микрорайона "Спасский мост" составляет - 35,85 Гкал/час, из которых расходы тепла на отопление, вентиляцию, ГВС составляют соответственно:
- корп. 4-2,07 Гкал/час; 0,30 Гкал/час; 1,63 Гкал/час.
- корп. 10-0,23 Гкал/час; 0,35 Гкал/час; 0,16 Гкал/час.
- корп. 5-6-2,7 Гкал/час; 0,64 Гкал/час; 1,8 Гкал/час.
- корп. 2- 0,14 Гкал/час; 0,11 Гкал/час; 0,31 Гкал/час.
- корп. 8-1,7 Гкал/час; 0,67 Гкал/час; 1,26 Гкал/час.
Присоединение потребителей тепла производится от ИТП. Система теплоснабжения - закрытая.
Теплоснабжение жилых корпусов и объектов обслуживания осуществляется по независимой схеме через самостоятельные ИТП, размещаемые в технических подпольях у наружных стен в местах ввода тепловых сетей (т.3 л.д.106-107).
Согласно пункту 10.3 заключения государственной экспертизы N Э-3-673-2007 электроснабжение и наружное освещение осуществляется по ТУ ОАО "Московская областная электросетевая компания" N34-12/764-409-2400/1 от 11.04.2007 г.. проектируется по питающим сетям 10кВ от ПС "Ильинская" и от ПС "Герцево" (установленная трансформаторная мощность - 14000кВА, единовременная - 9000 кВА).
ПКЛ - в соответствии с техническими условиями МОЭСК от 11.04.2007 N 34-12/764-409-2004/1 Договором МОЭСК 10.08.2007 N7711- 409 обеспечиваются Московской областной электросетевой компанией от подстанций Ильинская и Герцево.
Проектируется электроснабжение:
- от РТП (2x630 кВа, Sp=596 кВа, Кз=0,47) жилая часть корпус 8 секц. 5-6, поликлиника, подземная автостоянка корпуса 5-6.
- от ТП1 (2х630кВА, Sp=1128 кВА Кз=0.56) жилая часть корпуса N 8, встроенная часть (парикмахерская, стоматология);
- от ТП2 (2x630 кВА, Sp=1029 кBA Кз= 0,70) жилая часть корпуса N 4, встроенная часть (Сбербанк, аптека, промтоварный магазин, подземная автостоянка, ИТП корпусов N 4 и N 8);
- от ТПЗ (2х630кВА, Sp=740кBA, Кз=0,59 - перспектива подключения 2-ой очереди) жилая часть корпусов N 5 и к 6, встроенная часть (промтоварный магазин, офисы), супермаркет, ИТП корпуса N 10);
- от ТП4 (2x630 кВА, Sp=692 кBA, Кз=0.46) - перспектива подключения 2-ой очереди) жилая часть корпусов N 4, N 5 и N 6, встроенная часть (насосная);
- от ТП5 (2х1000 кВА, Sp= 842 кВА, Кз=0,69), жилая часть корпусов 5-6, секции 4,5,6 промтоварный магазин отделении связи подземная автостоянка (т.3 л.д.109-111).
Таким образом в заключении экспертизы отражен порядок теплоснабжения и энергоснабжения всей 1-ой очереди микрорайона "Спасский мост", то есть прописан механизм поступления и распределения энергоресурсов при наличии всех запроектированных объектов.
Вместе с тем в связи с недостаточностью финансовых средств для одновременного строительства всех объектов, которые предусмотрены проектом и на которые получено разрешение на строительство, обществом в настоящее время построено и предъявлено к проверке органу строительного надзора только корпус N 8.
В силу части 12.1 и 13 статьи 48 ГрК РФ проектная документация может подготавливаться применительно к отдельным этапам строительства.
Норма выделения в составе проектной документации этапов введена Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87, когда проектная документация уже была разработана.
Переоформление же разрешения на строительство в соответствии с выделенными этапами после окончания строительства не предусмотрено действующим законодательством о градостроительной деятельности.
Более того, положения части 12 статьи 51 ГрК РФ не содержат императивной нормы по выдаче разрешения на строительство на каждый этап в отдельности, следовательно, законодательно не запрещено поэтапное строительство объектов на основании ранее выданных разрешений на строительство и их поэтапный ввод в эксплуатацию. Возможность выдачи разрешения на строительство на каждый этап в отдельности рассматривается уполномоченным на выдачу таких разрешений органом исполнительной власти в каждом конкретном случае.
Таким образом, суждение административного органа о необходимости получения нового разрешения на строительство, определяющего этапы строительства, является неправомерным.
Проектная документация на объект 1 очередь микрорайона "Спасский мост" разработана в 2006 году, проект получил положительное заключение государственной экспертизы от 16.10.2007 N Э-3-673-2007.
При этом действующее законодательство не предусматривает проведение повторной экспертизы проектной документации, ранее получившей положительное заключение в установленном порядке.
Согласно пункту 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145, проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий могут быть направлены повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу лишь при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства.
Внесение изменений в проектную документацию, ранее получившую положительное заключение государственной экспертизы, в части разделения ее на отдельные этапы строительства (реконструкции) без изменения технических решений, не является основанием для проведения повторной государственной экспертизы.
Вместе с тем, как указывалось выше, учитывая, что проектная документация на строительство объекта была разработана в 2006 году, к ней не может быть применено Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию", на основании которого в проектной документации можно выделять этапы.
Как следует из проекта теплоснабжения, в целях обеспечения теплом объектов капитального строительства 1-ой очереди микрорайона "Спасский мост", включая корпус N 8, предусматривалось их присоединение к тепловым сетям ООО "ГеоТЭК" в соответствии с выданными ООО "ГеоТЭК" техническими условиями.
Согласно справке ООО "ГеоТЭК" от 01.10.2010 заявителем выполнены технические условия, выданные ООО "ГеоТЭК" в соответствии с Договором N 7 от 30.03.2006, в части теплоснабжения жилого дома с подземной автостоянкой по адресу: Красногорский район, микрорайон "Спасский Мост", корпус N 8 (строительный адрес). Договор на теплоснабжение N 05/10 от 01.10.2010, тепловая нагрузка для нужд отопления, горячего водоснабжения и вентиляции Qmaх = 3,568 Гкал/час, температурный график 115-70. Границей эксплуатационной ответственности с потребителем являются фланцы первых задвижек после наружной стены здания внутри здания. (т. 1 л.д.64).
Согласно пунктам 1 и 2 технических условий, а также заключению государственной экспертизы по проекту строительства 1-ой очереди микрорайона теплоснабжение объектов капитального строительства 1-ой очереди микрорайона "Спасский мост" осуществляется от двух котельных - от котельной N 1 и котельной N 2. Согласно заключению Государственной экспертизы по проекту на строительство 1-ой очереди микрорайона "Спасский мост" общий расход тепла, необходимый для теплоснабжения всех объектов микрорайона составляет 35,85 Гкал/час, включая расход тепла в точке "А" в объеме 18,18 Гкал/час, в точке "Б" -17,68 Гкал/час (т. 2, л. д. 162). Итого - 35,85 Гкал/час по микрорайону в целом.
Названные количественные показатели тепловых нагрузок основаны и соответствуют проекту теплоснабжения 1 - ой очереди микрорайона.
Согласно этому проекту общая тепловая нагрузка объектов микрорайона "Спасский мост" составляет 35,85 Гкал/час, из которых на объекты капитального строительства 1-ой очереди микрорайона приходится 13,63 Гкал/час, включая 3,6 Гкал/час - на жилой дом корпус N 8.
Таким образом, для обеспечения теплом жилого дома корпус N 8 необходимо согласно проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, - 3,6 Гкал/час, что обеспечивает котельная N 1.
Как установлено в заседании суда апелляционной инстанции и не отрицается заинтересованным лицом, вопреки выводу, изложенному в решении об отказе выдачи ЗОС, теплоснабжение корпуса N 8 осуществляется от котельной, предусмотренной проектом (КТС 1), мощности которой достаточно для данного объекта.
Теплоснабжение от данной котельной подается на основании договора поставки тепловой энергии от 01.10.2010 N 05/10, заключенного между заявителем и ООО "ГеоТЭК" и договора от 01.10.2009 N 01/10, заключенного между ООО "ГеоТЭК" и ООО "СтройСети".
Согласно приложению N 1 к договору от 01.10.2010 N 01/10 (т. 2 л.д. 84-89), теплоснабжение по данному договору осуществляется в адрес 19 объектов жилищно-коммунального и социального назначения, что не позволяет суду сделать вывод о временном характере указанного договора, заключенного лишь до окончания строительства корпуса N 8.
Необходимость строительства для теплоснабжения одного корпуса N 8 двух котельных управлением строительного надзора необоснованна и не следует из технических условий и проектной документации.
Строительство котельной N 2 осуществляется ЗАО "Теплоэнергетическая Компания СУ-53" на основании разрешения на строительство от 31.10.2006 N 55.
Суд апелляционной инстанции также не может признать в качестве законного основания для отказа в выдаче ЗОС изложенный в решении от 30.03.2011 вывод о том, что заявителем не были устранены замечания, указанные заинтересованным лицом в акте итоговой проверки от 09.03.2011, а именно: электроснабжение жилого дома N 8 осуществляется по временной схеме, не построена РТП, не завершена прокладка высоковольтных кабельных линий от ПС N 860 "Ильинская" до РТП, не проложены высоковольтные кабельные линии от РТП до БКТП, поскольку акт итоговой проверки от 09.03.2011 (т. 1, л. д. 61-62) не содержит замечаний о том, что РТП не построена, что не завершена прокладка высоковольтных кабельных линий от ПС N 860 "Ильинская" до РТП, не проложены высоковольтные кабельные линии от РТП до БКТП, не выполнена прокладка кольцевой тепловой сети и реконструкция котельной N 2, обеспечивающая теплоснабжение и другие объекты первой очереди микрорайона "Спасский мост" согласно проектных решений.
В акте итоговой проверки от 09.03.2011 было лишь указано, что жилой дом подключен к сетям электроснабжения по временной схеме от сетей электроснабжения механизации строительства (пункт 13), теплоснабжение жилого дома выполнено не по проекту, разработанному согласно техническим условиям, выданным ООО "ГеоТЭК" (приложение N 1 к договору N 7 от 30.03.2006 г.) (пункт 14).
Таким образом, в обжалуемом решении заинтересованного лица об отказе заявителю в выдаче ЗОС были включены ряд замечаний, не отраженных в акте итоговой проверки от 09.03.2011, что является нарушением пунктов 16, 17 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54, а также пунктов 2.14-2.16 Распоряжения Главгосстройнадзора Московской области от 30.01.2007 N 01.
Вместе с тем пунктом 11 "Правил подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, предусмотрено, что до начала подачи ресурсов заказчик должен получить разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, выдаваемое при наличии заключения Госстройнадзора о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов, заключить договоры о снабжении соответствующими видами ресурсов (об оказании соответствующих услуг), получение которых обеспечивается в результате подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно справке МОЭСК от 01.04.2011 N с8-11-204-351(2492) о выполнении ТУ (Северные электрические сети - филиал ОАО "МОЭК") работы по техническим условиям от 08.12.2010 N 34-08/296-102-2492 для электроснабжения жилого микрорайона "Спасский мост" с максимальной мощностью 9000 кВт, расположенного по адресу М.О., Красногорский район, Павшинская пойма со стороны Заказчика выполнены. (т.1 л.д. 65). Электроснабжение дома осуществляется на основании действующего договора энергоснабжения от 04.10.2007 N 951, заключенного заявителем с ОАО "Красногорская электрическая сеть".
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.06.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Оценив имеющиеся в совокупности, представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции сделаны выводы при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.09.2011 по делу N А41-16312/11 отменить.
Признать незаконным решение Главного управления государственного строительного надзора Московской области об отказе в выдаче заключения о соответствии построенного ООО "ОблТоргУниверсал" объекта капитального строительства (жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой по адресу: Московская область, г. Красногорск, Павшинская пойма, микрорайон "Спасский мост", ул. Спасская, дом 1, корпус 3 (строительный корпус N 8) требованиям технических регламентов и проектной документации, оформленное в виде решения Главного управления государственного строительного надзора Московской области об отказе в выдаче заключения о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации от 30.03.2011 и распоряжения Главного управления государственного строительного надзора Московской области от 31.03.2011 N 82/1 "Об утверждении решения об отказе в выдаче заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации".
Обязать Главное управление государственного строительного надзора Московской области выдать заключение о соответствии построенного ООО "ОблТоргУниверсал" объекта капитального строительства - жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой по адресу: Московская область, г. Красногорск, Павшинская пойма, микрорайон "Спасский мост", ул. Спасская, дом 1, корпус 3 (строительный корпус N 8) требованиям технических регламентов и проектной документации.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Внесение изменений в проектную документацию, ранее получившую положительное заключение государственной экспертизы, в части разделения ее на отдельные этапы строительства (реконструкции) без изменения технических решений, не является основанием для проведения повторной государственной экспертизы.
Вместе с тем, как указывалось выше, учитывая, что проектная документация на строительство объекта была разработана в 2006 году, к ней не может быть применено Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию", на основании которого в проектной документации можно выделять этапы.
...
В акте итоговой проверки от 09.03.2011 было лишь указано, что жилой дом подключен к сетям электроснабжения по временной схеме от сетей электроснабжения механизации строительства (пункт 13), теплоснабжение жилого дома выполнено не по проекту, разработанному согласно техническим условиям, выданным ООО "ГеоТЭК" (приложение N 1 к договору N 7 от 30.03.2006 г.) (пункт 14).
Таким образом, в обжалуемом решении заинтересованного лица об отказе заявителю в выдаче ЗОС были включены ряд замечаний, не отраженных в акте итоговой проверки от 09.03.2011, что является нарушением пунктов 16, 17 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54, а также пунктов 2.14-2.16 Распоряжения Главгосстройнадзора Московской области от 30.01.2007 N 01.
Вместе с тем пунктом 11 "Правил подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, предусмотрено, что до начала подачи ресурсов заказчик должен получить разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, выдаваемое при наличии заключения Госстройнадзора о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов, заключить договоры о снабжении соответствующими видами ресурсов (об оказании соответствующих услуг), получение которых обеспечивается в результате подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения."
Номер дела в первой инстанции: А41-16312/2011
Истец: ООО "ОблТоргУниверсал"
Ответчик: ГУ государственного строительного надзора Московская область
Третье лицо: ГУ Гос. строительного надзора Мо