г. Саратов |
|
26 января 2012 г. |
Дело N А57-11428/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "26" января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" января 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Дубровиной О.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Фединой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Саратовской области, г.Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 декабря 2011 по делу N А57-11428/2011 (судья Котова Л.А.)
по иску Комитета по управлению имуществом Саратовской области, г.Саратов,
к закрытому акционерному обществу предприятию бытового обслуживания "Заря", г.Саратов,
о взыскании задолженности по арендной плате,
третьи лица: Администрация муниципального образования "Город Саратов", г.Саратов, Комитет по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Саратов", г.Саратов,
при участии представителей в заседании:
КУИ Саратовской области Кушалина А.В., действующая на основании доверенности от 20.01.2011 N 226а,
ЗАО ПБО "Заря" - директор Алексашов Н.А. (приказ от 21.01.2007), Володина В.С., действующая на основании доверенности от 10.01.2012 N 2,
Администрации - Парамонова Т.Н., действующая на основании доверенности от 25.05.2011 N 01-4/38,
Комитета по землепользованию и градостроительству - Парамонова Т.Н., действующая на основании доверенности от 14.12.2011 N 02-08/05-18532,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился Комитет по управлению имуществом Саратовской области (далее - КУИ Саратовской области, Комитет) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к закрытому акционерному обществу предприятию бытового обслуживания "Заря" (далее - ЗАО ПБО "Заря", Общество) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 604 от 09.11.2006 г.. за период с 3 квартала 2008 г.. по 3 квартал 2009 г.. включительно в сумме 324 819,39 руб., пени за просрочку платежа в размере 323 829,68 руб., всего - 648 649,07 руб. (л.д. 50-51).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены: Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Саратов".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от "05" декабря 2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
КУИ Саратовской области не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Саратов", ЗАО ПБО "Заря" считают решение законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, выслушав участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области N 438р от 28.03.2006 г.. ЗАО ПБО "Заря", Лазареву Павлу Александровичу, Симкиной Оксане Анатольевне в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора сроком на 25 лет предоставлен земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 64:48:06 01 26:0051, общей площадью 9700 кв.м, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Большая Садовая, 141, занимаемый объектами недвижимого имущества в границах, указанных в проекте границ земельного участка, прилагаемом к распоряжению.
09 ноября 2006 года между Комитетом по управлению имуществом Саратовской области (Арендодатель), с одной стороны, и закрытым акционерным обществом предприятием бытового обслуживания "Заря", Лазаревым П.А., Симкиной О.А. (Арендаторы), с другой стороны, на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области N 438р от 28.03.2006 г.. был заключен договор аренды земельного участка N 604.
Договор аренды земельного участка N 604 от 09.11.2006 г.. зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области 06.12.2006 г.., регистрация N 64-64-01/431/2006-8, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра права на недвижимое имущество и сделок с ним N 17/258/2011-282 от 10 сентября 2011 г., арендатор: ЗАО ПБО "Заря"(л.д. 57).
Согласно пункту 5.2.3. договора, арендатор обязан уплачивать арендную плату в размере и на условиях, установленных Договором.
Однако сроки внесения платежей ответчиком - ЗАО ПБО "Заря" неоднократно нарушались, арендная плата не вносилась, что послужило основанием для обращения КУИ Саратовской области в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что с передачей распорядительных функций к Администрации муниципального образования "Город Саратов", к ней перешло и право требования о взыскании задолженности за любые периоды, включая задолженность, возникшую до 20.10.2009 г.., в связи, с чем Комитет по управлению имуществом Саратовской области является ненадлежащим истцом по заявленному иску.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Как следует из материалов дела, согласно пункту 1.1. договора, Арендодатель предоставляет, в аренду с множественностью лиц на стороне Арендатора, а Арендаторы принимают в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 64:48:06 01 26:0051, находящийся по адресу: г. Саратов, ул.Большая Садовая,141, занимаемый объектами недвижимого имущества в границах, указанных в кадастровом плане Участка от 28.09.2006 г.. N 48/06-10671, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью, площадью 9700 кв.м.
Данный земельный участок является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137- ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со статьей 4 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 г. N 23-ЗСО "О земле" (в редакции от 26.06.2006 г. N 70-ЗСО) распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов осуществляется органом исполнительной власти области, специально уполномоченным на то Правительством области.
Таким органом на момент заключения договора N 847 от 09.11.2006 года в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 19.09.2006 года N 284-П "О некоторых вопросах, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" являлся Комитет по управлению имуществом Саратовской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Саратовской области от 07.10.2009 г. N 144-ЗСО статья 4 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 г. N 23-ЗСО "О земле" признана утратившей силу.
Следовательно, с 19.10.2009 года после вступления в законную силу пункта 2 статьи 1 Закона Саратовской области от 07.10.2009 г. N 144-ЗСО, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании "Город Саратов" осуществляет орган местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 22 Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, Администрация муниципального образования "Город Саратов" входит в структуру органов местного самоуправления города и является исполнительно-распорядительным органом.
Пунктом 1 решения Саратовской городской Думы от 18.02.2010 N 47-562 "О наделении полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" предусмотрено, что администрация муниципального образования "Город Саратов" осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (далее по тексту - земельные участки), если иное не установлено законодательством Российской Федерации и законодательством Саратовской области.
Таким образом, в связи с изданием Закона Саратовской области от 07.10.2009 г. N 144-ЗСО, признавшей статью 4 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 г. N 23-ЗСО "О земле" утратившей силу, к Администрации муниципального образования "Город Саратов" перешли права уполномоченного органа по договору N 604 от 09.11.2006 г. независимо от его переоформления в силу пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 301/10.
Судом апелляционной инстанции не может быть принят довод подателя жалобы о том, что поскольку в данном случае не происходит распоряжения земельным участком, Комитет является надлежащим истцом по взысканию платы за период, предшествующий 19.10.2009 г.
Суд первой инстанции верно отметил, что рассматриваемые правоотношения имеют сложный субъектный состав. Хозяйствующий субъект вступил в отношения по поводу получения земельного участка с государством в лице уполномоченного органа. На основании нормативного акта один уполномоченный орган в процессе реализации данных правоотношений был заменен другим. Произошла передача представительских полномочий, а не гражданских прав на землю.
Таким образом, правопреемство в материальном праве произошло в связи с принятием Закона Саратовской области от 07.10.2009 N 144-ЗСО, поскольку изменился распорядитель земель, государственная собственность на которые не разграничена. В силу закона Комитет выбыл из правоотношений; права уполномоченного органа по договору N 604 от 09.11.2006 г. перешли к Администрации муниципального образования "Город Саратов".
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что с передачей распорядительных функций к Администрации муниципального образования "Город Саратов", к ней перешло и право требования о взыскании задолженности за любые периоды, включая задолженность, возникшую до 20.10.2009 г..
Кроме того, согласно положению о Комитете по землепользованию и градостроительству Администрации МО "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 10.07.2009 г. N 42-492 (с изменениями от 07.07.2010 г.) комитет является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", осуществляющим от имени Администрации муниципального образования "Город Саратов" решение вопросов местного значения в сфере использования земельных ресурсов и градостроительной деятельности.
В соответствии с вышеуказанным положением и Бюджетным кодексом РФ - Комитет по землепользованию и градостроительству Администрации МО "Город Саратов" осуществляет бюджетные полномочия главного администратора доходов, в том числе начисление, учет и контроль за правильностью исчислений, полнотой и своевременностью осуществления платежей, пеней и штрафов по ним, взыскание задолженности, принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, принятие решений о зачете (уточнении) платежей.
Зачисление и учет доходов в бюджет, в том числе от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии с положениями статьи 40 Бюджетного кодекса РФ, в частности вышеназванные доходы, в соответствии с пунктом 1 статьи 40 зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
На территории Саратовской области формирование бюджета осуществляет Управление Федерального казначейства по Саратовской области, которое в установленном законом порядке осуществляет распределение денежных средств в соответствии с бюджетной классификацией, а именно: 80 процентов доходов, получаемых от арендной платы, зачисляется в бюджеты городских округов по нормативам; 20 процентов доходов, получаемых от арендной платы, зачисляется бюджеты субъектов Российской Федерации.
Административным регламентом Федерального казначейства по исполнению государственной функции по формированию бюджетной отчетности предусмотрено, что непосредственно исполняющим государственную функцию по формированию бюджетной отчетности, является Федеральное казначейство, управления Федерального казначейства по субъектам РФ (далее - УФК). Федеральное казначейство и его территориальные органы взаимодействуют с главными распорядителями, распорядителями средств федерального бюджета, финансовыми органами субъектов РФ, органами управления государственными внебюджетными фондами.
Законом Саратовской области "Об областном бюджете на 2009 года" от 26.11.2008 г. в статье 3 утвержден перечень главных администраторы доходов областного бюджета и главные администраторы источников внутреннего финансирования дефицита областного бюджета на 2009 год., где согласно приложению N 2 Комитет по имуществу Саратовской области администрировал бюджетный код, указанный в строке N 3 - 1 1105010 04 0000 120 "Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков".
Законом Саратовской области от 26.11.2009 N 181-ЗСО указанная выше строка исключена.
Законом Саратовской области "Об областном бюджете на 2010 год", принятым Саратовской областной Думой 25 ноября 2009 года, и Законом Саратовской области от 26.11.2010 г.. N 201 -ЗСО "Об областном бюджете на 2011 год", принятым Саратовской областной Думой 24 ноября 2010 года, код бюджетной классификации Комитета по управлению имуществом Саратовской области по статье "доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков", не предусмотрен.
Решением Саратовской городской Думы от 14.12.2009 года N 46-560 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета муниципального образования "Город Саратов" на 2010 год (Приложение 2) к настоящему решению, согласно которому на Комитет по земельным ресурсам муниципального образования "Город Саратов" и Решением Саратовской городской Думы от 16.12.2010 года N 58-706 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета муниципального образования "Город Саратов" на 2011 год (Приложение 2) к настоящему решению, согласно которому на Комитет по земельным ресурсам муниципального образования "Город Саратов" возложены полномочия главного администратора.
Следовательно, Комитет по землепользованию и градостроительству Администрации МО "Город Саратова" является главным администратором доходов по плате за спорный земельный участок.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заявленные Комитетом требования удовлетворению не подлежат.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Саратовской области следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от "05" декабря 2011 по делу N А57-11428/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд Саратовской области.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции верно отметил, что рассматриваемые правоотношения имеют сложный субъектный состав. Хозяйствующий субъект вступил в отношения по поводу получения земельного участка с государством в лице уполномоченного органа. На основании нормативного акта один уполномоченный орган в процессе реализации данных правоотношений был заменен другим. Произошла передача представительских полномочий, а не гражданских прав на землю.
Таким образом, правопреемство в материальном праве произошло в связи с принятием Закона Саратовской области от 07.10.2009 N 144-ЗСО, поскольку изменился распорядитель земель, государственная собственность на которые не разграничена. В силу закона Комитет выбыл из правоотношений; права уполномоченного органа по договору N 604 от 09.11.2006 г. перешли к Администрации муниципального образования "Город Саратов".
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что с передачей распорядительных функций к Администрации муниципального образования "Город Саратов", к ней перешло и право требования о взыскании задолженности за любые периоды, включая задолженность, возникшую до 20.10.2009 г..
Кроме того, согласно положению о Комитете по землепользованию и градостроительству Администрации МО "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 10.07.2009 г. N 42-492 (с изменениями от 07.07.2010 г.) комитет является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", осуществляющим от имени Администрации муниципального образования "Город Саратов" решение вопросов местного значения в сфере использования земельных ресурсов и градостроительной деятельности.
В соответствии с вышеуказанным положением и Бюджетным кодексом РФ - Комитет по землепользованию и градостроительству Администрации МО "Город Саратов" осуществляет бюджетные полномочия главного администратора доходов, в том числе начисление, учет и контроль за правильностью исчислений, полнотой и своевременностью осуществления платежей, пеней и штрафов по ним, взыскание задолженности, принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, принятие решений о зачете (уточнении) платежей.
Зачисление и учет доходов в бюджет, в том числе от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии с положениями статьи 40 Бюджетного кодекса РФ, в частности вышеназванные доходы, в соответствии с пунктом 1 статьи 40 зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством РФ."
Номер дела в первой инстанции: А57-11428/2011
Истец: Комитет по управлению имуществом Саратовской области
Ответчик: ЗАО ПБО "Заря"
Третье лицо: Администрация г. Саратова, Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по землепользованию и градостоительству администрации МО "Город Саратов", Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов"
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8523/12
23.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8523/12
26.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8523/12
19.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2334/12
26.01.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-315/12