г. Красноярск |
|
19 января 2012 г. |
Дело N А33-10288/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" января 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисова Г.Н.,
судей: Колесниковой Г.А., Севастьяновой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А.,
при участии:
от ответчика: Сафьяновой Е.Г., представителя по доверенности от 10.01.2012 N 2,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу учреждения Российской академии наук Института леса им. В.Н.Сукачева Сибирского отделения РАН
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "15" сентября 2011 года по делу N А33-10288/2011, принятое судьей Чурилиной Е.М.,
установил:
учреждение Российской академии наук Институт леса им. В.Н. Сукачева Сибирского отделения РАН (ОГРН 1022402127461, ИНН 2463002591) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае (далее - управление, ответчик) о признании недействительным ненормативного правового акта от 23.03.2011 в части пункта 11.4.
Судом первой инстанции в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято изменение заявленного требования, согласно которому заявитель просил признать недействительным пункт 5 подраздела III раздела I представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 30.03.2011 N 06-11-39.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15 сентября 2011 года в удовлетворении заявления отказано.
Учреждение обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на отсутствие у него обязанности по отражению в балансе получателя бюджетных средств по форме 0503130 и на забалансовом счете 01 "Основные средства в пользовании" земельных участков, закрепленных за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования.
По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции нарушены положения части 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете).
Управление в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как определение о принятии апелляционной жалобы от 28.11.2011 ему направлено, публичное извещение о назначении рассмотрения апелляционной жалобы размещено на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/)).
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя учреждения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Учреждение зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402127461.
Должностными лицами управления проведена проверка правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, а также имущества, находящегося в федеральной собственности заявителя за 2010 год.
По результатам проверки должностным лицом управления составлен акт от 23.03.2011, в которым отражены выявленные нарушения бюджетного законодательства.
По факту выявленных нарушений руководителем управления вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджета от 30.03.2011 N 06-11-39.
Пунктом 5 подраздела III раздела I представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 30.03.2011 N 06-11-39 установлено, что заявителем не отражены в бюджетном учете земельные участки на сумму 71 392 603 рубля 34 копеек, что является нарушением части 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 1 Закона о бухгалтерском учете.
Учреждение оспорило в арбитражном суде представление о ненадлежащем исполнении бюджета от 30.03.2011 N 06-11-39 в указанной части, полагая, что спорные земельные участки не подлежат постановке на бюджетный учет.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя ответчика и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Суд первой инстанции, учитывая положения части 1 статьи 268, части 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 5.1.1, 5.13, 5.14.3 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2004 N 278, пунктов 5.1.1, 5.14.1, 5.14.3, 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Минфина России от 11.07.2005 N 89н, пришел к правильному выводу о том, что представление от 30.03.2011 N 06-11-39 о ненадлежащем исполнении бюджета вынесено уполномоченным лицом.
Заявителю принадлежат 12 земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается выписками из реестра федерального имущества от 21.10.2010 N 995/1, от 16.03.2010 N N 204/1, 204/4, 204/9, 204/2, 204/5, 204/6, 204/10, 204/7, 204/3, 204/8, от 23.09.2010 N 881/1, свидетельствами о государственной регистрации права от 06.08.2010, от 22.12.2003, от 10.03.2009, от 27.02.2008, от 26.04.2003, от 04.12.2002, от 23.08.2008, от 16.03.2009, кадастровыми паспортами, кадастровыми выписками о земельном участке. Право собственности на данные участки установлено и законодательно закреплено за Российской Федерацией.
Из пункта 5 подраздела III раздела I представления от 30.03.2011 N 06-11-39 следует, что учреждение в нарушение части 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 1 Закона о бухгалтерском учете не отразило в бюджетном учете земельные участки.
Частью 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.
План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 1 Закона о бухгалтерском учете основными задачами бухгалтерского учета являются, в том числе:
формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Согласно Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция N 148н), которая устанавливает единый порядок ведения бюджетного учета в органах государственной власти (государственных органах), органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления (муниципальных органах), бюджетных учреждениях, бюджетный учет осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом о бухгалтерском учете, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данной Инструкцией.
Государственная учетная политика реализуется Инструкцией N 148н через план счетов бюджетного учета; порядок отражения операций по исполнению бюджетов и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета; перечень типовых корреспонденции счетов бюджетного учета.
Отражение операций при ведении бюджетного учета осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, установленным Инструкцией N 148н, действовавшей в проверяемый период.
В соответствии с пунктом 263 Инструкции N 148н на забалансовых счетах учитываются ценности, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему (арендованные основные средства (полученные в безвозмездное пользование), материальные ценности, принятые на ответственное хранение или в переработку, полученные по централизованному снабжению и т.п.), а также бланки строгой отчетности, путевки в дома отдыха и санатории и др., а также обязательства, ожидающие исполнения.
Все материальные ценности, а также иные активы и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах, инвентаризируются в порядке и в сроки, установленные для объектов, учитываемых на балансе.
В бюджетном учете применяется забалансовый счет 01 "Основные средства в пользовании". На этом счете учитываются объекты основных средств, принятые учреждением с правом их пользования без закрепления полученного имущества в оперативное управление: по договору аренды (найма) и (или) в безвозмездное пользование.
Аналитический учет по счету ведется в разрезе арендодателей и (или) собственников имущества по каждому объекту основных средств (по инвентарным (учетным) номерам арендодателя и (или) собственника) в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей.
Российская Федерация, являющаяся собственником 12 земельных участков, передала их в безвозмездное бессрочное пользование учреждению без права распоряжения.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что полученные в безвозмездное бессрочное пользование основные средства должны учитываться на забалансовом счете 01 "Основные средства в пользовании", в том числе в связи с необходимостью отражения в бюджетном учете расходов, связанных с пользованием этими земельными участками.
В соответствии с пунктом 11 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н (далее - Инструкция N 191н), в состав бюджетной отчетности включается форма отчетов - баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма по ОКУД 0503130).
Пунктом 20 Инструкции N 191н установлено, что справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (справка в составе Баланса (ф. 0503130) формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных, в том числе, по забалансовому счету 01 "Имущество, полученное в пользование", в разрезе движимого и недвижимого имущества (коды строк 010 - 012).
Таким образом, форма по ОКУД 0503130 предусматривает отражение на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" земельных участков, закрепленных за учреждением на праве постоянного бессрочного пользования.
При таких обстоятельствах, пункт 5 подраздела III раздела I представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 30.03.2011 N 06-11-39, содержащий указание на отражение в бюджетном учете 12 земельных участков, соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы учреждения.
Указанная в представлении сумма выявленного нарушения (71 392 603 рубля 34 копейки) образована в результате сложения кадастровой стоимости переданных заявителю земельных участков. Несогласие заявителя с суммой выявленного нарушения при отсутствии каких-либо доказательств несоответствия суммы фактическим обстоятельствам дела, не подтверждает недействительность представления в оспариваемой части.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Кодекса расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "15" сентября 2011 года по делу N А33-10288/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
Г.А. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 263 Инструкции N 148н на забалансовых счетах учитываются ценности, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему (арендованные основные средства (полученные в безвозмездное пользование), материальные ценности, принятые на ответственное хранение или в переработку, полученные по централизованному снабжению и т.п.), а также бланки строгой отчетности, путевки в дома отдыха и санатории и др., а также обязательства, ожидающие исполнения.
...
В соответствии с пунктом 11 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н (далее - Инструкция N 191н), в состав бюджетной отчетности включается форма отчетов - баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма по ОКУД 0503130).
Пунктом 20 Инструкции N 191н установлено, что справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (справка в составе Баланса (ф. 0503130) формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных, в том числе, по забалансовому счету 01 "Имущество, полученное в пользование", в разрезе движимого и недвижимого имущества (коды строк 010 - 012).
Таким образом, форма по ОКУД 0503130 предусматривает отражение на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" земельных участков, закрепленных за учреждением на праве постоянного бессрочного пользования.
При таких обстоятельствах, пункт 5 подраздела III раздела I представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 30.03.2011 N 06-11-39, содержащий указание на отражение в бюджетном учете 12 земельных участков, соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы учреждения."
Номер дела в первой инстанции: А33-10288/2011
Истец: Учреждение РАН Институт леса им.В.Н. Сукачева СО РАН
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярскому крае