г. Самара |
|
23 января 2012 г. |
Дело N А55-5682/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Балакиревой Е.М., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бобылевой А.А.,
при участии в заседании:
от истца (Департамента управления имуществом городского округа Самара) - Глухова О.В., представитель по доверенности N 2193 от 26.12.2011 г..,
от ответчика (МП городского округа Самара "Ремжилуниверсал") - не явились, извещены надлежащим образом,
от ответчика (ЗАО "КоммунЭНЕРГО") - Деева О.В., представитель по доверенности N 17 от 01.09.2011 г..,
от третьего лица (Главы городского округа Самара) - Молоков С.В., представитель по доверенности от 27.12.2011 г..,
от третьего лица (Администрации городского округа Самара) - Молоков С.В., представитель по доверенности от 27.12.2011 г..,
от остальных третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 января 2012 года в зале N 6 апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 ноября 2011 г.. по делу N А55-5682/2011 (судья Каленникова О.Н.),
по иску Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, к Муниципальному предприятию городского округа Самара "Ремжилуниверсал" (ИНН 6316045489), г. Самара, закрытому акционерному обществу "КоммунЭНЕРГО" (ИНН 6318160254), г. Самара,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Центр независимой оценки", г. Самара, Управление Росреестра по Самарской области, Глава городского округа Самара, Администрация городского округа Самара, Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара,
о признании договора купли-продажи недействительным и применении последствий недействительности ничтожной сделки,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском, в котором просил суд:
1. Признать недействительным договор купли - продажи N 589 от 07.10.2010 г. нежилого здания (котельной), расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, улица Н. Панова, д. 56, строение N 1, площадью 210,00 кв.м, являющегося муниципальной собственностью городского округа Самара, заключенный муниципальным предприятием городского округа Самара "Ремжилуниверсал" с ЗАО "КоммунЭНЕРГО". 2. Применить последствия недействительности сделки в виде возврата муниципальному предприятию городского округа Самара "Ремжилуниверсал" нежилого здания (котельной), расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, улица Н. Панова, д. 56, строение N 1, площадью 210,00 кв.м. 3. Муниципальному предприятию городского округа Самара "Ремжилуниверсал" вернуть ЗАО "КоммунЭНЕРГО" денежные средства, полученные от продажи вышеуказанного имущества, в размере 794 938 (Семьсот девяносто четыре тысячи девятьсот тридцать восемь) рублей 14 копеек.
Истец, заявив указанные требования, исходил из того, что указанная сделка является ничтожной, так как совершена с нарушением норм действующего законодательства: статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 17,18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Истец уточнил основание заявленного иска, указав, что заключенный сторонами договор купли-продажи N 589 от 07.10.2010 г. также противоречит требованиям статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", законодательства о приватизации. Кроме того, истец указал, что закрепление указанного нежилого помещения на праве хозяйственного ведения за Предприятием характеризуется как притворная сделка, целью которой являлась последующая передача имущества, являющегося муниципальной собственностью, в частную собственность, минуя процедуру, установленную Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества". Истец также указал, что сделка по отчуждению нежилого помещения, совершенная в обход законодательства о приватизации и антимонопольного законодательства, свидетельствует не только о совершении сделки, не соответствующей законодательству, но и о злоупотреблении правом.
Определением суда от 03.05.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Глава городского округа Самара, Администрация городского округа Самара и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области и общество с ограниченной ответственностью "Центр независимой оценки".
Определением суда от 11.07.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2011 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Истец с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Истец считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с существенным нарушением норм материального и процессуального права. При этом истец исходит из того, что вывод суда первой инстанции о том, что при заключении оспоренного договора купли-продажи не подлежит применению статья 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" является ошибочным. Истец считает, что судом первой инстанции необоснованно не были приняты во внимание доводы о притворности договора купли-продажи N 589 от 07.10.2010 г., заключенного ответчиками, не исследованы обстоятельства, устанавливающие действительную волю сторон на достижение определенного правового результата, который стороны имели в виду при заключении договора. Кроме того, истец считает, что судом первой инстанции неверно истолкованы положения Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При составлении отчета об оценке N157-ФИ-10 от 23.08.2010 г.. применялся лишь затратный подход, поэтому определенная отчетом рыночная цена объект не может быть признана допустимой для заключения договора купли-продажи недвижимого имущества.
В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала и просила ее удовлетворить.
Представитель МП городского округа Самара "Ремжилуниверсал" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ЗАО "КоммунЭНЕРГО" в отзыве на апелляционную жалобу истца и в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась и просила оставить ее без удовлетворения.
Представитель Главы городского округа Самара и Администрации городского округа Самара в судебном заседании апелляционную жалобу истца поддержал.
Представители общества с ограниченной ответственностью "Центр независимой оценки", г. Самара, Управления ФАС по Самарской области и Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Третье лицо - Управление ФАС по Самарской области, в отзыве на апелляционную жалобу указало, что спорные правоотношения не затрагивают права и интересы Управления и просило рассмотреть дело без участия его представителя.
В соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области 09.08.2010 г.. зарегистрировано право хозяйственного ведения МП городского округа Самара "Ремжилуниверсал" на нежилое здание (котельную), расположенную по адресу: г. Самара, Октябрьский район, улица Н. Панова, д. 56, строение N 1, площадью 210,00 кв.м.
МП городского округа Самара "Ремжилуниверсал" (далее Предприятие) произведена оценка указанного объекта недвижимости в целях определения рыночной стоимости объекта. Согласно отчету об оценке N 157-ФИ-10 от 23.08.2010 г.. рыночная стоимость объекта составляет 794 938 руб. 14 коп. в т.ч. НДС (т.1 л.д.20).
Предприятие письмом N 1698/10от 06.10.2010 г.. обратилось к истцу с просьбой дать согласие на совершение сделки купли-продажи нежилого здания (котельной), расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, улица Н. Панова, д. 56, строение N 1, площадью 210,00 кв.м. (л.д. 72, т.1). В письме указано, что рыночная стоимость нежилого помещения согласно отчету об оценке составляет 794 938 руб. 14 коп. в т.ч. НДС.
Истец письмом N 15-07-04/53656 от 07.10.2010 сообщил Предприятию, что не возражает против реализации нежилого здания (котельной), расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, улица Н. Панова, д. 56, строение N 1, площадью 210,00 кв.м. (т.1 л.д.71).
МП городского округа Самара "Ремжилуниверсал" 07.10.2010 г.. заключен с ЗАО "КоммунЭНЕРГО" договор купли-продажи N 589, согласно которому Предприятие передало в собственность ЗАО "КоммунЭНЕРГО" нежилое здание (котельную), расположенное по адресу: г. Самара, Октябрьский район, улица Н. Панова, д. 56, строение N 1, площадью 210,00 кв.м. (т.1 л.д.10-11)
Департамент обратился с иском о признании заключенного ответчиками договора купли-продажи N 589 от 07.10.2010 г.. недействительной в силу ничтожности сделкой.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Истец доказательства несоответствия заключенного ответчиками договора купли-продажи N 589 от 07.10.2010 г.. требованиям закона или иных правовых актов не представил.
Довод истца о несоответствии договора купли-продажи N 589 от 07.10.2010 г.. требованиям Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", притворности сделки по закреплению нежилого здания (котельной), расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, улица Н. Панова, д. 56, строение N 1, площадью 210,00 кв.м., на праве хозяйственного ведения за Предприятием, имеющей целью последующую передачу данного объекта в частную собственность в обход законодательства о приватизации, не может быть принят судом.
Статьей 294 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с данным Кодексом.
Согласно статье 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Истец доказательства того, что Предприятие в результате отчуждения нежилого здания, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, улица Н. Панова, д. 56, строение N 1, площадью 210,00 кв.м., лишилось возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом Предприятия, не представил.
В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" действие данного Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
Следовательно, Предприятие в соответствии со статьями 294,295 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" вправе было с согласия собственника - муниципального образования "Городской округ Самара" в лице Департамента, распоряжаться недвижимым имуществом, закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения, и договор купли-продажи N 589 от 07.10.2010 г.., заключенный Предприятием с ЗАО "КоммунЭНЕРГО", не может быть признан недействительной в силу притворности сделкой, прикрывающей сделку приватизации.
Данный вывод основан на судебной практике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 15353/09 от 08.02.2010 по делу N А11-5237/2008-К1-1/187, определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12471/07 от 17.10.2007 по делу N А55-18861/2006-43, N 12615/07 от 19.10.2007 по делу N А55-18862/2006, N 17207/07 от 25.12.2007 по делу N А55-1462/2007, N 11030/08 от 03.09.2008 по делу N А55-1465/2007, N 11505/08 от 19.09.2008 по делу N А47-5617/2007-18ГК, N ВАС-10023/11 от 18.08.2011 по делу N А51-16576/2010).
Довод апелляционной жалобы о том, что указанный договор не соответствует требованиям статьям 15, 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", так как заключен без проведения конкурса или аукциона на право его заключения, является необоснованным и не может быть принят судом.
Согласно статье 15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
МП городского округа Самара "Ремжилуниверсал" является муниципальным предприятием, полномочиями органа местного самоуправления предприятие не наделялось. Предприятие при продаже нежилого помещения общей площадью 210,00 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, улица Н. Панова, д. 56, строение N 1, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, выступало в качестве коммерческой организации и статью 15 Федерального закона "О защите конкуренции" не нарушало.
Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Частью 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" установлено, что в порядке, предусмотренном частью 1 данной статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям.
Таким образом, данная правовая норма не содержит требования о заключении договора купли-продажи в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Доказательства наличия правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования "Городской округ Самара", устанавливающих, что заключение муниципальными предприятиями договоров купли-продажи в отношении муниципального недвижимого имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения, возможно только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, истец суд также не представил.
Довод апелляционной жалобы о несоответствии договора купли-продажи N 589 от 07.10.2010 г.. требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", поскольку при определении рыночной стоимости объекта недвижимости оценщиком был применен только затратный подход к оценке, также является необоснованным и не может быть принят судом.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества.
Пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.1992 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" разъяснено, что в случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица (в том числе спора о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.) судам следует учитывать, что согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82-87 АПК РФ). При этом оценщик, осуществивший оценку, привлекается к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (статья 51 АПК РФ).
Истец доказательства недостоверности отчета об оценке N 157-ФИ-10 от 23.08.2010 г.., представленного ООО "Центр независимой оценки", не представил, ходатайство о назначении экспертизы по делу не заявил.
Довод истца о недостоверности рыночной оценки объекта недвижимости, определенной указанным отчетом, так как оценщиком не применялись сравнительный и доходный подходы при определении рыночной цены, не может быть принят судом.
В соответствии с пунктом 20 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ N 256 от 20.07.2007, оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода.
В отчете об оценке N 157-ФИ-10 оценщиком обоснован отказ в использовании иных, кроме затратного, подходов к оценке объекта.
Кроме того, Предприятие в письме с просьбой дать согласие на заключение договора купли-продажи указало, что рыночная стоимость объекта согласно отчету об оценке составляет 794 938 руб.14 коп в т.ч. НДС. Отчет был приложен к обращению Предприятия. Истец дал согласие на отчуждение объекта недвижимости, не указав на наличие сомнений в достоверности рыночной оценки объекта недвижимости.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно отказал в признании заключенного ответчиками договора купли-продажи N 589 от 07.10.2010 г.. недействительной в силу ничтожности сделкой и в применении последствий недействительности сделки.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое истцом решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с нормами материального и процессуального права и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы. Истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 ноября 2011 г.. по делу N А55-5682/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Н.Ю. Пышкина |
Судьи |
Е.М. Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества.
Пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.1992 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" разъяснено, что в случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица (в том числе спора о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.) судам следует учитывать, что согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
...
В соответствии с пунктом 20 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ N 256 от 20.07.2007, оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода."
Номер дела в первой инстанции: А55-5682/2011
Истец: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчик: ЗАО "КоммунЭНЕРГО", Муниципальное предприятие городского округа Самара "Ремжилуниверсал"
Третье лицо: Администрация городского округа Самары, Глава городского округа Самара, Общество с ограниченной отетственнстью "Центр независимой оценки", ООО "Центр независимой оценки", Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области