г. Ессентуки |
|
25 января 2012 г. |
Дело N А15-750/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Баканова А.П., Марченко О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эсангальдеевой Х.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "сельсовет Зубутли-Миатлинский" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.10.2011 по делу N А15-750/2011 по иску муниципального образования "сельсовет Зубутли-Миатлинский" Кизилюртовский район Республики Дагестан к администрации муниципального образования "Казбековский район" Республики Дагестан о признании недействительным и отмене всех правоустанавливающих документов на земельный участок размером 4 900 га, закрепленный на праве собственности за муниципальным образованием "Казбековский район" (судья Исаев М.С.),
при участии в судебном заседании:
от муниципального образования "сельсовет Зубутли-Миатлинский" - Газимагомедова Р.М. доверенность от 04.07.2009;
от администрации муниципального образования "Казбековский район" - Темиркаева Х.С. доверенность от 12.01.2012, Госенова Г.Г. доверенность от 12.01.2012;
от Сагитаева М.С., Алинчиева М.М., Мамашова Б.А., Газимагомедова Т.Г., Юсупгаджиева Ю.М., Иманалиева У.Г., Казанбиева Р.М., Магомедова И.Г., Газимагомедова М.А., Муталимовой А.А., Казуевой М.М., Гаджиэменова М.А.. Амаева А.А.. Гаджиева Д.Х., Гаджиева М.К., Газимагомедова Р.М., Абдулманапова М.И. - Шуайпова М.Г. доверенность от 10.01.2012,
УСТАНОВИЛ
муниципальное образование "сельсовет Зубутли-Миатлинский" Кизилюртовского района (далее - сельсовет) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к администрации муниципального образования "Казбековский район" (далее - администрация) о признании права собственности муниципального образования сельсовета на земельные участки площадью 516,32 га с кадастровым N 05:12:000012:101; площадью 282,28 га с кадастровым N 05:12:000012:102; площадью 5,87 га с кадастровым N 05:12:000012:103; площадью 81,41 га с кадастровым N 05:12:000023:11; площадью 828,43 га с кадастровым N 05:12:000012:3 и площадью 3110,39 га с кадастровым N 05:12:000023:286 (уточненные исковые требования).
Решением суда от 31.10.2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, сельсовет обратился с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.10.2011 по делу N А15-750/2011. По мнению заявителя, администрация является собственником спорных земельных участков, решение суда по делу N А15-1265/2009 не имеет преюдициального значения для рассматриваемого дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Также, по мнению заявителя, судом первой инстанции также нарушены нормы процессуального права.
СПК "Колхоз Зубутлинский" направил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие. Ходатайство удовлетворено судом.
Администрация направила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель сельсовета поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители администрации с доводами апелляционной жалобы не согласились по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель третьих лиц поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.10.2011 по делу N А15-750/2011 является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 5138 га народных депутатов было закреплен за колхозом им. Джабраилова с. Зубутли, президиумом Казбековского райисполкома, что подтверждается протоколом N 153 от 29.11.1938.
Решением исполкома Кизилюртовского районного Совета народных депутатов от 06.08.91 N 199 "О рассмотрении материалов по установлению границ земель населенных пунктов и передачи земель в ведение сельских Советов в районе" одобрены подготовительные и обследовательские работы по передаче земель сельским Советам района, и утверждены материалы по установлению границ земель населенных пунктов и передачи земель в ведение сельских Советов народных депутатов согласно приложению N 1. В приложении N 1 указано о предоставлении сельскому Совету "Зубутлинский" земельного участка площадью 2978 га.
На основании решения исполкома и президиума Кизилюртовского райсовета от 31.03.1993 N 125/45 колхозу "Зубутлинский" с. Зубутли Кизилюртовского района выдан государственный акт N 06-95 на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 3149 гектаров. Из них 1218,13 га - земли Казбековского мехлесхоза.
17.04.1993 председателем колхоза "Зубутлинский" и председателем Зубутли-Миатлинского сельского Совета народных депутатов составлен акт передачи земель сельскохозяйственного назначения площадью 2978 гектаров, расположенных в урочище "Худум", из ведения колхоза "Зубутлинский" в ведение Зубутли-Миатлинскому сельскому Совету народных депутатов Кизилюртовского района.
30.03.2007 администрация приняла постановление "О закреплении земель МО "сел. Зубутли-Миатли" в границах Казбековского района". Постановлением от 08.10.2007 N 33 МО "Казбековский район" удовлетворило протест прокурора района и отменило постановление администрации от 30.03.2007.
06.04.2007 главой администрацией было повторно принято постановление "О закреплении земель МО "сел. Зубутли-Миатли" в границах Казбековского района". Постановлением главы администрации от 14.10.2008 N 172 вышеуказанное постановление отменено на основании протеста прокурора Казбековского района.
17.03.2008 администрация МО "сельсовет Зубутли-Миатлинский" приняла решение N 10 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 2855 га, закрепленных за СПК колхоз "Зубутлинский" Кизилюртовского района" в административных границах Казбековского района". Основанием послужил отказ СПК колхоз "Зубутлинский" от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
24.03.2008 МО "сельсовет Зубутли-Миатлиский" и СПК "Зубутлинский" подписали акт приема-передачи земельного участка сельхозназначения площадью 2855 га в границах Казбековского района с баланса СПК "Зубутлинский" на баланс "сельсовет Зубутли-Миатлинский" в состав собственности земель последнего.
06.12.2010 Министерство земельных и имущественных отношений Республики Дагестан, администрация и общество с ограниченной ответственностью "Земля" подписали акт сдачи - приемки работ по землеустройству при разграничении государственной (муниципальной) собственности на землю.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан зарегистрировало право собственности МО "Казбековский район" на земельные участки площадью 516,32 га с кадастровым N 05:12:000012:101; площадью 282,28 га с кадастровым N 05:12:000012:102; площадью 5,87 га с кадастровым N 05:12:000012:103; площадью 81,41 га с кадастровым N 05:12:000023:11; площадью 828,43 га с кадастровым N 05:12:000012:3 и площадью 3110,39 га с кадастровым N 05:12:000023:286, расположение - на территории Казбековского района.
Сельсовет, полагая, что является собственником вышеуказанных земельных участков, обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с настоящим иском.
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22) разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество не оспаривается путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение (пункты 53 и 56 постановления от 29.04.2010 N 10/22).
Как следует из материалов дела, право собственности на спорные земельные участки зарегистрировано за МО "Казбековский район", к которому сельсоветом не были заявлены какие-либо требования.
Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушение данной нормы, сельсоветом не представлено доказательства, того что спорные земельные участки находятся у него во владении в настоящее время.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кизилюртовским районным Советом народных депутатов 06.08.1991 вынесено решение N 199 "О рассмотрении материалов по установлению границ земель населенных пунктов и передачи земель в ведение сельских Советов в районе на право пользования землей колхозу "Зубутлинский".
Согласно данному решению колхозу "Зубутлинский" передаются именно земли площадью 2978 га, которые находятся в границах Казбековского района. Кроме того, согласно ст. 11 Закона ДАССР "О земле" в компетенцию районных Советов народных депутатов входило регулирование земельных отношений в границах района.
Иное означало бы изъятие Советом народных депутатов одного района земель у другого районного Совета народных депутатов.
Согласно Положению "О порядке передачи земель в ведение сельских Советов народных депутатов" утвержденного постановлением Совета Министров ДАССР от 11.12.1991 N 250 в состав земель сельского населенного пункта включалась вся территория селения в существующих границах с учетом потребности в дополнительных площадях земель для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения, пастьба личного скота граждан, а также культурно-бытового и иного строительства в соответствии с перспективой развития населенного пункта независимо от того, примыкают эти земельные участки непосредственно к населенному пункту или расположены чересполосно (п.3).
Передача земель в ведение сельских Советов народных депутатов осуществлялась на основании решений местного Совета народных депутатов об установлении черты населенных пунктов и границ земельных участков, включаемых в состав земель сельских населенных пунктов, об изъятии земель у колхозов, совхозов, других землепользователей и отводов их сельскому Совету (п.40).
Утвержденная в установленном порядке черта населенного пункта и граница дополнительных земельных участков, включаемых в состав земель, передаваемых в ведение сельского Совета народных депутатов, закреплялись в натуре (на местности) межевыми знаками установленного образца (п.15).
Согласно статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Исключительные случаи, с которыми может быть связано изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, закреплены в статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации. Условия и порядок изъятия установлены статьей 55 Земельного кодекса Российской Федерации.
Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд закреплены в статье 63 Земельного кодекса Российской Федерации. Пункт 2 названной статьи предусматривает, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа земельных участков.
Указанные отношения имеют не гражданско-правовой, а публично-правовой характер, что предполагает использование публично-правовых конструкций регулирования.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 12.07.2011 СПК "колхоз Зубутлинский" зарегистрирован в качестве юридического лица 06.05.1993.
Согласно п. 1.1 устава СПК "колхоз "Зубутлинский" создан на базе колхоза "колхоз Зубутлинский" и является правопреемником последнего.
В материалах дела имеется решение Исполкома Кизилюртовского районного совета народных депутатов от 27.09.1989 о разукрупнении совхоза "Сулак", при этом доказательств об утверждении Советом Министров Дагестанской АССР данного решения, а также местонахождение указанных земель, сельсоветом не представлено.
Порядок реорганизации колхозов и совхозов в спорный период регламентировался Указом Президента РСФСР от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и 04.09.1992 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса".
Согласно пунктам 3, 6 Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 колхозам и совхозам было предписано провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и перерегистрироваться в соответствующих органах, а коллективам совхозов, а также других сельскохозяйственных предприятий (колхозов), использующих землю на праве постоянного (бессрочного) пользования, принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР.
В силу пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 при реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельхозпредприятий по желанию членов коллективов этих хозяйств могли быть образованы: товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения.
И только в случае принятия собраниями трудовых коллективов совхозов и колхозов решений о сохранении прежней формы хозяйствования могла быть осуществлена их перерегистрация с закреплением земли в соответствии с действующим законодательством.
Доказательств, подтверждающих переоформление права постоянного (бессрочного) пользования колхозом "Зубутлниский" спорным земельным участком, сельсовет в материалы дела также не представил.
Если же коллективом совхоза или колхоза принималось решение о реорганизации, то в силу пунктов 9, 10 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имели право на бесплатный земельный пай и осуществляли выбор одной из форм его использования: получение на сумму пая земли и средств производства с целью создания крестьянского хозяйства, частного предприятия по ремонту, строительству, обслуживанию, торговле и других предприятий; передача пая в качестве учредительного взноса в товарищество или акционерное общество; передача пая в качестве вступительного взноса в кооператив; продажа пая другим работникам хозяйства или хозяйству.
В силу изложенного в случае реорганизации совхоза, принадлежавшие ему ранее земельные участки, могли перейти к вновь созданному производственному кооперативу только при условии внесения членами кооператива в качестве вступительных либо иных паевых взносов земельных паев.
Передача земель, не распределенных на земельные паи, в порядке правопреемства действовавшим законодательством не предусматривалась.
Документы, связанные с реорганизацией колхоза "колхоз Зубутлинский", в материалах дела отсутствуют.
В материалы дела сельсовет представил копию решения Кизилюртовского районного совета народных депутатов от 31.03.1993 N 125/43 "Об утверждении материалов по выдаче госакта на право пользования землей колхозу "Зубутлинский", которым утвержден план внешних границ землепользования, закреплен за колхозом "Зубутлинский" 3149 га земель из общей площади 7117,37 га (исключив из общей площади 3968, 37 гектаров земель постороннего пользования, согласно приложению), а также копию государственного акта N 06-95 колхоза "Зубутлинский" с. Зубутли Кизилюртовского района, согласно которому колхозу в бессрочное (постоянное) пользование предоставлены 3149 гектаров земель. При этом не указано местонахождение указанных земель.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Ссылка сельсовета на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 11.11.2009 по делу N А15-1265/09 не имеет преюдициального значения для настоящего дела, поскольку администрация не принимала участие при рассмотрении указанного дела.
При изложенных обстоятельствах исковые требования не подлежат удовлетворению.
Ссылка сельсовета на нарушение судом первой инстанции п/п 2 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации опровергается материалами дела.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы предпринимателя.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.10.2011 по делу N А15-750/2011.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.10.2011 по делу N А15-750/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.И. Джамбулатов |
Судьи |
А.П. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 3, 6 Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 колхозам и совхозам было предписано провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и перерегистрироваться в соответствующих органах, а коллективам совхозов, а также других сельскохозяйственных предприятий (колхозов), использующих землю на праве постоянного (бессрочного) пользования, принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР.
В силу пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 при реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельхозпредприятий по желанию членов коллективов этих хозяйств могли быть образованы: товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения.
...
Если же коллективом совхоза или колхоза принималось решение о реорганизации, то в силу пунктов 9, 10 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имели право на бесплатный земельный пай и осуществляли выбор одной из форм его использования: получение на сумму пая земли и средств производства с целью создания крестьянского хозяйства, частного предприятия по ремонту, строительству, обслуживанию, торговле и других предприятий; передача пая в качестве учредительного взноса в товарищество или акционерное общество; передача пая в качестве вступительного взноса в кооператив; продажа пая другим работникам хозяйства или хозяйству."
Номер дела в первой инстанции: А15-750/2011
Истец: МО сельское поселение "сельсовет Зубутли-Миатлинский", Муниципальное образование "сельсовет Зубутли-Миатлинский"
Ответчик: Администрация МО "Казбековский район", Администрация муниципального образования "Казбековский район"
Третье лицо: Абдулманапов М И, Администрация МР "Кизилюртовский район", Алинчиев М М, Амаев А А, Гаджиев Д Х, Гаджиев К, Гаджиев Магомед Камилович, Гаджиэменов М А, Газимагомедов Т Г, Газимагомедов Таймаз Газимагомедович, Иманалиев У Г, Казанбиев Р М, Казуева М М, Магомедов И Г, Мамашов Б А, Министерство имущественных и земельных отношений РД, МО "Казбековский район", Муниципальное образование "Казбековский Район", Муталимова А, Муталимова Айшат, Сагитаев М С, Сельскохозяйственный производственный кооператив "Зубутлинский", СПК "Зубутлинский", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД (Управление Росреестра по РД), Шуайпов М Г, Юсупгаджиев Ю, Юсупгаджиев Юсупгаджи