г. Хабаровск |
|
30 января 2012 г. |
Дело N А73-5511/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Гетмановой Т.С., Ротаря С. Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кирбасовой О.А.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания": представитель Калашников Р.Г. по дов. от 17.01.2012;
от федерального бюджетного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: представитель Орлик А.А. по дов. от 11.01.2012;
от Министерства обороны Российской Федерации: представитель Орлик А.А. по дов. от 30.08.2011
от открытого акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление": представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение от 31.10.2011 по делу N А73-5511/2011 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Малашкиным Д.Л.
по иску открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
к федеральному государственному учреждению "Восточная квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании 24 250 937 руб. 73 коп.
и встречному иску федерального государственного учреждения "Восточная квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации
к открытому акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания"
о признании соглашения о порядке расчетов за тепловую энергию от 01.01.2011 договором перевода долга
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление"
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (ОГРН 1051401746769) (далее - ОАО "ДГК", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к федеральному государственному учреждению "Восточная квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности за поставленную электроэнергию в сумме 23 101 570 руб. 02 коп., процентов в сумме 1 149 367 руб. 71 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами, рассчитанными по день исполнения решения суда (с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ). При недостаточности денежных средств у ответчика просило произвести взыскание с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Федеральное государственное учреждение "Восточная квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации заявило встречный иск к ОАО "ДГК" о признании соглашения о порядке расчетов за тепловую энергию от 01.01.2011 договором перевода долга.
В ходе рассмотрения дела федеральное государственное учреждение "Восточная квартирно-эксплуатационная часть района" заменено на федеральное государственное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079) в связи с произошедшей реорганизацией.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление" (далее - ОАО "РЭУ").
Решением от 31.10.2011 первоначальный иск удовлетворен за счет федерального государственного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, с возложением субсидиарной ответственности на Российскую Федерацию в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации. Проценты взысканы до момента фактической уплаты суммы основного долга. В удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с судебным актом, Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны РФ) подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в удовлетворении иска ОАО "ДГК" отказать. По мнению заявителя жалобы, судом неверно применены нормы материального права, а также не полностью выяснены обстоятельства дела.
В судебном заседании представитель Министерства обороны РФ поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя жалобы также заявила ходатайство в порядке статьи 48 АПК РФ о замене ответчика по первоначальному иску на Федеральное бюджетное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в связи с проведенное реорганизацией.
С учетом мнения истца, ходатайство удовлетворено, произведено процессуальное правопреемство, федеральное государственное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации заменено на Федеральное бюджетное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФБУ "Дальневосточное теруправление имущественных отношений") (ОГРН- 1072723005079)
Представитель ФБУ "Дальневосточное теруправление имущественных отношений" в судебном заседании поддержала апелляционную жалобу Министерства обороны РФ.
Представитель ОАО "ДГК" в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
ОАО "РЭУ", извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебном заседании не присутствовало.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Согласно заключенному между истцом и ответчиком государственному контракту на поставку тепловой энергии и горячей воды от 01.01.2010 N 3/1/03311/1323, ОАО "ДГК" (Поставщик) приняло обязательство подавать тепловую энергию и горячую воду в здания и сооружения войсковых частей, а ФГУ "Восточная КЭЧ района" (Заказчик-Абонент) принимать и оплачивать ее.
Оплата энергии предусмотрена разделом 7 контракта и производится не позднее 18 числа текущего месяца за первый период платежа текущего расчетного периода; не позднее 08 числа, следующего за расчетным периодом, в соответствии с показаниями приборов учета за вычетом оплаченной стоимости тепловой энергии, потребленной в первом периоде платежа.
В соответствии с пунктом 9.2 заключенного контракта в случае нарушения сроков оплаты, установленных контрактом, заказчик-абонент уплачивает поставщику пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, установленной на день уплаты пени, за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после истечения установленного настоящим контрактом срока оплаты по день уплаты этой суммы поставщику.
Поскольку оплата поставленной тепловой энергии за январь - апрель 2011 года произведена Заказчиком-Абонентом несвоевременно и не в полном объеме, истец обратился с иском о взыскании с него задолженности в сумме 23 101 570 руб. 02 коп. и пени в сумме 1 149 367 руб. 71 коп., а при недостаточности у него денежных средств - с Российской Федерации в лице Министерства обороны России за счет средств казны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности.
Удовлетворяя иск и взыскивая задолженность и пеню, суд первой инстанции пришел к выводу о его обоснованности представленными доказательствами.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены судебного акта и удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и условиями государственного контракта, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, отказ от исполнения обязательства в одностороннем порядке не допускается.
Материалами дела подтверждается наличие задолженности ФБУ "Дальневосточное ТУИО" перед ОАО "ДГК" в размере 23 101 570 руб. 02 коп.
В связи с чем истцом правомерно произведен расчет неустойки в сумме 1 149 367 руб. 71 коп. в порядке пункта 9.2 контракта и предъявлены требования о взыскании указанных сумм с ответчика.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск и взыскал сумму задолженности и пени с ответчика по первоначальному иску.
Также правомерно произведено привлечение к субсидиарной ответственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии со статьей 120 ГК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2011, по обязательствам государственного учреждения, при недостаточности у него денежных средств, субсидиарную ответственность нес собственник его имущества.
Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ в указанную статью внесены изменения, касающиеся, в частности, государственных и муниципальных учреждений. Так, в новой редакции статьи государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
При этом, автономное и бюджетное учреждение отвечают по своим обязательствам всем находящимся у них на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ними собственником, так и приобретенным за счет выделенных собственником средств или за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, а по обязательствам казенного учреждения, при недостаточности у него денежных средств, субсидиарную ответственность несет собственник его имущества.
Изменения, внесенные данным законом, вступили в силу с 01.01.2011.
При этом, пунктом 13 статьи 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ установлен переходный период с 01.01.2011 до 01.07.2012 для подготовки и принятия соответствующих нормативных правовых актов, которые должны обеспечить создание и реорганизацию существующих государственных учреждений, изменение типа бюджетного учреждения, с целью приведения его в соответствие с новой редакцией статьи 120 ГК РФ, утверждение их учредительных документов и уставов, решение вопросов увеличения уставного фонда, открытия и ведения лицевых счетов, бюджетных смет, их финансирования и наделения соответствующим имуществом для обеспечения возможности отвечать по своим долгам самостоятельно.
Из материалов дела следует, что первоначально ответчиком по делу являлось федеральное государственное учреждение. Указанный правовой статус оно сохранило и при первой реорганизации в ФГУ "Дальневосточное теруправление имущественных отношений".
Таким образом, утверждение Министерства обороны РФ о том, что ответчик должен отвечать по своим обязательствам самостоятельно, ничем не обосновано.
Сам факт внесения изменений в законодательство, предусматривающих существование бюджетных учреждений, несущих самостоятельную ответственность по своим долгам, не является доказательством того, что ответчик по настоящему делу являлся таковым на день принятия обжалуемого судебного акта.
Более того, представленными в апелляционную инстанцию документами подтверждается, что Дальневосточное теруправление имущественных отношений приобрело статус федерального бюджетного учреждения только 21.12.2011.
Таким образом, до фактического приведения статуса федеральных учреждений в соответствие с новой редакцией статьи 120 ГК РФ, и представления доказательств наделения его собственником соответствующим материальным комплексом для несения такой ответственности самостоятельно, у суда отсутствовали основания для отказа в привлечении собственника к субсидиарной ответственности.
Доводы Министерства обороны Российской Федерации со ссылкой на дополнительное соглашение от 01.01.2011 к государственному контракту, заключенное между истцом, ответчиком и ОАО "РЭУ", согласно которому последнее приняло на себя обязательство по оплате тепловой энергии, поставляемой на объекты Министерства обороны Российской Федерации, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку указанным соглашением стороны установили лишь иной порядок расчетов, с помощью ОАО "РЭУ", которое является техническим посредником в отношениях по перечислению денежных средств, поступающих от Министерства обороны Российской Федерации.
Каких-либо изменений в правах и обязанностях Поставщика и Заказчика-Абонента в связи с заключением данного соглашения не произведено, перевод долга на ОАО "РЭУ" не производился.
Следовательно, в удовлетворении встречного иска судом также отказано обоснованно.
В этой связи апелляционная жалоба подлежит отклонению, решение суда оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 31.10.2011 по делу N А73-5511/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Т.С. Гетманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ в указанную статью внесены изменения, касающиеся, в частности, государственных и муниципальных учреждений. Так, в новой редакции статьи государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
...
Изменения, внесенные данным законом, вступили в силу с 01.01.2011.
При этом, пунктом 13 статьи 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ установлен переходный период с 01.01.2011 до 01.07.2012 для подготовки и принятия соответствующих нормативных правовых актов, которые должны обеспечить создание и реорганизацию существующих государственных учреждений, изменение типа бюджетного учреждения, с целью приведения его в соответствие с новой редакцией статьи 120 ГК РФ, утверждение их учредительных документов и уставов, решение вопросов увеличения уставного фонда, открытия и ведения лицевых счетов, бюджетных смет, их финансирования и наделения соответствующим имуществом для обеспечения возможности отвечать по своим долгам самостоятельно.
...
Сам факт внесения изменений в законодательство, предусматривающих существование бюджетных учреждений, несущих самостоятельную ответственность по своим долгам, не является доказательством того, что ответчик по настоящему делу являлся таковым на день принятия обжалуемого судебного акта.
Более того, представленными в апелляционную инстанцию документами подтверждается, что Дальневосточное теруправление имущественных отношений приобрело статус федерального бюджетного учреждения только 21.12.2011.
Таким образом, до фактического приведения статуса федеральных учреждений в соответствие с новой редакцией статьи 120 ГК РФ, и представления доказательств наделения его собственником соответствующим материальным комплексом для несения такой ответственности самостоятельно, у суда отсутствовали основания для отказа в привлечении собственника к субсидиарной ответственности."
Номер дела в первой инстанции: А73-5511/2011
Истец: ОАО "Дальневосточная генерирующая компания", ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" Филиал "Хабаровская теплосетевая компания", ОАО ДГК - ХТСК
Ответчик: Восточная квартирно-эксплутационная часть района, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ, ФГУ "Восточная квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерство обороны Российской Федерации
Третье лицо: Министерство обороны РФ, ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление", ОАО "РЭУ", ФГУ "Дальневосточная ТУИО" Минобороны РФ