г. Чита |
|
26 января 2012 г. |
Дело N А58-8210/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Даровских К.Н.,
судей Ошировой Л.В., Стрелкова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Васильевой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВестКомпани" на определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2011 года об отсрочке исполнения судебного акта по делу N А58-8210/2010 по иску общества с ограниченной ответственностью "ВестКомпани" (ОГРН 1077761592787, ИНН 7730570302) к государственному учреждению "Республиканская больница N 1 - Национальный центр медицины Министерства здравоохранения республики Саха (Якутия)" (ОГРН 1021401067632, ИНН 1435099188) о взыскании 24 485 903,04 руб. (суд первой инстанции: судья Андреев В.А.)
при участии в судебном заседании:
от взыскателя: отсутствует, уведомлен
от должника: отсутствует, уведомлен
от Департамента республиканского казначейства РС(Я): отсутствует, уведомлен
установил:
определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21.09.2011 удовлетворено ходатайство государственного учреждения "Республиканская больница N 1- Национальный центр медицины Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия)" об отсрочке исполнения решения суда, заявителю предоставлена отсрочка исполнения исполнительного листа АС N 900071470, выданного на основании постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2011 года по делу NА58-8210/2010 до 01 февраля 2012 года.
С принятым определением не согласился взыскатель - ООО "ВестКомпани" и обратился с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы заявитель указывает, что в соответствии с ч.4 ст. 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации ответчик в случае отсутствия денежных средств для выплаты по исполнительному листу, обязан обратиться в Департамент республиканского казначейства МФ РС(Я) для выделения необходимых средств. Ответчик располагал достаточным количеством времени для обращения в Департамент республиканского казначейства МФ РС(Я) для запроса дополнительных денежных средств, в связи с чем необходимость в отсрочке исполнения судебного акта отсутствует.
Министерством финансов Республики Саха (Якутия) представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на необоснованность доводы жалобы.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном порядке, явку представителей не обеспечили.
В судебном заседании был объявлен перерыв с 12.01.2012 до 11 час. 45 мин. 19.01.2012.
После перерыва лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16.03.2011 с государственного учреждения "Республиканская больница N 1-Национальный центр медицины Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия)" в пользу общества с ограниченной ответственностью "ВестКомпани" взыскана задолженность в размере 24 485 903, 04 руб., в том числе основной долг - 19 778 050 руб., пени - 4 707 853, 04 руб., а также расходы, связанные с участием представителя при рассмотрении дела - 59 440 руб., расходы по уплате государственной пошлины - 145 429, 51 руб.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2011, резолютивная часть решения суда первой инстанции была изменена и с государственного учреждения "Республиканская больница N 1-Национальный центр медицины Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия)" в пользу ООО "ВестКомпани" взыскано 23 993 261, 91 руб., в том числе основной долг 19 778 050 руб., пени 4 215 211, 91 руб., расходы по оплате государственной пошлины 142 966, 31 руб., судебные издержки 92 080 руб.
Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) выдан исполнительный лист АС N 900071470.
ООО "ВестКомпани" исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
Государственное учреждение "Республиканская больница N 1- Национальный центр медицины Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия)" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16.03.2011 по делу N А58-8210/2010, ссылаясь на отсутствие необходимых объемов финансирования, предусмотренных бюджетной сметой заявителя, длительностью процесса согласования и выделения необходимых средств, а также тем, что заявитель является медицинским учреждением и принятие в отношении него мер, предусмотренных главой 24.1 БК РФ, может негативно отразиться на объемах и сроках оказания медицинских услуг.
Удовлетворяя заявление государственного учреждения "Республиканская больница N 1- Национальный центр медицины Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия)", суд первой инстанции счел, что учреждение обосновало затруднительность исполнения судебного акта по данному делу, указав при этом, что бюджетной сметой на 2011 год не предусмотрены выплаты по исполнительному листу АС N 900071470 от 10.06.2011.
Четвертый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и в соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства, порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Такие судебные акты подлежат исполнению в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По смыслу пунктов 5 - 7 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, не должен превышать трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в течение которых при отсутствии у должника на момент предъявления взыскателем исполнительного листа бюджетных средств по целевой статье расходов, по которой производится исполнение, должны быть проведены все организационно-технические мероприятия по перераспределению учитываемых на казначейских лицевых счетах бюджетных средств, для предоставления должнику достаточных для исполнения судебного акта лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.
Согласно части 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств федерального бюджета должник одновременно с указанной информацией представляет в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации (часть 3 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства.
Главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (часть 6 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Доказательства принятия должником мер в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации, в материалах дела отсутствуют.
Не представлено доказательств направления учреждением в УФК платежного документа на перечисление денежных средств, запроса-требования о необходимости выделения государственному учреждению "Республиканская больница N 1- Национальный центр медицины Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия)" дополнительных лимитов бюджетных ассигнований и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа.
Таким образом, несмотря на обязанность исполнения вступившего в законную силу решения, учреждение, являясь бюджетным учреждением, не приняло меры по выполнению норм Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 N 467-О, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда.
В любом случае при принятии решения о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта арбитражный суд должен учитывать интересы должника и взыскателя.
Как следует из заявления, государственного учреждения "Республиканская больница N 1- Национальный центр медицины Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия)", просит суд предоставить отсрочку исполнения судебного акта по настоящему делу на срок шесть месяцев.
Суд апелляционной инстанции считает, что, обращаясь в арбитражный суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта сроком на шесть месяцев, учреждение не обосновало необходимости предоставления отсрочки на шесть месяцев, не представило доказательств того, что по истечении отсрочки на такой срок у должника появится вся требуемая сумма для реального погашения задолженности перед взыскателем.
Ссылаясь на статус бюджетного учреждения, отсутствие необходимых объемов финансирования, предусмотренных бюджетной сметой заявителя, длительностью процесса согласования и выделения необходимых средств, государственное учреждение "Республиканская больница N 1- Национальный центр медицины Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия)" не предприняло никаких действий, направленных на исполнение судебного акта с даты его вступления в законную силу (26.05.2011), при этом, заявляя ходатайство о предоставлении отсрочки для его исполнения сроком на шесть месяцев, учреждение не представило достоверных и достаточных доказательств того, что после истечения срока предоставления отсрочки обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, отпадут.
Таким образом, оснований для предоставления учреждению отсрочки исполнения судебного акта сроком на шесть месяцев не имеется.
Выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельства дела, основаны на неправильном применении норм процессуального права, что в силу п. 3 ч.1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
Определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2011 года по делу N А58-8210/2010 отменить, разрешить вопрос по существу.
В удовлетворении заявления государственного учреждения "Республиканская больница N 1 - Национальный центр медицины здравоохранения Республики Саха (Якутия)" о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта - постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2011 по делу N А58-8210/2010 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца.
Председательствующий |
К.Н. Даровских |
Судьи |
Л.В. Оширова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (часть 6 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Доказательства принятия должником мер в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации, в материалах дела отсутствуют.
Не представлено доказательств направления учреждением в УФК платежного документа на перечисление денежных средств, запроса-требования о необходимости выделения государственному учреждению "Республиканская больница N 1- Национальный центр медицины Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия)" дополнительных лимитов бюджетных ассигнований и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа.
Таким образом, несмотря на обязанность исполнения вступившего в законную силу решения, учреждение, являясь бюджетным учреждением, не приняло меры по выполнению норм Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 N 467-О, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела."
Номер дела в первой инстанции: А58-8210/2010
Истец: ООО "ВестКомпани"
Ответчик: ГУ "Республиканская больница N1- Национальный центр медицины Министерства здравоохранения РС(Я)
Хронология рассмотрения дела:
13.03.2012 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-8210/10
26.01.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1602/11
30.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17124/11
29.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3488/11
26.05.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1602/11