г. Москва |
|
31 января 2012 г. |
Дело N А41-6931/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Александрова Д.Д., Кручининой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Байбулиной Ю.М.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (ОГРН: 1107746432507) - Нормана Р.И. (представителя по доверенности от 25.10.2011 N 11/10),
от Московской областной таможни - Михайлова Д.Н. (представителя по доверенности от 23.01.2012 N 03-17/351),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Московской областной таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 09.11.2011 по делу N А41-6931/11, принятое судьей Сабитовой С.Н.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Ногинской таможне (далее - таможня) о признании незаконными и отмене решения о корректировке таможенной стоимости по грузовым таможенным декларациям N 10126070/120710/0000504, 10126070/030810/0000874, 10126070/260710/0000753, 10126070/120810/0001042, 10126070/120810/0001053, 10126070/160810/0001097, 10126070/300810/0001325, 10126070/260710/0000756, 10126070/230710/0000735, 10126070/240810/0001217, 10126070/280710/0000820, 10126070/140710/0000871, 10126070/300810/0001326, 10126070/110810/0001036, 10126070/130810/0001055, 10126070/270810/0001297, 10126070/170810/0001101, 10126070/120710/0000490, 10126070/140710/0000570, 10126070/270710/0000790, 10126070/230710/0000686, 10126070/220710/0000699, 10126070/210710/0000680, 10126070/090810/0000967, 10126070/100810/0000990, 10126070/270710/0000770, 10126070/260710/0000759, 10126070/260810/0001271, 10126070/200810/0001191, 10126070/200710/0000664, 10126070/070710/0000410, 10126070/300710/0000854, 10126070/110810/0001029; решения о корректировке таможенной стоимости по грузовым таможенным декларациям N 10126070/240810/0001233, 10126070/240810/0001216, 10126070/190810/0001164, 10126070/200810/0001188, 10126070/090810/0000384, 10126070/230710/0000728, 10126070/060810/0000965; требования об уплате таможенных платежей от 10.12.2010 N 233; требования об уплате таможенных платежей от 28.12.2010 N 262.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.11.2011 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе таможня просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение им норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об оставлении заявленных требований без удовлетворения.
Представитель таможни в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения. Заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва на апелляционную жалобу. С учетом отсутствия возражений отзыв приобщен к материалам дела.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей лиц участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации установил следующие обстоятельства.
Между фирмой "YIMA BUSINESS LIMITED COMPANY OF TACHENG CITY" (далее - фирма) и обществом 08.06.2010 заключен контракт N Р1-06 (далее - контракт).
По условиям контракта общество обязалось поставить товар: обувь мужская, женская, детская, детали обуви (каблуки, подошвы, заготовки верха, стельки и пр.) различных наименований, торговых марок, размеров, артикулов (далее - товар) на условиях поставки FCA - Тачхен, Китайская Народная Республика (ИНКОТЕРМС-2000), а фирма - принять и оплатить поставленный товар в соответствии с условиями контракта (пункт 2.1 контракта). Цены на товар установлены в долларах США (пункт 5.1 контракта).
Номенклатура и цена товара согласованы сторонами в отгрузочных спецификациях к контракту. В цену товара включена стоимость экспортных таможенных процедур, упаковка, маркировка, погрузо-разгрузочные работы, доставка товара в пункт назначения (пункт 5.2 контракта). Поставка товара обществу осуществляется партиями на основании согласованных между обществом и фирмой отгрузочных спецификаций (пункт 5.3 контракта). Общество производит оплату товара в течение 70 календарных дней от даты выставленного фирмой инвойса (пункт 6.1 контракта). Поставка товара должна быть осуществлена в течение 2010 года; дата первой поставки июнь-июль 2010 года (пункт 7.1 контракта). Поставка товара осуществляется партиями согласно отгрузочным спецификациям (пункт 7.3 контракта). Фирма на каждую партию товара предоставляет обществу следующие документы: инвойс; упаковочный лист; спецификацию (пункт 7.4 контракта).
В целях таможенного оформления товара, поставляемого в рамках контракта, общество в период с июля по август 2010 года подало в таможню указанные грузовые таможенные декларации. При декларировании товара обществом использован основной метод определения таможенной стоимости товара - по цене сделки с ввозимыми товарами. В обоснование заявленной таможенной стоимости обществом представлены документы, согласно описям документов к названным ГТД.
Указанная обществом таможенная стоимость ввезенного товара принята таможней. Товар выпущен для внутреннего потребления, о чем свидетельствуют штампы таможенного органа на ГТД.
После выпуска задекларированного обществом товара таможней в соответствии со статьей 111 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) проведен таможенный контроль.
Таможней 22.09.2010 в адрес общества направлен запрос от 15.09.2010 N 10-17/14686 о предоставлении дополнительных документов и сведений для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, а именно: необходимо представить: пояснения по какой причине спецификация к контракту не согласованы покупателем товара; пояснения по факту того, что представленные выдержки из прайс-листа производителя товара содержат на каждую товарную поставку неодинаковое количество позиций; пояснения по факту того, что в таможенных декларациях страны отправления указан номер тягача, при этом номер полуприцепа не указан; пояснения по факту того, что в спецификациях к контракту указаны цены на товар на условиях FCA, в экспортных таможенных декларациях указаны цены на условиях FOB; пояснения по условиям продажи, которые могли повлиять на цену сделки (приложение N 2 к приказу ГТК России от 05.12.2003 N 1399): в п. 26 указано, что первоначальная цена являлась публичной офертой, при этом не объяснена причина, по которой она не может быть представлена таможенным органам; в п. 29 указано, что день заключения договора 19.01.2010, день окончания действия - 31.12.2010, при этом контракт N Р1-06 заключен 08.06.2010; оригинал внешнеторгового контракта с приложениями; банковские платежные документы по оплате счетов по данным поставкам, ведомость банковского контроля; оригинал договора на перевозку грузов автомобильным транспортом, счета за транспортные услуги, банковские платежные документы по оплате счетов за транспортные услуги, ведомость банковского контроля; прайс-лист производителя товара, заверенный печатью уполномоченного органа страны поставщика; оригинал экспортной декларации страны отправителя; выписки по товарам, оформленными по указанным ГТД, из журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книг продаж. Компьютерные распечатки (карточки счетов) движения товаров по счетам бухгалтерского счета и отчетности; оригинал уставных документов.
Запрашиваемые документы таможня просила представить обществу в течение пяти дней со дня получения письма.
Таможней вынесено решение от 12.10.2010 N 10126000/121010/90 в порядке статьи 412 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) об отмене и признании несоответствующим требованиям законодательства Таможенного Союза решений Черноголовского таможенного поста Ногинской таможни о принятии, заявленной декларантом таможенной стоимости товаров по методу определения таможенной стоимости в соответствии со статьей 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза от 25.01.2008 по указанным выше ГТД.
Письмом таможни от 15.10.2010 N 36-17/39 обществу было предложено произвести перерасчет таможенной стоимости и определить ее с использованием другого метода в срок до 29 ноября 2010 года.
В связи с непредставлением обществом перерасчета таможенной стоимости в установленный срок таможней в соответствии с пунктом 4 статьи 69 ТК ТС приняты новые решения по таможенной стоимости товаров, методом определения таможенной стоимости в соответствии со статьй 7 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через границу Таможенного Союза от 25.01.2008.
Новые решения по таможенной стоимости товаров оформлены таможней в виде формы КТС-1 и в виде записи "ТС принята" в графе "Для отметок таможенного органа" формы ДТС-2 к вышеуказанным ГТД.
На основании вышеуказанных решений таможенным органом выставлены обществу требования: от 10.12.2010 N 233 об уплате таможенных платежей в размере 1048652,56 руб. по ГТД N1 и от 28.12.2010 N 262 об уплате таможенных платежей в сумме 202824,72 руб. по ГТД N 2
Удовлетворяя требования общества об оспаривании упомянутых решений о корректировке таможенной стоимости и требований об уплате таможенных платежей, суд первой инстанции указал на наличие оснований для признании их незаконными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба таможни не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Статьей 1 Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009 принятого Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17 установлено, что стороны принимают ТК ТС, который приведен в приложении, являющимся неотъемлемой частью Договора. Положения Таможенном кодексе Таможенного союза (далее - ТК ТС) имеют преимущественную силу над иными положениями таможенного законодательства таможенного союза.
В соответствии со статьей 9 ТК ТС любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов Таможенного Союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
По выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС. При этом лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую (пункты 1, 2 статьи 203 ТК ТС). Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру возлагается на декларанта (статья 205 ТК ТС).
Помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру. Помещение товаров под таможенную процедуру завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (пункты 1, 3 статьи 174 ТК ТС).
Перечень документов и сведений, необходимых для выпуска товаров, и сроки их представления устанавливаются ТК ТС. Документы, необходимые для выпуска товаров, могут быть представлены в форме электронных документов (пункты 2, 4 статьи 176 ТК ТС).
Статьей 179 ТК ТС предусмотрено, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Кодексом.
Согласно пункту первому статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств-членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных ТК ТС, - таможенным органом (пункт третий статьи 64 ТК ТС).
Соглашением от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение), установлены единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях применения Единого таможенного тарифа таможенного союза. Положения Соглашения применяются в случае, если товары фактически пересекли таможенную границу таможенного союза при ввозе на единую таможенную территорию таможенного союза, и в отношении таких товаров впервые после пересечения таможенной границы заявляется таможенный режим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Согласно части 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
В соответствии с частью 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения, при любом из условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: установлены совместным решением органов таможенного союза; ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров;
2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 названной статьи.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (пункт 2 статьи 4 Соглашения).
Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения в случае, если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
Таким образом, основой для определения таможенной стоимости товара является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.
Статьей 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.
В соответствии со статьей 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с ТК ТС, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза. В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.
Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 ТК ТС.
Из указанной нормы следует, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска у декларанта возникает обязанность представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. При необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Декларант вправе доказать достоверность сведений и правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости.
На момент ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации и подачи в таможенный орган указанных ГТД подлежали применению нормы Приказа Федеральной таможенной службы России от 25.04.2007 N 536 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" (далее - Приказ ФТС РФ от 25.04.2007 N 536).
Согласно пункту 1 приложения N 1 к перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 N 536 при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ в соответствии с выбранным таможенным режимом, в зависимости от применяемого метода определения таможенной стоимости декларантом представляются документы для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости, если такие документы не представляются в соответствии с пп. "а" - "г", "е" - "т", "ц" - "щ" п. 1 перечня: а) при определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами: учредительные документы декларанта; внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему; счет- фактура (инвойс); банковские платежные документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара; страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки; договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, выгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, выгрузку или перегрузку товаров или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта) - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию РФ; котировки мировых бирж в случае, если ввозится биржевой товар; договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета- фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки; договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами РФ на вывоз товаров (если товары поставлялись из РФ), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей на экспорт в РФ ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате; лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены условиями продажи ввозимых товаров); документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о размере дохода, который прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 г. N 536, если представленные декларантом документы и сведения, перечисленные в подпунктах "а" - "д" п. 1 приложения, не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров и (или) таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при декларировании товаров сведения могут являться недостоверными или должным образом не подтверждены, по письменному запросу таможенного органа, декларант обязан представить следующие дополнительные документы и сведения в зависимости от обстоятельств конкретной сделки и от выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости товаров (т.е. имеющие отношение к рассматриваемой сделке и ввозимым товарам), в частности: прайс-листы производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческое предложение; сведения о стоимости ввозимого (ввезенного) товара в стране отправления: экспортная таможенная декларация страны отправления и заверенный ее перевод на русский язык; сведения о стоимости ввозимых (ввезенных) товаров в разрезе торговых марок (брендов), моделей, артикулов, если эти сведения не указаны во внешнеторговом договоре (приложении, спецификации), счете-проформе (инвойсе); упаковочные листы (если ранее не представлялись); бухгалтерские документы о постановке товаров на учет; договоры на поставку товара для его продажи на внутреннем рынке РФ (калькуляцию цены реализации товара); сведения, разъясняющие основания предоставления продавцом скидок покупателю на конкретную партию товара, их величину, если такие скидки предусмотрены внешнеторговым договором, но не определены количественно; оферты, заказы, прайс-листы продавцов идентичных (однородных) товаров, а также товаров того же класса или вида на внутреннем рынке РФ; документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование; документы и сведения о перевозке и перегрузке товаров (при транспортировке несколькими видами транспорта); документы и сведения, подтверждающие производимые после ввоза на таможенную территорию РФ оцениваемых товаров, строительство, возведение, монтаж (смета и график проведения монтажных и пуско-наладочных работ с указанием стоимости этих работ, подписанные и заверенные печатями продавца и покупателя); документы об урегулировании сторонами внешнеэкономической сделки претензий о несоответствии стоимости фактически поставленного товара и контрактной (инвойсной) стоимости в связи с отклонением количества и (или) качества поставленного товара от количества и качества, исходя из которого определялась контрактная (инвойсная) стоимость товара; документы и сведения о принадлежащих декларанту голосующих акциях российских и иностранных организаций; другие документы и сведения, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых (ввезенных) товаров.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" в случае непредставления декларантом истребованных таможенным органом объяснений и документов либо в случае, когда такие объяснения и документы не содержат достаточного обоснования заявленной таможенной стоимости товара, и принятием в связи с этим таможенным органом решения о несогласии с использованием избранного декларантом метода определения таможенной стоимости товара, а также при последующем отказе декларанта определить по предложению таможенного органа таможенную стоимость товара на основе другого метода, данный орган вправе на основании пункта 7 статьи 323 ТК РФ и пункта 2 статьи 16 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" самостоятельно определить таможенную стоимость товара.
Пунктом 2 статьи 19 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, когда метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не может быть использован для определения таможенной стоимости товаров.
Согласно пункту 6 вышеуказанного постановления таможенный орган, реализующий право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному им методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов.
Таким образом, определяя таможенную стоимость иным методом, чем основной метод, таможня должна иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения первого метода оценки стоимости товара.
Общество представило в таможню все документы, предусмотренные перечнем документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, который утвержден приказом ФТС России от 25.04.2007 N 536, и подтвердило правомерность определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами.
Значение стоимости товара, заявленной в каждой из вышеуказанных ГТД, совпадает во всех документах: инвойсе, спецификации, ГТД, ДТС, ведомости банковского контроля, бухгалтерских документах. Стоимость перевозки по каждой партии (4000 долларов США) включена в таможенную стоимость товара на 100%. Спецификации к каждой товарной партии предъявлены к таможенному оформлению обществом, таможенная стоимость в них совпадает с заявленной и соответствует стоимости в инвойсе (подтверждается описями к ГТД). Порядок согласования спецификаций оставлен исключительно на усмотрение сторон. Выставление счетов за перевозку договорами не предусмотрено, тарифная ставка за километраж не предусмотрена договором, не является обязательной; отсутствие счета и ставки за километраж никак не может повлиять на определение таможенной стоимости: пунктом 3.2 каждого договора на перевозку установлена единая стоимость перевозки в размере 4000 долларов США. Стоимость перевозки включена в таможенную стоимость в полном объеме. Условия FCA подтверждены договорами на международную перевозку, накладными CMR и ведомостями банковского контроля с документами об оплате перевозки.
Форма таможенной декларации КНР не является унифицированной с европейской и российской формой декларации. Порядок ее заполнения регулируется китайским таможенным законодательством. Из материалов дела усматривается, что информация о порядке заполнения экспортных деклараций КНР предоставлялась обществом в таможню в комплекте документов от 27.10.2010. Взаиморасчеты между продавцом товара и его поставщиком в КНР, а также их ценовая политика по отношению друг к другу и третьим лицам является их исключительной компетенцией и никак не может влиять на заявляемую в РФ таможенную стоимость товара. Пояснение по курсу валют неоднократно предоставлялось обществом должностным лицам таможни при таможенном оформлении.
Кроме того, из правовой позиции, приведенной в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29, следует, что документальная неподтвержденность заявленной таможенной стоимости заключается в следующем:
1) отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме. Документальным подтверждением заключения сделки являются вышеперечисленные контракты;
2) отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара. Ценовая ин формация, относящаяся к количественно определенным характеристикам товара содержится в представленных в материалы дела контрактах, а также в приложениях и спецификациях к ним;
3) отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, условий поставки и оплаты. Условия поставки и условия оплаты также согласованы сторонами, что подтверждается вышеуказанными контрактами;
4) наличие доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
Из анализа представленных при таможенном оформлении документов следует, что первые три из вышеперечисленных обстоятельств не имели места, а конкретных указаний на недостоверность сведений, содержащихся в представленных обществом документах, таможней не сделано.
В соответствии со статьями 20-24 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" методы определения таможенной стоимости товаров должны применяться последовательно: последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.
Таможня не доказала невозможность применения основного метода определения таможенной стоимости, и применил шестой (резервный) метод без надлежащего обоснования невозможности использования предыдущих методов.
Представленные обществом в таможню документы не содержат признаков недостоверности, взаимосвязаны, а заявленная им таможенная стоимость товара по цене сделки надлежаще подтверждена, поэтому у таможни отсутствовали основания для отказа в ее принятии и корректировки.
Обществом при таможенном оформлении ввозимых товаров в подтверждение метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами по запросу таможни в подтверждение заявленной таможенной стоимости были представлены все документы и сведения, необходимые для таможенного оформления товара.
Согласно статьям 65 и 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Таким образом, таможня, обязанная доказать обоснованность принятого им решения, не представила доказательств наличия объективной невозможности получения или использования информации, позволяющей применить иные методы.
В соответствии со статьей 69 ТК ТС декларанту предоставляется важнейшее право - право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
Из материалов дела усматривается, что 22.09.2010 в адрес общества направлен запрос от 15.09.2010 N 10-17/14686 о предоставлении дополнительных документов и сведений для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров.
Запрашиваемые документы таможня просила представить обществу в течение пяти дней со дня получения письма.
Указанный запрос таможни был получен обществом 11.10.2010, о чем свидетельствует конверт с почтовым идентификатором и распечатка системы отслеживания прохождения почтового отправления по сети интернет на официальном сайте Почты России.
Срок предоставления документов по запросу таможни истекал 18.10.2010.
Общество 16.10.2010 направило в адрес таможни письмо (от 14.10.2010 исх. N 3/10), согласно которому общество просило продлить срок представления дополнительных документов, запрашиваемых таможней письмом от 15.09.2010 N 10-17/14686 до 01.11.2010, поскольку часть документов должна быть получена продавцом в стране отправления и передана в адрес общества.
Испрашиваемые таможней сведения и документы направлены обществом в адрес письмом 27.10.2010 (исх. N 6-10).
Между тем 12.10.2010 таможней вынесено решение N 10126000/121010/90 в порядке статьи 412 ТК РФ об отмене решений Черноголовского таможенного поста Ногинской таможни о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости по первому методу по вышеуказанным ГТД.
Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу, что общество было лишено права подтвердить заявленную таможенную стоимость и избрание метода ее определения, представить таможне дополнительные документы и сведения.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", разъяснено, что декларант вправе доказать достоверность представленных сведений и правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товара.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 20.03.2008 N 195-0-0 также указал, что полномочие по самостоятельному определению таможенной стоимости товаров реализуется таможенным органом только после исчерпания им всех процедур, предполагающих взаимодействие с декларантом, учет его воли и документально подтвержденного мнения в отношении таможенной стоимости товара.
В соответствии с пунктами 14 и 15 Положения "о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации" (далее - Положение), утвержденным Приказом ГТК РФ от 05.12.2003 N 1399, таможенный орган, при принятии решения о корректировке таможенной стоимости после выпуска товара, должен своевременно проинформировать декларанта о принятом решении, а также направить ему определенные данным Приказом документы с установлением срока для прибытия в таможенный орган для проведения консультаций.
Письмом таможни от 15.10.2010 N 36-17/39 обществу было предложено произвести перерасчет таможенной стоимости и определить ее с использованием другого метода в срок до 29 ноября 2010 года.
В материалах дела отсутствуют доказательства направления указанного письма обществу. Представитель таможни в судебном заседании подтвердил отсутствие документального подтверждения направления указанного письма в адрес общества.
Кроме того, таможня не доказала отсутствие у нее сведений, не позволившее ей применить 2-5 методы определения таможенной стоимости товара: выписки из базы "Мониторинг-анализ", которые могли бы подтверждать это обстоятельство, в материалах дела отсутствуют. Довод таможни о том, что она не должна доказывать отсутствие таких сведений при переходе с первого на шестой метод определения таможенной стоимости товара, является необоснованным.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09.11.2011 по делу N А41-6931/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу Московской областной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Форма таможенной декларации КНР не является унифицированной с европейской и российской формой декларации. Порядок ее заполнения регулируется китайским таможенным законодательством. Из материалов дела усматривается, что информация о порядке заполнения экспортных деклараций КНР предоставлялась обществом в таможню в комплекте документов от 27.10.2010. Взаиморасчеты между продавцом товара и его поставщиком в КНР, а также их ценовая политика по отношению друг к другу и третьим лицам является их исключительной компетенцией и никак не может влиять на заявляемую в РФ таможенную стоимость товара. Пояснение по курсу валют неоднократно предоставлялось обществом должностным лицам таможни при таможенном оформлении.
Кроме того, из правовой позиции, приведенной в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29, следует, что документальная неподтвержденность заявленной таможенной стоимости заключается в следующем:
...
В соответствии со статьей 69 ТК ТС декларанту предоставляется важнейшее право - право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
...
Испрашиваемые таможней сведения и документы направлены обществом в адрес письмом 27.10.2010 (исх. N 6-10).
Между тем 12.10.2010 таможней вынесено решение N 10126000/121010/90 в порядке статьи 412 ТК РФ об отмене решений Черноголовского таможенного поста Ногинской таможни о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости по первому методу по вышеуказанным ГТД.
...
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", разъяснено, что декларант вправе доказать достоверность представленных сведений и правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товара.
...
В соответствии с пунктами 14 и 15 Положения "о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации" (далее - Положение), утвержденным Приказом ГТК РФ от 05.12.2003 N 1399, таможенный орган, при принятии решения о корректировке таможенной стоимости после выпуска товара, должен своевременно проинформировать декларанта о принятом решении, а также направить ему определенные данным Приказом документы с установлением срока для прибытия в таможенный орган для проведения консультаций."
Номер дела в первой инстанции: А41-6931/2011
Истец: ООО "Перспектива"
Ответчик: Ногинская таможня, Рязанская таможня
Третье лицо: Московская областная таможня, Ногинская таможня ЦТУ