г. Пермь |
|
31 января 2012 г. |
Дело N А60-27034/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Шварц Н.Г.,
судей Рубцовой Л.В., Назаровой В.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Минкович И.А.
при участии:
от истца, ответчика - не явились,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - муниципального унитарного предприятия "Городское Тепло Энергетическое Предприятие"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 октября 2011 года
по делу N А60-27034/2011,
принятое судьей Севастьяновой М.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоканал Красноуральск" (ОГРН 1096672020290, ИНН 6672307322)
к муниципальному унитарному предприятию "Городское Тепло Энергетическое Предприятие" (ОГРН 1026601214342, ИНН 6618003728)
о взыскании задолженности за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения,
Установил: общество с ограниченной ответственностью "Водоканал Красноуральск" (далее - ООО "Водоканал Красноуральск", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Городское Тепло Энергетическое Предприятие" (далее - МУП "ГорТЭП", ответчик) о взыскании 316 000 руб. 51 коп. задолженности за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения в период с 01.05.2011 по 30.06.2011 на основании статей 309, 310, 408, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.10.2011 исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскано 316 000 руб. 51 коп. долга, 9 320 руб. 01 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. ООО "Водоканал Красноуральск" возвращено из федерального бюджета 149 руб. 99 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 27.07.2011 N 12.
Ответчик, МУП "ГорТЭП", с решением суда первой инстанции не согласен по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. Заявитель апелляционной жалобы указал, что Федеральным законом от 27.07.2010 N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в части полномочий в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в связи с чем со дня вступления в силу данного закона регулирование тарифов на водоснабжение и водоотведение относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Ответчик полагает, что стоимость оказанных услуг водоснабжения и водоотведения в спорный период должна определяться исходя из тарифов, установленных Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 19.12.2007 N 182-ПК.
Истец с доводами апелляционной жалобы ответчика не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец в период с 01.05.2011 по 30.06.2011 оказал ответчику услуги по водоснабжению и водоотведению.
По расчету истца, стоимость оказанных услуг водоснабжения и водоотведения составила 316 000 руб. 51 коп., при этом количество оказанных услуг определено на основании показаний приборов учета, с применением тарифов, утвержденных Решением Думы городского округа Красноуральск от 15.06.2010 N 512.
Наличие у ответчика задолженности за водоснабжение, водоотведение за период май - июнь 2011 года в сумме 316 000 руб. 51 коп., явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив, что факт оказания услуг и объем подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и ответчиком не оспорены и признав правильным произведенный истцом расчет стоимости оказанных услуг водоснабжения и водоотведения, учитывая отсутствие доказательств оплаты задолженности, признал заявленные истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании ст. 544 ГК РФ.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Как правильно установил суд первой инстанции, между истцом и ответчиком в спорный период времени сложились фактические отношения по водоснабжению и водоотведению, регулирование которых осуществляется по правилам § 6 главы 30 ГК РФ.
В силу ч. 2 ст. 549 ГК РФ к отношениям, связанным с водоснабжением, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Частью 1 ст. 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из обстоятельств дела следует, что факт оказания истцом услуг водоснабжения и водоотведения и объем подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и ответчиком не оспариваются.
Согласно представленному истцом расчету стоимость оказанных ответчику в спорный период услуг по водоснабжению и водоотведению определена им исходя из утвержденных Решением Думы городского округа Красноуральск от 15.06.2010 N 512 предельных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, занятых в сфере оказания услуг водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в городском округе Красноуральск.
Обжалуя решение суда первой инстанции, ответчик, не оспаривая количество оказанных в спорный период услуг по водоснабжению и водоотведению и наличие задолженности, считает, что при определении стоимости оказанных услуг истцом подлежит применению тариф, установленный Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 19.12.2007 N 182-ПК.
Данные доводы ответчика судом апелляционной инстанции не отклонены на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167) ООО "Водоканал Красноуральск", осуществляющее отпуск воды из системы водоснабжения и прием сточных вод в систему канализации и эксплуатирующее эти системы, относится к организациям водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно пункту 1 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, организацией коммунального комплекса, является юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
В силу требований подп. 1 п. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат регулированию.
Таким образом, применяемые в расчетах тарифы на услуги в сфере водоснабжения, водоотведения оказываемые истцом - ООО "Водоканал Красноуральск", подлежат регулированию.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4.1. ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в редакции, действовавшей до 27.07.2010, было установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в редакции, действовавшей до 27.07.2010, органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с частью 3 статьи 5 указанного закона органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы регулирования субъектов Российской Федерации регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случаях:
1) если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этой организации коммунального комплекса;
2) если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких субъектов Российской Федерации и потребители соответствующего субъекта Российской Федерации потребляют не более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" решением Думы городского округа Красноуральск от 02.03.2009 N 279 "Об утверждении Положения о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса на территории городского округа Красноуральск" решением Думы городского округа Красноуральск от 15.06.2010 N 512 утверждены предельные тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, занятых в сфере оказания услуг водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на 2011 год: полный комплекс услуги водоснабжения - 11,64 руб./куб.м. без НДС; полный комплекс услуги водоотведения - 11,05 руб./куб.м. без НДС.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" постановлением РЭК Свердловской области от 19.12.2007 N 182-ПК утверждены предельные тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, занятых в сфере оказания услуг водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Свердловской области. В пункте 1 главы 1 данного постановления (в редакции от 19.12.2007) указано, что предельные тарифы применяются всеми организациями коммунального комплекса независимо от организационно-правовых форм, потребление которых находится в границах:
нескольких муниципальных образований Свердловской области и потребляющих на территории каждого из них не более 80 процентов (в натуральном выражении) услуг этой организации;
нескольких субъектов Российской Федерации и потребляют на территории каждого из них не более 80 процентов (в натуральном выражении) услуг этой организации.
Размер предельных тарифов, утвержденных постановлением РЭК Свердловской области от 19.12.2007 N 182-ПК, при внесении в постановление последующих изменений пересмотрен и изменен не был.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения, в том числе в указанные выше законы. Согласно внесенным в действующее законодательство изменениям регулирование тарифов на коммунальные ресурсы отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Со дня вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ государственное регулирование тарифов, в том числе на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Полагая, что в 2011 году тарифы для организаций коммунального комплекса, занятых в сфере оказания услуг холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, на территории Свердловской области должны быть утверждены РЭК Свердловской области, в том числе и для организаций, начинающих свою деятельность в 2011 году впервые, ответчик считает, что стоимость услуг должна быть рассчитана на основании тарифов, утвержденных постановлением РЭК Свердловской области от 19.12.2007 N 182-ПК: полный комплекс услуги водоснабжения питьевой водой - 5,70 руб./куб.м. без НДС; полный комплекс услуги водоотведения - 6,00 руб./куб.м. без НДС.
Вместе с тем, нормативные акты об утверждении тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, принятые органами местного самоуправления в рамках предоставленных им ранее полномочий, до вступления в силу закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ, подлежат применению до конца указанного в них срока.
Согласно ст. 13 Федерального закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.
Принимая во внимание, что решение от 15.06.2010 N 512 принято Думой городского округа Красноуральск до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ в пределах своих полномочий и с соблюдением установленного порядка, указанное решение не оспорено и не признано в спорном периоде недействующим нормативным правовым актом в установленном законом порядке, утвержденные данным решением тарифы на услуги водоснабжения в размере 11,64 руб. /куб. м (без НДС), тарифы на услуги водоотведения в размере 11,05 руб./куб. м (без НДС) обоснованно применены истцом при определении стоимости оказанных в период с мая по июнь 2011 года услуг водоснабжения и водоотведения.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения Арбитражного суда Свердловской области от 26.10.2011, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, не имеется.
Госпошлина по апелляционной жалобе в размере 2 000 рублей относится на ответчика согласно ст.110 АПК РФ.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ответчику предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобы на срок до окончания рассмотрения дела, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета госпошлина в сумме 2 000 руб. 00 коп. в соответствии с подп. 4, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 октября 2011 года по делу N А60-27034/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Городское Тепло Энергетическое Предприятие" в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 2 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.Г.Шварц |
Судьи |
В.Ю.Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Полагая, что в 2011 году тарифы для организаций коммунального комплекса, занятых в сфере оказания услуг холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, на территории Свердловской области должны быть утверждены РЭК Свердловской области, в том числе и для организаций, начинающих свою деятельность в 2011 году впервые, ответчик считает, что стоимость услуг должна быть рассчитана на основании тарифов, утвержденных постановлением РЭК Свердловской области от 19.12.2007 N 182-ПК: полный комплекс услуги водоснабжения питьевой водой - 5,70 руб./куб.м. без НДС; полный комплекс услуги водоотведения - 6,00 руб./куб.м. без НДС.
Вместе с тем, нормативные акты об утверждении тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, принятые органами местного самоуправления в рамках предоставленных им ранее полномочий, до вступления в силу закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ, подлежат применению до конца указанного в них срока.
Согласно ст. 13 Федерального закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.
Принимая во внимание, что решение от 15.06.2010 N 512 принято Думой городского округа Красноуральск до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ в пределах своих полномочий и с соблюдением установленного порядка, указанное решение не оспорено и не признано в спорном периоде недействующим нормативным правовым актом в установленном законом порядке, утвержденные данным решением тарифы на услуги водоснабжения в размере 11,64 руб. /куб. м (без НДС), тарифы на услуги водоотведения в размере 11,05 руб./куб. м (без НДС) обоснованно применены истцом при определении стоимости оказанных в период с мая по июнь 2011 года услуг водоснабжения и водоотведения.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения Арбитражного суда Свердловской области от 26.10.2011, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, не имеется."
Номер дела в первой инстанции: А60-27034/2011
Истец: ООО "Водоканал Красноуральск", ООО "ЖКХ-Энергия г. Красноуральск"
Ответчик: МУП "Городское ТеплоЭнергетическое Предприятие" ("ГорТЭП")