г. Самара |
|
30 января 2012 г. |
Дело N А65-16441/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Евсигнеевой С.В.,
с участием:
от заявителя - Каршин Д.А., доверенность от 14.12.2011 г. N 14/12-2011,
от ответчиков:
Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - не явился, извещен,
Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - не явился, извещен,
от третьих лиц:
Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - не явился, извещен,
Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 января 2012 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 октября 2011 года по делу N А65-16441/2011 (судья Шайдуллин Ф.С.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Барс-Сервис" (ОГРН 1021603271744), Республика Татарстан, г. Казань,
к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", Республика Татарстан, г. Казань,
Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, Республика Татарстан, г. Казань,
третьи лица:
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Республика Татарстан, г Казань,
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Барс-Сервис" (далее - заявитель, ООО "Барс-Сервис", Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Татарстан к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - первый ответчик, Комитет), к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее - второй ответчик, Исполком), с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным отказа Комитета в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:50:29 02 02:0010 площадью 52825 кв.м. в собственность, об обязании Исполкома принять решение о предоставлении ООО "Барс-Сервис" на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 16:50:29 02 02:0010 и направить заявителю договор купли-продажи указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее - Министерство) и Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее - УАиГр).
Решением суда первой инстанции от 05 октября 2011 года требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Исполком обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать, ссылаясь.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что особо охраняемые природные территории ограничиваются в обороте и не подлежат предоставлению в частную собственность на основании пунктов 2 и 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, п. 5 ст. 28 Федерального закона от 21.12.001 г. N 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества", ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.05.1996 г. N 412 Казанский городской лесопарк "Лебяжье" признан особо охраняемой природной территорией местного значения с отнесением его к категории "городские леса".
Постановлением Исполкома от 31.07.2009 г. N 6384 были утверждены границы особо охраняемой природной территории местного значения - городского леса "Лебяжье".
Как следует из схем расположения границ земельного участка (стр. 12 постановления от 31.07.2009 г. N 6384), участки с кадастровым кварталом 16:50:29 02 02, соответственно, земельный участок с кадастровым номером входит в территорию земель городского лесопарка "Лебяжье", являясь особо охраняемой природной территорией.
Представитель заявителя в судебном заседании, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ответчиков и третьих лиц в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании 16 января 2012 года объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 АПК РФ до 14 часов 00 минут 23 января 2012 года.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 22.10.2002 г. заявитель является собственником пионерского лагеря, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Озеро Лебяжье, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.12.2008 г. серии 16-АБ N 083654 (л.д. 12).
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 52825 кв.м. с кадастровым номером 16:50:290202:10, с разрешенным использованием: под размещение спортивно-оздоровительного комплекса (л.д. 22-24).
На основании распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 14.07.2003 г. N 1318-р между Министерством и Обществом 31.10.2003 г. заключен договор аренды вышеуказанного земельного сроком на 25 лет (л.д. 26-31, 46-48).
В октябре 2010 г. заявитель на основании ст. 36 Земельного кодекса РФ обратился в с заявлением о предоставлении арендованного земельного участка, занимаемого спортивно-оздоровительным комплексом, в собственность.
Письмом от 22.11.2010 г. N 21012 Комитет сообщил заявителю о том, что в соответствии с постановлением Исполкома г. Казани от 31.07.2009 г. N 6384 запрашиваемый земельный участок расположен в границах особо охраняемой территории местного значения - городского леса "Лебяжье", для которой установлены соответствующие обременения. В соответствии с положениями ст. 27 Земельного кодекса РФ запрашиваемый земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность (л.д. 13).
Считая отказ в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения предусмотрен ст. 36 Земельного кодекса РФ
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.
Согласно п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Пунктом 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет на отчуждение земельных участок в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
Между тем ответчиками, в нарушение ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, не представлено доказательств того, что испрашиваемый земельный участок входит в границы особо охраняемой природной территории местного значения - городского леса "Лебяжье" в соответствии с постановлением Исполкома г. Казани от 31.07.2009 г. N 6384.
Постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 31.07.2009 г. N 6384 "Об утверждении границ особо охраняемой природной территории местного значения - городского леса "Лебяжье" утверждены схемы расположения 17 земельных участков на кадастровом плане территории (прилагаются) согласно карте-схеме (приложение N 1) (пункт 1).
Пунктом 3 настоящего постановления Муниципального учреждению "Комитет внешнего благоустройства Исполнительного комитете муниципального образования города Казани" предписано обратиться в Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Республике Татарстан для внесения соответствующих сведений об ограничениях по использованию земельных участков, расположенных в пределах охраняемой природной территории местного значения - городского леса "Лебяжье", в Государственный кадастр недвижимости.
Довод заявителя жалобы о том, что поскольку испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 16:50:290202:10 входит в кадастровый квартал 16:50:290202, а указанным постановлением утверждены схемы расположения границ земельных участков, включая в кадастровом квартале 16:50:290202, то спорный земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории местного значения - городского леса "Лебяжье", является несостоятельным.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что постановлением Исполкома от 31.07.2009 г. N 6384 утверждены не схемы расположения границ земельных участков, а схемы расположения 17 земельных участков различной площади на кадастровом плане территории.
Вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Казани от 17.05.2011 г. по делу N 2-1200/11 удовлетворено заявление прокурора города Казани о признании незаконным бездействия Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, выразившегося в несовершении юридических действий по проведению кадастрового учета земельных участков, входящих в состав особо охраняемой природной территории местного значения "Лебяжье". При этом суд обязал в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения провести кадастровый учет земельных участков, входящих в состав особо охраняемой природной территории местного значения "Лебяжье" согласно постановлению Исполнительного комитета г. Казани от 31.07.2009 г. N 6384 "Об утверждении границ особо охраняемой природной территории местного значения - городского леса "Лебяжье".
При этом судом общей юрисдикции установлено, что указанное постановление Исполкома не содержит сведений о кадастровых номерах земельных участков, описаний местоположения земельных участков на территории соответствующего административного района г. Казани, сведений о характерных точках границ образуемых земельных участков (координат); определить точное местоположение, границы и координаты земельных участков, вошедших в границы особо охраняемой природной территории местного значения городской лес "Лебяжье", а также идентифицировать объекты недвижимого имущества, расположенные на указанной территории, не представляется возможным.
Доказательств исполнения указанного решения суда общей юрисдикции ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, принял решение о признании оспариваемого отказа в предоставлении в собственность Обществу земельного участка с кадастровым номером 16:50:290202:10 незаконным.
Доводы, приведенные Исполкомом в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
В связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 октября 2011 года по делу N А65-16441/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Письмом от 22.11.2010 г. N 21012 Комитет сообщил заявителю о том, что в соответствии с постановлением Исполкома г. Казани от 31.07.2009 г. N 6384 запрашиваемый земельный участок расположен в границах особо охраняемой территории местного значения - городского леса "Лебяжье", для которой установлены соответствующие обременения. В соответствии с положениями ст. 27 Земельного кодекса РФ запрашиваемый земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность (л.д. 13).
...
Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения предусмотрен ст. 36 Земельного кодекса РФ
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.
Согласно п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
...
Пунктом 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет на отчуждение земельных участок в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов."
Номер дела в первой инстанции: А65-16441/2011
Истец: ООО "Барс-Сервис", г. Казань
Ответчик: Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань
Третье лицо: Министерство земельных и имущественных отношений РТ, г. Казань, МУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани"