город Ростов-на-Дону |
|
01 февраля 2012 г. |
дело N А32-13005/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ломидзе О.Г.
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нарышкиной Н.В.
при участии: от заявителя: Самохвалов С.С. доверенность N 36129.26 от 21.11.2011; от заинтересованных лиц: от Министерства обороны РФ представитель Фабрисова Н.В., доверенность от 08.06.2011 N86а; остальные представителей не направили, извещены; от третьих лиц: от ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны РФ представитель Фабрисова Н.В., доверенность от 05.09.2011 N59; остальные представителей не направили, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, Администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23.11.2011 по делу N А32-13005/2011 (судья Григорьева Ю.С.)
по заявлению Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар
к Министерству обороны Российской Федерации и Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
при участии третьих лиц: федерального государственного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений Министерства Обороны Российской федерации", Администрации муниципального образования город Краснодар, муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искусств N 14 муниципального образования город Краснодар", муниципального учреждения культуры "Централизованная библиотечная система города Краснодара", федерального государственного учреждения 1602 ОВ КГ СКВО Минобороны РФ (филиал N2), Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае, муниципального учреждения здравоохранения "Детская городская поликлиника N 6", федерального государственного учреждения "Гарнизонный дом офицеров", муниципального учреждения здравоохранения "Краснодарская клиническая больница скорой медицинской помощи"
о признании незаконным бездействия,
установил:
Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент муниципальной собственности) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ) и Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ (далее - департамент Минобороны РФ), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление Росимущества). Определением от 17.08.2011 суд исключил департамент Минобороны РФ из числа участвующих в деле лиц - л.д.158 том3.
Заявитель просил признать незаконным бездействия Минобороны РФ, заключающееся в непринятии решения об утверждении перечня недвижимого имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар, обязать Минобороны РФ в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда принять решение об утверждении перечня подлежащего передаче недвижимого имущества и обязать передать в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар следующее недвижимое имущество (с учетом уточнения исковых требований):
- здание гарнизонного дома офицеров, площадью 3262 кв.м., расположенное по адресу: город Краснодар, Прикубанский округ, пос. им. Г.К. Жукова, ул.Дзержинского, 213, за исключением части помещений 1 этажа N 1,2,3 здания гарнизонного дома офицеров площадью 68,2 кв.м.
- нежилые помещения 35, 36, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 52, 53, литера А, 1 этаж, общей площадью 152,5 кв.м, здания поликлиники, расположенного по адресу: город Краснодар, Прикубанский округ, пос. им. Г.К. Жукова, ул.Покрышкина, 16 - л.д.5 том 1, л.д.145 том 2, л.д. 5 том 4.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация), федеральное государственное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений Министерства Обороны Российской федерации" (правопреемник Кореновской КЭЧ, далее - управление имущественных отношений Минобороны), муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская школа искусств N 14 муниципального образования город Краснодар", муниципальное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система города Краснодара", федеральное государственное учреждение 1602 ОВ КГ СКВО Минобороны РФ (филиал N2), Уполномоченный по правам ребенка в Краснодарском крае, муниципальное учреждение здравоохранения "Детская городская поликлиника N6", федеральное государственное учреждение "Гарнизонный дом офицеров", муниципальное учреждение здравоохранения "Краснодарская клиническая больница скорой медицинской помощи"
Заявитель указывает на нарушение заинтересованными лицами положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В отзыве на заявление Минобороны РФ против его удовлетворения возражало, указало, что заявителем не было подано в установленном порядке обращение о передаче указанных заявителем объектов в муниципальную собственность, также указало на то, что ответы заявителю даны, поэтому бездействие со стороны заинтересованного лица отсутствует. Также указало на то, что спорные здания не подпадают под критерии, установленные для передачи объектов из федеральной собственности в муниципальную - л.д.110 том 3.
Решением арбитражного суда от 23 ноября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд указал на то, что в установленном порядке, с приложением всех необходимых документов, заявитель обращение о передаче указанных им объектов в муниципальную собственность не подал, кроме того, при решении вопроса о передаче объектов от одного собственника - публично-правового образования в собственность иного следует учитывать волеизъявление уполномоченного лица.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент муниципальной собственности и администрация обжаловали его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Просят решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования. Поясняют, что указанное в заявлении имущество необходимо муниципальному образованию для осуществления функций, отнесенных к компетенции соответствующего уровня власти, требования направлены на защиту прав муниципального образования, отсутствие регистрации права муниципальной собственности не позволяет запланировать финансирование из бюджета муниципального образования, требования законодательства департаментом соблюдены, необходимые для предоставления в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 документы заявитель не может собрать по уважительной причине.
В отзыве на жалобу Федеральное государственное учреждение "1602 окружной военный клинический госпиталь" просил решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.
Муниципальное учреждение культуры "Центральная библиотечная система города Краснодара" и муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская школа искусств N 14 муниципального образования город Краснодар" доводы жалоб поддержали.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 25 января 2012 года представитель заявителя апелляционной жалобы (департамента муниципальной собственности) поддержал доводы апелляционных жалоб, пояснил, что в первом обращении помещения поликлиники указаны не были. Представитель Минобороны РФ и управления имущественных отношений Минобороны просила оставить без изменения решение суда первой инстанции. Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие. В судебном заседании объявлялся перерыв до 01 февраля 2012 года.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Рассматриваемый в рамках настоящего дела спор касается передачи объектов недвижимости из федеральной собственности в муниципальную собственность. Департамент муниципальной собственности настаивает на передаче в муниципальную собственность следующих объектов:
- здание гарнизонного дома офицеров, площадью 3262 кв.м., расположенное по адресу: город Краснодар, Прикубанский округ, пос. им. Г.К. Жукова, ул.Дзержинского, 213, за исключением части помещений 1 этажа N 1,2,3 здания гарнизонного дома офицеров площадью 68,2 кв.м.
- нежилые помещения 35, 36, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 52, 53, литера А, 1 этаж, общей площадью 152,5 кв.м, здания поликлиники, расположенного по адресу: город Краснодар, Прикубанский округ, пос. им. Г.К. Жукова, ул.Покрышкина, 16 - л.д.5 том 1, л.д.145 том 2, л.д. 5 том 4.
Порядок передачи имущества из собственности одного публично-правового образования в собственность иного в связи с разграничением полномочий, в том числе из федеральной собственности в муниципальную, регулируется п.11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации".
Пункт 11 ст.154 ФЗ N 122-ФЗ предполагает возможность безвозмездной передачи находящегося в федеральной собственности имущества в муниципальную или собственность субъектов РФ. Основанием для рассмотрения вопроса о передаче имущества в собственность иного публично-правового образования (в данном случае - передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность) является предложение о передаче имущества, направляемое органом местного самоуправления уполномоченному органу исполнительной власти РФ. Решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ.
Такое решение является основанием возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, возникает с даты, устанавливаемой указанными решениями.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, глава муниципального образования город Краснодар обращался к Минобороны РФ с целью получения ряда объектов в муниципальную собственность:
- в адрес департамента Минобороны РФ направлено письмо исх. N 1300/01 от 05.02.2010 "О передаче в муниципальную собственность объектов федеральной собственности, находящихся в оперативном управлении подразделений Минобороны", с предложение о передаче имущества, расположенного на территории муниципального образования город Краснодар, относящегося к федеральной собственности, и находящегося в оперативном управлении подразделений Минобороны РФ, в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар, со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 13.06.2006 N 374, с приложением перечня соответствующего имущества и Устава муниципального образования город Краснодар - л.д. 22-24 том1;
- в адрес Минобороны РФ направлено письмо от 28.04. 2010 с просьбой дать официальное согласие на передачу объектов, указанных в приложении к письму, в собственность муниципального образования город Краснодар - л.д.27-31 том1.
Департамент Минобороны РФ в ответе от 11.03.2010 исх. N 141/5347 указал на то, что представленный пакет документов не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374, поскольку не содержит всего предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374, перечня документов, и в связи с этим возвращается заявителю - л.д.25-26 том 1.
В ответе от 31.05.2010 исх. N 141/13527 департамент Минобороны указал, что по поручению Министра обороны РФ обращение рассмотрено и направлены запросы для рассмотрения вопроса о передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования город Краснодар по существу и принятия мотивированного решения.
Сопоставление объектов, перечисленных в приложениях к указанным письмам главы муниципального образования город Краснодар, с объектами, указанными в иске (в уточненной редакции), выявляет расхождения. Так, в перечне объектов, приложенных к письму от 05.02.2010, вовсе не указаны объекты, расположенные по адресу город Краснодар, Прикубанский округ, пос. им.Г.К.Жукова, ул.Покрышкина, 16. В перечне объектов, приложенных к письму от 28.04.2010, указано здание поликлиники без конкретизации помещений.
Как верно указал суд первой инстанции, согласно законодательству, действовавшему на момент обращения истца за передачей объектов федеральной собственности в муниципальную собственность к Минобороны РФ, для принятия решения о передаче объектов из федеральной собственности в муниципальную необходимо представить ряд документов, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374.
Судом установлено и не опровергнуто заявителями апелляционных жалоб, что в нарушение требований указанного постановления заявителем не представлены документы, указанные в подпунктах. а, б, в, д, е, ж, з, л пункта 1 постановления.
При этом действующее законодательство Российской Федерации позволяло заявителю запросить и получить сведения, необходимые для предоставления в Министерство обороны РФ. Так, в материалы дела представлены уведомления об отсутствии в ЕГРП сведений о регистрации прав на испрашиваемые объекты, полученные в феврале 2011 года (л.д.128,130 том 2), т.е. после обращения за передачей объектов в муниципальную собственность.
Заявитель в уполномоченные органы за предоставлением необходимых документов не обращался. Поэтому подлежит отклонению доводы апелляционных жалоб, согласно которому заявитель не может собрать необходимые документы по уважительной причине.
Материалы дела не позволяют сделать вывод, что нахождение спорных объектов в федеральной собственности не допускается.
Нормы статьи 154 Закона N 122-ФЗ получили толкование в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.06.2006 N 8-П, Определении от 7 декабря 2006 года N 542-О, согласно которым положения части 11 статьи 154 в части, устанавливающей порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку данные законоположения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают необходимость волеизъявления субъекта Российской Федерации на такую передачу, достижение договоренности между соответствующими органами и не допускает принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации.
То есть, в соответствии с выявленным Конституционным судом смыслом данных положений необходимо констатировать волеизъявление публично-правового образования на безвозмездную передачу имущества в связи с разграничением полномочий.
В Постановлении от 30.06.2006 N 8-П Конституционный Суд РФ применительно к передаче государственной собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность акцентировал внимание на том, что порядок передачи включает: направление органом государственной власти субъекта РФ предложения федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, о передаче имущества; принятие федеральным органом исполнительной власти решения о передаче имущества. При этом передача имущества из собственности субъекта РФ в собственность Российской Федерации, не включенного в указанные предложения, не допускается.
Применительно к передаче государственной собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность Конституционный Суд РФ указал, что по смыслу положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ. Тем самым федеральный законодатель, обеспечивая во исполнение предписаний Конституции Российской Федерации баланс интересов Российской Федерации и интересов ее субъектов, исключил возможность принятия федеральным органом исполнительной власти решения о безвозмездной передаче того или иного имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в федеральную собственность в одностороннем порядке.
Приведенный подход Конституционного Суда Российской Федерации применим и к правоотношениям по передаче федерального имущества в муниципальную собственность.
Поскольку закрепленный в части 11 статьи 154-ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, в связи с разграничением полномочий предполагает необходимость волеизъявления уполномоченного органа на такую передачу, достижение договоренности между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления и не допускает принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности публично-правового образования, суд первой инстанции обосновано отказал в удовлетворении заявленных требований.
Основания для переоценки выводов суда первой инстанции у апелляционного суда отсутствуют.
С 08.12.2011 вступил в силу Федеральный закон от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Заявитель не лишен права обратиться к уполномоченному органу в установленном порядке.
Выводы суда первой инстанции построены на относимых и допустимых доказательствах, соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23 ноября 2011 года по делу N А32-13005/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Г. Ломидзе |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Применительно к передаче государственной собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность Конституционный Суд РФ указал, что по смыслу положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ. Тем самым федеральный законодатель, обеспечивая во исполнение предписаний Конституции Российской Федерации баланс интересов Российской Федерации и интересов ее субъектов, исключил возможность принятия федеральным органом исполнительной власти решения о безвозмездной передаче того или иного имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в федеральную собственность в одностороннем порядке.
...
Поскольку закрепленный в части 11 статьи 154-ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, в связи с разграничением полномочий предполагает необходимость волеизъявления уполномоченного органа на такую передачу, достижение договоренности между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления и не допускает принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности публично-правового образования, суд первой инстанции обосновано отказал в удовлетворении заявленных требований.
...
С 08.12.2011 вступил в силу Федеральный закон от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Заявитель не лишен права обратиться к уполномоченному органу в установленном порядке."
Номер дела в первой инстанции: А32-13005/2011
Истец: Департамент муниципальной собственности и городских земель Администрации МО г. Краснодар, Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар
Ответчик: Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, Министерство обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
Третье лицо: Администрация МО г Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар, Горнизонный дом офицеров, Детская городская поликлиника N 6, Кореновская КЭЧ района, МОУ дополнительного образования детей "Детская школа искусств N 14 МО г. Краснодар", МОУ дополнительного образования детей "Детская школа искусств N 14 муниципального образования г. Краснодар", МУЗ "Детская городская поликлиника N 6", МУЗ "Краснодарская городская клиническая больница скорой медицинской помощи", МУК Централизованная библиотечная система города Краснодара, Муниципальное учреждение "Централизованная библиотечная система", Муниципальное учреждение здравоохранения "Краснодарская клиническая больница скорой медицинской помощи", Уполномоченный по правам ребенка в Краснодарском крае, Управление гражданской защиты администрации МО г. Краснодар, ФГУ "Гарнизонный дом офицеров", ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений ", ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, ФГУ 1602 ОВКГ Министерства обороны РФ, Филиал N 2 ФГУ 1602 ОВ КГ СКВО Минобороны РФ, Филиал N 2 федеральное государственное учреждение "1602 ОВКГ" МО РФ, Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, Министерство обороны РФ, ТУ ФАУГИ по КК