г. Москва |
|
1 февраля 2012 г. |
Дело N А40-61849/11-149-359 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.01.2012.
Полный текст постановления изготовлен 01.02.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: |
Москвиной Л.А., Захарова С.Л. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г., |
при участии:
от заявителя: |
Еремин К.Б. по дов. от 01.06.2011; Боярская Ю.С. по дов. от 01.06.2011; |
от ответчика: |
Бутин М.В. по дов. от 30.12.2011; |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы на решение Арбитражного суда г.Москвы от "31" октября 2011 г.. по делу N А40-61849/11-149-359 судьи Кузина М.М.
по заявлению ОАО "Моссельмаш" (ОГРН 1027700317501; адрес: 125413, г.Москва, ул.Солнечногорская, д.4)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
о признании незаконным решения об отказе в приеме документов от 20.04.2011, признании незаконным бездействия, обязании совершить действия
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Моссельмаш" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - ответчик, ДЗР г.Москвы) от 20.04.2011 об отказе в приеме документов для оформления договора купли-продажи земельного участка, признании незаконным бездействия, выразившегося в неутверждении и невыдаче в установленный законом срок схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, обязании в месячный срок с даты вынесения решения по настоящему делу утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории и выполнить все действия, необходимые для поставки земельного участка на государственный кадастровый план; обязании в двухмесячный срок после получения кадастрового паспорта представить в собственность земельный участок площадью по расчетным показателям 0,188-0,197га с расположенным на нем зданием по цене 20% кадастровой стоимости земельного участка.
Решением от 31.10.2011 Арбитражный суд города Москвы заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
При этом суд исходил из того, что оспариваемые решение и бездействие ответчика нарушают требования действующего законодательства, а также права и законные интересы общества.
Ответчик не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на отсутствие нарушенных прав заявителя.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то, что ДЗР г.Москвы незаконно отказал в приеме документов, допустил бездействие, а также нарушил права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, воспрепятствовав осуществлению права на приобретение земельного участка в собственность в порядке ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) по льготной цене - за 20% его кадастровой стоимости.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает апелляционную жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, 20.04.2011 ОАО "Моссельмаш" обратилось в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:065 в собственность в порядке ст.36 ЗК РФ.
На указанном земельном участке расположено принадлежащее обществу на праве собственности нежилое здание площадью 2 579 кв.м., адрес здания: город Москва, ул.Солнечногорская, д.8А.
20.04.2011 ответчиком принято Решение N 33-5Т9-310/11-(0)-0 об отказе в приеме документов ОАО "Моссельмаш" для оформления договора купли-продажи земельного участка с соответствующим правовым актом ДЗР г.Москвы о предоставлении земельного участка.
При этом Департамент мотивировал свое решение тем, что к заявлению в соответствии с Регламентной таблицей (Приложением 2 к Постановлению Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП) не был приложен кадастровый паспорт земельного участка.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ОАО "Моссельмаш" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Срок, предусмотренный п.4 ст.198 АПК РФ, заявителем соблюден.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП "Об утверждении положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы" (на момент обращения с заявлением в ДЗР г.Москвы действовало Постановление Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП) Департамент земельных ресурсов города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, функции по предоставлению государственных услуг и по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности.
На основании п.5.1 указанного Постановления (п.2.2.4 Постановления Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП) ДЗР г.Москвы принимает (изменяет, отменяет) правовые акты, решения о предоставлении в установленном порядке в собственность, аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, правообладателям расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений для целей эксплуатации объектов капитального строительства, об установлении права ограниченного пользования указанными земельными участками.
В силу ч.1 ст.36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" до 01.01.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения; коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений; юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками; гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
В соответствии с действующим законодательством в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка: орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст.29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
На основании п.3.11.3 Приложения 2 к Постановлению Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год" (вместе с "Регламентом подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна") (ред. от 12.04.2011) схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории утверждается распоряжением ДЗР г.Москвы. Схема необходима для разработки межевого плана и постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.
Согласно ч.7 ст.36 ЗК РФ лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Между тем, в силу ч.2 ст.20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (ред. от 27.12.2009) с заявлением о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица в порядке, предусмотренном ст.21 указанного ФЗ.
Таким образом, с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет может обратиться как ОАО "Моссельмаш" (лицо, инициировавшее заявление о предоставлении земельного участка в собственность), так и ДЗР г.Москвы (собственник земельного участка), при отсутствии в данном случае у последнего соответствующей обязанности.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в п.5 ст.36 ЗК РФ, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (ч.8 ст.36 ЗК РФ).
На основании п.3.14.4 Приложения 2 к Постановлению Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП таким решением является распоряжение ДЗР г.Москвы о предоставлении в собственность земельного участка. Кадастровый паспорт земельного участка может быть представлен либо заявителем, либо получен самостоятельно ДЗР г.Москвы в случае его обращения с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет.
В силу пунктов 3.14.5-3.14.6 Приложения 2 к Постановлению Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП после подписания проекта распоряжения заявителем специалисты соответствующего подразделения осуществляют подготовку проекта договора купли-продажи и акта приема-передачи земельного участка и направление проектов на подпись заявителю.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что отсутствие кадастрового паспорта земельного участка в перечне прилагаемых к заявлению документов не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность. В рамках подобного обращения у ответчика возникает обязанность утвердить схему расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории и выдать ее заявителю для осуществления последним кадастровых работ и постановки участка на государственный кадастровый учет, а после его осуществления - предоставить земельный участок в собственность обратившемуся лицу.
Кроме того, как правильно отметил суд в своем решении, в рассматриваемой ситуации отсутствуют предусмотренные ч.4 ст.28 ЗК РФ основания для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Перечень указанных в данной норме оснований является исчерпывающим.
В соответствии с ч.2. ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Признавая незаконными оспариваемые решение и бездействие Департамента, суд первой инстанции правомерно с учетом положений ст.201 АПК РФ обязал ответчика утвердить и выдать обществу схему расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территорий.
Между тем, относительно выводов суда об обязании ДЗР г.Москвы выполнить действия для постановки земельного участка на кадастровый учет в течение месяца со дня вступления решения в законную силу и предоставить в собственность ОАО "Моссельмаш" земельный участок площадью по расчетным показателям 0,188-0,197га с расположенным на нем зданием (г.Москва, ул.Солнечногорская, д.8А, условный номер объекта 77-77-09/117/2009-456) по цене в 20% кадастровой стоимости в течение двух недель со дня получения кадастрового паспорта земельного участка суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить следующее.
Как следует из смысла и содержания ст.ст.29, 36 ЗК РФ закон предусматривает утверждение схемы границ земельного участка для последующей постановки на кадастровый учет исключительно на основании заявления заинтересованного лица.
Для возложения на ответчика обязанности по предоставлению земельного участка с указанной площадью и стоимостью основания отсутствуют, поскольку данный вопрос Департаментом земельных ресурсов города Москвы при вынесении решения об отказе в приеме документов, не рассматривался.
Отказ в предоставлении земельного участка в собственность заявителю не выдавался, обжалуемый отказ заключается исключительно в отказе в приеме документов в режиме "одного окна". Заявление общества по существу не рассмотрено, комплект документов не принят, в связи с чем требования об обязании предоставить в собственность спорный земельный участок, неисполнимы. У ответчика отсутствует возможность принять решение о предоставлении участка в собственность.
В соответствии с п.7 ст.36 ЗК РФ лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, обязание Департамента выполнить все действия, необходимые для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, незаконны и неисполнимы, поскольку проведение геодезических работ является платным и не предусмотрено полномочиями, возложенными на ответчика.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает необходимым изменить решение суда первой инстанции ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, отменив его в части, касающейся возложения на ответчика обязанности: выполнить все действия для постановки данного земельного участка на кадастровый учет; предоставить в собственность заявителя земельный участок площадью по расчетным показателям 0,188-0,197га с расположенным на нем зданием (г.Москва, ул.Солнечногорская, д.8А, условный номер объекта 77-77-09/117/2009-456) по цене в 20% кадастровой стоимости в течении двух недель со дня получения кадастрового паспорта земельного участка.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от "31" октября 2011 г.. по делу N А40-61849/11-149-359 изменить.
Отменить решение Арбитражного суда г. Москвы от "31" октября 2011 г.. по данному делу и отказать в удовлетворении заявленных требований в части, касающейся возложения на Департамент земельных ресурсов города Москвы обязанности:
- предоставить в собственность открытого акционерного общества "Моссельмаш" земельный участок площадью по расчетным показателям 0,188-0,197га с расположенным на нем зданием (г.Москва, ул.Солнечногорская, д.8А, условный номер объекта 77-77-09/117/2009-456) по цене в 20% кадастровой стоимости в течении двух недель со дня получения кадастрового паспорта земельного участка;
- выполнить все действия для постановки данного земельного участка на кадастровый учет в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
В остальной части решение Арбитражного суда г.Москвы от "31" октября 2011 г.. по делу N А40-61849/11-149-359 оставить без изменения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что отсутствие кадастрового паспорта земельного участка в перечне прилагаемых к заявлению документов не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность. В рамках подобного обращения у ответчика возникает обязанность утвердить схему расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории и выдать ее заявителю для осуществления последним кадастровых работ и постановки участка на государственный кадастровый учет, а после его осуществления - предоставить земельный участок в собственность обратившемуся лицу.
Кроме того, как правильно отметил суд в своем решении, в рассматриваемой ситуации отсутствуют предусмотренные ч.4 ст.28 ЗК РФ основания для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Перечень указанных в данной норме оснований является исчерпывающим.
...
Как следует из смысла и содержания ст.ст.29, 36 ЗК РФ закон предусматривает утверждение схемы границ земельного участка для последующей постановки на кадастровый учет исключительно на основании заявления заинтересованного лица.
...
В соответствии с п.7 ст.36 ЗК РФ лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"."
Номер дела в первой инстанции: А40-61849/2011
Истец: ОАО "Моссельмаш"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы