г. Чита |
|
02 февраля 2012 г. |
делоN А19-13672/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 02 февраля 2012 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрелкова А.В.
судей Клепиковой М.А., Даровских К.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козыревым А.В.
рассмотрев в открытом заседании апелляционную жалобу Министерства Финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 октября 2011 года по делу N А19-13672/2011 по иску общества с ограниченной ответственностью "Техпром" (ИНН3834009278, ОГРН1033802656964) к Иркутской области в лице агентства лесного хозяйства Иркутской области (ИНН3808170859, ОГРН1073808028194) трети лица: Министерство финансов Иркутской области (ИНН3808171299, ОГРН1083808000154), территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству (ИНН3834013370, ОГРН1083847000071) о взыскании 3 305 634руб. (суд первой инстанции: судья Габескирия М.Н.)
В отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Техпром" (далее - ООО "Техпром", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Иркутской области в лице Агентства лесного хозяйства Иркутской области (далее - АЛХ ИО, ответчик) с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании о взыскании 2 957 047 руб. 50 коп. неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы по договору аренды лесного участка от 15.12.2008 N 91-18-13/08.
Определением от 01.09.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет иска, привлечены Министерство финансов Иркутской области и территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что уплатил арендную плату в период с 2008 года по 2010 год по договорам аренды лесного участка от 15.12.2008 N 91-18-13/08. сверх минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню с применением коэффициента 2,0, установленного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню".
В качестве правового обоснования указаны статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответчик на иск возражал, считая, что исковые требования предъявлены к Иркутской области в лице ненадлежащего государственного органа - агентства лесного хозяйства Иркутской области, поскольку он не является получателем денежных средств, внесённых арендатором по договору от 15.12.2008 N 91-18-13/08. Пояснил, что арендодатель при расчёте размера арендной платы в период с 2008 года по 2010 год руководствовался не приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255 (отмененным ранее), а твёрдо установленной договором лесного участка N 91-22-2/8 от 19.09.2008 суммой.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21.10.2011 исковые требования удовлетворены, с Иркутской области в лице Агентства лесного хозяйства Иркутской области за счёт областной казны в пользу ООО "Техпром" взыскана сумма 2 957 047 руб. 50 коп. - неосновательное обогащение; сумму 348 586 руб. 56 коп. - проценты; сумму 39528 руб. 17 коп. - расходы по государственной пошлине.
Министерство финансов Иркутской области обжаловало принятый судебный акт в апелляционном порядке, находя его необоснованным, вынесенным при неполном выяснении имеющих значение для дела обстоятельств, нарушением или неправильном применении норм материального и процессуального права, просило решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что истец должен исполнять условия добровольно заключенного договора.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу возражает, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалоб без удовлетворения.
Стороны о месте и времени заседания арбитражного апелляционного суда извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили. При таком положении, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц не препятствовала рассмотрению дела.
Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании пункта 1.1 заключённого Федеральным государственным учреждением Игирменский лесхоз (арендодателем) с Федеральным государственным унитарным предприятием "Илимский леспромхоз" (арендатором) договора аренды участка лесного фонда от 29.12.2004, арендодатель обязуется предоставить арендатору в возмездное долгосрочное пользование сроком на 49 лет участок лесного фонда, общей площадью 33751 га, расположенный в Нижнеилимском районе Иркутской области на территории Игирменского лесхоза в лесах 3-ей группы Березняковского лесничества, в составе кварталов N N 24, 25, 44, 45-52, 56-70, 77-87, 91-97 с общим запасом насаждений, возможных к эксплуатации 6061,9 тыс. куб.м, в том числе спелых и перестойных насаждений 4196,0 куб.м, из них хвойных насаждений 2972,9 тыс. куб.м, для осуществления лесопользования.
Границы участка лесного фонда обозначены в натуре с помощью лесоустроительных знаков и обозначений на схеме Приложения N 1 к договору.
В соответствии с пунктом 1.4 договора, участок лесного фонда предоставляется в аренду на основании распоряжения заместителя главы Администрации Иркутской области от 28.01.1993 N 96-рз.
Объёмы заготовки древесины на участке лесного фонда составляют по главному пользованию с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины 69,0 тыс. куб.м, в том числе, 42,0 тыс. куб. м. по хвойному хозяйству (пункт 3.1).
Арендная плата на момент подписания настоящего договора устанавливается в размере 1005,9 тыс. руб. в год, которая вносится арендатором ежеквартально в порядке предварительной оплаты до начала текущего квартала равными частями в размере _ части годового размера арендной платы (пункты 6.1, 6.2).
Размер арендной платы подлежит перерасчёту в случае изменения ставок лесных податей, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, Иркутской области (пункт 6.4).
Договор аренды участка лесного фонда от 29.12.2004 зарегистрирован Главным Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.
Участок лесного фонда передан арендатору по акту передачи кварталов от 29.12.2004.
Агентство лесного хозяйства Иркутской области в направленном в адрес ФГУ "Игирминский лесхоз" письме от 18.09.2006 N 2071 "О передаче прав пользования участком лесного фонда" согласовало передачу права пользования участком лесного фонда (договор аренды участка лесного фонда б/н от 29.12.2004, зарегистрированный 07.04.2005 N регистрационной записи N38-38-10/002/2005-504) обществ у с ограниченной ответственностью "Техпром".
В соответствии с пунктом 2 подписанного 20.09.2006 Федеральным государственным учреждением Игирменский лесхоз, с Федеральным государственным унитарным предприятием "Илимский леспромхоз", и обществом с ограниченной ответственностью "Техпром" дополнительного соглашения к договору аренды участка лесного фонда от 29.12.2004 в установочную часть договора внесены изменения согласно которым, арендодателем в преамбуле договора указано Федеральное государственное учреждение Игирменский лесхоз, а арендатором - общество с ограниченной ответственностью "Техпром".
Дополнительное соглашение от 20.09.2006 зарегистрировано Главным Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.
В соответствии с условиями заключённого территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству (арендодателем), с обществом с ограниченной ответственностью "Техпром" (арендатором) договора аренды лесного участка от 15.12.2008 N 91-18-13/08 территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству обязалось предоставить во временное возмездное пользование ООО "Техпром" лесной участок площадью 33751 га, расположенный в Нижнеилимском районе Иркутской области на территории Нижнеилимского лесничества в эксплуатационных лесах Игирминского участкового лесничества "Березняковская дача" в составе кварталов N N 24, 25, 44, 45-52, 56, 70, 77-87, 94-97.
Лесной участок передаётся арендатору для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины - 69,0 тыс. куб.м, в том числе по хвойному хозяйству - 42,0 тыс.куб.м (пункт 4).
Арендная плата составляет 3853620 руб. в год, вносится арендатором ежеквартально равными частями в размере _ части годового размера арендной платы в следующие сроки : 1 квартал - с 1 по 15 января; 2 квартал - 1 с 1 по 15 апреля; 3 квартал с 1 по 15 июля; 4 квартал - с 1 по 15 октября, текущего года, согласно Приложению N 6 к договору, по реквизитам, указанным арендодателем и предоставляет в течение 1 месяца арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату (пункты 5, 6).
Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения основания или (и) порядка расчёта арендной платы, минимального размера арендной платы, а также в иных устанавливаемых законодательством Российской Федерации случаях (пункт 7).
Срок действия договора с 07.04.2005 по 07.04.2054 (пункт 19).
В соответствии с подписанным 29.04.2010 территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству с ООО "Техпром" соглашением о расторжении договора аренды лесного участка N 91-18-13/08 от 15.12.2008 стороны достигли соглашения о расторжении договора аренды лесного участка N 91-18-13/08 от 15.12.2008.
Указанное соглашение зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области.
Полагая, что в период за 2009 год и первый квартал 2010 года ООО "Техпром" произвело переплату арендной платы в доход субъекта Российской Федерации по договору от 15.12.2008 N 91-18-13/08, рассчитанную арендодателем с учётом коэффициента 2.0 на основании не подлежащего применению приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню" в размере 2 957 047 руб. 50 коп. истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.07 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", и исходил из их обоснованности как по праву, так и по размеру.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для пересмотра выводов суда первой инстанции, иного применения норм материального права.
В соответствии со статьёй 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на того государственными органами.
В соответствии с частью 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
На основании пункта 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ставки платы для аренды лесов, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" утверждены минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, которые применяются при отпуске древесины в порядке рубок главного пользования и прочих рубок в лесах Российской Федерации, которые дифференцированы по основным и неосновным лесным породам, по лесотаксовым районам и лесотаксовым поясам, по группам лесных пород, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по размерам), а также в зависимости от расстояния вывозки (по лесотаксовым разрядам).
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 N 370, от 16.06.2004 N 283 и от 30.07.2004 N 400 определено, что федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление лесным хозяйством, являются Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.09.05 N 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню", установлены ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 с применением коэффициентов согласно приложению, согласно которому, для субъекта Российской Федерации Иркутской области для основных лесных (лесообразующих) пород установлен коэффициент 2,0.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" признаны утратившими силу раздел 1, главы 4, 4, статьи 31-37, 42 (за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ), статьи 43-45, разделы 3-6 и особенная часть Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе статья 104 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой плата за лесопользование была установлена в виде лесных податей, а установление ставок лесных податей было отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти в области лесного хозяйства.
Пунктом 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года предусмотрена оплата за лесопользование в виде ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, установление которых отнесено названным Кодексом к компетенции соответственно Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Как Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года, так и другие федеральные нормативно-правовые акты не было предусматривают взимание коэффициента, аналогичного территориальному коэффициенту, установленному приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню".
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.02.08 N 60 признан утратившим силу приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню".
Полномочия Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации по утверждению ставок арендной платы отменены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2007 N 314 "О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений".
Ставки арендной платы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"; постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 признано утратившим силу.
В указанной связи, стороны договоров с 01.01.2007 должны были руководствоваться положениями договоров аренды только в той части, которая не противоречила Лесному кодексу Российской Федерации 2006 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 настоящего Кодекса.
Факт излишней уплаты истцом арендных платежей, рассчитанных ответчиком с учётом коэффициента 2,0, предусмотренного утратившим силу приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню" был установлен судом первой инстанции, доказательств возврата излишне перечисленной истцом суммы арендной платы не представлено, поэтому исковые требования ООО "Техпром" обосновано удовлетворены.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм материального права и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и фактических обстоятельств.
Доводу Иркутской области о том, что она привлечена к участию в деле в лице ненадлежащего ответчика - Агентства лесного хозяйства, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка со ссылкой на Приложение N 2 к Закону Иркутской области от 21.05.2008 N 17-оз "Об областном бюджете на 2008 год", статьи 6, 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не нарушены.
С учётом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 октября 2011 года по делу N А19-13672/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
А.В. Стрелков |
Судьи |
К.Н. Даровских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ставки арендной платы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"; постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 признано утратившим силу.
В указанной связи, стороны договоров с 01.01.2007 должны были руководствоваться положениями договоров аренды только в той части, которая не противоречила Лесному кодексу Российской Федерации 2006 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 настоящего Кодекса.
Факт излишней уплаты истцом арендных платежей, рассчитанных ответчиком с учётом коэффициента 2,0, предусмотренного утратившим силу приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню" был установлен судом первой инстанции, доказательств возврата излишне перечисленной истцом суммы арендной платы не представлено, поэтому исковые требования ООО "Техпром" обосновано удовлетворены.
...
Доводу Иркутской области о том, что она привлечена к участию в деле в лице ненадлежащего ответчика - Агентства лесного хозяйства, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка со ссылкой на Приложение N 2 к Закону Иркутской области от 21.05.2008 N 17-оз "Об областном бюджете на 2008 год", статьи 6, 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А19-13672/2011
Истец: ООО "Техпром"
Ответчик: Агентства лесного хозяйства Иркутской области
Третье лицо: Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области, Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству
Хронология рассмотрения дела:
07.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9817/12
17.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9817/12
12.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1448/12
02.02.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5027/11