город Тула |
|
03 февраля 2012 г. |
Дело N А54-1865/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дорошковой А.Г.,
судей Еремичевой Н.В. и Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шульгач И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-6402/2011) гаражно-строительного кооператива "Офицеры"
на решение Арбитражного суда Рязанской области от 03.11.2011
по делу N А54-1865/2011 (судья Стрельникова И.А.), принятое
по заявлению Гаражно-строительного кооператива "Офицеры" (ОГРН 1026201102047, г. Рязань)
к администрации города Рязани (ОГРН 1026201270260, г. Рязань),
Министерству имущественных и земельных отношений Рязанской области (ОГРН 1026201263725, г. Рязань),
Правительству Рязанской области (г. Рязань),
Межведомственной комиссии Рязанской области по вопросам предоставления земельных участков для строительства и изменения целевого назначения земельных участков (г. Рязань),
о признании незаконным бездействия, недействительным решения о возврате документов без рассмотрения,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Волонина И.Г., доверенность от 06.04.2011;
от ответчиков: администрации города Рязани - Савина Т.А., доверенность от 10.01.2012;
Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области - Кондратьев А.П., доверенность от 28.12.2011;
Правительства Рязанской области - Лукьянова С.В., доверенность от 29.12.2011;
Межведомственная комиссия Рязанской области по вопросам предоставления земельных участков для строительства и изменения целевого назначения земельных участков: не явились;
установил:
гаражно-строительный кооператив "Офицеры" (далее - кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации города Рязани и Министерству имущественных и земельных отношений Рязанской области:
о признании недействительным решения от 11.11.2010 Межведомственной комиссии Рязанской области по вопросам предоставления земельных участков для строительства и изменения целевого назначения земельных участков о возврате документов по предоставлению в аренду земельных участков, расположенных по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, 47б, площадью 440 кв.м и 249 кв.м, для строительства боксовых гаражей, с целью установления вида разрешенного использования в соответствии с Правилами землепользования и застройки в г. Рязани, без рассмотрения;
о признании незаконным бездействия администрации г. Рязани, выразившегося в ненаправлении повторного ходатайства и передаче документов по предоставлению в аренду названных земельных участков в Межведомственную комиссию Рязанской области;
обязании администрации города Рязани устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ГСК "Офицеры" и повторно обратиться в Межведомственную комиссию Рязанской области по вопросам предоставления земельных участков для строительства и изменения целевого назначения земельных участков с ходатайством о предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков, а также обязании Межведомственной комиссии Рязанской области по вопросам предоставления земельных участков для строительства и изменения целевого назначения земельных участков устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ГСК "Офицеры", прияв к рассмотрению документы по предоставлению земельных участков в аренду с учетом положения п.2 ст. 48 Правил землепользования и застройки в городе Рязани (утв. решением Рязанской городской Дымы от 11.12.2009 N 897-I), согласно которому, указанные правила не распространяются на отношения по землепользованию и застройке, возникшие до вступления их в силу (с учетом уточнения).
Определением арбитражного суда от 11.08.2011 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Правительство Рязанской области, Межведомственная комиссия Рязанской области по вопросам предоставления земельных участков для строительства и изменения целевого назначения земельных участков.
Решением арбитражного суда от 03.11.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГСК "Офицеры" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, отменить решение в части отказа в признании недействительным решения Межведомственной комиссии по Рязанской области от 1.11.2010 о возврате документов по предоставлению земельных участков в аренду.
Межведомственная комиссия Рязанской области по вопросам предоставления земельных участков для строительства и изменения целевого назначения земельных участков своего представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте судебного разбирательства извещена своевременно.
Поскольку остальные лица, участвующие в деле, не заявили возражения по проверке только части судебного акта, судом осуществлена проверка судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой.
Кооператив "Офицеры" в 2004 году обратился в администрацию города Рязани с заявлением о предоставлении в аренду для строительства 18 одноэтажных гаражей на земельном участке, расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, рядом со строением 47б Октябрьский округ.
12.04.2006 администрация города Рязани вынесла постановление N 1020 "Об утверждении проекта границ земельного участка по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов", которым был утвержден проект границ земельного участка под строительство гаражей по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, согласно прилагаемому плану, а также принято решение опубликовать в течение десяти дней с момента регистрации настоящего постановления в газете "Рязанские ведомости" информацию о возможном предоставлении под строительство земельного указанного земельного участка (т.1, л.д.136).
На основании указанного постановления в газете "Рязанские сведения" 13.04.2006 была опубликована информация о намерении администрации города Рязани предоставить в аренду земельный участок площадью 850 кв.м для строительства боксовых гаражей по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, рядом со строением N 47б по ул. Новоселов (т.1, л.д. 137).
29.03.2006 был подготовлен акт о выборе земельного участка под проектирование и строительство N 3547 (т.1, л.д.133), на основании которого было выдано архитектурно-планировочное задание N 48 от 19.06.2006 (т.1, л.д.138-142).
Администрация г. Рязани 17.09.2010 направила в Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области материалы для рассмотрения и принятия решения о предоставлении в аренду следующих земельных участков:
- с кадастровым номером 62:29:0110005:102, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, 47б, площадью 440 кв.м для строительства боксовых гаражей;
- с кадастровым номером 62:29:0110005:103, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, 47б, площадью 249 кв.м для строительства боксовых гаражей (т.2, л.д. 29).
Межведомственная комиссия Рязанской области рассмотрела 11.11.2010 ходатайство муниципального образования - городской округ г. Рязань о предоставлении в аренду земельных участков, расположенных по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, 47б, площадью 440 кв.м и 249 кв.м соответственно, для строительства боксовых гаражей.
По результатам рассмотрения вынесено решение, согласно которому Министерству имущественных и земельных отношений Рязанской области поручено вернуть без рассмотрения в администрацию города Рязани документы по предоставлению в аренду земельных участков, так как в соответствии с заключением главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области указанные земельные участки, согласно Правилам землепользования и застройки города Рязани расположены в зоне многофункционального делового, общественного и коммерческого назначения (Д-2). Использование участков для строительства боксовых гаражей не относится ни к одному из разрешенных видов использования в данной территориальной зоне (т.1, л.д.122-123).
Считая данное решение, а также бездействие администрации незаконными, ГСК "Офицеры" обратился с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В силу части 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Закон Рязанской области от 23.11.2004 N 126-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области" (действовавший на момент возникновения спорных отношений) предусматривал разграничение полномочий в области регулирования земельных отношений между Рязанской областной думой, Правительством Рязанской области, уполномоченным органом государственной власти Рязанской области в сфере имущественных и земельных отношений и органами местного самоуправления Рязанской области.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 126-ОЗ земельный участок для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов предоставляется в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование в случаях, установленных земельным законодательством.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо (заявитель), заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка.
В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта не допускается в случаях, если в заявлении указывается место, предусмотренное градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки для размещения иных объектов.
В силу п. 3 данной статьи орган местного самоуправления: в течение 10 дней получает в органах архитектуры и градостроительства подготовленное на основании имеющейся градостроительной документации градостроительное заключение с проектом границ земельного участка, делает запрос в соответствующие государственные органы, муниципальные организации и надзорные органы на получение необходимой информации о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, на технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, и на основе полученных данных оформляет акт о выборе земельного участка с проектом границ, а также в течение 5 дней информирует население через средства массовой информации о намерении предоставить земельный участок для строительства. Орган местного самоуправления в течение 5 дней после окончания срока информирования населения:
- принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта, если предоставление земельного участка отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
- принимает решение о согласовании и направлении акта о выборе земельного участка с проектом границ в управление государственного имущества и земельных ресурсов Рязанской области, если предоставление земельного участка отнесено к компетенции Правительства Рязанской области (п.4).
Орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства и заключает договор аренды на период строительства в соответствии с предоставленными настоящим Законом полномочиями.
В соответствии с п. 6 данной статьи в случае, если после газетной публикации поступило две и более заявки, орган местного самоуправления принимает решение:
- о проведении торгов (конкурсов, аукционов) по продаже находящихся в государственной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, если предоставление земельного участка отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
- об утверждении и направлении перечня земельных участков в управление государственного имущества и земельных ресурсов, если предоставление земельных участков отнесено к компетенции Правительства Рязанской области (п.6).
Пункт 7 указанной статьи предусматривает, что Управление государственного имущества и земельных ресурсов Рязанской области после поступления от органа местного самоуправления согласованного акта о выборе земельного участка с проектом границ земельного участка обеспечивает:
- в пятидневный срок проведение заседания межведомственной комиссии по рассмотрению ходатайств органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков с предварительным согласованием места размещения объектов;
- подготовку документов для принятия постановления Правительства Рязанской области о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта.
Правительство Рязанской области принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка (п.8).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Предварительное согласование места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п.9).
Согласно п. 10 ст. 13 Закона N 126-ОЗ решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления гражданами или юридическими лицами, заинтересованными в предоставлении земельного участка для строительства, границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
На основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка управление государственного имущества и земельных ресурсов Рязанской области в четырехдневный срок готовит проект постановления в Правительство Рязанской области о предоставлении земельного участка в аренду.
Правительство Рязанской области в десятидневный срок принимает решение о предоставлении земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта в соответствии с предоставленными настоящим Законом полномочиями (п.11 данной статьи).
В соответствии со ст.1 Закона Рязанской области от 06.11.2007 N 162-ОЗ "О внесении изменений в Закон Рязанской области "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области" пункт 6 ст. 13 Закона N 126-ОЗ утратил силу.
Согласно статье 7 Закона N 126-ОЗ органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством принимают решения: о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков для: - индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства; коллективного и индивидуального гаражного строительства; строительства индивидуальных погребов и хозблоков; строительства торговых павильонов, если площадь участка не превышает 0,01 га; строительства (прокладки) коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры, а также проведения иных видов работ на этих объектах, в границах городских и сельских поселений;
- о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.
Пунктом 6 статьи 7 Закона N 126-ОЗ предусмотрено, что администрация города Рязани принимает в соответствии с действующим законодательством иные решения, не отнесенные настоящим законом к полномочиям Рязанской областной Думы, Правительства Рязанской области, Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области.
С 20.08.2011 Закон N 126-ОЗ утратил силу. Новый Закон Рязанской области от 05.08.2011 N 62-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области" (далее - Закон N 62-ОЗ) определяет полномочия исполнительных органов государственной власти Рязанской области и органов местного самоуправления муниципального образования - городской округ город Рязань по распоряжению земельными участками на территории города Рязани, государственная собственность на которые не разграничена: полномочия исполнительных органов государственной власти Рязанской области по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Рязанской области, а также по реализации отдельных полномочий органов государственной власти Рязанской области в сфере земельных отношений, определенных федеральным законодательством.
Согласно разделу 2 Положения о межведомственной комиссии Рязанской области по вопросам предоставления земельных участков для строительства и изменения целевого назначения земельных участков, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 31.12.2004 N 206, (далее - Положение) одной из основных задач Межведомственной комиссии является рассмотрение ходатайств органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков для строительства (в том числе с предварительным согласованием места размещения объектов) в случае, если предоставление таких участков отнесено к полномочиям Правительства Рязанской области.
Решения Межведомственной комиссии оформляются в виде протокола заседания, который направляется в министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области для подготовки соответствующего проекта распоряжения Правительства Рязанской области либо ответа заявителю за подписью министра имущественных и земельных отношений Рязанской области (абз. 2 п. 10).
Положение не содержит требования о конкретной форме принимаемых решений.
Межведомственной комиссией на заседании 11.11.2010 было установлено, что указанные земельные участки согласно Правилам землепользования и застройки города Рязани, утвержденным решением Рязанской городской Думы от 11.12.2008 N 897-1, расположены в зоне многофункционального делового, общественного и коммерческого назначения (Д-2). Использование участков для строительства боксовых гаражей не относится ни к одному из разрешенных видов использования (в т.ч. вспомогательных видов и условно разрешенных видов использования) в данной территориальной зоне (т.1, л.д.122-123). В связи с этим межведомственной комиссией принято решение возвратить документы в администрацию. Из содержания данного решения следует, что Межведомственной комиссией, по сути, указан мотив отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду.
Довод апелляционной жалобы о том, что согласно п. 2 ст. 48 Правила землепользования и застройки в городе Рязани не распространяются на отношения по землепользованию и застройке, возникшие до вступления их в силу, поскольку моментом возникновения отношений является дата публикации в средствах массовой информации сведений о намерении предоставить земельный участок, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
В соответствии с п. 3 ст. 48 Правил принятые до вступления в силу настоящих Правил муниципальные правовые акты города Рязани по вопросам землепользования и застройки применяются в части, не противоречащей Правилам.
Исходя из изложенного, использование участков, расположенных по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, 47б, площадью 440 кв.м и 249 кв.м для строительства боксовых гаражей противоречит регламенту (зонированию) по виду разрешенного использования земельного участка.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявителем жалобы не представлены доказательства обращения в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении условно разрешенного вида использования земельного участка
В обоснование своего заявления кооператив указал, что орган местного самоуправления своими действиями, совершенными в период с 2004 по 2006 годы, фактически утвердил акт выбора земельного участка.
Между тем следует различать оформление и утверждение акта о выборе земельного участка. Оформление акта заключается в его подготовке и подписании (согласовании) органом местного самоуправления, а утверждение акта происходит позднее, при принятии органом, уполномоченным на распоряжение землями, решения о предварительном согласовании места размещения объекта (п.6 ст. 31 ЗК РФ).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта администрацией г. Рязани не принималось. В своем письме от 16.12.2008 N МПБ-83, направленном в адрес кооператива, администрация сообщила, что акт о выборе земельного участка под проектирование и строительство подготовлен, комиссией дано положительное заключение. После опубликования информационного сообщения в газете "Рязанские Ведомости" поступили заявления других лиц (претендентов), в связи с чем был заключен договор на проведение работ по формированию земельного участка и проведение торгов по продаже права на заключение договора аренды (л.д.43 т.1).
Кроме того, заявителем жалобы не учтено, что в случае принятия органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения объекта он в силу п.8 ст. 31 Земельного кодекса РФ действует в течение трех лет. Нормы о возможности продления данного срока Кодекс не содержит.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение Межведомственной комиссии не может быть признано незаконным и нарушающим права кооператива, поскольку Правительством Рязанской области спорный участок может быть предоставлен для строительства с учетом Правил землепользования и застройки и вышеперечисленных положений законов.
Судебные расходы по госпошлине распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ. Излишне уплаченная госпошлина в размере 1 000 руб. подлежит возврату заявителю, поскольку согласно разъяснению, данному в п.1 Информационного письма ВАС РФ от 11.05.2010 N 139, при подаче апелляционной жалобы по рассмотренной категории споров юридические лица уплачивают госпошлину в сумме 1 000 рублей.
Руководствуясь п.1 ст. 269, ст. 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 03.11.2011 по делу N А54-1865/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить гаражно-строительному кооперативу "Офицеры" (390048, г. Рязань, ул. Право-Лыбедская, д. 40, этаж 4, офис 11) из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину по платежному поручению от 25.11.2011 N 906 в размере 1 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме. Жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Г. Дорошкова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
...
В обоснование своего заявления кооператив указал, что орган местного самоуправления своими действиями, совершенными в период с 2004 по 2006 годы, фактически утвердил акт выбора земельного участка.
Между тем следует различать оформление и утверждение акта о выборе земельного участка. Оформление акта заключается в его подготовке и подписании (согласовании) органом местного самоуправления, а утверждение акта происходит позднее, при принятии органом, уполномоченным на распоряжение землями, решения о предварительном согласовании места размещения объекта (п.6 ст. 31 ЗК РФ).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта администрацией г. Рязани не принималось. В своем письме от 16.12.2008 N МПБ-83, направленном в адрес кооператива, администрация сообщила, что акт о выборе земельного участка под проектирование и строительство подготовлен, комиссией дано положительное заключение. После опубликования информационного сообщения в газете "Рязанские Ведомости" поступили заявления других лиц (претендентов), в связи с чем был заключен договор на проведение работ по формированию земельного участка и проведение торгов по продаже права на заключение договора аренды (л.д.43 т.1).
Кроме того, заявителем жалобы не учтено, что в случае принятия органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения объекта он в силу п.8 ст. 31 Земельного кодекса РФ действует в течение трех лет. Нормы о возможности продления данного срока Кодекс не содержит."
Номер дела в первой инстанции: А54-1865/2011
Истец: Гаражно-строительный кооператив "Офицеры", ГСК "Офицеры"
Ответчик: Администрация г. Рязани, Межведомственная комиссия Рязанской области по вопросам предоставления земельных участков для строительства и изменения целевого назначения земельных участков, Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области, Правительство Рязанской области
Третье лицо: Управление земельных ресурсов и имущественных отношений администрации города Рязани