г. Санкт-Петербург |
|
10 февраля 2012 г. |
Дело N А21-3435/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Глазкова Е.Г.
судей Поповой Н.М., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Войцеховской А.В.
при участии:
от истца: представитель Близнюк Г.И. по доверенности от 01.06.2011
от ответчика: представитель Быкова И.В. по доверенности от 09.12.2011 N 5548
от 3-го лица: представитель не явился, уведомлен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19974/2011) Администрации МО "Светловский городской округ"
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.09.2011 по делу N А21-3435/2011(судья Педченко О.М.), принятое
по исковому заявлению ООО "КФ-Строй"
к Администрации МО "Светловский городской округ"
3-е лицо: УМП "Светловская теплосеть"
о взыскании 5 998 437 руб. 59 коп.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "КФ-Строй" (236029, Калининградская обл, Калининград г, Осенняя ул, 30, ОГРН 1083925008375, далее - ООО "КФ-Строй", общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Светловский городской округ" (238340, Калининградская обл, Светлый г, Советская ул, 12, ОГРН 1023902093478, далее -Администрация) о взыскании 5 998 437 руб. 59 коп. неосновательно удержанных в качестве штрафных санкций из суммы, подлежащей оплате истцу за выполненные строительно-монтажные работы по муниципальному контракту N II-1 от 08.09.2008.
К участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Унитарное муниципальное предприятие "Светловская Теплосеть" (238340, Калининградская обл, Светлый г, Советская ул, 49, ОГРН 1023902092807, далее - УМП "Светловская теплосеть", предприятие).
Решением от 27.09.2011 арбитражный суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Решение обжаловано Администрацией в апелляционном порядке.
В жалобе ответчик настаивает на утверждении о наличии оснований для применения к истцу штрафных санкций за нарушения срока начала работ. При этом, ответчик полагает неправомерным вывод суда первой инстанции недействительности дополнительного соглашения о добровольном исполнении обязательств по уплате штрафных санкций от 11.02.2009.
От истца поступил отзыв на жалобу, в котором он возражает против удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебное заседание представитель УМП "Светловская теплосеть" не явился.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие третьего лица, надлежащим образом извещенного в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика поддержал доводы жалобы, пояснил, что финансирование выполнения работ по контракту происходило за счет бюджетов трех уровней, при этом все остатки неиспользованных денежных средств были возвращены в бюджет, в связи с чем, полагает, что на стороне ответчика отсутствует неосновательное обогащение.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для её удовлетворения.
Согласно материалам дела, на основании протокола аукциона от 20.08.2008 N 87/02-А Аукционной комиссии Конкурсного Агентства Калининградской области, по результатам которого ООО "КФ-Строй" признано победителем аукциона, между Администрацией (муниципальный заказчик), ООО "КФ-Строй" (генеральный подрядчик) и УМП "Светловская теплосеть" (заказчик-застройщик) заключен муниципальный контракт N II-1 от 08.09.2008 подряда на выполнение работ по объекту, включенному в областную инвестиционную программу на 2008 год "Реконструкция квартальных тепловых сетей в районе ЦТП бульвара Нахимова г.Светлый Калининградской области (2 этап реконструкции тепловых сетей г.Светлого) в соответствии с проектной документацией, техническим заданием, графиком выполнения работ, а также условиями контракта и действующими нормативно-правовыми актами. В рамках контракта, заказчик-застройщик обязуется принять выполненные генеральным подрядчиком работы при условии соответствия их результатов требованиям контракта, и оплатить их в пределах утвержденных бюджетных ассигнований, при условии выделения соответствующих лимитов бюджетных обязательств (п.1.2)
Пунктом 1.3 контракта предусмотрено, что муниципальный заказчик обеспечивает оплату работ по контракту и оплату услуг и затрат заказчика-застройщика в пределах утвержденных бюджетных ассигнований, при условии выделения соответствующих лимитов бюджетных обязательств.
Согласно п. 2.2 - п.2.3 контракта установлен срок начала работ - в течение 5-ти дней с момента подписания контракта и срок окончания работ: не позднее 45 календарных дней с момента начала работ. В случае не доведения до муниципального заказчика лимита бюджетных обязательств в 2008 году сроки окончания работ могут быть перенесены путем заключения сторонами дополнительного соглашения.
Пунктом 2.5 контракта предусмотрено, что даты, указанные в пунктах 2.2-2.3 контракта, являются исходными для взыскания неустойки в случаях нарушения сроков выполнения работ.
К контракту имеется приложение "График работ на 2008 год",согласно которому работы должна быть начаты 13.09.2008 и закончены 27.10.2008.
Общая стоимость (цена) контракта составляет 62 296 704 руб. 45 коп (п.3.1) (НДС не предусмотрен), и включает в себя стоимость работ, выполняемых генеральным подрядчиком; материалов, склада временного хранения материалов, оборудования, механизмов и машин, предназначенных для выполнения работ по контракту, оплату всех сопутствующих работ и услуг, а также уплату всех предусмотренных действующим законодательством налогов и сборов.
Стоимость работ, выполняемых генеральным подрядчиком по настоящему контракту, определена протоколом аукциона от 20.08.2008 N 87/02-А Аукционной комиссии Конкурсного Агентства Калининградской области и сформирована на основании подготовленного Генеральным подрядчиком расчета снижения начальной (максимальной) цены контракта (приложение N 2, представленное генеральным подрядчиком муниципальному заказчику в течение двух дней с момента подписания настоящего контракта (п.3.2).
В п. 9.4 контракта предусмотрено, что при нарушении генеральным подрядчиком сроков начала и окончания выполнения работ, а также сроков начала и окончания выполнения отдельных этапов работ, предусмотренных контрактом, а также календарным графиком работ, генеральный подрядчик по требованию муниципального заказчика уплачивает муниципальному заказчику пеню, которая составляет 0,1% от общей стоимости работ по контракту за каждый день просрочки до фактического исполнения обязательств.
Претензией от 13.02.2009 исх.N 19/372 Администрация потребовала от ООО "КФ-Строй" оплаты пени за нарушение сроков начала выполнения работ на 106 дней просрочки в сумме 6 603 344 руб. 67 коп., а также предложила подписать Соглашение об определении сроков по добровольной уплате начисленных штрафных санкций.
11.02.2009 Администрацией и Обществом подписано Соглашение о добровольном исполнении обязательств по уплате начисленных штрафных санкций (далее - соглашение), из которого следует, что стороны муниципального контракта в связи с допущенной генеральным подрядчиком просрочкой выполнения работ по контракту на основании выставленной муниципальным заказчиком претензии о погашении штрафных санкций, заключили настоящее соглашение. В соглашении предусмотрено, что стороны контракта признают правомерность и обоснованность штрафных санкций, рассчитанных муниципальным заказчиком в соответствии с п.9.4 контракта в размере 6 603 344 руб. 67 коп. за период с 29.10.2008 по 11.02.2009 (включительно), которые будут учтены сторонами при окончательном расчете за выполнения работ по контракту, зафиксированы в итоговом акте сверки расчетов и взысканы с генерального подрядчика путем уменьшения суммы окончательного расчета; после подписания Соглашения стороны заключают Дополнительное соглашение к контракту о продлении сроков исполнения. Соглашение подписано Администрацией и Обществом.
После подписания соглашения Обществом, Администрацией и Предприятием 12.02.2009 подписано дополнительное соглашение к контракту, которым срок начала выполнения работ перенесен на 27.04.2009, а срок окончания - не позднее 20.08.2009.
Также Обществом, Администрацией и Предприятием подписаны два дополнительных соглашения к контракту о переносе сроков окончания работ:
- доп.соглашением N 4 от 19.08.2009 срок окончания выполнения работ перенесен - не позднее 15.09.2009,
- доп.соглашением N 4 от 15.12.2009 срок окончания выполнения работ перенесен- не позднее 15.12.2009.
Из материалов дела следует, что Обществом выполнены и сданы, а предприятием приняты, работы по контракту на общую сумму 60 612 348 руб. 89 коп.
Работы оплачены УМП "Светловская теплосеть" в сумме 54 009 004 руб. 89 коп.
Сумма 6 603 344 руб. ООО "КФ-Строй" не оплачена и фактически удержана из оплаты выполненных работ в счет исполнения Соглашения.
Полагая, что Администрацией неправомерно удержаны из суммы оплаты работ денежные средства в размере 5 998 437 руб. 59 коп., истец обратился в арбитражный суд о взыскании с Администрации указанной суммы как неосновательного обогащения.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку Соглашение не подписано УМП "Светловская теплосеть", оно является незаключенным, а отсутствие подписи одного из участников контракта должно расцениваться как недостижение всеми участниками соглашения по условиям контракта. Предприятие не доплатило Обществу за выполненные работы 6 603 344 руб., при этом Администрация не обеспечила УМП "Светловская теплосеть" указанной суммой для оплаты работ Общества, средства не были выделены и оплачены Администрацией.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно положениям статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Изменение условий контракта, указанных в части 8 статьи 47 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона N 94-ФЗ), по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается (часть 5 статьи 9 Закона N 94-ФЗ).
Согласно материалам дела, муниципальный контракт заключен и подписан между тремя сторонами контракта: муниципальным заказчиком, заказчиком-застройщиком, генеральным подрядчиком. ООО "КФ-Строй" выполнило работы в объеме, предусмотренном контрактом. Изменение объема выполненных работ и их стоимости в контракт не вносились. Выполненные работы приняты заказчиком-застройщиком в полном объеме без замечаний по качеству, в связи с чем, в порядке статьей 702, 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.1.2 контракта подлежат оплате также в полном объеме.
Заключенное между муниципальным заказчиком и генеральным подрядчиком соглашение от 11.02.2009 не распространяет свое действие на правоотношение сторон по контракту, поскольку указанным соглашением, по сути, уменьшена сумма, подлежащая оплате за выполненные по контракту работы. При этом соглашение об изменении суммы контракта не подписано стороной контракта - УМП "Светловская теплосеть".
В соответствии с п.1.3 контракта муниципальный заказчик обеспечивает оплату работ по контракту и оплату услуг и затрат заказчика-застройщика в пределах утвержденных бюджетных ассигнований.
Таким образом, у Администрации отсутствуют основания для удержания спорной суммы, которая правомерно признана судом первой инстанции неосновательным обогащением на стороне администрации.
Довод администрации об отсутствии неосновательного обогащения ввиду возврата денежных средств в бюджет не является основанием для освобождения ответчика об обязанности возвратить спорную сумму из бюджета в счет оплаты выполненных ООО "КФ-Строй" и принятых заказчиком-застройщиком работ по муниципальному контракту.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.09.2011 по делу N А21-3435/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Г. Глазков |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно положениям статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Изменение условий контракта, указанных в части 8 статьи 47 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона N 94-ФЗ), по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается (часть 5 статьи 9 Закона N 94-ФЗ).
Согласно материалам дела, муниципальный контракт заключен и подписан между тремя сторонами контракта: муниципальным заказчиком, заказчиком-застройщиком, генеральным подрядчиком. ООО "КФ-Строй" выполнило работы в объеме, предусмотренном контрактом. Изменение объема выполненных работ и их стоимости в контракт не вносились. Выполненные работы приняты заказчиком-застройщиком в полном объеме без замечаний по качеству, в связи с чем, в порядке статьей 702, 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.1.2 контракта подлежат оплате также в полном объеме."
Номер дела в первой инстанции: А21-3435/2011
Истец: ООО "КФ-Строй"
Ответчик: Администрация МО "Светловский городской округ"
Третье лицо: УМП "Светловская теплосеть"
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19608/12
02.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9826/12
19.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9826/12
04.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3592/12
10.02.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19974/11