г. Челябинск |
|
08 февраля 2012 г. |
Дело N А76-18129/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена.
01 февраля 2012 г..
Полный текст постановления изготовлен.
08 февраля 2012 г..
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Костина В.Ю., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мохначевой О.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральной округе на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29 ноября 2011 года по делу N А76-18129/2011 (судья Васильева Т.Н.).
В заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Теплично-парниковое хозяйство" - Гадынанов Ш.Ф. (доверенность от 31.01.2012 N 3, паспорт).
Открытое акционерное общество "Теплично-парниковое хозяйство" (далее - заявитель, ОАО "ТПХ", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском Федеральном округе (далее - заинтересованное лицо, ФСФР, административный орган, отделение) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 26.08.2011 N 62-11-394/ПН, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Решением суда от 29 ноября 2011 года (резолютивная часть объявлена 23 ноября 2011 года) заявленные требований удовлетворены.
Отделение не согласилось с указанным решением и обжаловало его в апелляционном порядке - в жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заинтересованное лицо указывает на неправомерность вывода суда о возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Указание суда на несвоевременность государственной регистрации выпуска ценных бумаг допущена обществом в связи с необходимостью внесения изменений в уставные документы не является обоснованным и не соответствует обстоятельствам дела. Свидетельства о правах на недвижимое имущество не подлежит представлению для регистрации выпуска ценных бумаг.
Судом неверно в качестве основания для применения положений о малозначительности принято устранение последствий правонарушения через 3 месяца после окончания срока исполнения предписания. Указанные обстоятельства были учтены административным органом при назначении наказания.
Суд немотивированно указал на недоказанность административным органом того, что предписание в установленные сроки привело к наступлению негативных последствий как для государства, так и для надзорного органа. В силу того, что состав административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, является формальным, учитывается угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям. Отделение указывает, что заявитель неисполнение в срок предписания создал препятствия надзорному органу в реализации его функций, привел к невозможности в течение длительного времени своевременно устранить допущенное правонарушение и обеспечить соблюдение прав потенциальных инвесторов и акционеров.
Судом неправомерно указано на малозначительность правонарушения по причине отрицательного бухгалтерского баланса общества. Размер уставного капитала в учредительных документах не может препятствовать обществу в представлении документов на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг.
Также ФСФР указывает, что основанием для применения положений о малозначительности совершенного правонарушения не может являться отсутствие намерений у общества уклониться от предоставления документов на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг.
До начала судебного в материалы дела от заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на обоснованность обжалованного решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился. С учетом мнения представителя заявителя, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя отделения.
В судебном заседании представитель общества возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "ТПХ" зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией г. Трехгорного 30.11.2002 за основным государственном регистрационным номером 1027400663641, 10.02.2011 реорганизовано в форме преобразования за основным государственном регистрационным номером 1117405000052 (т. 1, л.д. 64-65).
В ходе осуществления контроля за соблюдение требований законодательства о ценных бумагах ФСФР в деятельности общества выявлены нарушения, а именно, ОАО "ТПХ" в установленные законом сроки не завершило процедуру эмиссии и выпуск акций общества, выпуск ценных бумаг не прошел государственную регистрацию. С целью устранения указанных нарушений административным органом заявителю выдано предписание от 20.05.2011 N 62-11-СФ-06/5277 (т. 1, л.д. 4).
Указанное предписание заявителем получено 26.05.2011, о чем свидетельствует копия почтового уведомления о вручении N 6209943796854 (т. 1, л.д. 153).
В установленный срок обществом требования, указанные в предписании, не исполнены.
В связи с этим 15.08.2011 ФСФР в отношении ОАО "ТПХ" составлен протокол об административном правонарушении N 62-11-525/пр-ап (т. 1, л.д. 12-13).
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, должностным лицом отделения в отношении общества вынесено постановление о назначении административного наказания от 26.08.2011 N 62-11-394/ПН (т. 1, л.д. 14-16), предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Считая постановление административного органа незаконным, общество обратилось 29.09.2011 в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на наличие в действиях (бездействиях) заявителя состава вменяемого административного правонарушения, однако пришел к выводу о возможности применения положений статьи 2.9 Кодекса о малозначительности совершенного административного правонарушения.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции, с учетом положений статьи 210 АПК РФ, считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) в соответствии с Положением о федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 (далее - Положение N 317).
Согласно пункту 5.3.7 Положения N 317 ФСФР выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.
В силу пункта 6.1 Положения N 317 ФСФР запрашивает и получает в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам.
Согласно пункту 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 46-ФЗ) предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Из анализа указанных норм следует, что региональное отделение, являющееся территориальным органом исполнительной власти в области финансовых рынков, наделено правом направления коммерческим и некоммерческим организациям, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации предписаний в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к его компетенции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона N 39-ФЗ при учреждении акционерного общества или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона N 39-ФЗ государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом (далее - регистрирующий орган). Отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг должен быть представлен эмитентом в регистрирующий орган не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг (пункт 1 статьи 25 Закона N 39-ФЗ).
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 25.01.2007 N 07-4/пз-н утверждены Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" (далее - Стандарты), которые регулируют эмиссию акций, опционов эмитента, российских депозитарных расписок и облигаций юридических лиц, а также порядок регистрации проспектов указанных ценных бумаг.
На основании пункта 3.2.2 Стандартов документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей, акционерного общества при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение одного месяца с даты государственной регистрации акционерного общества.
Виновное нарушение лицом названных положений Закона N 39-ФЗ и Стандартов образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, постановлением Администраций г. Трехгрный от 11.10.2010 N 1137 (т. 1, л.д. 19) принято решение о приватизации МУП "ТПХ", находящегося в муниципальной собственности г. Трехгорный, путем преобразования в ОАО "Теплично-парниковое хозяйство" с уставным капиталом в сумме 3 751 000 рублей.
10 февраля 2011 года органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, внесены изменения в ЕГРЮЛ о создании ОАО "ТПХ".
Отделением выявлено, что по состоянию на 19.05.2011 общество не представило в регистрирующий орган заявление на государственную регистрацию выпуска акций и отчета об итогах выпуска акций, размещенных при создании общества.
В связи с этим, отделением обществу выдано предписание от 20.05.2011 N 62-11-СФ-06/5277 с целью устранения выявленных в ходе проверки нарушений в течение 30 календарных дней с даты его получения путем: представления в ФСФР документов на государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска акций, размещенных при создании общества, оформленных в соответствии с Законом N 39-ФЗ и Стандартами.
Указанное предписание заявителем получено 26.05.2011, о чем свидетельствует копия почтового уведомления о вручении N 6209943796854.
В установленный срок обществом требования, указанные в предписании, не исполнены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях (бездействиях) ОАО "ТПХ" объективной стороны состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом в материалы дела доказательств невозможности надлежащего исполнения предписания не представлено.
Обстоятельств, свидетельствующих о том, что ОАО "ТПХ" были предприняты все необходимые и достаточные меры для недопущения административного правонарушения, судом не установлено и из материалов дела не усматривается.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции полагает доказанной вину общества в совершении вмененного ему правонарушения.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии) ОАО "ТПХ" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, является правомерным.
Рассмотрев материалы дела в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции правильно установил все необходимые признаки инкриминированного обществу состава административного правонарушения, не усмотрев нарушения порядка его привлечения к такой ответственности.
Между тем, судом установлено, что 27.09.2011 требования предписания исполнены заявителем в полном объеме.
Несвоевременность государственной регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг допущена обществом в связи с необходимостью внесения изменения в уставные документы в части размера уставного капитала, в связи с допущенной ошибкой налоговым органом, а также отсутствием денежных средств для уплаты государственной пошлины.
Кроме того, как следует из бухгалтерского баланса общества за 1 полугодие 2011 года, предприятие за отчетный период получило убыток от своей деятельности в размере 260 000 рублей, при наличии кредиторской и задолженности в 11 168 000 рублей.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что намерений уклониться от предоставления документов на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг у общества не имелось, отсутствует причиненный вред или угроза его причинения личности, обществу или государству, правонарушение юридическим лицом совершено впервые, государственные интересы, интересы конкретных граждан и юридических лиц не пострадали.
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, применение даже минимального штрафа нарушает принципы справедливости наказания и его соразмерности и превращается из меры административного воздействия в инструмент подавления экономической деятельности предприятия, что может привести к невозможности осуществления дальнейшей деятельности общества.
В статье 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности в случаях, если судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, сочтут, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 05.11.2003 N 349-О указал, что нормы КоАП РФ не препятствуют судам общей и арбитражной юрисдикции избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния. При этом, руководствуясь положениями статьи 2.9 Кодекса, суд вправе при малозначительности административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.
При этом КоАП РФ не устанавливает каких-либо ограничений для применения названной нормы материального права, оставляя право ее применения на усмотрение соответствующих органа, должностного лица, суда.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, в соответствии со статьей 71 АПК РФ и положениями Европейской конвенции от 20.03.1952 о разумном балансе публичного и частного интересов, суд первой инстанции сделал вывод о малозначительности административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, отсутствия вредных последствий и в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания.
Суд первой инстанции оценил характер и степень общественной опасности совершенного обществом правонарушения и пришел к выводу, что оно не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, общества и государства, в связи с чем, расценил данное правонарушение как малозначительное и счел возможным освободить нарушителя от ответственности.
Данный вывод суда первой инстанции является законным и обоснованным. Указанные в статье 270 АПК РФ основания для переоценки названного вывода суда первой инстанции у апелляционного суда отсутствуют.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, нормы материального права, в том числе статья 2.9 КоАП РФ, им применены правильно, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки правильных выводов арбитражного суда первой инстанции.
Также судом отклоняется довод о том, что состав административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ является формальным и не требует рассмотрения вопроса о наступлении вредных последствий.
Так, суд апелляционной инстанции отмечает, что статья 2.9 КоАП РФ является общей нормой, не содержит исключений и ограничений и может быть применена судом в отношении любого состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена Кодексом. Запрета на применение малозначительности к каким-либо составам правонарушений, в том числе формальным, к которым относится часть 9 статьи 19.5 КоАП РФ, настоящим Кодексом не установлено.
Согласно статье 1.2 КоАП РФ задачами административного законодательства являются не только охрана и защита экономических интересов общества и государства от административных правонарушений, но и предупреждение административных правонарушений, что также согласуется с общими задачами судопроизводства в арбитражных судах, определенных в пунктах 3, 4, 5 статьи 2 АПК РФ.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке обстоятельств, верно определенных судом первой инстанции, а также переоценке выводов первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права и опровергаются имеющимися в деле доказательствами.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности, и сделаны правильные выводы по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба ФСФР удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29 ноября 2011 года по делу N А76-18129/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральной округе - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
...
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, нормы материального права, в том числе статья 2.9 КоАП РФ, им применены правильно, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки правильных выводов арбитражного суда первой инстанции.
Также судом отклоняется довод о том, что состав административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ является формальным и не требует рассмотрения вопроса о наступлении вредных последствий.
Так, суд апелляционной инстанции отмечает, что статья 2.9 КоАП РФ является общей нормой, не содержит исключений и ограничений и может быть применена судом в отношении любого состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена Кодексом. Запрета на применение малозначительности к каким-либо составам правонарушений, в том числе формальным, к которым относится часть 9 статьи 19.5 КоАП РФ, настоящим Кодексом не установлено.
Согласно статье 1.2 КоАП РФ задачами административного законодательства являются не только охрана и защита экономических интересов общества и государства от административных правонарушений, но и предупреждение административных правонарушений, что также согласуется с общими задачами судопроизводства в арбитражных судах, определенных в пунктах 3, 4, 5 статьи 2 АПК РФ."
Номер дела в первой инстанции: А76-18129/2011
Истец: ОАО "Теплично-парниковое хозяйство"
Ответчик: Региональное отделение ФСФР России В Уральском федеральном округе, Федеральная служба по финансовым рынкам региональное отделение в Уральском федеральном округе