г. Владивосток |
|
13 февраля 2012 г. |
Дело N А51-18513/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 09 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей Е.Л. Сидорович, А. В. Пятковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
при участии
от дачного некоммерческого партнерства "Орион":
Титенко Т.В. по доверенности от 14.11.2011 сроком действия до 13.11.2012, паспорт;
департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Управление лесным хозяйством Приморского края, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
апелляционное производство N 05АП-8227/2011
на решение от 19.10.2011
судьи Н.Л. Бибик
по делу N А51-18513/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению дачного некоммерческого партнерства "Орион" (ИНН 2540155002, ОГРН 1092540003962)
к департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
третьи лица: Управление лесным хозяйством Приморского края (ИНН 2539085054, ОГРН 1072539005967), Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
о признании незаконным отказа
УСТАНОВИЛ:
Дачное некоммерческое партнерство "Орион" (далее - заявитель, ДНП "Орион") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент, ответчик) о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду для целей, не связанных со строительством: для ведения дачного хозяйства, земельного участка площадью 16 453 кв.м., с кадастровым номером 25:28:050058:240, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе улицы Роберта Баха, д. 5, оформленного письмом N 29/06-20-14780 от 15.09.2010, и обязании принять распоряжение о предоставлении в аренду указанного земельного участка.
Определениями от 23.12.2010, 17.02.2011 в соответствии со статьёй 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление лесным хозяйством Приморского края, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - третьи лица).
Решением от 19.10.2011 суд признал незаконным отказ департамента, оформленный письмом от 15.09.2010 N 29/06-20-14780, в предоставлении ДНП "Орион" в аренду для целей, не связанных со строительством: для ведения дачного хозяйства, земельного участка площадью 16 453 кв.м., с кадастровым номером 25:28:050058:240, как не соответствующий Земельному кодексу РФ, и обязал департамент повторно рассмотреть заявление ДНП "Орион" о предоставлении в аренду указанного участка для целей, не связанных со строительством: для ведения дачного хозяйства в соответствии с порядком и сроками, установленными статьями 34, 81 Земельного кодекса Российской Федерации и нормами Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", а также с учетом статей 7, 8, 23, 67, 91 Лесного кодекса РФ. Суд установлено, что испрашиваемый заявителем земельный участок полностью отнесен к землям населенных пунктов, зона Ж-1, в которой разрешенное использование земельного участка установлено: для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства). При этом суд посчитал, что нахождение испрашиваемого участка во второй зоне горно-санитарной охраны не препятствует предоставлению участка в аренду.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 19.10.2011, департамент просит его отменить как вынесенное с нарушением норм материального права, в обоснование заявленных требований указал следующее: Испрашиваемый заявителем земельный участок входит в состав земель лесного фонда в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 21.06.1956 N 3682-р. Кроме того, испрашиваемый заявителем участок расположен в пределах второй и третьей полос санитарной охраны курортной зоны в соответствии с Постановлениями Совета Министров РСФСР от 06.01.1971 N 11 "Об утверждении Перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение" и от 11.10.1983 "Об установлении границ и режима округов санитарной охранной курортной зоны в г. Владивостоке побережье Амурского залива и курорта Вещенской в Ростовской области", Положением о курортах, утверждённого постановлением Совета министров СССР от 05.09.1973 N 654, Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". Также заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что согласно статье 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" выбор земельных участков осуществляется из числа земель, включенных в фонд перераспределения земель. Такие земли во Владивостокском городском округе не сформированы, а предоставление участков для ведения дачного хозяйства за счёт иных земель Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ не предусмотрено.
Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Управление лесным хозяйством Приморского края, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие департамента и третьих лиц.
ДНП "Орион" в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласно, решение суда просит оставить в силе.
Управление лесным хозяйством Приморского края в направленном в материалы дела письменном отзыве на апелляционную жалобу подтвердило позицию департамента о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок входит в состав земель лесного фонда, на территории которых ведение дачного хозяйства действующим законодательством не предусмотрено.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя ДНП "Орион", проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
30.11.2009 ДНП "Орион" обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 33 923 кв.м., расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Роберта Баха, 5, для целей, не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства.
Распоряжением администрации г. Владивостока от 04.06.2010 N 1682 заявителю утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Роберта Баха, 5 площадью 16 453 кв.м. для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства). Участок поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 25:28:050058:240.
30.07.2010 с сопроводительным письмом заявитель направил в департамент кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка от 28.06.2010 N 25/00-15546.
Письмом от 15.09.2010 N 29/06-20-14780 департаментом в предоставлении земельного участка отказано по причине его нахождения на территории городских лесов и рекреационной зоны кратковременного отдыха, а также расположения участка во второй зоне горно-санитарной охраны. В связи с этим департамент также указал на отсутствие у него правомочий распоряжаться земельными участками, расположенными на территории городских лесов и рекреационных зон.
Посчитав, что отказ департамента не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы ДНП "Орион", последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Дачное некоммерческое партнерство как юридическое лицо в соответствии с гражданским законодательством вправе осуществлять действия, необходимые для достижения целей, предусмотренных Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и уставом.
С заявлением о предоставлении земельного участка ДНП "Орион" обратилось после регистрации его в качестве юридического лица в соответствии со статьей Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ. В связи с этим настоящий спор подведомственен арбитражному суду, что соответствует правовой позиции, выраженной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.05.2011 по делу N А45-9382/2010.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ. (пункт 1 статьи 29 Земельного кодекса РФ).
Земельный участок площадью 33 923 кв.м. в районе ул. Роберта Баха, 5 в г. Владивостоке испрашивался ДНП "Орион" для целей, не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства.
Положениями статьи 34 Земельного кодекса РФ закреплена процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В силу пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, вправе подать заявление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края в настоящее время осуществляет департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
По смыслу пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ, земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном данным Кодексом и Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован статьей 14 названного Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" (далее Закон N 66-ФЗ), пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
В рассматриваемом случае основаниями для отказа департамента в предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка явились его нахождения на территории городских лесов и рекреационной зоны кратковременного отдыха, связи с этим департаментом указал на отсутствие у него правомочий распоряжаться такими земельными участками. Также ответчик сослался на расположение испрашиваемого заявителем участка во второй зоне горно-санитарной охраны.
Между тем, ссылка департамента как основание для отказа в представлении участка на то, что испрашиваемый земельный участок согласно сведений, представленных управлением лесным хозяйством Приморского края, находится на территории, входящей в лесной фонд Владивостокского лесничества и является федеральной собственностью, является несостоятельной в силу следующего:
Согласно части 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ в федеральной собственности находятся лесные участки в составе земель лесного фонда. В соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Таким образом, леса могут находиться и на землях населенных пунктов.
В силу пункта 6 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ границы земель лесного фонда отражаются в генеральных планах поселения, городского округа. Согласно генеральному плану Владивостокского городского округа спорная территория находится в населенном пункте г. Владивосток и относится к землям населенных пунктов.
Распоряжение Совета Министров СССР от 21.06.1956 N 3682-р, которым все леса Владивостокского лесхоза отнесены к лесному фонду первой группы лесов, на которое ссылаются департамент и Управление лесным хозяйством по Приморскому краю, утратило силу.
Представленные Управлением лесным хозяйством по Приморскому краю выписка из государственного лесного реестра, таксационное описание, схема расположения и границы лесного участка, а также ссылка управления на Определение Верховного Суда РФ от 21.05.2002 по делу N 56 Г 02-12 не являются доказательствами отнесения спорного участка к землям лесного фонда и соответственно федеральной собственности. Сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с положениями статьи 67 Земельного кодекса РФ и статьи 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В силу положений пункта 3 статьи 4.1, статьи 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", пункта 7 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установить принадлежность испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда можно только на основании документов государственного кадастрового учета либо плана лесного участка. Таких доказательств лицами, участвующими в деле, не представлено.
Между тем на государственный кадастровый учёт как лесной участок в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" спорный земельный участок не поставлен. Соответствующих доказательств лицами, участвующими в деле, не представлено.
Собственность Российской Федерации на спорный земельный участок также не зарегистрирована.
Таким образом, департамент не доказал факт отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, на которые Российская Федерация обладает исключительным правом собственности.
В тоже время материалам дела установлено, что органом местного управления утверждена заявителю схема расположения испрашиваемого земельного участка, земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 25:28:050058:240. При этом, согласно кадастровому паспорту от 28.06.2010 испрашиваемый земельный участок полностью отнесён к землям населённых пунктов, разрешенное использование земельного участка установлено: для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства).
Коллегией из представленных в материалах дела документов, включая сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 13.10.2010, установлено, что испрашиваемый товариществом земельный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1, на землях населенных пунктов. Таким образом, материалами дела также опровергается то, что испрашиваемый участок находится на территории городских лесов и попадает в рекреационную зону кратковременного отдыха.
В связи с этим ссылка департамента в письме от 15.09.2010 N 29/06-20-14780 в обоснование отказа в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка на его нахождение на территории городских лесов как федеральных земель лесного фонда и в составе рекреационной зоны кратковременного отдыха является незаконной.
При этом расположение испрашиваемого ДНП "Орион" земельного участка во второй зоне горно-санитарной охраны исключает предоставление участка не в собственность, но не препятствует предоставлению его в аренду. В данном случае земельный участок испрашивается заявителем для целей, не связанных со строительством именно в аренду.
То обстоятельство, что испрашиваемый ДНП "Орион" земельный участок не относится к фонду перераспределения земель, на что ссылается в апелляционной жалобе департамент, не имеет в данном случае правового значения, поскольку ответчиком не опровергнуто, что в городе Владивостоке отсутствуют земли сельскохозяйственного назначения, а фонд перераспределения земель не сформирован.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил требования заявителя и признал незаконным отказ департамента, оформленный письмом от 15.09.2010 N 29/06-20-14780, в предоставлении ДНП "Орион" в аренду для целей, не связанных со строительством: для ведения дачного хозяйства, земельного участка площадью 16 453 кв.м., с кадастровым номером 25:28:050058:240, как не соответствующий Земельному кодексу РФ.
Также суд в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в порядке восстановления нарушенного права заявителя, и принимая во внимание, что департаментом при принятии решения об отказе в предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка не выяснялся вопрос о возможности предоставления в аренду спорного участка, исходя из его категории, целевого назначения и испрашиваемого права, а также с учётом необходимости соблюдения установленного статьёй 34 Земельного кодекса РФ принципа публичности и открытости предоставления земель, обязал департамент повторно рассмотреть заявление ДНП "Орион" в установленном Земельным кодексом РФ и Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ порядке и сроки.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 19 октября 2012 года по делу N А51-18513/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу положений пункта 3 статьи 4.1, статьи 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", пункта 7 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установить принадлежность испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда можно только на основании документов государственного кадастрового учета либо плана лесного участка. Таких доказательств лицами, участвующими в деле, не представлено.
Между тем на государственный кадастровый учёт как лесной участок в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" спорный земельный участок не поставлен. Соответствующих доказательств лицами, участвующими в деле, не представлено.
...
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил требования заявителя и признал незаконным отказ департамента, оформленный письмом от 15.09.2010 N 29/06-20-14780, в предоставлении ДНП "Орион" в аренду для целей, не связанных со строительством: для ведения дачного хозяйства, земельного участка площадью 16 453 кв.м., с кадастровым номером 25:28:050058:240, как не соответствующий Земельному кодексу РФ.
Также суд в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в порядке восстановления нарушенного права заявителя, и принимая во внимание, что департаментом при принятии решения об отказе в предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка не выяснялся вопрос о возможности предоставления в аренду спорного участка, исходя из его категории, целевого назначения и испрашиваемого права, а также с учётом необходимости соблюдения установленного статьёй 34 Земельного кодекса РФ принципа публичности и открытости предоставления земель, обязал департамент повторно рассмотреть заявление ДНП "Орион" в установленном Земельным кодексом РФ и Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ порядке и сроки."
Номер дела в первой инстанции: А51-18513/2010
Истец: Дачное некоммерческое партнерство "Орион"
Ответчик: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
Третье лицо: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Управление лесным хозяйством Приморского края