г. Вологда |
|
07 февраля 2012 г. |
Дело N А05-10102/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Маховой Ю.В. и Моисеевой И.Н.
при ведении протокола без применения аудиозаписи секретарем судебного заседания Ефимовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЗдравоОхранение. Реабилитация Инвалидов" (ОГРН 1095906006833) на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 ноября 2011 года по делу N А05-10102/2011 (судья Трубина Н.Ю.),
установил
государственное учреждение - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1022900516264, далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЗдравоОхранение. Реабилитация Инвалидов (ОГРН 1095906006833, далее - Общество) о расторжении государственного контракта от 22.08.2011 на поставку опор для стояния и опор для ходьбы.
Решением суда от 28 ноября 2011 года требования удовлетворены, государственный контракт от 22.08.2011 судом расторгнут, с Общества в доход федерального бюджета взыскано 4000 руб. государственной пошлины.
Общество с судебным решением не согласилось, в апелляционной жалобе и дополнении к ней просит его отменить и принять новый судебный акт. По мнению ответчика, судом при вынесении решения были нарушены нормы материального права. В частности, опоры для стояния и ходьбы не являются, по мнению ответчика, предметами медицинского назначения, поэтому обязательной регистрации не подлежат. Полагает, что у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований, поскольку обязанности по предоставлению регистрационных удостоверений, предусмотренной пунктами 5.1.13 контракта, у ответчика не возникло. Также указывает, что на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствующем разделе нет упоминания на опоры для стояния и опоры для ходьбы в качестве изделий медицинского назначения, значит, таковыми они не являются.
Фонд и Общество о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Податель жалобы представил в суд апелляционной инстанции заявление от 20.01.2012 о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласился, считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Общества - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27.07.2011 Фонд разместил на официальном сайте в сети Интернет извещение о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку опор для стояния и ходьбы.
По итогам состоявшегося аукциона победителем признано Общество.
22.08.2011 Фонд (Заказчик) и Общество (Поставщик) заключили государственный контракт на поставку опор для стояния и ходьбы, по условиям которого Поставщик обязался поставить получателям по направлениям, выданным Заказчиком, 3 вида опор для стояния и 1 вид опоры для ходьбы: тренажер детский вертикальный фиксирующий ТДВФ-01, тренажер детский с обратным наклоном ТДРОН-01, тренажер детский с обратным наклоном ТДРОН-02, ходунки-манеж детские с контурным креплением туловища ХМДК-03; а Заказчик - оплатить товар, фактически поставленный получателям.
Согласно пункту 3.1 контракта его цена составляет 116 663 руб. 83 коп.
Как предусмотрено пунктом 3.2 контракта, оплата производится по безналичному расчету в течение 10 банковских дней с даты получения отчетных и финансовых документов.
Пунктом 5.1.13 контракта стороны предусмотрели, что Поставщик обязан предоставить Заказчику копии сертификатов соответствия (деклараций о соответствии) и регистрационных удостоверений на поставляемый товар в течение 5 дней с даты заключения контракта.
В силу пункта 4.1 контракта, он вступает в силу с момента подписания и действует до 23.12.2011.
Фонд полагая, что Общество нарушило условия государственного контракта, не представив регистрационные удостоверения на предметы медицинского назначения, являющиеся предметом государственного контракта, направил последнему претензию от 29.08.2011 с уведомлением о его расторжении, которая получена Обществом 12.09.2011.
В ответном письме от 12.09.2011 Общество отказалось от расторжения контракта, указав, что его условия выполнены им в полном объеме.
В связи с тем, что условия государственного контракта ответчиком не выполнены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд, удовлетворяя требования истца в полном объеме, исходил из того, что опоры для стояния и ходьбы относятся к предметам медицинского назначения и подлежат государственной регистрации в уполномоченном органе.
Суд апелляционной инстанции выводы суда поддерживает в полном объеме на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 ГК РФ).
По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (статья 526 названного Кодекса).
Пунктом 1 статьи 531 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506 - 522 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Пунктом 8 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной.
Как следует из статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11.1 Закона N 181-ФЗ к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.11.2010 N 1980-р), трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни относятся к техническим средствам реабилитации.
Согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 14.03.2005 N 505-Пр/05 "О номенклатуре технических и иных средств реабилитации инвалидов отечественного и зарубежного производства, подлежащих государственной регистрации" трости, костыли, опоры (в том числе ходунки, манежи, палки-опоры) подлежат обязательной государственной регистрации. Регистрация технических и иных средств реабилитации инвалидов осуществляется Управлением регистрации лекарственных средств и медицинской техники.
В соответствии с пунктом 1.3 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30.10.2006 N 735 (далее - Административный регламент) регистрации подлежат все изделия медицинского назначения, предполагаемые к медицинскому применению на территории Российской Федерации и включающие в себя приборы, аппараты, инструменты, устройства, комплекты, комплексы, системы с программными средствами, оборудование, приспособления, перевязочные и шовные средства, стоматологические материалы, наборы реагентов, контрольные материалы и стандартные образцы, калибраторы, расходные материалы для анализаторов, изделия из полимерных, резиновых и иных материалов, программное обеспечение, которые применяют в медицинских целях по отдельности или в сочетании между собой и которые предназначены для профилактики, диагностики (in vitro), лечения заболеваний, реабилитации, проведения медицинских процедур, исследований медицинского характера, замены и модификации частей тканей, органов человека, восстановления или компенсации нарушенных или утраченных физиологических функций, контроля над зачатием.
Пунктом 2.1.1 Административного регламента установлено, что документом, подтверждающим факт регистрации изделия медицинского назначения, является регистрационное удостоверение.
Следовательно, изделия медицинского назначения применительно к положениям Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и Административного регламента требуют получения соответствующих сертификации и регистрации (регистрационных удостоверений).
На основании вышеизложенного судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что опоры для стояния и ходьбы как средства реабилитации, подлежат обязательной государственной регистрации.
Материалами дела подтверждается, что цель соответствующего заказа обусловлена интересами конечных потребителей, нуждающихся в товарах узкого профессионального (медицинского) потребления. Соответствие таких товаров специальным нормативным требованиям связано, прежде всего с правом каждого на охрану здоровья.
Пунктом 5.1.13 спорного контракта предусмотрена обязанность ответчика предоставить регистрационные удостоверения, что последним не было исполнено.
В связи с этим суд пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик в соответствии с действующим законодательством и условиями контракта обязан предоставить истцу регистрационные удостоверения на поставленный товар, который должен соответствовать действующим стандартам.
При таких обстоятельствах требование истца о расторжении государственного контракта является обоснованным и в полной мере подтверждается материалами дела.
Фактические обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции в полном объеме, и им дана правильная правовая оценка. Доводы подателя апелляционной жалобы являются бездоказательными, опровергаются материалами дела, поэтому подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушения норм процессуального права не допущено и оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет.
В соответствии с правилами, установленными в статье 110 АПК РФ, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 ноября 2011 года по делу N А05-10102/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЗдравоОхранение. Реабилитация Инвалидов" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.К. Елагина |
Судьи |
Ю.В. Махова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 14.03.2005 N 505-Пр/05 "О номенклатуре технических и иных средств реабилитации инвалидов отечественного и зарубежного производства, подлежащих государственной регистрации" трости, костыли, опоры (в том числе ходунки, манежи, палки-опоры) подлежат обязательной государственной регистрации. Регистрация технических и иных средств реабилитации инвалидов осуществляется Управлением регистрации лекарственных средств и медицинской техники.
В соответствии с пунктом 1.3 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30.10.2006 N 735 (далее - Административный регламент) регистрации подлежат все изделия медицинского назначения, предполагаемые к медицинскому применению на территории Российской Федерации и включающие в себя приборы, аппараты, инструменты, устройства, комплекты, комплексы, системы с программными средствами, оборудование, приспособления, перевязочные и шовные средства, стоматологические материалы, наборы реагентов, контрольные материалы и стандартные образцы, калибраторы, расходные материалы для анализаторов, изделия из полимерных, резиновых и иных материалов, программное обеспечение, которые применяют в медицинских целях по отдельности или в сочетании между собой и которые предназначены для профилактики, диагностики (in vitro), лечения заболеваний, реабилитации, проведения медицинских процедур, исследований медицинского характера, замены и модификации частей тканей, органов человека, восстановления или компенсации нарушенных или утраченных физиологических функций, контроля над зачатием.
Пунктом 2.1.1 Административного регламента установлено, что документом, подтверждающим факт регистрации изделия медицинского назначения, является регистрационное удостоверение.
Следовательно, изделия медицинского назначения применительно к положениям Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и Административного регламента требуют получения соответствующих сертификации и регистрации (регистрационных удостоверений)."
Номер дела в первой инстанции: А05-10102/2011
Истец: ГУ - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Ответчик: ООО "ЗдравоОхранение. Реабилитация Инвалидов"