г. Ессентуки |
|
10 февраля 2012 г. |
Дело N А15-1077/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Баканова А.П., Марченко О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тохунц О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.10.2011 по делу N А15-1077/2011 по иску Министерства финансов Республики Дагестан, г. Махачкала (ИНН 056203732, ОГРН 1020502523535) к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск", г. Пятигорск (ИНН 2632082700, ОГРН 1062632033760) о взыскании 9 685 860 руб. 95 коп. (судья Магомедов Т.А.),
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ
Министерство финансов Республики Дагестан (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан (по месту нахождения филиала ответчика и в соответствии с договорной подсудностью) с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск (далее - общество) о взыскании 9 685 860 рублей 95 копеек в доход республиканского бюджета Республики Дагестан.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство труда Республики Дагестан, общество с ограниченной ответственностью "Дагестангазсервис" и Счетная палата Республики Дагестан.
Решением от 27.10.2011 исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с общества в доход республиканского бюджета Республики Дагестан 9 685 860 рублей 95 копеек основной задолженности и в доход федерального бюджета 71 429 рублей 30 копеек государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.10.2011 по делу N А15-1077/2011 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований министерства. По мнению заявителя, Счетная палата РД составила акт в отсутствие представителей общества, данный акт не подтвержден первичными доказательствами. Счета-фактуры и сводный список возмещенных сумм, платежные поручения министерства не позволяют установить факт и размер неосновательного обогащения без подробного расчета, подтвержденного выписками из лицевых счетов конкретных граждан. Министерством подписан акт сверки расчетов, тем самым подтверждено отсутствие неосновательного обогащения. Министерством не доказан факт нецелевого использования полученных компанией денежных средств. Возражения на иск от 27.10.2011 мотивированы предоставлением компанией в 2008 году мер социальной поддержки льготным категориям граждан за потребленный газ на сумму 636 559 745 рублей, что подтверждено актом сверки расчетов между сторонами и сведениями о фактически предоставленных льготах в 2008 году.
Министерство направило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.10.2011 по делу N А15-1077/2011 является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, министерством, обществом, ООО "Дагестангазсервис", ООО "Дербентгоргаз", ООО "Кизилюртгоргаз", ООО "Избербашгоргаз", ООО "Буйнакскгоргаз" и ООО "Дагогнигоргаз" заключен договор от 18.01.2008 о возмещении расходов на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан за потребленный газ на 2008 год (далее - договор от 18.01.2008).
В соответствии с договором общество в качестве поставщика осуществляет поставку газа отдельным категориям граждан, которым в соответствии с законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Республики Дагестан предоставляются меры социальной поддержки при оплате жилищно-коммунальных услуг (пункт 1.1), а министерство возмещает поставщику понесенные расходы за счет средств, предусмотренных бюджетом на очередной финансовый год на компенсацию расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, с учетом НДС (пункт 1.2).
В соответствии с разделом 3 договора от 18.01.2008 расчеты за газ производятся непосредственно между министерством и поставщиком. Денежные средства, предусмотренные в республиканском бюджете Республики Дагестан на компенсацию мер социальной поддержки при оплате газа отдельными категориями граждан, ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за отчетным, перечисляются на счет поставщика.
Срок действия договора установлен с 01.01.2008 по 31.12.2008 (пункт 5.2).
Министерство возместило компании понесенные расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в 2008 году, за счет средств республиканского бюджета в сумме 636 559 745 рублей, в том числе с учетом перефинансирования в 2007 году в сумме 48 579 808 рублей.
Данное обстоятельство подтверждается представленными министерством платежными документами, не оспоренными сторонами актами сверок расчетов в части сведений о полученных обществом денежных средствах и признано ответчиком в отзыве на иск от 26.10.2011.
Министерство, полагая, что обществом в 2008 году было предоставлено льгот на сумму 626 873 885,05 рубля, обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Правила о неосновательном обогащении применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В предмет доказывания по настоящему делу входит установление приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца; отсутствия предусмотренных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения (либо последующее отпадение указанных оснований); размера неосновательного обогащения.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что и признано обществом, что министерство перечислило компании в 2008 году 590 593 300 рублей в счет компенсации расходов по оказанию мер социальной поддержки. Переходящее сальдо финансирования на 01.01.2008 в пользу министерства составляло 48 579 812 рублей. Итого на цели компенсации расходов по оказанию мер социальной поддержки в рамках договора от 18.01.2008 общество в 2008 году получило 639 173 112 рублей.
Согласно отчетам, представленным обществом министерству, общество понесло расходы по оказанию мер социальной поддержки льготным категориям граждан в 2008 году в размере 636 559 745 рублей. Излишне полученные денежные средства в размере 2 613 367 рублей (639 173 112 рублей - 636 559 745 рублей) возвращены обществом министерству. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела, в том числе платежными поручениями, представленными обществом в министерство сведениями и отчетами, а также актами сверки расчетов, подписанными обеими сторонами.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о получении и удержании обществом в соответствии с условиями договора от 18.01.2008 денежных средств в размере 636 559 745 рублей на цели оказания мер социальной поддержки льготным категориям граждан.
В соответствии с пунктом 2.1 договора от 18.01.2008 общество обязалось представлять министерству ежемесячно отчетность и счета-фактуры, ежеквартально представлять акт сверки расчетов, а в конце года производить совместно с министерством сверку взаимных расчетов поставки газа. Из указанных актов сверки и счетов-фактур следует сумма выставленных к возмещению расходов общества, а также фактическое финансирование министерством компании на указанные цели.
В соответствии с пунктом 4.4 договора от 18.01.2008 при выявлении в ходе проверок уполномоченными органами фактов завышения поставщиком отчета о фактически произведенных расходах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки при оплате газа, сумма излишне выделенных министерством на эти цели средств подлежит возврату поставщиком в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации. Поскольку стороны не согласовали перечень уполномоченных органов, указанных в пункте 4.4 договора от 18.01.2008, суд пришел к правомерному выводу, что основанием для требования министерства о возврате излишне перечисленных средств может являться любая информация о получении поставщиком денежных средств в размере, превышающем фактически понесенные расходы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации при расторжении договора обязательства сторон прекращаются. Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон (пункт 4 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" разъяснено, что при расторжении договора сторона не лишена права истребовать ранее исполненное, если другая сторона неосновательно обогатилась.
В случае окончания срока действия договора сторона, исполнившая свои обязательства по передаче денежных средств, но не получившая встречного предоставления, вправе требовать возврата переданных должнику денежных средств на основании статей 1102 и 1104 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заключив договор, стороны приняли на себя обязательства, которые в соответствии со статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.
Статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В связи с окончанием срока действия договора 31.12.2008 и отсутствием между сторонами договорных отношений в последующий период ввиду изменения законодательства в рассматриваемой сфере правового регулирования требование министерства о возврате излишне полученных денежных средств правомерно основано на положениях главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (обязательства вследствие неосновательного обогащения).
Из материалов дела следует, что в соответствии с актом проверки целевого использования средств от 10.06.2010 Счетной палаты Республики Дагестан: за период с 01.01.2008 по 31.12.2008 министерством произведено финансирование общества в сумме 590 593,3 тыс. руб.; денежные средства в виде субсидий и субвенций в сумме 48 579,8 тыс. руб., оставшиеся неиспользованными по целевому назначению по завершении финансового 2007 года, использованы обществом на предоставление льготного газа отдельным категориям граждан в 2008 году. Общий долг компании на 01.01.2009 согласно акту сверки между сторонами в сумме 2 613 366,93 рубля возвращен в республиканский бюджет Республики Дагестан после проверки ТУ ФС ФБН РФ по РД 09.07.2009 платежным поручением N 2239; в ходе проверки фактического предоставления льгот по лицевым счетам абонентов установлено, что льготы предоставлены всего 254 593 льготникам, в то время как общество в представленных в министерство документах указывает на предоставление льгот 326 215 льготникам (на 71 622 льготника больше), что свидетельствует о недостоверности отчетных данных бухгалтерского учета фактическим данным лицевых счетов компании.
В ходе сплошной проверки начислений оплаты за газ и предоставления льгот по 254 593 лицевым счетам абонентов-льготников общества установлено: предоставление обществом льгот по бухгалтерскому учета (лицевым счетам) в сумме 626 873 885 рублей; финансирование министерством в сумме 636 559 745 рублей; фактическое перефинансирование с учетом возврата 2 613 366,93 рубля составило 9 685 860,95 рубля; отчетные данные общества, предоставляемые в министерство о фактически оказанных льготах, не соответствуют бухгалтерскому учету начислений льгот. По одиннадцати абонентским службам льгот предоставлено на 46 963 986 рублей больше, чем профинансировано министерством по этим абонентским службам, в том числе:
Табасаранский район - |
2 173 798 руб.; |
Сергокалинский район - |
1 860 453 руб.; |
Буйнакский район - |
5 733 924 руб.; |
Карабудахкентский район - |
4 158 809 руб.; |
Хасавюртовский район - |
8 199 267 руб.; |
Новолакский район - |
2 353 556 руб.; |
Бабаюртовский район - |
3 396 665 руб.; |
г. Хасавюрт - |
10 555 028 руб.; |
Кизилюртовский район - |
5 017 465 руб.; |
Казбековский район - |
724 007 руб.; |
г. Махачкала - |
2 791 011 руб., |
а по двадцати трем абонентским службам льгот предоставлено меньше на 56 649 547 рублей, чем профинансировано министерством, в том числе:
Дербентский район - |
6 550 563 руб.; |
г. Дербент - |
139 763 руб.; |
г. Дагогни - |
4 635 324 руб.; |
Магарамкентский район - |
4 045 480 руб.; |
С-Стальский район - |
588 949 руб.; |
Курахский район - |
921 206 руб.; |
Хивский район - |
56 981 руб.; |
Каякентский район - |
1 326 762 руб.; |
Кайтагский район - |
3 021 503 руб.; |
Дахадаевский район - |
629 122 руб.; |
Акушинский район - |
327 733 руб.; |
г. Избербаш - |
4 609 970 руб.; |
Левашинский район - |
1 009 336 руб.; |
Кумторкалинский район - |
4 306 852 руб.; |
г. Буйнакск - |
6 688 662 руб.; |
г. Каспийск - |
2 372 526 руб.; |
Новострой - |
39 676 руб.; |
Кизлярский район - |
4 722 746 руб.; |
Ногайский район - |
1 074 668 руб.; |
Тарумовский район - 2 217 453 руб.;
г. Ю-Сухокумск - 2738 руб.;
г. Кизляр - 4 929 378 руб.;
г. Кизилюрт - 2 432 445 руб.
По спору между теми же сторонами (дело N А15-2267/2010) Арбитражным судом Республики Дагестан 23.08.2011 принято решение о взыскании с общества в доход бюджета Республики Дагестан 34 489 627 рублей, излишне полученных обществом в счет компенсации расходов по оказанию мер социальной поддержки льготным категориям граждан в 2007 году, в результате несоответствия фактических данных бухгалтерского учета общества отчетным данным, представленным в министерство.
Довод о фактическом понесении расходов по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в 2008 году в сумме 636 559 745 рублей также правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку он основан исключительно на представленных в министерство отчетных данных, составленных в одностороннем порядке, включая счета-фактуры, реестры, отчеты и сведения. Выгрузка базы данных в 55 журналах, наравне с представленными компанией счетами-фактурами, реестрами, отчетами и сведениями не отвечает свойствам допустимости, поскольку соответствующая база данных велась обществом в одностороннем порядке, без контроля со стороны министерства, а указанные в данных документах данные о сумме расходов на оказание мер социальной поддержки первичными учетными документами не подтверждены.
Не принимается довод о том, что ведением и систематизацией указанной первичной документации занималось ООО "Дагестангазсервис", поскольку согласно договору от 29.12.2006 третье лицо обязалось проводить расчет размера льгот, предоставленных абонентам (пункт 2.1.12), а общество обязалась принимать и проверять отчеты исполнителя, оформлять акты сверок (пункт 2.2.3). Представление ООО "Дагестангазсервис" в адрес общества сведений об объемах оказанных льгот не исключало возможности их проверки и корректировки со стороны последнего.
Довод о неправомерности проведенной Счетной палатой Республики Дагестан проверки и необоснованности составленного по ее итогам акта не имеет правового значения, поскольку данный акт является одним из доказательств, имеющим равную силу с другими, представляемыми сторонами.
При этом обществом не представлено доказательств невозможности предоставления в материалы дела первичной документации.
Право на льготу при поставке газа удостоверяется персональными документами. На обществе лежит обязанность надлежащим образом документировать обоснованность по праву и размеру предоставляемых льготным категориям граждан льгот, с ежемесячным и ежеквартальным обобщением сведений и представлением их в министерство. В связи с чем, указание обществом на несоответствие списков граждан из льготных категорий, имеющихся в министерстве и у общества, не принимается судом.
Недоказанность факта вручения министерством обществу предложения о возврате суммы неосновательного обогащения не влияет на существо судебного разбирательства, поскольку действующим законодательством и договором от 18.01.2008 не установлен обязательный досудебный, претензионный порядок урегулирования споров данной категории.
Из содержания имеющихся в материалах дела актов сверки расчетов не следует, что министерством проведена проверка обоснованности указанных компанией данных. В актах сверки расчетов отсутствуют ссылки на первичные бухгалтерские документы, в связи с чем довод общества о подписании министерством актов сверки расчетов не может быть принят судом апелляционной инстанции.
Подписание акта сверки расчетов не освобождает от обязанности доказывания указанных в нем сведений, в том числе факта понесения расходов по оказанию мер социальной поддержки, их периода и размера.
Расходы, понесенные обществом в связи с предоставлением льгот, составляют ее убытки, которые подлежат возмещению за счет казны соответствующего публично-правового образования. При этом на обществе лежит обязанность доказать размер фактически понесенных расходов как при предъявлении требования о возмещении убытков, так и по встречному требованию о возврате полученных денежных средств.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обществом не представлено в материалы дела в обоснование своих доводов первичные учетные бухгалтерские документы, подтверждающие понесение расходов на сумму 636 559 745 рублей.
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования министерства.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, правомерно отнесены на общество.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, где им была дана надлежащая правовая оценка. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.10.2011 по делу N А15-1077/2011.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.10.2011 по делу N А15-1077/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.И. Джамбулатов |
Судьи |
А.П. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации при расторжении договора обязательства сторон прекращаются. Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон (пункт 4 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" разъяснено, что при расторжении договора сторона не лишена права истребовать ранее исполненное, если другая сторона неосновательно обогатилась.
В случае окончания срока действия договора сторона, исполнившая свои обязательства по передаче денежных средств, но не получившая встречного предоставления, вправе требовать возврата переданных должнику денежных средств на основании статей 1102 и 1104 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заключив договор, стороны приняли на себя обязательства, которые в соответствии со статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.
Статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В связи с окончанием срока действия договора 31.12.2008 и отсутствием между сторонами договорных отношений в последующий период ввиду изменения законодательства в рассматриваемой сфере правового регулирования требование министерства о возврате излишне полученных денежных средств правомерно основано на положениях главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (обязательства вследствие неосновательного обогащения)."
Номер дела в первой инстанции: А15-1077/2011
Истец: Министерство финансов РД, Министерство финансов Республики Дагестан
Ответчик: ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск"
Третье лицо: Министерство труда и социального развития РД, Министерство труда и социального развития Республики Дагестан, ООО "Дагестангазсервис", Счетная палата РД, Счетная палата Республики Дагестан.
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3653/11
15.08.2012 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-1077/11
15.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1514/12
10.02.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3653/11