город Омск |
|
24 марта 2010 г. |
Дело N А46-18231/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Леоновой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-638/2010, 08АП-638/2010) Главного управления лесного хозяйства Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 17.12.2009 по делу N А46-18231/2009 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению Главного управления лесного хозяйства Омской области к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, при участии третьего лица: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области о признании действий незаконными,
при участии в судебном заседании представителей:
от Главного управления лесного хозяйства Омской области - Савченко К.Ю. по доверенности N 23 от 11.01.2010 сроком действия до 31.12.2010; Цацура В.Ю. по доверенности N 75 от 15.03.2010, сроком действия до 01.07.2010; Лосицкий А.П. предъявлено удостоверение, на основании приказа N 061 от 28.07.2009;
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области - Велелов А.Д. по доверенности N 9 от 11.01.2010 сроком действия до 31.05.2010;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области - Пивоварова К.В. по доверенности N 37-Д от 09.02.2010 сроком действия до 31.12.2010;
установил:
Главное управление лесного хозяйства Омской области (далее по тексту - заявитель, Управление лесного хозяйства) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее по тексту - Управление Роснедвижимости, заинтересованное лицо) по отказу во внесении изменений в данные Государственного кадастра недвижимости (ГКН) в части отнесения лесных участков, находящихся на землях, отнесенных к категории земли сельскохозяйственного назначения к категории земли - земли лесного фонда и обязании внести изменения в данные ГКН в части отнесения следующих лесных участков к землям лесного фонда:
- участки лесного фонда, общей площадью 13 129 га, расположенные по адресу: Омская область, Тевризский район, с.Александровка, кварталы с N 1 по N 61,
- участки лесного фонда, общей площадью 112 552 га, расположенные по адресу: Омская область, Седельниковское муниципальное образование,
- участки лесного фонда, занятые лесами, общей площадью 4 710 га, расположенные по адресу: Омская область, Усть-Ишимский район, с.Усть-Ишим,
- участки лесного фонда, занятые лесами, общей площадью 5 646 га, расположенные по адресу: Омская область, Усть-Ишимский район, с.Слободчики,
участки лесного фонда, занятые лесами, общей площадью 14 835 га, расположенные по адресу: Омская область, Усть-Ишимский район, с.Большая Тава,
- участки лесного фонда, занятые лесами, общей площадью 9 896 га, расположенные по адресу: Омская область, Усть-Ишимский район, с.Орехово,
- участки лесного фонда, занятые лесами, общей площадью 6 703 га, расположенные по адресу: Омская область, Усть-Ишимский район, с.Кайлы,
- участки лесного фонда, общей площадью 3 059 га, расположенные по адресу: Омская область, Усть-Ишимский район, с.Загваздино,
- участки лесного фонда, занятые лесами, общей площадью 7002 га, расположенные по адресу: Омская область, Усть-Ишимский район, с.Никольск,
- участки лесного фонда, занятые лесами, общей площадью 6 185 га, расположенные по адресу: Омская область, Усть-Ишимский район, с.Большая Бича,
- участки лесного фонда, занятые лесами, общей площадью 8 793 га, расположенные по адресу: Омская область, Усть-Ишимский район, с.Паново,
- участки лесного фонда, общей площадью 131284 га, расположенные по адресу: Омская область, Тюкалинский район,
- участки лесного фонда, общей площадью 8254 га, расположенные по адресу: Омская область, Тевризский район, с.Журавлевка, кварталы с N 1 по N 46,
- участки лесного фонда, общей площадью 10 345 га, расположенные по адресу: Омская область, Тевризский район, с.Кузнецово, кварталы с N 1 по N 53,
- участки лесного фонда, общей площадью 27 812 га, расположенные по адресу: Омская область, Тевризский район, с.Екатериновка, кварталы с N 1 по N 145,
- участки лесного фонда, общей площадью 5638 га, расположенные по адресу: Омская область, Тевризский район, р.п.Тевриз, кварталы с N 1 по N 30,
- участки лесного фонда, общей площадью 3647 га, расположенные по адресу: Омская область, Тевризский район, с.Кип, кварталы с N 1 по N 20,
- участки лесного фонда, общей площадью 103634 га, расположенные по адресу: Омская область, Называевский район, в пределах административных границ Называевского муниципального образования,
- участки лесного фонда, общей площадью 164588 га, леса I, II, III, расположенные по адресу: Омская область, Муромцевский район, Муромцевский сельский лесхоз - филиал ФГУ Омсксельлес",
- участки лесного фонда, общей площадью 130618 га, расположенные по адресу: Омская область, Колосовский район,
- участки лесного фонда, общей площадью 1935 га, расположенные по адресу: Омская область, Знаменский район, с.Качуково, в составе кварталов 5-14,
- участки лесного фонда, общей площадью 9127га, расположенные по адресу: Омская область, Знаменский район, д.Котовщиково, в составе кварталов N 38-88,
- лесной участок, общей площадью 31 959 га, расположенные по адресу: Омская область, Знаменский район, с.Шухово, в составе кварталов N 1-18, 48-50,22,27, с.Новоягодное в составе кварталов N 1-265,
- участки лесного фонда, общей площадью 2150 га, расположенные по адресу: Омская область, Знаменский район, д.Никольск, в составе кварталов N 1-10,
- участки лесного фонда, общей площадью 11 611 га, расположенные по адресу: Омская область, Знаменский район, с.Завьялово, в составе кварталов N 8-24, 37-40, 46-48, 68, 69,71,77-79,82,83,93-100, 101-163,
- участки лесного фонда, общей площадью 1066 га, расположенные по адресу: Омская область, Горьковский район, Рощинский сельский округ, д.Подольск МУП "Подольское", кварталы с N 42-48,
- участки лесного фонда, общей площадью 5589 га, расположенные по адресу: Омская область, Горьковский район, Октябрьский сельский округ, с.Октябрьское ЗАО "Романенко, кварталы с 28 по 55,
- участки лесного фонда, общей площадью 5741 га, расположенные по адресу: Омская область, Горьковский район, Астыровский сельский округ, с.Астыровка, кварталы с 18 по 124,
- участки лесного фонда, общей площадью 3649 га, расположенные по адресу: Омская область, Горьковский район, Павлодарский сельский округ, с.Павлодаровка, МПК "Станический", кварталы с 125 по 145,
- участки лесного фонда, общей площадью 4564 га, расположенные по адресу: Омская область, Горьковский район, Суховский сельский округ, с.Сухое СПК "Суховское", кварталы с 75 по 111,
- участки лесного фонда, общей площадью 1925 га, расположенные по адресу: Омская область, Горьковский район, Георгиевский сельский округ, с.Георгиевка СПК "Заря" кварталы с 56 по 64,
- участки лесного фонда, общей площадью 5531 га, расположенные по адресу: Омская область, Горьковский район, Алексеевский сельский округ, п.Алексеевкий СПК "Алексеевский" квартал с 1 по 41,
- участки лесного фонда, общей площадью 1 331 га, расположенные по адресу: Омская область, Горьковский район, Краснополянский сельский округ, п.Ударный ОАО "Покров", кварталы с 181 по 188,
- участки лесного фонда, общей площадью 2434 га, расположенные по адресу: Омская область, Горьковский район, с.Лежанка Лежанский сельский округ ЗАО "Дружба", кварталы с 65 по 74,
- участки лесного фонда, общей площадью 4864 га, расположенные по адресу: Омская область, Горьковский район, Краснополянский сельский округ, с.Красная Поляна СПК "Краснополянский", кварталы с 146 по 180,186,
- участки лесного фонда, общей площадью 4279 га, расположенные по адресу: Омская область, Горьковский район, Горьковское лесничество, кварталы с 50 по 72, с 73 по 77,
- участки лесного фонда, общей площадью 3194 га, расположенные по адресу: Омская область, Горьковский район, Новопокровский сельский округ, с.Новопокровка СПК "Восход" кварталы с 1 по 14,
- участки лесного фонда, занятые лесами, общей площадью 4710 га, расположенные по адресу: Омская область, Усть-Ишимский район, Усть-Ишим,
- участки лесного фонда, общей площадью 3164 га, расположенные по адресу: Омская область, Горьковский район, Георгиевский сельский округ, Серебрянский сельский округ, с.Серебряное СПК "Иртыш" кварталы с 15 по 27,
- участки лесного фонда, занятые лесами, общей площадью 13 259 га, расположенные по адресу: Омская область, Большеуковский район, в границах СПК "Колос", кварталы с 1 - 103,
- участки лесного фонда, занятые лесами, общей площадью 12 159 га, расположенные по адресу: Омская область, Большеуковский район, в границах СПК "Уралы", кварталы с 1-51,
- участки лесного фонда, занятые лесами, общей площадью 32 168 га, расположенные по адресу: Омская область, Большеуковский район, в границах СПК "Север", кварталы с 1-230,
- участки лесного фонда, занятые лесами, общей площадью 8125 га, расположенные по адресу: Омская область, Большереческий район,
- участки лесного фонда, общей площадью 279 547 га, расположенные по адресу: Омская область, Тарский район, Тарский сельский лесхоз, Тарское лесничество: СПК "им.Ленина" кв.1-19, СПК "Рассвет" кв.1-11, СПК "Самсоновский" кв.1-16, СПК "им.Калинина" кв.17-28, СПК "Орловское" кв. 1-60, ОПХ "им.Фрунзе" кв.1-16, СПК "Мартюшевский" кв. 1-90, СПК "Егоровское" кв.1-90, СПК "Октябрь" кв. 1-85, СПК "Сибирь" кв.1-42, СПК "Новая жизнь" кв.1-24, СПК "Ошинское" кв. 1-31, СПК
"Красный луч" кв. 1-34, СПК "Ермаковское" кв.1-79, СПК "Усть-Тарское" кв. 86-100, СПК "Кольтюгинское" кв.1-33, СПК "Черняевское" кв.34-36, Атирское лесничество: СПК "Память Ильича" кв.1-269, СПК "Иртыш" кв.1-67, СПК "Красное Знамя" кв.1-115, СПК "им.Ильича" кв.1-103, СПК "Литковское" кв.1-126,
- участки лесного фонда, общей площадью 112430 кв.м., расположенные по адресу: Омская область, Крутинский район,
- участки лесного фонда, общей площадью 27 156 га, расположенные по адресу: Омская область, Знаменский район, Знаменский лесхоз, КФХ "ОША" кв.1,2,7, КФХ "Маяк" кв.4,5,9,10, СПК "Заречье" кв.1-7, СПК "Саратов" кв.1-5, "Слободское" кв. 15,22,25,28,41,4549-56,84-91,107-109,112,113,117-120, КФХ "Кедр" кв. 31-43,20-30,44-47, СПК "Кисилевское" кв.1-19, СПК "Майская Заря" кв.11-26, СПК "Мамешевский" кв.1-3, 5-8, СПК "Авякский" кв.1-8, 16, 17, 29-36, 42, 43, 57-67,70, 72-76, 80, 82, 92, 93.
Решением Арбитражного суда Омской области от 17.12.2009 по делу N А46-18231/2009 в удовлетворении требований, заявленных Управлением лесного хозяйства, отказано.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что представленные Управлением лесного хозяйства документы (карты схемы, планы) не позволяют идентифицировать лесные участки, в отношении которых необходимо совершить кадастровые действия по внесению испрашиваемых изменений. В отсутствие документов, позволяющих определить границы лесных участков с точностью, не представляется возможным эти лесные участки выделить из земель сельскохозяйственного назначения в целях постановки их на государственный кадастровый учет как лесные участки с соответствующей категорией - земли лесного фонда. При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление лесного хозяйства обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 17.12.2009 по делу N А46-18231/2009 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований, заявленных Управлением лесного хозяйства.
В обоснование апелляционной жалобы Управление лесного хозяйства указало, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права, а выводу суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела. В частности, податель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции не было учтено, что в материалы территориального землеустройства содержат все данные о местоположении и границах спорных земельных участков. Податель апелляционной жалобы считает, что в рассматриваемом случае речь не идет о постановке спорных земельных участков на кадастровый учет, а только о внесении изменений в данные ГКН в части отнесения лесных участков, находящихся на землях, отнесенных к категории земли сельскохозяйственного назначения к землям лесного фонда.
Представитель Управления лесного хозяйства в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы и пояснений, решение суда первой инстанции считает незаконным и подлежащим отмене.
Представитель Управления Роснедвижимости по Омской области считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит решение первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Представитель заинтересованного лица указал, что определить границы спорных лесных участков не представляется возможным, необходимо идентифицировать эти земельные участки, внести изменения в Государственный кадастр недвижимости. Пояснил, что большинство земельных участков в кадастре не отражены, необходимы межевые планы. Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права. Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Суд апелляционной инстанции, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, пояснения, установил следующие обстоятельства.
Управление лесного хозяйства обратилось в Управление Роснедвижимости с просьбой внести изменения в данные ГКН в части отнесения лесных участков, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, к землям лесного фонда, приложив соответствующие планы (схемы) лесных участков.
Рассмотрев указанное обращение, Управление Роснедвижимости письмом от 01.07.2009 N 06-05/1139 сообщило о том, что в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" объектом кадастрового учета является земельный участок, а не земли, поэтому для внесения в кадастр изменений по категориям земель требуется подготовка определенных сведений, позволяющих его идентифицировать; в соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком являются участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67,69,92 Лесного кодекса Российской Федерации.
Представленные планы "лесных участков" по лесным площадям, ранее находившимся во владении сельскохозяйственных организаций и относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, не содержат сведений, предусмотренных статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации, и не позволяют идентифицировать данные "лесные участки" как земельные участки; в соответствии с Законом N 172-ФЗ для изменения категории земель требуется принятие акта уполномоченного органа государственной власти об отнесении земельных участков к категории земель лесного фонда.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления лесного хозяйства в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Омской области от 17.12.2009 по делу N А46-18231/2009 в удовлетворении требований, заявленных Управлением лесного хозяйства, отказано.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ (далее по тексту - Закон N 221-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).
Частью 2 статьи 1 Закона N 221- ФЗ установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно части 3 данной статьи, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 3 Закона N 221-ФЗ установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (далее - орган кадастрового учета).
Статьей 4 данного закона предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
В соответствии с пунктом 13 части 2 статьи 7 в состав сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке входит категория земель, к которой отнесен земельный участок.
Как было указано выше, Управление лесного хозяйства обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконными действий Управление Роснедвижимости по отказу во внесении изменений в данные ГКН в части отнесения лесных участков, находящихся на землях, отнесенных к категории земли сельскохозяйственного назначения к категории земли - земли лесного фонда и обязании внести изменения в данные ГКН в части отнесения спорных лесных участков к землям лесного фонда.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции неправомерно отказал заявителю в удовлетворении заявленных им требований. При этом, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 122 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Судом апелляционной инстанции установлено, что право собственности на спорные земельные участки зарегистрировано за Российской Федерацией (свидетельства о государственной регистрации права собственности, т.1, л.д. 9-53).
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права собственности объектом зарегистрированного права являются участки лесного фонда и лесные участки.
Как установлено часть 1 статьи 7 Земельного Кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории, в том числе, на земли лесного фонда.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (статья 101 Земельного Кодекса Российской Федерации).
Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 данного Кодекса.
В силу положений части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
Кроме того, в случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного земельного кадастра, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, если такие документы получены до вступления в силу данного Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в случае, если до 1 января 2010 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков, и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу части 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно части 6 статьи 47 Закона N 221-ФЗ участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Из части 14 статьи 45 Закона N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, а также местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Таким образом, из содержания указанных норм права и фактических обстоятельств дела следуют следующие выводы.
Во-первых, спорные земельные участки являются ранее учтенными лесными участками (участками лесного фонда), поскольку на данные участки было зарегистрировано право собственности. Во-вторых, все спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда. В-третьих, в качестве документа, содержащего описание участка лесного фонда, признается план участка лесного фонда, а также иной документ, содержащий описание участка.
Следовательно, учитывая, что спорные земельные участки, в силу прямого указания закона, признаются земельными участками, ранее учтенными в государственном кадастром учете, основания полагать, что Управление лесного хозяйства, обращаясь в Управление Роснедвижимости по Омской области с просьбой внести изменения в данные ГКН в части отнесения лесных участков, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, к землям лесного фонда, должно было представить сведения, позволяющие идентифицировать спорные участки, отсутствуют, поскольку в рассматриваемом случае обозначенные земельные участки уже учтены в ГКН.
При этом, является несостоятельным вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае заявителем не были представлены документы, позволяющие идентифицировать спорные земельные участки, в частности, определить из границы.
Как было указано выше, в качестве документа, содержащего описание участка лесного фонда, признается план участка лесного фонда, а также иной документ, удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 4.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2012 года, признается юридически действительным.
В данном случае Управлением лесного хозяйства в Управление Роснедвижимости по Омской области и в материалы дела были представлены планы, карты-схемы спорных земельных участков, в которых указана площадь каждого земельного участка и его местоположение, то есть, указаны все необходимые сведения, позволяющие идентифицировать каждый земельный участок. Доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или лицо. Данное положение также закреплено пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление Роснедвижимости по Омской области не представило суду правовых обоснований невнесения запрашиваемых заявителем изменений в ГКН, не смотря на то, что Управлением лесного хозяйства были представлены документы, подтверждающие, что спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины апелляционным судом не рассматривается, так как стороны от уплаты государственной пошлины освобождены на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 17.12.2009 по делу N А46-18231/2009 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Требования, заявленные Главным управлением лесного хозяйства Омской области, о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по отказу во внесении изменений в данные Государственного кадастра недвижимости в части отнесения лесных участков, находящихся на землях, отнесенных к категории земли сельскохозяйственного назначения к категории земли - земли лесного фонда и обязании внести изменения в данные Государственного кадастра недвижимости в части отнесения лесных участков к землям лесного фонда, удовлетворить.
Обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области внести изменения в данные Государственного кадастра недвижимости в части отнесения следующих лесных участков к землям лесного фонда:
- участки лесного фонда, общей площадью 13 129 га, расположенные по адресу: Омская область, Тевризский район, с.Александровка, кварталы с N 1 по N 61,
- участки лесного фонда, общей площадью 112 552 га, расположенные по адресу: Омская область, Седельниковское муниципальное образование,
- участки лесного фонда, занятые лесами, общей площадью 4 710 га, расположенные по адресу: Омская область, Усть-Ишимский район, с.Усть-Ишим,
- участки лесного фонда, занятые лесами, общей площадью 5 646 га, расположенные по адресу: Омская область, Усть-Ишимский район, с.Слободчики,
участки лесного фонда, занятые лесами, общей площадью 14 835 га, расположенные по адресу: Омская область, Усть-Ишимский район, с.Большая Тава,
- участки лесного фонда, занятые лесами, общей площадью 9 896 га, расположенные по адресу: Омская область, Усть-Ишимский район, с.Орехово,
- участки лесного фонда, занятые лесами, общей площадью 6 703 га, расположенные по адресу: Омская область, Усть-Ишимский район, с.Кайлы,
- участки лесного фонда, общей площадью 3 059 га, расположенные по адресу: Омская область, Усть-Ишимский район, с.Загваздино,
- участки лесного фонда, занятые лесами, общей площадью 7002 га, расположенные по адресу: Омская область, Усть-Ишимский район, с.Никольск,
- участки лесного фонда, занятые лесами, общей площадью 6 185 га, расположенные по адресу: Омская область, Усть-Ишимский район, с.Большая Бича,
- участки лесного фонда, занятые лесами, общей площадью 8 793 га, расположенные по адресу: Омская область, Усть-Ишимский район, с.Паново,
- участки лесного фонда, общей площадью 131284 га, расположенные по адресу: Омская область, Тюкалинский район,
- участки лесного фонда, общей площадью 8254 га, расположенные по адресу: Омская область, Тевризский район, с.Журавлевка, кварталы с N 1 по N 46,
- участки лесного фонда, общей площадью 10 345 га, расположенные по адресу: Омская область, Тевризский район, с.Кузнецово, кварталы с N 1 по N 53,
- участки лесного фонда, общей площадью 27 812 га, расположенные по адресу: Омская область, Тевризский район, с.Екатериновка, кварталы с N 1 по N 145,
- участки лесного фонда, общей площадью 5638 га, расположенные по адресу: Омская область, Тевризский район, р.п.Тевриз, кварталы с N 1 по N 30,
- участки лесного фонда, общей площадью 3647 га, расположенные по адресу: Омская область, Тевризский район, с.Кип, кварталы с N 1 по N 20,
- участки лесного фонда, общей площадью 103634 га, расположенные по адресу: Омская область, Называевский район, в пределах административных границ Называевского муниципального образования,
- участки лесного фонда, общей площадью 164588 га, леса I, II, III, расположенные по адресу: Омская область, Муромцевский район, Муромцевский сельский лесхоз - филиал ФГУ Омсксельлес",
- участки лесного фонда, общей площадью 130618 га, расположенные по адресу: Омская область, Колосовский район,
- участки лесного фонда, общей площадью 1935 га, расположенные по адресу: Омская область, Знаменский район, с.Качуково, в составе кварталов 5-14,
- участки лесного фонда, общей площадью 9127га, расположенные по адресу: Омская область, Знаменский район, д.Котовщиково, в составе кварталов N 38-88,
- лесной участок, общей площадью 31 959 га, расположенные по адресу: Омская область, Знаменский район, с.Шухово, в составе кварталов N 1-18, 48-50,22,27, с.Новоягодное в составе кварталов N 1-265,
- участки лесного фонда, общей площадью 2150 га, расположенные по адресу: Омская область, Знаменский район, д.Никольск, в составе кварталов N 1-10,
- участки лесного фонда, общей площадью 11 611 га, расположенные по адресу: Омская область, Знаменский район, с.Завьялово, в составе кварталов N 8-24, 37-40, 46-48, 68, 69,71,77-79,82,83,93-100, 101-163,
- участки лесного фонда, общей площадью 1066 га, расположенные по адресу: Омская область, Горьковский район, Рощинский сельский округ, д.Подольск МУП "Подольское", кварталы с N 42-48,
- участки лесного фонда, общей площадью 5589 га, расположенные по адресу: Омская область, Горьковский район, Октябрьский сельский округ, с.Октябрьское ЗАО "Романенко, кварталы с 28 по 55,
- участки лесного фонда, общей площадью 5741 га, расположенные по адресу: Омская область, Горьковский район, Астыровский сельский округ, с.Астыровка, кварталы с 18 по 124,
- участки лесного фонда, общей площадью 3649 га, расположенные по адресу: Омская область, Горьковский район, Павлодарский сельский округ, с.Павлодаровка, МПК "Станический", кварталы с 125 по 145,
- участки лесного фонда, общей площадью 4564 га, расположенные по адресу: Омская область, Горьковский район, Суховский сельский округ, с.Сухое СПК "Суховское", кварталы с 75 по 111,
- участки лесного фонда, общей площадью 1925 га, расположенные по адресу: Омская область, Горьковский район, Георгиевский сельский округ, с.Георгиевка СПК "Заря" кварталы с 56 по 64,
- участки лесного фонда, общей площадью 5531 га, расположенные по адресу: Омская область, Горьковский район, Алексеевский сельский округ, п.Алексеевкий СПК "Алексеевский" квартал с 1 по 41,
- участки лесного фонда, общей площадью 1 331 га, расположенные по адресу: Омская область, Горьковский район, Краснополянский сельский округ, п.Ударный ОАО "Покров", кварталы с 181 по 188,
- участки лесного фонда, общей площадью 2434 га, расположенные по адресу: Омская область, Горьковский район, с.Лежанка Лежанский сельский округ ЗАО "Дружба", кварталы с 65 по 74,
- участки лесного фонда, общей площадью 4864 га, расположенные по адресу: Омская область, Горьковский район, Краснополянский сельский округ, с.Красная Поляна СПК "Краснополянский", кварталы с 146 по 180,186,
- участки лесного фонда, общей площадью 4279 га, расположенные по адресу: Омская область, Горьковский район, Горьковское лесничество, кварталы с 50 по 72, с 73 по 77,
- участки лесного фонда, общей площадью 3194 га, расположенные по адресу: Омская область, Горьковский район, Новопокровский сельский округ, с.Новопокровка СПК "Восход" кварталы с 1 по 14,
- участки лесного фонда, занятые лесами, общей площадью 4710 га, расположенные по адресу: Омская область, Усть-Ишимский район, Усть-Ишим,
- участки лесного фонда, общей площадью 3164 га, расположенные по адресу: Омская область, Горьковский район, Георгиевский сельский округ, Серебрянский сельский округ, с.Серебряное СПК "Иртыш" кварталы с 15 по 27,
- участки лесного фонда, занятые лесами, общей площадью 13 259 га, расположенные по адресу: Омская область, Большеуковский район, в границах СПК "Колос", кварталы с 1 - 103,
- участки лесного фонда, занятые лесами, общей площадью 12 159 га, расположенные по адресу: Омская область, Большеуковский район, в границах СПК "Уралы", кварталы с 1-51,
- участки лесного фонда, занятые лесами, общей площадью 32 168 га, расположенные по адресу: Омская область, Большеуковский район, в границах СПК "Север", кварталы с 1-230,
- участки лесного фонда, занятые лесами, общей площадью 8125 га, расположенные по адресу: Омская область, Большереческий район,
- участки лесного фонда, общей площадью 279 547 га, расположенные по адресу: Омская область, Тарский район, Тарский сельский лесхоз, Тарское лесничество: СПК "им.Ленина" кв.1-19, СПК "Рассвет" кв.1-11, СПК "Самсоновский" кв.1-16, СПК "им.Калинина" кв.17-28, СПК "Орловское" кв. 1-60, ОПХ "им.Фрунзе" кв.1-16, СПК "Мартюшевский" кв. 1-90, СПК "Егоровское" кв.1-90, СПК "Октябрь" кв. 1-85, СПК "Сибирь" кв.1-42, СПК "Новая жизнь" кв.1-24, СПК "Ошинское" кв. 1-31, СПК
"Красный луч" кв. 1-34, СПК "Ермаковское" кв.1-79, СПК "Усть-Тарское" кв. 86-100, СПК "Кольтюгинское" кв.1-33, СПК "Черняевское" кв.34-36, Атирское лесничество: СПК "Память Ильича" кв.1-269, СПК "Иртыш" кв.1-67, СПК "Красное Знамя" кв.1-115, СПК "им.Ильича" кв.1-103, СПК "Литковское" кв.1-126,
- участки лесного фонда, общей площадью 112430 кв.м., расположенные по адресу: Омская область, Крутинский район,
- участки лесного фонда, общей площадью 27 156 га, расположенные по адресу: Омская область, Знаменский район, Знаменский лесхоз, КФХ "ОША" кв.1,2,7, КФХ "Маяк" кв.4,5,9,10, СПК "Заречье" кв.1-7, СПК "Саратов" кв.1-5, "Слободское" кв. 15,22,25,28,41,4549-56,84-91,107-109,112,113,117-120, КФХ "Кедр" кв. 31-43,20-30,44-47, СПК "Кисилевское" кв.1-19, СПК "Майская Заря" кв.11-26, СПК "Мамешевский" кв.1-3, 5-8, СПК "Авякский" кв.1-8, 16, 17, 29-36, 42, 43, 57-67,70, 72-76, 80, 82, 92, 93.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-18231/2009
Истец: Главное управление лесного хозяйства Омской области
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области