город Омск |
|
08 декабря 2011 г. |
Дело N А46-5506/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смольниковой М.В.
судей Гладышевой Е.В., Зориной О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Бойченко О.В., после перерыва - Копосовой О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8609/2011) Военного комиссариата Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 12 августа 2011 года по делу N А46-5506/2011 (судья Баландин В.А.) принятое по иску муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N 2" (ИНН 5506016413, ОГРН 1025501250972) к Военному комиссариату Омской области (ИНН 5503019462, ОГРН 1025500745270) о взыскании 431 892 руб. 15 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Военного комиссариата Омской области - Лесняк С.К. по доверенности от 15.03.2011, удостоверение;
от муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N 2" - Демьяненко Т.А. по доверенности от 30.04.2011, сроком до 31.12.2011, паспорт;
установил:
муниципальное учреждение здравоохранения "Городская больница N 2" (далее по тексту - МУЗ "ГБ N 2", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Военному комиссариату Омской области (далее по тексту - Военный комиссариат, ответчик, податель жалобы) о взыскании задолженности по договору от 11 января 2011 года N 26У о компенсации расходов, понесенных истцом в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в сумме 431 892 рубля 15 копеек.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) истец уточнил исковые требования, просил взыскать задолженность по договору о компенсации расходов понесенных истцом в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в сумме 89 510 рублей 87 копеек. Уточнение иска принято судом.
Решением Арбитражного суда Омской области от 12 августа 2011 года по делу N А46-5506/2011 с Военного комиссариата в пользу МУЗ "ГБ N 2" взыскана задолженность в размере 79 244 рубля 70 копеек, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 169 рублей 75 копеек.
В удовлетворении остальной части иска судом отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, Военный комиссариат обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование своей апелляционной жалобы ответчик указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела. Со ссылкой на Федеральный закон N 53-ФЗ от 28.02.1998 года "О воинской обязанности и военной службе", пункт 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 704 от 01.12.2004 года, абзац 9 подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового Кодекса Российской Федерации (применительно к 2008-2009 году), указывает, что суммы среднего заработка, выплачиваемые врачам специалистам и среднему медицинскому персоналу в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий, связанных с реализацией Закона N 53-ФЗ за счет федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем в оплату труда по трудовому договору, а являются компенсационными выплатами, не подлежащими налогообложению (обложению страховыми взносами). Ввиду того, что с Военным комиссариатом заключены договоры на компенсацию расходов, понесенных медицинским учреждением, то Военный комиссариат не может нести расходы, не предусмотренные объемом финансирования и перечислять денежные средства по КОСГУ 213.
МУЗ "ГБ N 2" в письменном отзыве на апелляционную жалобу поддерживает решение суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Приказом Департамента здравоохранения администрации города Омска от 11.02.2008 года N38 "Об утверждении структуры Муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N2" пп.3 п.1 утверждено отделение для обеспечения постановки граждан на воинский учет и военную службу. В поликлинике утверждено положение об отделении для медицинского обеспечения постановки граждан на воинский учет и на военную службу поликлиники, заключены трудовые договоры с 6 врачами специалистами и 6 медицинскими сестрами. Согласно договора N264 привлечение врачей специалистов и среднего медицинского персонала к участию в мероприятиях, указанных в пункте 2.1. договора, производится в период с 01.01.2010 года по 31.12.2010 года, в 2010 году указанным работникам начислялась заработная плата, которая в 2010 году облагалась единым социальным налогом (страховыми взносами), в связи с тем, что они состояли в трудовых отношениях с учреждением, а заявки на усиление аппарата от военного комиссариата не поступало.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07 ноября 2011 года по делу N А46-5506/2011 указанная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 24 ноября 2011 года.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Военного комиссариата поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель МУЗ "ГБ N 2" возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на неё. Дополнительно пояснив, что фактически работники медицинского учреждения, участвуя в реализации Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", продолжали выполнять свои трудовые обязанности, непосредственно на рабочем месте.
В заседании суда апелляционной инстанции, открытом 24 ноября 2011 года, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) объявлялся перерыв до 01 декабря 2011 года.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив доводы жалобы, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11 января 2010 года Военный комиссариат и МУЗ "ГБ N 2" заключен договор N 26У о компенсации расходов, понесенных организацией в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее по тексту - Договор).
Согласно пункту 1.1 Договора, он определяет порядок компенсации расходов, понесенных организацией, связанных с выплатой среднего заработка, с учётом соответствующих начислений на фонд оплаты труда лицам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и предварительному отбору граждан на военную службу по контракту в соответствии с Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 704.
Пунктом 2.1 Договора стороны установили, что МУЗ "ГБ N 2" обязуется выделять для Военного комиссариата врачей специалистов и средний медицинский персонал для участия в мероприятиях по обеспечению исполнения Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" по предварительной постановке граждан на воинский учёт, призыву граждан призывного возраста на военную службу и предварительному отбору граждан на военную службу по контракту, с сохранением среднего заработка, с учётом соответствующих начислений на фонд оплаты, по месту их постоянной работы за время участия в указанных мероприятиях.
Военный комиссариат обязался возмещать МУЗ "ГБ N 2" расходы, указанные в расчёте (приложение N 1), связанные с выплатой среднего заработка, с учётом соответствующих начислений на фонд оплаты труда путём перечисления на счет МУЗ "ГБ N 2" денежных средств по коду бюджетной классификации расходов 187 0203 208 61 00014 290 с лицевого счёта Военного комиссариата (пункт 2.2. Договора).
В приложении N 1 указан размер ФОТ на год 813 192, 60 рублей, начисления на заработную плату 213 056, 46 рублей, всего по статье оплата труда 1 026 249, 06 рублей.
Согласно пункту 2.3. Договора привлечение врачей специалистов и среднего медицинского персонала к участию в мероприятиях, указанных в пункте 2.1 Договора производится в период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года.
Главой 3 Договора установлен следующий порядок возмещения расходов.
Возмещение МУЗ "ГБ N 2" расходов, связанных с выплатой врачам специалистам и среднему медицинскому персоналу, указанным в п.2.1. настоящего договора, среднего заработка, производится Военным комиссариатом, в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным при условии предоставления исполнителем соответствующих документов в сроки, указанные в данном договоре. Военный комиссариат ежемесячно к 25 числу текущего месяца представляет МУЗ "ГБ N 2" табель учета использования рабочего времени на лиц, указанных в п.2.1. настоящего договора. МУЗ "ГБ N 2" обязан представить Военному комиссариату до 10 числа месяца, следующего за истекшим, соответствующие документы и копии документов, заверенные в установленном порядке (счет, акт выполненных работ, копия табеля учета рабочего времени, расчет фактически произведенного расхода, расчет среднего заработка). Указанные документы оформляются на официальном бланке, скрепляются подписью руководителя (заместителя руководителя), главного бухгалтера и основой печатью организации.
К участию в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, с сохранением среднего заработка, с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда, по месту их постоянной работы, на время участия в указанных мероприятиях в период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года истцом были привлечены 6 врачей-специалистов и 6 медицинских сестёр.
Для компенсации расходов, связанных с выплатой среднего заработка указанным лицам, понесённых МУЗ "ГБ N 2" ответчику выставлены счета-фактуры: N 4 от 29 января 2010 года, N 5 от 29 января 2010 года, N 23 от 27 февраля 2010 года, N 24 от 27 февраля 2010 года, N 34 от 31 марта 2010 года, N 35 от 31 марта 2010 года, N 51 от 30 апреля 2010 года, N 52 от 30 апреля 2010 года, N 74 от 31 мая 2010 года, N 75 от 31 мая 2010 года, N 101 от 30 июня 2010 года, N 102 от 30 июня 2010 года, N 116 от 30 июля 2010 года, N 117 от 30 июля 2010 года, N 148 от 30 сентября 2010 года, N 149 от 30 сентября 2010 года, N 170 от 29 октября 2010 года, N 171 от 29 октября 2010 года, N 183 от 30 ноября 2010 года, N 184 от 30 ноября 2010 года, N 205 от 29 декабря 2010 года, N 206 от 29 декабря 2010 года на общую сумму 815 755 рублей 91 копеек.
В материалы дела истцом представлены акты приёма-передачи оказанных услуг на общую сумму 815 755 рублей 91 копейка, подписанных ответчиком. При этом, в актах за октябрь, ноябрь, декабрь 2010 года имеется отметка о том, что услуги за указанные периоды оплачены без начислений на оплату труда.
Ответчиком представлены платежные поручения N 103159 от 29 сентября 2010 года, N 103158 от 29 сентября 2010 года, N 62633 от 11 октября 2010 года, N 62628 от 11 октября 2010 года, N 344988 от 14 декабря 2010 года, N 345075 от 14 декабря 2010 года, N 345106 от 14 декабря 2010 года, N 345122 от 14 декабря 2010 года, N 947223 от 10 мая 2011 года, N 947234 от 10 мая 2011 года, N 947226 от 10 мая 2011 года, N 947228 от 10 мая 2011 года, N 979079 от 18 мая 2011 года, N 998541 от 23 мая 2011 года на общую сумму 736 511 рублей 21 копейку, в графе "назначения платежа" имеется указание на компенсацию расходов по договору N 26У от 11 января 2010 года.
В платежном поручении N 628 от 11 октября 2010 года указан иной код бюджетной классификации расходов, чем указано в договоре N 26У от 11 января 2010 года, но данный платеж учтён как произведённая оплата по договору, о чём указано в акте сверки взаиморасчётов от 31 декабря 2010 года (т. 1, л.д. 39), следовательно, должен быть учтён как оплата по договору.
Как следует из содержания апелляционной жалобы, оставшуюся сумму долга ответчик не признает, в связи с тем, что сумма компенсации не подлежит обложению страховыми взносами, вследствие чего у ответчика отсутствует обязанность по его компенсации.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, посчитав их законными и обоснованными.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее Закон N 53-ФЗ) компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской федерации от 01 декабря 2004 года N 704 утверждены Правила компенсации расходов, понесённых организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее по тексту - Правила компенсации расходов).
Согласно подпункта 3 пункта 2 Правил компенсации расходов компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учётом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий по обеспечению исполнения Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Пунктом 3 Правил компенсации расходов предусмотрено, что компенсация расходов, указанных в пункте 2 Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации.
На основании указанных нормативных актов расходы, понесенные организациями в связи с выплатой среднего заработка работникам, участвующим в проведении мероприятий по обеспечению исполнения Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", компенсируются за счёт средств федерального бюджета.
Справки о начислениях страховых взносов на фонд оплаты труда за период с января 2010 по декабрь 2010 года представлены в материалы дела (т.2 л.д. 67, т. 2 л.д.75-81).
С 01 января 2010 года глава 24 "Единый социальный налог" Налогового Кодекса Российской Федерации утратила силу в связи с изданием Федерального закона N 213-ФЗ от 24.07.2009 года.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" N 212 ФЗ от 24.07.2009 года (далее Закон N 212-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части первой статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации отнесены к плательщикам страховых взносов.
Согласно части первой статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц, в частности по трудовым договорам (в редакции до 08.12.2010 года).
Статьей 56 ТК РФ определено, что трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель, в частности, обязуется своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Приказом администрации департамента здравоохранения от 25 марта 2010 года N 55 утверждена структура Муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N 2", в состав, в частности, включено отделение для медицинского обеспечения постановки граждан на воинский учет и военную службу.
Как следует из штатного расписания МУЗ "Городская больница N 2" в учреждении здравоохранения создано отделение для медицинского обеспечения постановки граждан на воинский учет и военную службу (врачи - 6 единиц, средний медицинский персонал - 6 единиц, т.2 л.д. 63). Утверждены должностные инструкции врача-офтальмолога, врача-невролога, врача-отолоринголога, врача-хирурга, врача-стоматолога, врача-терапевта, медицинской сестры отделения для обеспечения постановки граждан на воинский учет и военную службу Муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N 2". С врачами и медицинскими сестрами заключены трудовые договоры с дополнениями о работе в отделении медицинского обеспечения граждан на воинский и учет и призыва на военную службу (т.2 л.д.18-56). Представлены также табели учета рабочего времени.
Статьей 5 Закона N 53-ФЗ установлено, что проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов, а также проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.
Гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы (часть 2 статьи 5).
Применительно к настоящему делу, работники медицинского учреждения выполняли обязанность, установленную Законом N 53-ФЗ, непосредственно в рамках трудовых отношений по месту работы.
При рассмотрении настоящего спора судом не установлено оснований для отнесения сумм, выплачиваемых работникам медицинского учреждения к перечню сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанного в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что иной подход приводил бы к ущемлению прав и интересов работников, поскольку поступающая на специальные счета в Пенсионный Фонд Российской Федерации сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работника будет необоснованно уменьшена.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
По вопросу о порядке налогообложения единым социальным налогом сумм среднего заработка, выплачиваемого организацией работникам, призванным на военные сборы, в том числе лицам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, а также врачам-специалистам и среднему персоналу Министерством финансов Российской Федерации даны разъяснения, изложенные в письме от 12 мая 2008 года N 03-04-08-02/13, на которое ссылается ответчик в своей апелляционной жалобе.
Однако, позиция Министерства финансов, приведенная ответчиком в обоснование его довода об отсутствии обязанности работодателя обязанности по отчислению страховых взносов, касается граждан, проходящих освидетельствование для разрешения вопроса о призыве на военные сборы, а также освобождённых от работы на время прохождения военных сборов.
В указанном письме Министерство финансов РФ разъяснило, что по вопросу налогообложения выплат среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу за время их участия в мероприятиях, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", следует учитывать, что такие лица при направлении в военный комиссариат для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования граждан продолжают исполнять свои трудовые обязанности только вне постоянного места работы.
Оснований, обязывающих врачей-специалистов и средний медицинский персонал участвовать в мероприятиях, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", вне рамок трудовых или гражданско-правовых отношений в настоящее время, по мнению Министерства финансов РФ, не имеется. В связи с этим выплаты упомянутым врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу признаются объектом налогообложения единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
Таким образом, в отношении указанного медицинского персонала военными комиссариатами на основании подпункта 3 пункта 2 вышеупомянутых Правил осуществляются компенсации расходов организации, связанные как с выплатой среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, командировочных (суточных) расходов, так и с уплатой сумм единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленных на выплаты данного среднего заработка.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что поскольку Правилами компенсации расходов и договором компенсации расходов, предусмотрено, что компенсации подлежит фактически произведенные выплаты среднего заработка с начислениями на фонд оплаты труда, ответчик должен компенсировать фактические расходы истцу. На те обстоятельства, что выплаты на страховые взносы фактически истцом не понесены, ответчик не ссылается.
Так как отношения сторон урегулированы договором компенсации расходов, понесенных организацией в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", условия договора не изменены, оснований для отказа в удовлетворении требований не имеется.
При изложенных выше обстоятельствах решение является законным и обоснованным, в силу чего отсутствуют основания для отмены.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 12 августа 2011 года по делу N А46-5506/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме
Председательствующий |
М.В. Смольникова |
Судьи |
Е.В. Гладышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-5506/2011
Истец: здравоохранения "Городская больница N 2"
Ответчик: Военный комиссариат Омской области
Хронология рассмотрения дела:
13.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6497/12
15.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6497/12
14.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-117/12
08.12.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8609/11
19.09.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7670/11