г. Киров |
|
14 февраля 2012 г. |
Дело N А29-7375/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Четверговым Д.С.,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя Удоратина А.В., действующего на основании доверенности от 18.08.2011 N 7/2011, Юрина Д.Ю. (директор), паспорт серии 8705 номер 112816, выданный УВД города Сыктывкара Республики Коми 22.09.2005,
представителя ответчика Бойцовой Е.Д., действующей на основании доверенности от 10.05.2011 N 01-16/1388.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества
с ограниченной ответственностью "Мастер-Групп"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.12.2011 по делу
N А29-7375/2011, принятое судом в составе судьи Полицинского В.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мастер-Групп" (ИНН: 1101073350, ОГРН 1021100517140, место нахождения: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Кутузова, 34)
к администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (ИНН: 1101482338, ОГРН 1021100517140),
третье лицо: государственное унитарное предприятие Республики Коми "Комиавиатранс"
о признании незаконным постановления,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Мастер-Групп" (далее - заявитель, Общество, ООО "Мастер-Групп") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к Администрации муниципального образования городского округа Сыктывкар (далее - ответчик, Администрация) о признании незаконным постановления главы Администрации от 08.11.2011 N 11/3452 об отказе в предварительном согласовании места размещения объектов: "Магазин непродовольственных товаров", "Магазин продовольственных товаров" по ул. Пермской г. Сыктывкара и об обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем издания постановления о предварительном согласовании места размещения указанных объектов, утвердив им акты выбора земельных участков.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 14.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Мастер-Групп" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права и удовлетворить заявленные требования. Общество не согласно с выводом суда об отсутствии у Райтер И.Ю. полномочий на подписание заявлений от 05.07.2010 о предоставлении земельных участков. Считает, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о вызове в качестве свидетелей Райтер И.Ю. и Юрина Д.Ю, которые могли подтвердить факт легитимности действий Райтер И.Ю., так как документы, подтверждающие назначение ее на должность директора Общества утеряны. По мнению ООО "Мастер-Групп", поданные заявления были надлежащим образом оформлены, Администрация не возвращала их по причине несоответствия каким-либо требованиям. Кроме того, оспариваемое постановление не содержит ссылок на нормативные акты, на основании которых ответчик принял решение об отказе, то есть является необоснованным и немотивированным.
Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения. Указывает на то, что спорные земельные участки расположены в территориальной зоне Ж-3 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования этих участков подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Кроме того, заявления ООО "Мастер-Групп" не подлежали рассмотрению, так как содержали недостоверные сведения.
Государственное унитарное предприятие Республики Коми "Комиавиатранс" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Мастер-Групп" обратилось в Администрацию с заявлениями от 05.07.2010 о выделении двух земельных участков ориентировочной площадью 2500 кв.м. каждый в районе жилых домов N 20, 25 в м. Чит. г. Сыктывкара под магазины непродовольственных и продовольственных товаров (л.д. 70, 123).
08.09.2010 комиссией оформлен акт выбора земельного участка для строительства объекта "Магазин продовольственных товаров" по ул. Пермской в микрорайоне Чит г. Сыктывкара в районе жилого дома N 20 (л.д. 73). Акт не подписан членом комиссии - директором СП "Аэропорт-Сыктывкар".
08.09.2010 комиссией оформлен акт выбора земельного участка для строительства объекта "Магазин непродовольственных товаров" по ул. Пермской, расположенного в микрорайоне Чит г. Сыктывкара в районе жилого дома N 23 (л.д. 32). Акт не подписан директором ООО "Мастер-Групп".
В актах отражено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО ГО "Сыктывкар", размещение магазинов на данных земельных участках является условно разрешенным видом использования. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
22.12.2010 Общество направило в Комиссию по землепользованию и застройке Администрации МО ГО "Сыктывкар" заявления о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования указанных земельных участков для строительства зданий магазинов продовольственных и непродовольственных товаров (л.д. 21, 38).
04.04.2011 Общество направило в Комиссию по землепользованию и застройке Администрации МО ГО "Сыктывкар" заявления о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования указанных земельных участков для строительства объектов "Магазин продовольственных товаров" и "Магазин непродовольственных товаров".
15.06.2011 Администрация письмами N 01-12/1820 и N 01-12/1821 уведомила Общество о прекращении работы над заявлениями о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков (л.д. 24, 41).
Как указано в письмах, основаниями для данного решения послужило то обстоятельство, что в связи с внесением дополнений в Закон Республики Коми "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" N 59-РФ (в редакции от 29.04.2011) Администрацией МО ГО "Сыктывкар" принято решение о формировании рассматриваемых земельных участков для строительства жилых домов (уточняется возможность присоединения объекта к сетям инженерного обеспечения) с последующим предоставлением их льготной категории граждан.
В период судебного разбирательства по данному делу, глава Администрации вынес постановление от 08.11.2011 N 11/3452, которым со ссылкой на п. 4 ст. 30, п. 6 ст. 31 ЗК РФ и Правила землепользования и застройки МО ГО "Сыктывкар", утвержденные решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 30.04.2010 N 31/04-560, Обществу отказано в предварительном согласовании места размещения объектов: "Магазин непродовольственных товаров", "Магазин продовольственных товаров" по ул. Пермской г. Сыктывкара (л.д. 97).
Пунктом 2 указанного постановления Управлению архитектуры, градостроительства и землепользования Администрации предписано провести работы по формированию земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов по ул. Пермской г. Сыктывкара с целью реализации на торгах.
В связи с изданием данного постановления истец уточнил ранее заявленные требования и просил суд первой инстанции признать незаконным постановление главы Администрации от 08.11.2011 N 11/3452.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, руководствовался статьям 32, 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 29-31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и не установил оснований для признания оспариваемого отказа незаконным. При этом суд указал, что доказательства нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением отсутствуют, так как Обществом не был соблюден установленный законом порядок обращения в Администрацию с заявлениями о выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения объектов.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Полномочиями по принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" обладает Администрация (пункт 8 статьи 20 Правил землепользования и застройки МО ГО "Сыктывкар", утвержденных решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 30.04.2010 N 31/04-560).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, не относящегося к жилищному строительству, начинается с выбора земельного участка (пункт 5 статьи 30 ЗК РФ), процедура которого урегулирована статьей 31 Кодекса.
В силу норм статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и о предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения про согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
В пунктах 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
По смыслу приведенных выше норм Земельного кодекса Российской Федерации на данном этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта определяется принципиальная возможность строительства конкретного объекта, который указан заинтересованным лицом в своем заявлении, на участке, выбранном для строительства.
В силу пункта 2 статьи 31 ЗК РФ, исполнительный орган государственной власти имеет право утвердить акт о выборе земельного участка, оформленный органом местного самоуправления, путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта только в том случае, если выбор земельного участка был обеспечен с учетом условий использования соответствующей территории и норм градостроительного законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
При этом пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
На основании пункта 5 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Из положений пунктов 1 - 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Решением Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа "Сыктывкар" утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования городского округа "Сыктывкар", которые были опубликованы в издании "Панорама столицы", N 17/2, 12.05.2010 (далее - Правила землепользования и застройки).
Из материалов дела следует, что в соответствии с Генеральным планом города Сыктывкара испрашиваемый Обществом земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (зона Ж-3).
Согласно разделу "Жилые зоны" статьи 41.2 Правил землепользования и застройки основным видом разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне Ж-3 является, в частности, размещение индивидуальных жилых домов с приусадебными земельными участками и блокированных жилых домов 1 - 3 этажа с придомовыми участками.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки для территориальной зоны Ж-3 разрешенный вид использования предполагает размещение объектов торгового назначения и является условно разрешенными.
При этом пункт 7 статьи 3 "Градостроительные регламенты и их применение" названных правил устанавливает, что не могут быть запрещены основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (при условии соблюдения технических регламентов).
Как следует из писем Администрации от 15.06.2011 N 01-12/1820 и N 01-12/1821 и постановления Администрации от 08.11.2011 N 11/3452 отказ Обществу в предварительном согласовании места размещения объектов торговли обусловлен принятием Администрацией МО ГО "Сыктывкар" решения о формировании рассматриваемых земельных участков для строительства жилых домов в связи с внесением дополнений в Закон Республики Коми "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" N 59-РФ от 29.04.2011.
Статьей 5(1) названного закона Республики Коми предусмотрено предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Коми, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам, имеющим трех и более детей (далее - граждане, имеющие право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков).
07.07.2011 Администрация МО ГО "Сыктывкар" приняла постановление N 7/1904 "О реализации Закона Республики Коми N 59-РЗ от 28.06.2005 г.", которым определены полномочия органов Администрации по реализации права льготных категорий граждан на предоставление земельных участков, в том числе предусмотрено формирование земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Поскольку основным (приоритетным) видом использования земельных участков, расположенных в микрорайоне Чит г. Сыктывкара в районе жилых домов N N 20, 23 (Зона Ж-3) является размещение именно индивидуальных жилых домов, Администрация в силу предоставленных ей полномочий имела право принять решение о предоставлении спорного земельного участка в приоритетном порядке для строительства индивидуальных жилых домов.
В этой связи постановление Администрации МО ГО "Сыктывкар" от 08.11.2011 N 11/3452 соответствует положениям статей 11, 29, 30, 31, 85 ЗК РФ и статьям 41, 41.2 Правил землепользования и застройки, является мотивированным и не нарушает прав и законных интересов Общества.
При указанных выше обстоятельствах наличие (отсутствие) нарушения Обществом порядка обращения с заявлением о выборе земельного участка и о предварительном согласовании места размещения объекта правового значения не имеют.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.12.2011 по делу N А29-7375/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мастер-Групп" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
При этом пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
На основании пункта 5 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Из положений пунктов 1 - 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования.
...
Поскольку основным (приоритетным) видом использования земельных участков, расположенных в микрорайоне Чит г. Сыктывкара в районе жилых домов N N 20, 23 (Зона Ж-3) является размещение именно индивидуальных жилых домов, Администрация в силу предоставленных ей полномочий имела право принять решение о предоставлении спорного земельного участка в приоритетном порядке для строительства индивидуальных жилых домов.
В этой связи постановление Администрации МО ГО "Сыктывкар" от 08.11.2011 N 11/3452 соответствует положениям статей 11, 29, 30, 31, 85 ЗК РФ и статьям 41, 41.2 Правил землепользования и застройки, является мотивированным и не нарушает прав и законных интересов Общества."
Номер дела в первой инстанции: А29-7375/2011
Истец: ООО Мастер-Групп
Ответчик: Администрация МОГО Сыктывкар
Третье лицо: ГУП РК "Комиавиатранс"
Хронология рассмотрения дела:
19.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13255/12
28.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13255/12
25.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1787/12
14.02.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-620/12
14.12.2011 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-7375/11