г. Вологда |
|
09 февраля 2012 г. |
Дело N А05-9005/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Леро" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 ноября 2011 года по делу N А05-9005/2011 (судья Меньшикова И.А.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Леро" (город Архангельск, ОГРН 1022900535129; далее - общество, ООО "Леро") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Архангельской области (город Архангельск, ОГРН 1022900540167; далее - министерство) о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании места размещения полузаглубленного паркинга и о возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании места размещения полузаглубленного паркинга, с участием третьего лица - мэрии город Архангельска (город Архангельск; далее - мэрия).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 25 ноября 2011 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу с доводами в ней содержащимися не согласилось, решение суда считает законным и обоснованным.
Мэрия отзыв на апелляционную жалобу общества не представила.
Общество, министерство и мэрия надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1022900535129.
ООО "Леро" обратилось к министерству (ранее - Агентство по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области) с заявлениями о выборе земельных участков для строительства и предварительном согласовании места размещения объектов (полузаглубленного паркинга с эксплуатируемой кровлей) в границах земельных участков, ограниченных домами: город Архангельск, улица Воскресенская, дом 118 - проспект Дзержинского, дом 11 - проспект Дзержинского, дом 9, корпус 1 - улица Воскресенская, дом 118, корпус 1; город Архангельск, проспект Дзержинского, дом 17, корпус 1 - проспект Дзержинского, дом 17 - улица Воскресенская, дом 107, корпус 3 в Октябрьском территориальном округе; город Архангельск, улица 23 Гвардейской дивизии, дом 4; улица 23 Гвардейской дивизии, дом 6, улица 23 Гвардейской дивизии, дом 6, корпус 1, улица Тимме, дом 4.
По получении из Департамента градостроительства мэрии города Архангельска (далее - департамент градостроительства) письма от 22.04.2010, содержащего указание на необходимость представить дополнительные документы и сведения, заявитель получил согласования уполномоченных органов и организаций, технические условия.
В письме департамента градостроительства от 22.09.2010 заявителю указано на необходимость представить дополнительные согласования и документы.
Распоряжением мэра города Архангельска от 30.12.2010 N 2438р "Об утверждении схем расположения земельных участков" утверждены схемы расположения земельных участков:
в кадастровом квартале 29:22:040612 площадью 0,16 га, расположенного в Октябрьском территориальном округе города Архангельска по проспекту Дзержинского, (категория земель - земли населенных пунктов), для размещения здания полузаглубленного паркинга с эксплуатируемой кровлей (детские площадки и гостевые парковочные места);
в кадастровом квартале 29:22:050101 площадью 0,1769 га, расположенного в Ломоносовском территориальном округе города Архангельска по улице Воскресенской, (категория земель - земли населенных пунктов), для размещения здания полузаглубленного паркинга с эксплуатируемой кровлей (детские площадки и гостевые парковочные места);
в кадастровом квартале 29:22:050102 площадью 0,1257 га, расположенного в Ломоносовском территориальном округе города Архангельска по улице Тимме, (категория земель - земли населенных пунктов), для размещения здания полузаглубленного паркинга с эксплуатируемой кровлей (детские площадки и гостевые парковочные места).
Выполнив указания департамента градостроительства, заявитель 25.01.2011 направил документы ответчику.
Министерство 26.01.2011 письмом N 04-09/454 сообщило заявителю о том, что вопрос о предварительном согласовании места размещения паркингов будет рассмотрен на коллегии Агентства по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области (т. 2, л. 29).
Общество 05.04.2011 получило выписку из протокола заседания коллегии Агентства по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области от 29.03.2011 N 3 из которой следует, что коллегия решила в связи с тем, что градостроительной документацией города Архангельска не предусмотрено размещение полузаглубленного паркинга с эксплуатируемой кровлей в границах земельных участков площадью 1600 кв. м по проспекту Дзержинского, площадью 1257 кв. м по улице Тимме, площадью 1769 кв. м по улице Воскресенской, решение вопроса ООО "Леро" отложить до представления протоколов общественных слушаний по вопросам изменения разрешенного использования спорных земельных участков (т. 2, л. 30).
Мэр города Архангельска 25.05.2011 распоряжением N 1146р отменил распоряжение от 30.12.2010 N 2438р "Об утверждении схем расположения земельных участков" (т. 1, л. 8; т. 2, л. 31).
Письмом от 03.06.2011 N 04-09/3582 министерство сообщило обществу о том, что основания для повторного рассмотрения на коллегии министерства вопроса о предварительном согласовании мест размещения полузаглубленного паркинга с эксплуатируемой кровлей в границах вышеназванных земельных участков отсутствуют. В качестве основания для такого вывода министерство сослалось на статью 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также на распоряжение мэра города Архангельска от 25.05.2011 N 1146р, отменившее распоряжение от 30.12.2010 N 2438р "Об утверждении схем расположения земельных участков".
Не согласившись с решением об отказе в предварительном согласовании места размещения объектов, общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
В статье 29 Кодекса указано, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (статья 10 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Архангельской области от 05.04.2011 N 99-пп утверждено положение о министерстве имущественных отношений Архангельской области, согласно которому министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Архангельской области, земельными участками, находящимися в собственности Архангельской области, и иными земельными участками, право распоряжения которыми предоставлено Архангельской области.
Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 3 этой статьи предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование.
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ установлен следующий порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта:
выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Статьей 31 ЗК РФ предусмотрено, что юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с предоставлением этих земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
Согласно пункту 6 статьи 31 Кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения (пункт 7 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии с Законом Архангельской области от 18.04.2007 N 340-17-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Архангельской области - города Архангельска" распоряжение такими участками осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, определяемым Правительством Архангельской области. Таким органом является ответчик.
Распоряжение земельными участками осуществляется в соответствии с приложением к названному Закону, которым установлен порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Архангельской области - города Архангельска (далее - Порядок).
Разделом 5 названного Порядка регулируется порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, аналогичный приведенному в ЗК РФ.
Так, согласно пункту 5.8 Порядка после завершения работ по выбору земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления передает соответствующие материалы в уполномоченный исполнительный орган. В случае получения уполномоченным исполнительным органом мотивированного заключения о невозможности осуществления работ по оформлению акта выбора земельного участка он в трехдневный срок направляет заинтересованному лицу уведомление об отказе в предоставлении земельного участка для строительства.
Пунктом 5.9 Порядка установлено, что уполномоченный исполнительный орган в течение десяти дней со дня получения от уполномоченного органа местного самоуправления материалов, указанных в пункте 5.8 Порядка, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
По мнению подателя жалобы, министерством нарушен срок, установленный пунктом 5.9 Порядка. При этом общество ссылается на то, что при соблюдении указанного срока у министерства имелись все необходимые документы для предварительного согласования места размещения объектов, а именно акт выбора земельного участка, схема границ земельного участка, распоряжение мэра города Архангельска, которым была утверждена схема границ земельного участка. Соответствующее решение, по мнению общества, должно было быть принято не позднее 11.02.2011.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, распоряжение от 30.12.2010 N 2438р "Об утверждении схем расположения земельных участков" было отменено распоряжением мэра города Архангельска от 25.05.2011 N 1146р (т. 1, л. 8; т. 2, л. 31).
В силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
При этом общество в апелляционной жалобе ссылается на то, что распоряжение от 25.05.2011 N 1146р не содержит ссылки на конкретный закон или иной нормативный правовой акт, которому не соответствовало отменяемое распоряжение.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия такого акта, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт.
То есть орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный им ненормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий акт должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов заинтересованных лиц, произвольно ограничивая их субъективные права.
Однако в данном случае обществом заявлены требования о признании незаконным решения ответчика об отказе в предварительном согласовании места размещения полузаглубленного паркинга и о возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании места размещения полузаглубленного паркинга.
Следовательно, у суда первой инстанции отсутствовали основания для оценки как действий мэра города Архангельска по отмене распоряжения от 30.12.2010 N 2438р "Об утверждении схем расположения земельных участков", так и изданного мэром города Архангельск распоряжения от 25.05.2011 N 1146р. В противном случае суд первой инстанции вышел бы за пределы заявленных обществом требований.
В данном случае доказательств того, что распоряжение от 25.05.2011 N 1146р было оспорено обществом в судебном порядке, в материалы дела не представлено.
Соответственно суд первой инстанции обоснованно сослался на тот факт, что отмена мэром города Архангельска распоряжения от 30.12.2010 N 2438р, как ошибочно принятого без учета общественного мнения, свидетельствует об отсутствии утвержденных схем расположения земельных участков для размещения полузаглубленного паркинга. Следовательно, выбор земельного участка для строительства не осуществлен.
Таким образом, с учетом названных обстоятельств, предварительное согласование места размещения паркинга невозможно, министерство не вправе дать заявителю такое согласование. При этом нарушение срока, установленного пунктом 5.9. Порядка, при наличии законных оснований к отказу в предварительном согласовании места размещения паркинга, не свидетельствует о неправомерности такого решения.
Кроме того, как обоснованно указано судом первой инстанции, представление заявителем предусмотренных ЗК РФ документов, а также получение согласований на строительство не предполагают принятие ответчиком именно положительного решения по его заявлению.
Как следует из положений статьи 31 ЗК РФ, выбор земельного участка осуществляется с учетом, в том числе, градостроительных условий использования соответствующей территории.
Между тем, в протоколе заседания коллегии агентства по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами от 29.03.2011 N 3 указано, что градостроительная документация города Архангельска не предусматривает размещение полузаглубленного паркинга с эксплуатируемой кровлей в границах земельных участков площадью 1600 кв. м по проспекту Дзержинского, площадью 1257 кв. м по улице Тимме, площадью 1769 кв. м по улице Воскресенской. В связи с этим решение вопроса было отложено до представления протоколов общественных слушаний по вопросам изменения разрешенного использования данных земельных участков.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, жители домов, во дворах которых заявитель планировал строительство паркингов, высказались против такого строительства.
В апелляционной жалобе общество указало, что в материалы дела представлены копии обращений граждан о своем несогласии с размещением спорных объектов, датированные, начиная с 2007 года. Однако, несмотря на это, министерство направило в мэрию города Архангельска заявление общества, мэрия города Архангельска, в свою очередь, утвердила схему границ земельных участков и направила документы в министерство. Следовательно, обращения граждан не являлись препятствием для совершения указанных действий.
Однако указанные обстоятельства не могут свидетельствовать о незаконности оспариваемого решения министерства и судом апелляционной инстанции не принимаются.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения недействительным и для вывода о нарушении оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 ноября 2011 года по делу N А05-9005/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Леро" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия такого акта, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт.
То есть орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный им ненормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий акт должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов заинтересованных лиц, произвольно ограничивая их субъективные права.
Однако в данном случае обществом заявлены требования о признании незаконным решения ответчика об отказе в предварительном согласовании места размещения полузаглубленного паркинга и о возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании места размещения полузаглубленного паркинга.
Следовательно, у суда первой инстанции отсутствовали основания для оценки как действий мэра города Архангельска по отмене распоряжения от 30.12.2010 N 2438р "Об утверждении схем расположения земельных участков", так и изданного мэром города Архангельск распоряжения от 25.05.2011 N 1146р. В противном случае суд первой инстанции вышел бы за пределы заявленных обществом требований.
В данном случае доказательств того, что распоряжение от 25.05.2011 N 1146р было оспорено обществом в судебном порядке, в материалы дела не представлено.
Соответственно суд первой инстанции обоснованно сослался на тот факт, что отмена мэром города Архангельска распоряжения от 30.12.2010 N 2438р, как ошибочно принятого без учета общественного мнения, свидетельствует об отсутствии утвержденных схем расположения земельных участков для размещения полузаглубленного паркинга. Следовательно, выбор земельного участка для строительства не осуществлен.
Таким образом, с учетом названных обстоятельств, предварительное согласование места размещения паркинга невозможно, министерство не вправе дать заявителю такое согласование. При этом нарушение срока, установленного пунктом 5.9. Порядка, при наличии законных оснований к отказу в предварительном согласовании места размещения паркинга, не свидетельствует о неправомерности такого решения.
Кроме того, как обоснованно указано судом первой инстанции, представление заявителем предусмотренных ЗК РФ документов, а также получение согласований на строительство не предполагают принятие ответчиком именно положительного решения по его заявлению.
Как следует из положений статьи 31 ЗК РФ, выбор земельного участка осуществляется с учетом, в том числе, градостроительных условий использования соответствующей территории."
Номер дела в первой инстанции: А05-9005/2011
Истец: ООО "Леро"
Ответчик: министерство имущественных отношений Архангельской области
Третье лицо: Зайцева Валентина Георгиевна, Кремпольская Екатерина Александровна, Кремпольский Александр Владимирович, Кремпольский Данил Александрович, мэрия города Архангельска