г. Самара |
|
16 февраля 2012 г. |
Дело N А55-19170/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 февраля 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., cудей Захаровой Е.И., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
с участием в судебном заседании:
представителей ООО "ШАРК" Василенко А.В. (директор; решение от 12.07.2010 N 1) и Щегловой Н.Н. (доверенность от 31.08.2011),
представителя УФАС по Самарской области Псетко С.С. (доверенность от 10.01.2012 N 56/10),
представителя Департамента управления имуществом городского округа Самара Глуховой О.В. (доверенность от 26.12.2011 N 2193),
представителя муниципального предприятия городского округа Самара "Транссервис" Шацкой И.А. (доверенность от 26.10.2011 N 3),
рассмотрев в открытом судебном заседании 13.02.2012 - 15.02.2012 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ШАРК" на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.12.2011 по делу N А55-19170/2011 (судья Асадуллина С.П.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ШАРК" (ИНН 6316156453, ОГРН 1106316009535), г.Самара, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г.Самара, с участием в деле в качестве третьих лиц - Департамента управления имуществом городского округа Самара, г.Самара, муниципального предприятия городского округа Самара "Транссервис" (ИНН 6311098631, ОГРН 1076311005760), г.Самара, об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ШАРК" (далее - ООО "ШАРК", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) от 21.09.2011 N 27-5875-11/10.
В качестве третьих лиц к участию в деле были привлечены Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент управления имуществом г.о. Самара) и муниципальное предприятие городского округа Самара "Транссервис" (далее - МП г.о. Самара "Транссервис").
Решением от 09.12.2011 по делу N А55-19170/2011 Арбитражный суд Самарской области отказал обществу в удовлетворении заявленного требования.
В апелляционной жалобе ООО "ШАРК" просило отменить указанное судебное решение в полном объеме и принять по делу новый судебный акт о признании оспариваемого решения Самарского УФАС России незаконным. По мнению Самарского УФАС России, обжалуемое судебное решение является незаконным и необоснованным.
Самарское УФАС России апелляционную жалобу отклонило по основаниям, приведенным в отзыве.
В судебном заседании представитель общества поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представители Самарского УФАС России, Департамента управления имуществом г.о. Самара и МП г.о. Самара "Транссервис" апелляционную жалобу отклонили, считая, что обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным.
В судебном заседании 13.02.2012 был объявлен перерыв до 15.02.2012; после перерыва судебное заседание было продолжено.
Представитель ООО "ШАРК" уточнила требования по апелляционной жалобе и просила признать оспариваемое решение Самарского УФАС России незаконным в части признания действий Департамента управления имуществом г.о. Самара, выразившихся в даче согласия на отчуждение МП г.о. Самара "Транссервис" муниципального имущества, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Советской Армии, дом 170, литера внутренняя 1, конкретному хозяйствующему субъекту - ООО "ШАРК", нарушающими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Проверив решение суда первой инстанции в обжалуемой части в соответствии с правилами, предусмотренными частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (лале - АПК РФ), исследовав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, выступлениях представителей лиц, участвующих в деле, в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, по результатам рассмотрения дела N 27-5875-11/10 о нарушении антимонопольного законодательства Самарское УФАС России 21.09.2011 приняло решение (в полном объеме это решение изготовлено 27.09.2011), которым, в частности, признало действия Департамента управления имуществом г.о. Самара, выразившихся в даче согласия на отчуждение МП г.о. Самара "Транссервис" муниципального имущества, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Советской Армии, дом 170, литера внутренняя 1, конкретному хозяйствующему субъекту - ООО "ШАРК", нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (пункт 2 резолютивной части решения).
Самарское УФАС России посчитало, что Департамент управления имуществом г.о. Самара дал согласие на отчуждение именно обществу указанного муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении МП г.о. Самара "Транссервис", а это привело (могло привести) к недопущению или устранению конкуренции на рынке строительства зданий и сооружений.
Суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о том, что в указанной части решение Самарского УФАС России не нарушает права и законные интересы ООО "ШАРК" в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 42 Закона о защите конкуренции лицами, участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства, являются, в том числе заинтересованные лица, то есть лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с рассмотрением дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Самарское УФАС России привлекло ООО "ШАРК" к участию в деле N 27-5875-11/10 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве заинтересованного лица, поскольку его права и законные интересы затрагивались в связи с рассмотрением этого дела. В оспариваемом решении Самарского УФАС России указано и материалами судебного дела подтверждается, что вышеупомянутое недвижимое имущество было предметом договора купли-продажи от 22.09.2010 N 249/КП, заключенного ООО "ШАРК" с МП г.о. Самара "Транссервис" в целях использования этого имущества в своей предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в оспариваемой части решение Самарского УФАС России затрагивает права и законные интересы ООО "ШАРК" в сфере экономической деятельности.
Согласно статье 294 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.
Пунктом 2 статьи 295 ГК РФ предусмотрено, что государственное или муниципальное унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
В пункте 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве в клада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
В соответствии со статьями 215, 216, 294 ГК РФ право хозяйственного ведения относится к вещным правам и включает в себя все составляющие права собственности - право владения, пользования и распоряжения. Из анализа положений статьи 295 ГК РФ, статей 11, 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" следует, что право хозяйственного ведения -это такое же вещное право, как и право собственности, равное ему. Их отличает лишь порядок реализации права распоряжения. Если собственник реализует его свободно, то государственное или муниципальное унитарное предприятие должно соблюсти процедуру в виде получения предварительного согласия собственника.
Заключению договора купли-продажи от 22.09.2010 N 249/КП между МП г.о. Самара "Транссервис" и ООО "ШАРК" предшествовало обращение МП г.о. Самара "Транссервис" к уполномоченному собственнику - Департаменту управления имуществом г.о. Самара - за получением согласия на продажу вышеуказанного недвижимого имущества.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Из данной нормы следует, что нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
В пункте 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями актов по предоставлению государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции, согласно которому преференции могут быть предоставлены исключительно в целях, поименованных в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, с соблюдением процедуры, регламентированной статьей 20 Закона о защите конкуренции.
В силу пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции под государственными или муниципальными преференциями понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
В рассматриваемом случае Департамент управления имуществом г.о. Самара письмом от 21.09.2010 N 15-07-04/49947 дал МП г.о. Самара "Транссервис" согласие на продажу вышеуказанного нежилого помещения в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (л.д. 9). При этом Департамент управления имуществом г.о. Самара не указал на конкретного покупателя, не определил и не ограничил круг лиц, которым данное недвижимое имущество может быть отчуждено. То есть согласие Департамента управления имуществом г.о. Самара на продажу недвижимого имущества не являлось адресным, не устанавливало права и обязанности для третьих лиц и позволяло МП г.о. Самара "Транссервис" осуществить продажу этого имущества любому участнику гражданского оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации (либо никому не продавать это имущество).
Представление МП г.о. Самара "Транссервис" в Департамент управления имуществом г.о. Самара проекта договора с ООО "ШАРК" не свидетельствует о том, что Департамент управления имуществом г.о. Самара дал свое согласие на продажу вышеуказанного нежилого помещения именно на условиях этого договора. Кроме того, проект договора, содержащий указание на возможного покупателя, не является актом органа местного самоуправления и, соответственно, не подпадает под действие части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, утверждение Самарского УФАС России о том, что Департамент управления имуществом г.о. Самара дал МП г.о. Самара "Транссервис" согласие на продажу муниципального недвижимого имущества конкретному хозяйствующему субъекту - ООО "ШАРК", противоречит обстоятельствам дела.
Между передачей этого имущества в хозяйственное ведение МП г.о. Самара "Транссервис", дачей Департаментом управления имуществом г.о. Самара согласия на его продажу и заключением МП г.о. Самара "Транссервис" с ООО "ШАРК" договора о его купле-продаже от 22.09.2010 N 249/КП не прослеживается причинно-следственная связь.
Материалами дела не подтверждается, что действия Департамента управления имуществом г.о. Самара были направлены на предоставление МП г.о. Самара "Транссервис" или ООО "ШАРК" муниципальных преференций, то есть таких преимуществ, которые обеспечили бы им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества.
Следовательно, вывод Самарского УФАС России о совершении Департаментом управления имуществом г.о. Самара действий, приведших (могущих привести) к недопущению или устранению конкуренции на рынке строительства зданий и сооружений, и, соответственно, о нарушении им положений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является безосновательным.
В настоящее время в производстве Арбитражного суда Самарской области находится дело N А55-5654/2011, возбужденное по иску Департамента управления имуществом г.о. Самара к МП г.о. Самара "Транссервис" и ООО "ШАРК" о признании недействительным договора купли-продажи между МП г.о. Самара "Транссервис" и ООО "ШАРК" от 22.09.2010 N 249/КП и о применении последствий недействительности этой сделки в виде возврата вышеуказанного недвижимого имущества и уплаченных за него денежных средств.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.08.2011 по делу N А55-23420/2010 и Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2011 N ВАС-12673/11 об отказе в передаче этого постановления в Президиум для пересмотра в порядке надзора не установлено каких-либо обстоятельств, являющихся преюдициально значимыми для рассмотрения настоящего дела.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции отменяет решение суда первой инстанции в обжалуемой части в связи неправильным применением норм материального права и несоответствием сделанных в этом решении выводов обстоятельствам дела (пункты 3 и 4 части 1, часть 2 статьи 270 АПК РФ) и, руководствуясь пунктом 2 статьи 269 АПК РФ, принимает новый судебный акт о признании оспариваемого решения Самарского УФАС России незаконным.
В соответствии с частью 5 статьи 110 АПК суд апелляционной инстанции взыскивает с Самарского УФАС России в пользу ООО "ШАРК" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб., в том числе расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб., понесенные обществом при обращении в суд первой инстанции, и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 руб., понесенные им при подаче апелляционной жалобы.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции возвращает обществу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 26.12.2011 N 10 при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 декабря 2011 года по делу N А55-19170/2011 отменить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 21 сентября 2011 года по делу N 27-5875-11/10 в части признания действий Департамента управления имуществом городского округа Самара, выразившихся в даче согласия на отчуждение муниципальным предприятием городского округа Самара "Транссервис" муниципального имущества, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Советской Армии, дом 170, литера внутренняя 1, конкретному хозяйствующему субъекту - обществу с ограниченной ответственностью "ШАРК", нарушающими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "ШАРК" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 (Три тысячи) рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ШАРК" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1000 (Одна тысяча) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Представление МП г.о. Самара "Транссервис" в Департамент управления имуществом г.о. Самара проекта договора с ООО "ШАРК" не свидетельствует о том, что Департамент управления имуществом г.о. Самара дал свое согласие на продажу вышеуказанного нежилого помещения именно на условиях этого договора. Кроме того, проект договора, содержащий указание на возможного покупателя, не является актом органа местного самоуправления и, соответственно, не подпадает под действие части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
...
Материалами дела не подтверждается, что действия Департамента управления имуществом г.о. Самара были направлены на предоставление МП г.о. Самара "Транссервис" или ООО "ШАРК" муниципальных преференций, то есть таких преимуществ, которые обеспечили бы им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества.
Следовательно, вывод Самарского УФАС России о совершении Департаментом управления имуществом г.о. Самара действий, приведших (могущих привести) к недопущению или устранению конкуренции на рынке строительства зданий и сооружений, и, соответственно, о нарушении им положений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является безосновательным.
...
В соответствии с частью 5 статьи 110 АПК суд апелляционной инстанции взыскивает с Самарского УФАС России в пользу ООО "ШАРК" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб., в том числе расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб., понесенные обществом при обращении в суд первой инстанции, и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 руб., понесенные им при подаче апелляционной жалобы."
Номер дела в первой инстанции: А55-19170/2011
Истец: ООО "ШАРК"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
Третье лицо: Департамент управления имуществом г. о.Самара, Муниципальное предприятие г. о.Самара "Транссервис"