г. Владивосток |
|
16 февраля 2012 г. |
Дело N А51-14196/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И.С. Чижикова
судей С.В. Шевченко, К.П. Засорина
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Ю. Федосенко
при участии:
от ответчика - ФКУ "Следственный изолятор Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по ПК" - Рудовский Д.С. по доверенности от 30.11.2011 N 25/СИ1/4/3-9222, удостоверение ПРМ N 022715; Баберик М.В. по доверенности от 07.10.2011 N 25/СИ1/4/3-7726, удостоверение ПРМ N 017550; Молчанов А.В. по доверенности от 25.11.2011 N 25/СИ1/4/3-9067, удостоверение ПРМ N 017994; Полоротова Е.Н. по доверенности от 14.02.2012 N 25/СИ1/4/3-916, удостоверение ПРМ N 022159
от истца - ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице Владивостокского отделения "Дальэнергосбыт" - Кашаюк С.В. по доверенности от 09.01.2012 N ДЭК-20-15/216Д, удостоверение N 21; Парубченко М.Н. по доверенности от 01.01.2012 N ДЭК-20-15/285Д, удостоверение N 91
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице Владивостокского отделения "Дальэнергосбыт"
апелляционное производство N 05АП-367/2012
на решение от 05.12.2011
судьи Н.А. Галочкиной
по делу N А51-14196/2011 Арбитражного суда Приморского края
по иску ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице Владивостокского отделения "Дальэнергосбыт" (ИНН 2723088770, ОГРН 1072721001660)
к ФКУ "Следственный изолятор Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по ПК" (ИНН 2536052420, ОГРН 1022501301899)
о взыскании 1 210 058 рублей 50 копеек
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" в лице Владивостокского отделения "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по ПК" о взыскании 1 210 058 рублей 50 копеек задолженности за поставленную на основании договора энергоснабжения N 2503 от 16.02.2011 г.. в январе, феврале 2011 электроэнергию.
Решением суда от 05.12.2011 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, ОАО "ДЭК" обратилось с апелляционной жалобой об его отмене и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении исковых требований. Заявитель оспаривает выводы суда первой инстанции об отнесении ответчика к группе потребителей "население" и применении соответствующего льготного тарифа, а также об оплате ответчиком задолженности за январь-февраль 2011 в полном объеме. Письмо ФСТ России от 10.09.2008 N НБ-5157/12 "О тарифах для жилых зон при исправительно-трудовых учреждениях" не является нормативным документом и носит рекомендательный характер. Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном рынке, утвержденные приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), не применяются к отношениям между субъектами рынка энергоснабжения. Ответчик является юридическим лицом, финансирование деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, оплата электроэнергии за счет осужденных не производится. Не доказано, что электроэнергия приобреталась ответчиком в жилую зону и потребителями являлись физические лица - осужденные. Ответчиком раздельный учет электроэнергии не обеспечен, все здания и сооружения следственного изолятора имеют общий учет электроэнергии.
От ФКУ "СИЗО ГУФСИН по ПК" в адрес суда поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых ответчик выразил несогласие с изложенными в жалобе доводами. Решение арбитражного суда первой инстанции считает законным, обоснованным, апелляционную жалобу просит оставить без удовлетворения. Приводит доводы о том, что электроэнергия по государственному контракту приобреталась в жилые зоны исправительных учреждений, которая учитывалась по отдельным приборам учета. Потребителями электрической энергии являлись физические лица - осужденные, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии. Лица, находящиеся в местах лишения свободы, самостоятельно не могут заключать договора на приобретение электрической энергии, и в их интересах для обеспечения их коммунально-бытовых нужд государственный контракт заключает ответчик.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции судом заслушаны пояснения представителей лиц, участвующих в деле. Представители истца поддержали доводы апелляционной жалобы. В отзыве на апелляционную жалобу, в устных пояснениях представители ответчика выразили несогласие с изложенными в ней доводами, просили оставить апелляционную жалобу без удовлетворения. Судом на основании статей 158, 159, 184-185 АПК РФ рассмотрено и отклонено в связи с необоснованностью заявленное истцом ходатайство об отложении судебного заседания, поскольку апелляционный суд пришел к выводу о том, что проведение сторонами совместной проверки объекта "тюрьма" не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы, поскольку сведения относительно наличия (отсутствия) раздельного учета электроэнергии на объектах ответчика могут быть установлены на основании письменных доказательств, имеющихся в материалах дела.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между истцом (Гарантирующий поставщик) и ответчиком (Покупатель) 16.02.2011 г.. заключен договор энергоснабжения N 2503 сроком действия с 01.01.2011 г.. по 31.12.2011 г.. (п. 9.1 договора). В соответствии с п. 1.1 договора N 2503 от 16.02.2011 г.., установлено, что Гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии и мощности, через привлеченных третьих лиц (сетевая организация), оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, а Покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги, а также соблюдать режим потребления энергии и мощности.
Пунктом 1.2 договора предусмотрен договорной объем потребления электроэнергии (мощности) с помесячной детализацией (Приложения N 2.1,2.2). Установленная мощность токоприемников Покупателя, максимальная мощность приведены в Приложении N 1 к договору.
Цена договора определяется исходя из тарифов за электроэнергию и иные услуги, установленных органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов и объема потребленной электроэнергии (п.5.1 договора). Установленные на момент заключения настоящего договора тарифы могут изменяться в соответствии с решениями (постановлениями) органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов. Изменение тарифов в период действия настоящего контракта не требует его переоформления и вводится в действие со дня, указанного в соответствующем нормативном акте (п. 5.2 договора).
В пункте 6.1 договора указано, что расчетный период (расчетный месяц) устанавливается равный календарному месяцу (с 01 числа каждого месяца по последнее число текущего месяца). Пунктом 6.2 договора предусмотрено, что окончательный расчет за фактически потребленную в расчетном месяце электрическую энергию производится до 18 числа месяца, следующего за расчетным, с учетом средств, ранее внесенных покупателем в качестве оплаты за электрическую энергию в расчетном периоде.
Приложением N 3 к договору определен Перечень мест установки приборов учета, по которым производится расчет за отпущенную электроэнергию.
Во исполнение принятых на себя обязательств по договору энергоснабжения, истец в январе, феврале 2011 года произвел на объекты ответчика поставку электрической энергии и выставил для оплаты счет-фактуры N 30301004146 от 31.01.2011, N 30301014262 от 28.02.2011 на общую сумму 1 703 847 рублей, в которых стоимость электроэнергии по тарифной группе "бюджет непром 1-ст НН с ЧЧИ от 4001 до 5000" рассчитана по тарифу, установленному постановлением департамента по тарифам ПК в размере 3,86 руб./кВт ч, а по электроэнергии, отпущенной населению - "население 26503 Жилые зоны при воинских частях и ИТУ НН" - по тарифу, установленному постановлением департамента по тарифам ПК N 61 от 23.12.2010 года в размере 1, 69 руб./кВтч категория "население, проживающее в сельских населенных пунктах".
Вышеуказанные счет-фактуры были оплачены ответчиком полностью, что подтверждается истцом и представленными ответчиком в материалы дела платежными поручениями.
Истцом в связи с неправильным применением к ответчику тарифа в отношении электроэнергии, отпущенной населению, был сделан перерасчет за потребленную в январе, феврале 2011 года электроэнергию в сторону увеличения тарифа - с применением тарифа, установленного Постановлением Департамента по тарифам Приморского края N 64/3 от 28.12.2010 г.. (п. 2.1.5 Приложения N 1) для категории "бюджетные потребители" одноставочный тариф, дифференцированный по числу часов использования мощности менее 5500 часов - в размере 3,86 руб. / кВтч. и выставлены с учетом ранее произведенных ответчиком оплат за январь, февраль 2011 года счет-фактуры N30301042194 от 31.05.2011 г.. и N 30301042195 от 31.05.2011 г.. на общую сумму в размере 1 210 058 рублей 50 копеек, составляющей разницу в тарифах, которые не были оплачены ответчиком, что послужило основанием для обращения истца в суд с иском о взыскании задолженности.
По количеству и качеству принятой в спорный период электрической энергии спор между сторонами отсутствует. Спор возник по поводу подлежащего применению тарифа при расчете стоимости электроэнергии. Так, по мнению истца, цену отпущенной электроэнергии надлежит рассчитывать, исходя из тарифа, установленного для категории "бюджетные потребители", по мнению ответчика - надлежит применять тариф для категории "население".
Апелляционная коллегия находит правомерным и поддерживает вывод суда первой инстанции о необходимости применения тарифа, установленного для группы "население", по следующим основаниям.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
На 2011 год тарифы на электрическую энергию установлены постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 23.12.2010 N 61 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравнены к нему категориям потребителей по Приморскому краю на 2011 год" и постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 28.12.2010 N 64/3 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на территории Приморского края, за исключением электрической энергии (мощности) поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2011 год".
В соответствии с пунктом 27 Методических указаний (в редакции от 28.11.2006) аналогично группе "население" производится расчет тарифов для приравненных к категории населения потребителей, в том числе, жилых зон при воинских частях и исправительно-трудовых учреждениях, рассчитывающиеся по общему счетчику на вводе.
Согласно пункту 27 Методических указаний в редакции от 31.12.2009 к тарифной группе "население" относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды. Аналогично указанной группе производится расчет тарифов для приравненных к категории "население" потребителей, в том числе, физических лиц, приобретающих электрическую энергию в целях потребления в помещениях для содержания осужденных, при условии наличия раздельного учета в указанных помещениях.
Для воинских частей, исправительно-трудовых учреждений и иных бюджетных организаций с жилыми зонами при них применяется тариф для бюджетных потребителей, входящих в групп у "прочие потребители". Поскольку солдатские казармы, летние полевые лагеря, жилые помещения военно-учебных заведений, исправительно-трудовых учреждений, лагерей и других мест компактного временного и постоянного проживания контингента, входят в состав вышеуказанных организаций и финансируются за счет средств соответствующих бюджетов, то оплата потребляемой ими электроэнергии, производится по тарифной группе "прочие потребители".
Поскольку ответчик - ФКУ "СИЗО ГУФСИН по ПК" является учреждением уголовно-исполнительной системы, в состав которой входит жилая зона исправительных учреждений, где отбывают уголовное наказание в виде лишения свободы осужденные - физические лица, которые финансируются за счет средств соответствующих бюджетов, то оплата потребляемой ими электроэнергии, производится по тарифной группе "прочие потребители".
Однако для жилых зон при этих организациях (жилые дома, общежития, в которых проживает обслуживающий персонал, работники, их семьи и т.д.) может быть применен тариф, установленный для группы "население", при условии установления раздельного учета на указанные объекты.
Письмом Федеральной службы по тарифам от 10.09.2008 N НБ-5157/12 "О тарифах для жилых зон при исправительно-трудовых учреждениях", установлено, что для жилых зон при исправительно-трудовых учреждениях (жилые дома, общежития, в которых проживает обслуживающий персонал, работники исправительно-трудовых учреждений, их семьи и т.д.), а также для осужденных, содержащихся в исправительно-трудовых учреждениях, которые оплачивают из собственных средств коммунальные услуги, тариф, установленный для группы "население", может быть применен при условии установления раздельного учета на указанные объекты.
Учитывая, что у ответчика имеются приборы учета, установленные для учета электроэнергии, потребляемой жилыми зонами - указанными в приложении N 3 к договору N 2503 от 16.02.2011 г..- "тюрьма", что подтверждается представленными ведомостями электропотребления за спорный период, в которых отдельными позициями указан объект 1 -Тюрьма с точками учета: "тюрьма (ввод 1), тюрьма, тюрьма (ввод 2)". Согласно Приложению N 3 к договору поставка электрической энергии производится на объект 1 "Тюрьма", где имеются отдельные приборы учета электрической энергии - заводские номера: 34599, 00714358, 0711702026600230. Указанным приложением определено, что энергия отпускается потребителю по тарифам, установленным для тарифной группы "Жилые зоны при ВЧ и ИТУ НН".
Таким образом, вывод суда первой инстанции о необоснованном применении истцом при начислении ответчику платы за электроэнергию за январь - февраль 2011 года тарифа, установленного для группы "бюджетные" апелляционная коллегия считает законным и обоснованным. При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.
Изложенное соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указанной в определении от 14.04.2011 N ВАС-3529/11.
Истец в апелляционной жалобе указывает, что поскольку в примечаниях (приложение) к Постановлению Департамента по тарифам по ПК N 61 от 23.12.2010 г.., Постановлению Департамента по тарифам по ПК N 18/27 от 30.03.2011 г.. "О внесении изменений в Постановление Департамента по тарифам по ПК N 61 (срок действия с 01.04.2011 г.. по 31.07.2011 г..) перечислены потребители, которые приравнены к "населению", которыми являются - физические лица, приобретающие электрическую энергию в целях потребления в помещениях для содержания осужденных при условии наличия раздельного учета в указанных помещениях, а ответчик по настоящему делу является юридическим лицом - учреждением, исполняющим наказание, то на ответчика не распространяются Постановления Департамента по тарифам по ПК N 61 от 23.12.2010 г., N 18/27 от 30.03.2011 г.., в силу прямого указания лиц, в отношении которых оно действует - физические лица.
Данный довод истца судом отклоняется, поскольку в Перечне категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам), являющегося приложением к Приказу Федеральной службы по тарифам от 31.12.2010 г.. N 655-э "Об определении категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам)" указаны юридические лица в части приобретаемого объема электрической энергии (мощности) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания, при условии наличия раздельного учета для указанных помещений.
Как следует из материалов дела, электроэнергия по договору N 2503 от 16.02.2011 приобреталась ответчиком в жилую зону исправительных учреждений, и данная энергия учитывалась по отдельным приборам учета. Потребителями электрической энергии являлись физические лица - осужденные, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы в следственном изоляторе.
Ответчик, являясь юридическим лицом, в данных правоотношениях приобретает электрическую энергию не для своих нужд, а для нужд осужденных. Поскольку лица, находящиеся в местах лишения свободы, самостоятельно не могут заключать договора на приобретение электрической энергии, в их интересах, такой контракт заключает ответчик.
В соответствии со статьей 73 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы отбывают наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях. Исправительные учреждения в РФ созданы и действуют только как юридические лица (ст. 5 Закона РФ от 21.07.2003 г.. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"). Частью 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено возмещение стоимости коммунально-бытовых услуг осужденным, имеющими заработную плату и получающими пенсию.
Указанные нормы права, подтверждают довод ответчика о том, что фактическими потребителями электрической энергии, поставляемой в жилые зоны, являются осужденные - физические лица.
Таким образом, фактически, указанной в Приказе категории потребителей - не существует, так как осужденные не могут непосредственно выступать покупателями электрической энергии для личного потребления. Покупателем энергии для обеспечения бытовых нужд спецконтингента является учреждение (юридическое лицо), исполняющие наказание в виде лишения свободы, получающие финансирование по указанной статье расходов.
Доводы заявителя жалобы о том, что приказ Федеральной службы по тарифам России от 31.12.2010 N 655-э в редакции приказа Федеральной службы по тарифам России от 15.06.2011 N 139-э/2 в спорный период не действовал, подлежат отклонению. Аналогичные нормы содержатся в Методических указаниях по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-Э/2. Содержание письма ФСТ России от 10.09.2008 N НБ-5157/12 "О тарифах для жилых зон при исправительно-трудовых учреждениях" не противоречит изложенным выше нормам, несмотря на его рекомендательный характер.
В соответствии с пунктом 2 Методических указаний они предназначены для использования регулирующими органами (федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов), органами местного самоуправления, регулируемыми организациями для расчета методом экономически обоснованных расходов уровней регулируемых тарифов и цен на розничном (потребительском) рынке электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности).
Ссылки суда на указанный нормативный акт при рассмотрении настоящего спора являются правомерными и обоснованными, так как исходя из Методических указаний постановлениями Департамента по тарифам Приморского края от 23.12.2010 N 61 и от 28.12.2010 N 64/3 устанавливались тарифы, по поводу правильного применения которых возник спор.
Все доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 05.12.2011 по делу N А51-14196/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
И.С. Чижиков |
Судьи |
С.В. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Истец в апелляционной жалобе указывает, что поскольку в примечаниях (приложение) к Постановлению Департамента по тарифам по ПК N 61 от 23.12.2010 г.., Постановлению Департамента по тарифам по ПК N 18/27 от 30.03.2011 г.. "О внесении изменений в Постановление Департамента по тарифам по ПК N 61 (срок действия с 01.04.2011 г.. по 31.07.2011 г..) перечислены потребители, которые приравнены к "населению", которыми являются - физические лица, приобретающие электрическую энергию в целях потребления в помещениях для содержания осужденных при условии наличия раздельного учета в указанных помещениях, а ответчик по настоящему делу является юридическим лицом - учреждением, исполняющим наказание, то на ответчика не распространяются Постановления Департамента по тарифам по ПК N 61 от 23.12.2010 г., N 18/27 от 30.03.2011 г.., в силу прямого указания лиц, в отношении которых оно действует - физические лица.
Данный довод истца судом отклоняется, поскольку в Перечне категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам), являющегося приложением к Приказу Федеральной службы по тарифам от 31.12.2010 г.. N 655-э "Об определении категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам)" указаны юридические лица в части приобретаемого объема электрической энергии (мощности) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания, при условии наличия раздельного учета для указанных помещений.
...
В соответствии со статьей 73 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы отбывают наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях. Исправительные учреждения в РФ созданы и действуют только как юридические лица (ст. 5 Закона РФ от 21.07.2003 г.. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"). Частью 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено возмещение стоимости коммунально-бытовых услуг осужденным, имеющими заработную плату и получающими пенсию."
Номер дела в первой инстанции: А51-14196/2011
Истец: ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице Владивостокского отделения "Дальэнергосбыт"
Ответчик: ФКУ "Следственный изолятор N 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю", ФКУ Следственный изолятор N1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по ПК
Третье лицо: ОАО "ДЭК"
Хронология рассмотрения дела:
21.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11460/12
11.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1316/12
16.02.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-367/12
05.12.2011 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-14196/11