г. Чита |
|
16 февраля 2012 г. |
Дело N А78-6214/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2012 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Куклина О.А.,
судей Даровских К.Н., Стрелкова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Першиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов Забайкальского края и открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания-14" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 ноября 2011 года по делу N А78-6214/2011 по иску открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания-14" (ОГРН 1047550031242 ИНН 7534018889, юридический адрес: г. Чита, ул. Лазо, 1) к государственному учреждению "Медстрой" (ОГРН 1027501156506 ИНН 7536033730, юридический адрес: г. Чита, ул. Тимирязева, 31), обществу с ограниченной ответственностью Строительному предприятию "Дружба" (ОГРН 1027501148696 ИНН 7536046218, юридический адрес: г. Чита, ул. Промышленная, 7) о взыскании 147 261,36 руб., к Забайкальскому краю в лице Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (ОГРН 1087536008801 ИНН 7536095984, юридический адрес: г. Чита, ул. Амурская, 68) и Министерству финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108 ИНН 7536095230, юридический адрес: г. Чита, ул. Амурская, 68) о взыскании 40 817,59 руб., к государственному учреждению "Региональный центр спортивной подготовки" (ОГРН 1037550024005 ИНН 7534017282, юридический адрес: г. Чита, ул. Ингодинская, 17, а) о взыскании 13 596,88 руб. (суд первой инстанции: судья Фадеев Е.А.),
при участии в судебном заседании:
от ОАО "Территориальная генерирующая компания-14" - Конюковой М.В., представителя по доверенности от 10.01.2012
от государственного учреждения "Региональный центр спортивной подготовки" - Коноваловой Е.В., представителя по доверенности от 16.08.2011
от Министерства финансов Забайкальского края - Бондаренко И.А., представителя по доверенности от 9.09.2011,
установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании задолженности за тепловую энергию, поставленную в здание, расположенное по адресу: г. Чита, ул. Ангарская, 8, стр.1, с государственного учреждения "Медстрой" - 130 268,63 руб. за период с 22.10.2010 по 10.12.2010, с Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края - 57 810,32 руб. за период с 11.12.2010 по 27.12.2010, с государственного учреждения "Региональный центр спортивной подготовки" - 13 596,88 руб. за период с 28.12.2010 по 31.12.2010.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 26.09.2011 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены общество с ограниченной ответственностью Строительное предприятие "Дружба" и Забайкальский край в лице Министерства финансов Забайкальского края.
В процессе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил взыскать задолженность по оплате за потреблённую тепловую энергию с государственного учреждения "Медстрой" и общества с ограниченной ответственностью Строительное предприятие "Дружба" за период с 22.10.2010 по 15.12.2010 в размере 147 261,36 руб.; с Забайкальского края в лице Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края и Министерства финансов Забайкальского края за счёт средств казны Забайкальского края за период с 16.12.2010 по 27.12.2010 в размере 40 817,59 руб.; с государственного учреждения "Региональный центр спортивной подготовки" за период с 28.12.2010 по 31.12.2010 в размере 13 596,88 руб.
Как установлено судом из материалов дела, 30.04.2004 между государственным учреждением "Медстрой" Комитета здравоохранения Читинской области и обществом с ограниченной ответственностью совместное Российско-китайское предприятие "Дружба" был подписан договор на строительство объекта - пристройки к школе N 1 в г. Чите (2-я очередь), расположенного по адресу: г. Чита, ул. Ангарская, 8.
10.12.2010 года подписано разрешение на ввод указанного объекта в эксплуатацию.
15.12.2010 государственное учреждение "Медстрой" по акту приёма-передачи передало Забайкальскому краю, от имени которого действовал Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, законченный строительством объект, расположенный по адресу: г. Чита, ул. Ангарская, 8, состоящий из здания регионального центра спортивной подготовки, тепловых сетей, канализационных сетей, водопроводных сетей, кабельной линии.
28.12.2010 объект передан государственному учреждению "Региональный центр спортивной подготовки" на основании распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений от 28.12.2010 N 6859/р и договора о передаче в безвозмездное пользование имущества, являющегося государственной собственностью Забайкальского края, N 29-10б от 28.12.2010 (т.1 л.21-26).
В обоснование исковых требований истец указал, что 10.12.2010 государственному учреждению "Медстрой" было выдано разрешение N RU75303000-66) на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Региональный центр спортивной подготовки", расположенного по адресу: г. Чита, ул. Ангарская, 8, стр.1. Впоследствии Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края на основании распоряжения N 6859/р от 28.12.2010 и договора N 29-10б о передаче в безвозмездное пользование имущества, являющегося государственной собственностью, от 28.12.2010 указанный объект был передан в безвозмездное пользование государственному учреждению "Региональный центр спортивной подготовки". Договор на отпуск и потребление тепловой энергии для теплоснабжения объекта заключён не был, однако истец осуществлял поставку тепловой энергии в здание по адресу: г. Чита, ул. Ангарская, 8, стр.1. За период с 11.10.2010 по 31.12.2010 задолженность за потреблённую тепловую энергию составила 201 675,83 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 28 ноября 2011 года с Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края за счёт средств его казны в пользу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" взыскана задолженность по оплате за потреблённую тепловую энергию в сумме 17 046,64 руб. С государственного учреждения "Региональный центр спортивной подготовки" в пользу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" взыскана задолженность по оплате за потреблённую тепловую энергию в сумме 13 596,88 руб. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, Министерства финансов Забайкальского края и открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания-14" обратились в суд с апелляционными жалобами.
Министерство финансов Забайкальского края просит решение суда отменить в части взыскания с Министерства финансов Забайкальского края 17 881,90 руб. и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя апелляционной жалобы, Министерство финансов является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку финансирование расходов на содержание государственного имущества Забайкальского края осуществляется в соответствии с бюджетной росписью краевого бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утверждённых для уполномоченного органа. Законом Забайкальского края от 3.12.2009 N 285-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" предусмотрены ассигнования для Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в размере 40 525 000 руб. в том числе и на содержание государственного имущества, собственником которого является Забайкальский край - 30 718 300 руб. В 2010 году департаментом в Министерство финансов Забайкальского края были направлены бюджетные заявки на общую сумму 17 907 400 руб. Указанные заявки были исполнены.
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания-14" просит изменить решение суда, исковые требования удовлетворить в полном объёме. В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что в результате проверки проведённой инспектором открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания-14" 22.10.2010, был установлен факт потребления тепловой энергии на объекте по адресу: г. Чита, ул. Ангарская, 8. При этом, государственное учреждение "Медстрой" и общество с ограниченной ответственностью "Строительное предприятие "Дружба" к истцу с заявками на отпуск тепловой энергии не обращались. Таким образом, был установлен факт бездоговорного потребления тепловой энергии. Сотрудники указанных организаций отказались подписывать акт. Согласно акту о проведении испытания трубопроводов на герметичность теплотрасса протяженностью 98,2 кв.м с 29.09.2010 полностью была готова к эксплуатации. Действия по допуску в эксплуатацию и подключению начали осуществляться обществом с ограниченной ответственностью Строительной компанией "Дружба" и государственным учреждением "Медстрой" только в декабре 2010 года, о чём свидетельствует акт о присоединении объекта от 23.12.2010. В спорный период ответчиками осуществлялось потребление тепловой энергии с использованием энергопринимающих устройств, присоединённых к сетям теплоснабжающей организации с нарушением установленного порядка технологического присоединения, то есть путём самовольного подключения. В связи с чем выводы суда о том, что снабжение тепловой энергией спорного объекта началось только с 23.12.2010, истец считает ошибочными.
Ответчики-1, -2, -3 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей ответчиков-1, -2, -3, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Истцом заявлено требование о взыскании оплаты за поставленные ответчикам коммунальные ресурсы. Соответственно, в предмет доказывания по настоящему делу входят следующие элементы: наличие между истцом и каждым из ответчиков отношений по энергоснабжению (то есть следует установить, являлся ли каждый из ответчиков абонентом истца в какой-то момент в течение спорного периода); период, в течение которого истец фактически осуществлял энергоснабжение каждого из ответчиков; количество полученных каждым из ответчиков энергоресурсов; тариф на энергоносители; наличие оплаты; размер задолженности каждого из ответчиков перед истцом.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что истец доказал факт поставки на спорный объект тепловой энергии, начиная с 23.12.2010, то есть с момента составления акта о присоединении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения с участием представителей истца и заказчика строительства государственного учреждения "Медстрой", одного из ответчиков по настоящему делу (т.1 л.54).
Утверждения истца о том, что фактически теплоснабжение строящегося объекта по адресу: г. Чита, ул. Ангарская, 8, осуществлялось с 22.10.2010, суд апелляционной инстанции оценивает критически. В обоснование своих доводов истец ссылается на акты от 22.10.2010 и от 17.01.2011 (т.1 л.55, 99). Суд исследовал данные документы и установил следующее: согласно содержанию акта от 22.10.2010, составленного в отсутствие представителей кого-либо из ответчиков, на спорном объекте произведено обследование системы теплоснабжения и выявлено, что теплоснабжение включено, температура воздуха внутри помещения +20 градусов С. Более никакой информации акт не содержит.
Таким образом, из акта не представляется возможным установить: в каком состоянии находится тепловое оборудование здания; какое конкретно тепловое оборудование смонтировано и какое приведено в действие; имеются ли отопительные приборы и какие именно; каким способом в помещении температура воздуха прогрета до указанной в акте температуры. Содержание акта от 22.10.2010 не позволяет определённо и однозначно исключить возможность обогрева помещения с помощью электроприборов (мощных тепловых пушек и т.п.).
Согласно содержанию акта от 17.01.2011, составленного также в отсутствие представителей кого-либо из ответчиков, теплоснабжение помещения по адресу: г. Чита, ул. Ангарская, 8, осуществлялось с 22.10.2010. Тем не менее, из данного акта не представляется возможным определить, на основе каких данных установлен зафиксированный в нём факт, и каким образом документ, составленный 17.01.2011, может фиксировать обстоятельства, которые, якобы, имели место 22.10.2010.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции оценивает акты от 22.10.2010 и от 17.01.2011, как недостоверные доказательства, которые не в состоянии подтвердить факт поставки истцом тепловой энергии в спорном помещении кому-либо из ответчиков.
Напротив, в соответствии с актом от 9-22.12.2010 о готовности объекта капитального строительства к подключению к тепловым сетям (т.1 л.52-53) помещение по адресу: г. Чита, ул. Ангарская, 8, могло быть подключено к теплоснабжению не ранее 22.12.2010.
23.12.2010 такое подключение было произведено, что подтверждается упомянутым выше актом от этой даты.
Однако в соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию (т.1 л.29-31) уже 10.12.2010, то есть до подключения теплоснабжения, строительство объекта, заказчиком которого выступало государственное учреждение "Медстрой", а подрядчиком - общество с ограниченной ответственностью Строительное предприятие "Дружба", завершено, объект был полностью построен, принят заказчиком от подрядчика и введён в эксплуатацию.
Учитывая изложенное, 10.12.2010, полностью исполнив обязательства по договору подряда от 30.06.2004 (т.1 л.59-65), общество с ограниченной ответственностью Строительное предприятие "Дружба" утратило статус подрядчика, а государственное учреждение "Медстрой" - статус заказчика строительства. Собственником же вновь возведённого здания являлся субъект Российской Федерации - Забайкальский край, которому имущество было передано по акту приёма-передачи от 15.12.2010 (т.1 л.68).
В свою очередь Забайкальский край на основании распоряжения руководителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края N 6859/р от 28.12.2010 и договора N 29-10б о передаче в безвозмездное пользование имущества, являющегося государственной собственностью, 28.12.2010 по акту приёма-передачи передал указанный объект в безвозмездное пользование государственному учреждению "Региональный центр спортивной подготовки" (т.1 л.21-26).
Таким образом, из материалов дела судом установлено, что в период с момента подключения спорного здания к теплоснабжению (с 23.12.2010) по 27.12.2010 им владел непосредственно Забайкальский край, а с 28.12.2010 здание перешло в законное владение государственного учреждения "Региональный центр спортивной подготовки".
Обязанность оплатить тепловую энергию, поставленную истцом в соответствующие периоды, лежит на указанных лицах даже при отсутствии договоров теплоснабжения в силу требований статей 458 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом от лица субъекта федерации в соответствии с требованиями статей 125 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации выступает его финансовый орган, то есть Министерство финансов Забайкальского края.
Поскольку прибор учёта на границе балансовой принадлежности тепловых сетей отсутствует, количество тепловой энергии, поставленной в указанный выше период в здание по адресу: г. Чита, ул. Ангарская, 8, определено расчётным путём на основании методики, утверждённой приказом Госстроя Российской Федерации N 105 от 6.05.2000 (т.1 л.94-97). При корректировке расчётов истца суд первой инстанции принял во внимание то обстоятельство, что факт потребления ответчиками тепловой энергии установлен не за весь спорный период, а только с 23.12.2010.
При расчёте стоимости тепловой энергии суд применил тариф, установленный для истца в определённом законом порядке.
Доказательств оплаты задолженности ответчики в дело не представили. Соответственно, решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований является законным и обоснованным. Оснований для его отмены либо изменения не усматривается.
Руководствуясь статьёй 268, частью 1 статьи 269, статьями 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 ноября 2011 года по делу N А78-6214/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.А. Куклин |
Судьи |
А.В.Стрелков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обязанность оплатить тепловую энергию, поставленную истцом в соответствующие периоды, лежит на указанных лицах даже при отсутствии договоров теплоснабжения в силу требований статей 458 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом от лица субъекта федерации в соответствии с требованиями статей 125 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации выступает его финансовый орган, то есть Министерство финансов Забайкальского края.
Поскольку прибор учёта на границе балансовой принадлежности тепловых сетей отсутствует, количество тепловой энергии, поставленной в указанный выше период в здание по адресу: г. Чита, ул. Ангарская, 8, определено расчётным путём на основании методики, утверждённой приказом Госстроя Российской Федерации N 105 от 6.05.2000 (т.1 л.94-97). При корректировке расчётов истца суд первой инстанции принял во внимание то обстоятельство, что факт потребления ответчиками тепловой энергии установлен не за весь спорный период, а только с 23.12.2010."
Номер дела в первой инстанции: А78-6214/2011
Истец: ОАО "Территориальная генерирующая компания N 14", ОАО "Территориальная генерирующая компания"
Ответчик: ГУ "Медстрой", ГУ "Региональный центр спортвной подготовки", ГУ "Региональный центр спортивной подготовки", Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, ООО Строительное предприятие "Дружба"
Третье лицо: Министерство финансов Забайкальского края