г. Санкт-Петербург |
|
15 февраля 2012 г. |
Дело N А56-17518/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Фокиной Е.А., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
при участии:
от заявителя: Гурвич И.Н. по доверенности от 17.01.2011 N 01-1/11
от заинтересованного лица: Гафурова Р.А. по доверенности от 01.02.2012 г.. N 72-12-ПИ-06/1903
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (14АП-273/2012) Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе на решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2011 г.. по делу N А56-17518/2011 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению ЗАО "НТЦ "Техносистемс"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ЗАО "Научно-технический центр "Техносистемс" (190020, Санкт-Петербург, ул.Бумажная, д.9, к.1А, офис 22, ОГРН 1027810333165, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (191023, Санкт-Петербург, наб.реки Фонтанки, д.15, ОГРН 1037843053214, далее - административный орган) от 21.12.2010 г.. N 72-11-202/ин по делу N 1147-2010-Ю-002-002 о привлечении к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Свои требования заявитель обосновал тем, что обществом были предоставлены запрашиваемые сведения в установленный срок. Неполучение административным органом запрашиваемых сведений не повлекло каких-либо негативных последствий и не создало угрозы охраняемым общественным отношениям, поскольку на день составления протокола об административном правонарушении и привлечения общества к административной ответственности административный орган обладал всей необходимой информацией.
Решением суда первой инстанции заявленные ЗАО "НТЦ "Техносистемс" требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе от 21.12.2010 г.. N 72-11-202/ин по делу N 1147-2010-Ю-002-002 о привлечении к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 600 000 рублей за непредставление запрошенных сведений ввиду малозначительности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в СЗФО направило апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что факт совершенного обществом правонарушения подтверждается материалами дела, непредставление запрошенных сведений образует состав правонарушения по части 9 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Представитель общества в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, возражения изложил в отзыве и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что Региональным отделением ФСФР в ходе проведения камеральной проверки в отношении общества на предмет соблюдения требований законодательства о ценных бумагах, об акционерных обществах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, обществу выдано предписание от 28.09.2010 N 72-10-ПИ-04/2156пд о предоставлении в 15-дневный срок с даты получения предписания следующих документов: копии сопроводительного письма, с которым общество направило в РО ФСФР отчетность за 2009 г.., предусмотренную пунктом 3 Приказа ФСФР России от 13.08.2009 N 09-33/пз-н "Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг"; адрес страницы в Интернете, используемой обществом для опубликования правил ведения реестра.
Согласно уведомлению о вручении почтового отправления предписание получено обществом 06.10.2010, подлежало исполнению не позднее 21.10.2010.
В связи с неисполнением в установленный срок предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), о предоставлении документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 19.11.2010.
Постановлением от 21.12.2010 N 72-11-202/ин общество признано виновным в нарушении требований пункта 7 статьи 44 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", статьи 11 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" и привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
ЗАО "НТЦ "Техносистемс" не согласилось с указанным постановлением по тем основаниям, что в действиях общества отсутствует состав вменяемого правонарушения, обществом были предоставлены запрашиваемые сведения. Неполучение административным органом запрашиваемых сведений (информации) не повлекло каких-либо негативных последствий и не создало угрозы охраняемым общественным отношениям, поскольку на день составления протокола об административном правонарушении и привлечения общества к административной ответственности административный орган обладал всей необходимой информацией. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, признавая незаконным оспариваемое постановление, посчитал, что совершенное обществом правонарушение возможно признать малозначительным в силу статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно пункту 7 статьи 44 Закона N 39-ФЗ федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг предоставлено право направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предусмотрено, что предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
В силу части 9 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях объективную сторону административного правонарушения образует невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа, за что установлена административная ответственность в виде штрафа.
При этом административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (части 1 и 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Из материалов дела следует, что предписание Регионального отделения от 28.09.2010 получено обществом 06.10.2010. Документальных доказательств выполнения данного предписания в установленный срок заявителем не представлено.
Вместе с тем, пояснениями сторон подтверждается, что административный орган располагал сведениями о том, что общество не представляло отчетность за 2009 г.., за что было привлечено к административной ответственности, и в связи с тяжелым финансовым положением не имело своей страницы в Интернете.
Согласно статье 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъясняется, что малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации правонарушения как малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного обществом административного правонарушения, посчитал возможным применить статью 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и признал совершенное обществом правонарушение малозначительным, указав, что своими действиями общество не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом правильно отмечено о непредставлении административным органом доказательств того, что допущенное обществом нарушение (непредставление письменного объяснения причин отсутствия запрашиваемых документов) повлекло негативные последствия, в том числе для акционеров общества, либо причинило организационный вред общественным отношениям, связанным с обеспечением эффективного контроля за деятельностью общества как профессионального участника рынка ценных бумаг.
Доводы административного органа, указанные в апелляционной жалобе, повторяют его позицию, изложенную в отзыве на заявление, которой судом первой инстанции дана надлежащая оценка. Оснований для переоценки не имеется.
Процессуальных нарушений административным органом в ходе привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал полную и объективную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2011 г.. по делу N А56-17518/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
Е.А. Фокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 9 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях объективную сторону административного правонарушения образует невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа, за что установлена административная ответственность в виде штрафа.
При этом административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (части 1 и 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
...
Согласно статье 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъясняется, что малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации правонарушения как малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного обществом административного правонарушения, посчитал возможным применить статью 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и признал совершенное обществом правонарушение малозначительным, указав, что своими действиями общество не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям."
Номер дела в первой инстанции: А56-17518/2011
Истец: ЗАО "НТЦ Техносистемс"
Ответчик: РО ФСФР России в СЗФО