г. Санкт-Петербург |
|
16 февраля 2012 г. |
Дело N А21-8725/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Фокиной Е.А., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Е.В.Михайлюк
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-319/2012) ООО "ГЕРОФ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.12.2011 и дополнительное решение от 07.12.2012 по делу N А21-8725/2011 (судья Зинченко С.А.), принятое
по заявлению ООО "ГЕРОФ"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Матвеевой Т.В. по доверенности от 03.11.2011;
от ответчика: не явились-извещены (уведомление N 39575);
установил:
ООО "ГЕРОФ" (236023, г.Калининград, ул.Ставропольская, д.10, ОГРН 1073917005106, далее- общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области (236039, г.Калининград, ул.Краснооктябрьская, д.9, далее ТУ Росфиннадзора, административный орган) в части квалификации действий общества по части 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях по трем самостоятельным административным правонарушениям и привлечении по каждому из них к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 рублей за каждое, об отмене постановлений ТУ Росфиннадзора от 27.10.2011 N 27-11/207П, N 27-11/1440П, N 27-11/1441П и N 27-11/1442, а также недействительными протоколов об административном правонарушении от 12.10.2011 N 27-11/207П, N 27-11/1440П, N 27-11/1441П и N 27-11/1442 в части их составления, как самостоятельных правонарушений.
Решением суда первой инстанции от 01.12.2011 и дополнительным решением от 07.12.2011 обществу в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме, в связи с правомерностью привлечения общества к административной ответственности по ч.6 ст.15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях за каждое совершенное им правонарушение.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что административным органом неправильно квалифицированы действия общества как три самостоятельных правонарушения и назначено наказание по каждому из них. По мнению общества, неоднократность совершенных им деяний, образующих состав правонарушения, установленного частью 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривает назначение наказания в соответствии с положениями ч.2 ст.4.4 Кодекса- в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие, более строгого административного наказания.
ТУ Росфиннадзора, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд своих представителей не направило, административный орган изложил свою позицию в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителя общества, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, ТУ Росфиннадзора в Калининградской области на основании информации (вх.N 5676), полученной из филиала N 7806 Банка ВТБ 24(ЗАО) проведена проверка ООО "ГЕРОФ" по вопросу соблюдения таможенного и валютного законодательства, которой выявлены нарушения в части несоблюдения установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
В ходе проверки установлено, что 22.08.2008 между ООО "ГЕРОФ" (покупатель) и фирмой "Dieter Hagemann GmbH".Германия (продавец) заключен контракт N 1 на поставку текстильных товаров и рекламных материалов, сроком действия до 31.12.2012. Согласно п.4.1 и.4.2 контракта товар оплачивается в порядке предоплаты банковским переводом на счет продавца в Евро.
Общество на основании указанного контракта в филиале N 7806 Банка ВТБ 24(ЗАО) 23.12.2008 оформило паспорт сделки (ПС) N 08120082/1623/0006/2/0.
По данным разделов II и III ведомости банковского контроля по ПС N 08120082/1623/0006/2/0 по состоянию на 15.09.2011 общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар на общую сумму 10 333,25 Евро и перечислило нерезиденту денежные средства в сумме 15 546,15 Евро.
Так во исполнение контракта на территорию Российской Федерации осуществлен ввоз товара по ГТД N 10226030/070411/0008281 (отметка таможенного органа "выпуск разрешен"-07.04.2011) на сумму 2 917,95 Евро.
Согласно информации банка, подтверждающий документ (копия ГТД N 10226030/070411/0008281) и справка о подтверждающих документах представлены обществом 14.06.2011 ( при сроке не позднее-22.04.2011), то есть с нарушением 15 дневного срока, установленного п.2.4 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П.
Усмотрев в действиях общества признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст.15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, 12.10.2011 административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 27-11/1440 и 27.10.2011 должностным лицом ТУ Росфиннадзора вынесено постановление N 27-11/1440П о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Административным органом также было установлено, что 02.06.2008 между ООО "ГЕРОФ" (покупатель) и фирмой "Badenia Bettcomfort GmbH & Co.KG". Германия (продавец) заключен контракт N 1 на поставку текстильных товаров и рекламных материалов, сроком действия до 31.12.2012. Согласно п.4.1 и.4.2 контракта товар оплачивается в порядке предоплаты банковским переводом на счет продавца в Евро.
Общество на основании указанного контракта в филиале N 7806 Банка ВТБ 24(ЗАО) 23.12.2008 оформило паспорт сделки (ПС) N 08120075/1623/0006/2/0.
По данным разделов II и III ведомости банковского контроля по ПС N 08120075/1623/0006/2/0 по состоянию на 15.09.2011 общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар на общую сумму 20 016,81 Евро и перечислило нерезиденту денежные средства в сумме 19 988,94 Евро.
Так во исполнение контракта на территорию Российской Федерации осуществлен ввоз товара по ГТД N 10226030/070411/0008284 (отметка таможенного органа "выпуск разрешен"-07.04.2011) на сумму 2 941,44 Евро.
Согласно информации банка, подтверждающий документ (копия ГТД N 10226030/070411/0008284) и справка о подтверждающих документах представлены обществом 14.06.2011 ( при сроке не позднее-22.04.2011), то есть с нарушением 15 дневного срока, установленного п.2.4 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П.
Усмотрев в действиях общества признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст.15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, 12.10.2011 административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 27-11/1441 и 27.10.2011 должностным лицом ТУ Росфиннадзора вынесено постановление N 27-11/1441П о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Кроме того, 06.11.2007 между ООО "ГЕРОФ" (покупатель) и фирмой "Oberbadische Bettfedernfabrik GmbH"("ОВВ"). Германия (продавец) заключен контракт N 1 на поставку текстильных товаров и рекламных материалов, сроком действия до 31.12.2012. Согласно п.4.1 и.4.2 контракта товар оплачивается в порядке предоплаты банковским переводом на счет продавца в Евро.
Общество на основании указанного контракта в филиале N 7806 Банка ВТБ 24(ЗАО) 23.12.2008 оформило паспорт сделки (ПС) N 08120068/1623/0006/2/0.
По данным разделов II и III ведомости банковского контроля по ПС N 08120068/1623/0006/2/0 по состоянию на 15.09.2011 общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар на общую сумму 15 437,17 Евро и перечислило нерезиденту денежные средства в сумме 15 437,18 Евро.
Так во исполнение контракта на территорию Российской Федерации осуществлен ввоз товара по ГТД N 10226030/070411/0008285 (отметка таможенного органа "выпуск разрешен"-07.04.2011) на сумму 2 941,44 Евро.
Согласно информации банка, подтверждающий документ (копия ГТД N 10226030/070411/0008285) и справка о подтверждающих документах представлены обществом 14.06.2011 ( при сроке не позднее-22.04.2011), то есть с нарушением 15 дневного срока, установленного п.2.4 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П.
Усмотрев в действиях общества признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст.15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, 12.10.2011 административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 27-11/1442 и 27.10.2011 должностным лицом ТУ Росфиннадзора вынесено постановление N 27-11/1442П о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Общество с вышеуказанными постановлениями административного органа не согласилось, и, не отрицая сам факт совершения правонарушений, обратилось в арбитражный суд с заявлением об освобождении его от административной ответственности, указав, что административным органом назначено неправомерное административное наказание.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, дал полную оценку обстоятельствам, установленным по делу, правильно применив нормы материального и процессуального права.
За несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок ч.6 ст.15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность в виде наложения штрафа на юридических лиц - от сорока до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 указанного Закона.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 24 и пункта 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
Порядок представления в уполномоченный банк подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением Центрального банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение).
Пунктом 2.1 Положения установлено, что в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию РФ или вывоз товаров с таможенной территории РФ.
Согласно пункту 2.2 Положения подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, которая указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (вступило в силу с 27.01.2008) отнесена к формам учета по валютным операциям.
В соответствии с пунктом 2.4 Положения резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации (в ред. Указания ЦБ РФ от 26.09.2008 N 2080-У).
Материалами дела подтверждается и не отрицается заявителем, что общество несвоевременно представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах. Из имеющейся в материалах дела справки о подтверждающих документах следует, что данная справка с ГТД N 10226030/070411/0008281, N 10226030/070411/0008284 и N 10226030/070411/0008285 представлена обществом в банк паспорта сделки 14.06.2011, то есть с нарушением срока, установленного в пункте 2.4 Положения N 258-П. По данным ГТД последний день подачи документов истек 22.04.2011.
Апелляционный суд считает доказанной вину заявителя в совершении административного правонарушения, поскольку, являясь субъектом валютных правоотношений, общество обязано было обеспечить выполнение требований валютного законодательства. Однако оно не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению и не доказало отсутствия возможности соблюдения требований законодательства.
В ходе административного производства и в суд обществом не представлены доказательства о наличии обстоятельств, послуживших препятствием для исполнения возложенной на него публично-правовой обязанности в установленные законодательством сроки.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание значительное нарушение обществом срока представления в банк справки о подтверждающих документах (53 календарных дня), а также тот факт, что наказание назначено обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем не имеется оснований считать назначенное заявителю наказание несправедливым и несоразмерным совершенному правонарушению, а также применения положений частей 2 и 3 статьи 1.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях и пункта 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2, поскольку с учетом внесенных Федеральным законом N 311-ФЗ от 16.11.2011 изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях, размер штрафа остался прежним, то есть не улучшающим положение привлекаемого к административной ответственности лица.
Приведенный в апелляционной жалобе общества довод о неправомерности неоднократного привлечения его к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях за одно и то же правонарушение - за нарушения валютного законодательства Российской Федерации, совершенные в рамках исполнения обязательств по вышеуказанным контрактам, апелляционный суд находит неправомерным.
Согласно пункту 3.3 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям, указанным там же в пункте 3.1, резидент по каждому контракту оформляет один паспорт сделки в одном банке паспорта сделки в порядке, указанном в приложении N 4 к Инструкции, и в соответствии с требованиями ее раздела II.
В рассматриваемом случае, в силу пунктов 2.2, 2.4 Положения ЦБ РФ N 258-П обязанность по представлению справок о подтверждающих документах возникает по каждому случаю ввоза товаров, поскольку отгрузка товаров производилась по разным контрактам и паспортам сделок с оформлением нескольких ГТД и зависит от даты выпуска таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске товаров в таможенной декларации.
Пункт 8 статьи 11 Таможенного кодекса РФ определяет ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации как фактическое пересечение товарами таможенной границы и все последующие предусмотренные Кодексом действиями с товарами до их выпуска таможенным органом.
Подтверждением каждого ввоза (вывоза) товара и его выпуска на таможенную территорию Российской Федерации является декларация на товары, служащая основанием для счисления срока представления справки о подтверждающих документах на вывозимый (вывозимый) товар.
Соответственно, каждый случай несвоевременного исполнения обязанности по представлению справки о подтверждающих документах представляет собой оконченное административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку обязанность предоставить справку, подтверждающую ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, возникает по каждому факту ввоза товара.
В силу ч. 1 ст. 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений, административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Таким образом, ООО "ГЕРОФ" правомерно и обоснованно привлечено Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области к административной ответственности по ч.6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Процессуальных нарушений прав общества при привлечении его к административной ответственности апелляционным судом и назначении наказания апелляционным судом не установлено.
В апелляционной жалобе общество указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку, как в решении от 01.12.2011, так и дополнительном решении от 07.12.2011, апелляционный суд не находит оснований для их переоценки.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законные судебные акты, оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 01 декабря 2011 года и дополнительное решение от 07 декабря 2011 года по делу N А21-8725/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ГЕРОФ" без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
Е.А. Фокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае, в силу пунктов 2.2, 2.4 Положения ЦБ РФ N 258-П обязанность по представлению справок о подтверждающих документах возникает по каждому случаю ввоза товаров, поскольку отгрузка товаров производилась по разным контрактам и паспортам сделок с оформлением нескольких ГТД и зависит от даты выпуска таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске товаров в таможенной декларации.
Пункт 8 статьи 11 Таможенного кодекса РФ определяет ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации как фактическое пересечение товарами таможенной границы и все последующие предусмотренные Кодексом действиями с товарами до их выпуска таможенным органом.
Подтверждением каждого ввоза (вывоза) товара и его выпуска на таможенную территорию Российской Федерации является декларация на товары, служащая основанием для счисления срока представления справки о подтверждающих документах на вывозимый (вывозимый) товар.
Соответственно, каждый случай несвоевременного исполнения обязанности по представлению справки о подтверждающих документах представляет собой оконченное административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку обязанность предоставить справку, подтверждающую ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, возникает по каждому факту ввоза товара.
В силу ч. 1 ст. 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений, административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Таким образом, ООО "ГЕРОФ" правомерно и обоснованно привлечено Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области к административной ответственности по ч.6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Процессуальных нарушений прав общества при привлечении его к административной ответственности апелляционным судом и назначении наказания апелляционным судом не установлено."
Номер дела в первой инстанции: А21-8725/2011
Истец: ООО "ГЕРОФ"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области (ТУ Росфиннадзора), ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в К/о
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-319/12