г. Санкт-Петербург |
|
16 февраля 2012 г. |
Дело N А56-35226/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Горбик В.М., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Петрович И.Н.
при участии:
от заявителя: Трубачев А.М. доверенность от 10.01.2012 г..
от заинтересованных лиц: 1) Дрожжина А.А. доверенность от 20.12.2011 г.. N 126, 2) Матвеева С.В. доверенность от 19.07.2010 г.., 3) Долгушева А.А. доверенность от 22.12.2011 г.., 4) не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23509/2011) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.11.2011 г.. по делу N А56-35226/2011 (судья Преснецова Т.Г.), принятое
по заявлению ООО "Кондратьевский"
к 1) Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Санкт-Петербургу, 2) Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, 3) Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, 4) Комитету по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кондратьевский" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управление Росреестра по Санкт-Петербургу) в государственной регистрации прекращения права собственности Общества на нежилое здание литейного цеха N 9 площадью 7764,5 кв.м. с кадастровым N 78:5159:11:49, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Свердловская наб., д. 18, лит. И, и в государственной регистрации права собственности Общества на нежилое 1-2-3-этажное торгово-административно-складское здание площадью 13700,1 кв.м. с кадастровым N 78:10:5159:23:94, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Кондратьевский пр., д. 15, корпус 3, литера И, а также об обязании Управления Росреестра по Санкт-Петербургу совершить действия по указанной государственной регистрации.
Решением суда от 10.11.2011 г.. заявление Общества удовлетворено.
На решение суда подана апелляционная жалоба, в которой Управление Росреестра по Санкт-Петербургу просит решение от 10.11.2011 г.. отменить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, полагая отказ в регистрации права законным ввиду непредставления заявителем разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства, выданного Службой государственного строительного надзора и экспертизы.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Санкт-Петербургу поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) в судебном заседании поддержал довод апелляционной жалобы о том, что до 22.07.2011 г.. разрешение на строительство в отношении объектов культурного наследия должно было быть выдано Службой государственного строительного надзора и экспертизы.
Представители Общества, Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга и в письменном отзыве на апелляционную жалобу Служба государственного строительного надзора и экспертизы возражают против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником объекта недвижимости - нежилого здания литейного цеха N 9 площадью 7764,5 кв.м., этажность 1-2-3Ю цокольный этаж, подвал, с кадастровым N 78:5159:11:49, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Свердловская наб, д. 18, лит. И, что подтверждается свидетельством о регистрации права серии 78-АБ N 143945 от 09.08.2004 г..
Указанное здание расположено на принадлежащем Обществу земельном участке площадью 10310 кв.м. с кадастровым N 78:10:5159:23, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 78-АД N 211371 от 03.07.2009 г..
Приказом КГИОП N 15 от 20.02.2001 г.. здание отнесено к выявленным объектам культурного наследия "Комплекс построек Петроградского металлического завода. Производственный корпус". Между КГИОП и Обществом заключено охранное обязательство N 9412 от 25.02.2010 г..
Осуществив реконструкцию здания, в результате которой образовался новый объект недвижимости - нежилое 1-2-3-этажное торгово - административно-складское здание, кадастровый номер 78:10:5159:23:94, площадью 13700,1кв.м., расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Кондратьевский пр., д. 15, корпус 3, литера И, в отношении которого был произведен технический и кадастровый учет, Общество обратилось в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу с заявлением о государственной регистрации прекращения права собственности на здание с кадастровым N 78:5159:11:49 и о государственной регистрации права собственности Общества на реконструированное им здание с кадастровым N 78:10:5159:23:94.
Уведомлениями N 78-78-01/0335/2010-161 и N 78-78-01/0335/2010-152 от 13.10.2010 г.. Управление Росреестра по Санкт-Петербургу отказало Обществу в совершении указанных регистрационных действий, ссылаясь на отсутствие установленных законодательством и выданных Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга документов, свидетельствующих о вводе объекта недвижимости к эксплуатацию после проведенной реконструкции, а также на отсутствие разрешения на строительство, предусмотренного статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
В силу части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 названной статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации к градостроительным отношениям применяется законодательство об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
Проанализировав нормы Федерального закона от 25.06.2006 г.. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", касающиеся проведения работ по сохранению объекта культурного наследия (пункт 4 статьи 35, статья 40, статья 44 Закона) в совокупности с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации (статья 51 Закона), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действующим на момент совершения оспариваемых действий федеральным законодательством прямо не предусматривался порядок выдачи разрешений на реконструкцию объекта культурного наследия, если при проведении работ по сохранению объекта затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.
Только с момента вступления в силу Федерального закона N 224-ФЗ от 18.07.2011 г.., которым внесены изменения в пункт 5 части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определено, что разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции объекта культурного наследия, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, - исполнительными органами государственной власти, осуществляющими функции в области охраны объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ от 25.06.2002 г.. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Учитывая, что по запросу государственного регистратора в Службу государственного строительного надзора и экспертизы по вопросу выдачи Обществу разрешения на строительство и ввод спорного объекта в эксплуатацию Служба государственного строительного надзора и экспертизы письмом от 06.09.2010 г.. N 07.05-5640/10-01-1 ответила, что Служба государственного строительного надзора и экспертизы не наделена полномочиями на выдачу разрешения на проведение каких-либо строительных работ в отношении памятников и ансамблей культурного наследия и приемку этих работ (л.д. 55 том 1), при том, что все необходимые для подтверждения правомерности произведенной реконструкции документы, подписанные КГИОП (разрешение от 03.12.2009 г.. N 5-283/09 на выполнение работ, акт приемки выполненных на объекте работ от 26.04.2010 г..), то есть органом, уполномоченным в силу пункта 10 части 2 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2006 г.. N 73-ФЗ, подпунктами 3.58.2 - 3.58.4 Положения о Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 г.. N 651, были представлены Обществом на государственную регистрацию, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности отказа Управления Росреестра по Санкт-Петербургу в осуществлении государственной регистрации, так как государственный регистратор не является органом, компетентным в области строительства и реконструкции объектов, в том числе объектов культурного наследия, в отличие от КГИОП, Службы государственного строительного надзора и экспертизы, которые подтвердили на момент обращения за регистрацией факт создания спорного объекта в соответствии с действующим законодательством, в том числе с получением на это необходимых разрешений, соблюдения градостроительных и строительных норм и правил.
С учетом вышеизложенного апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 ноября 2011 года по делу N А56-35226/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Старовойтова |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации к градостроительным отношениям применяется законодательство об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
Проанализировав нормы Федерального закона от 25.06.2006 г.. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", касающиеся проведения работ по сохранению объекта культурного наследия (пункт 4 статьи 35, статья 40, статья 44 Закона) в совокупности с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации (статья 51 Закона), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действующим на момент совершения оспариваемых действий федеральным законодательством прямо не предусматривался порядок выдачи разрешений на реконструкцию объекта культурного наследия, если при проведении работ по сохранению объекта затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.
Только с момента вступления в силу Федерального закона N 224-ФЗ от 18.07.2011 г.., которым внесены изменения в пункт 5 части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определено, что разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции объекта культурного наследия, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, - исполнительными органами государственной власти, осуществляющими функции в области охраны объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ от 25.06.2002 г.. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"."
Номер дела в первой инстанции: А56-35226/2011
Истец: ООО "Кондратьевский"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Санкт-Петербургу
Третье лицо: Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга