г. Владивосток |
|
20 февраля 2012 г. |
Дело N А24-3871/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой
судей Г.М. Грачева, А.В. Гончаровой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Ткаченко
при участии
от ОАО "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова": Исаев В.Ю. - паспорт, доверенность от 01.01.2012 N 8 сроком действия на один год;
Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края - извещена, представителя не направила;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края
апелляционное производство N 05АП-9696/2011
на решение от 18.11.2011
судьи Д.Н. Довгалюка
по делу N А24-3871/2011 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению ОАО "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова"
к Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании недействительным предписания Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края (далее - заинтересованное лицо, РСТЦ Камчатского края) от 30.08.2011 N 3.
Решением суда от 18.112011 заявленные обществом требования удовлетворены.
Обжалуя в апелляционном порядке судебный акт, Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края считает его незаконным и подлежащим отмене. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции в нарушение статьи 143 АПК РФ не приостановил производство по делу до вынесения Арбитражным судом Камчатского края решения по делам N А24-3763/2011, N А24-3878/2011, в которых обжалуются приказ Службы от 26.07.2011 N 69-ОД и акт проверки Службы от 30.08.2011 N 3. Кроме того, РСТЦ Камчатского края в своей апелляционной жалобе указывает, что законодательством РФ в области электроэнергетики определен исчерпывающий перечень случаев, когда организация имеет право применять тарифы, установленные для другой организации, при этом произошедшее изменение наименования ОАО "Камчатские электрические сети" на ОАО "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" не относится к данному случаю.
По мнению заявителя жалобы, в данном случае следует руководствоваться Федеральным Законом от 04.05.2001 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", регулирующим сходные правоотношения, ст. 18 которого предусмотрено, что в случае изменения наименования юридического лица, адреса его места нахождения выданная лицензия подлежит обязательному переоформлению.
Кроме того, судом не полно выяснены все имеющие значения для дела обстоятельства, поскольку не исследован вопрос о том, что в ходе проверки были выявлены и другие нарушения, а именно неправомерное округление сумм до двухсотых в выставляемых счетах-фактурах.
Общество в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразило, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, решение отмене или изменению не подлежит.
Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Суд, руководствуясь ст. 156 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя РСТЦ Камчатского края.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующие.
Постановлением РСТЦ Камчатского края от 20.12.2010 N 150 (далее - постановление N 150) утверждены тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями Камчатского края потребителям Камчатского края в 2011 году согласно приложению N 1, 2, 3. В число организаций, указанных в приложениях, включено ОАО "Камчатские электрические сети".
Постановлением РСТЦ Камчатского края от 20.12.2010 N 153 (далее - постановление N 153) утверждены экономически обоснованные тарифы на электрическую энергию, поставляемую ОАО "Камчатские электрические сети" населению и потребителям в 2011 году согласно приложению N 1, 2, 4.
30.06.2011 на годовом общем собрании акционеров ОАО "Камчатские электрические сети" принято решение о переименовании общества в ОАО "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" (выписка из протокола от 30.06.2011).
11.07.2011 соответствующие изменения, внесенные в учредительные документы Общества, зарегистрированы в ЕГРЮЛ (государственная регистрационная запись N 2114101106238).
20.07.2011 Общество направило в РСТЦ по Камчатскому краю уведомление N 327 с приложением сведений об изменении наименования и места нахождения Общества, копии выписки из ЕГРЮЛ, копии свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ от 11.07.2011, копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
17.08.2011 Общество обратилось в Службу по тарифам с заявлением от 16.08.2011 N 380, в котором со ссылкой на уведомление N 327 от 20.07.2011, просило в связи со сменой наименования Общества внести соответствующие изменения в Постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края, устанавливающие тарифы на электрическую энергию для ОАО "Камчатские электрические сети".
Постановлениями РСТЦ Камчатского края от 01.09.2011 N 217 и 219 внесены изменениями в постановления N 150 и N 153 в части наименования Общества, связанные с его изменением.
Приказом РСТЦ Камчатского края от 26.07.2011 N 69-ОД назначено проведение плановой проверки Общества, установлены сроки проведения проверки (20 рабочих дней с 01.08.2011 по 26.08.2011), предмет проверки и необходимые контрольные мероприятия.
30.08.2011 по результатам проверки составлен акт N 3, в котором отражены выявленные нарушения, в том числе указано, что счета-фактуры за июль 2011 года незаконно выставлялись потребителям от имени ОАО "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова", в то время как тариф установлен постановлением N 150 для ОАО "Камчатские электрические сети".
Обществу направлено предписание N 3 от 30.08.2011 с требованием прекратить нарушение Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в части выставления счетов-фактур прочим потребителям от лица организации, не указанной в постановлениях N 150 и N 153; отозвать счета-фактуры за июль 2011 года, выставленные потребителям от лица ОАО "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова".
Не согласившись с указанным предписанием, считая, что оно нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, письменном отзыве, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 4 АПК РФ предусмотрено обращение заинтересованного лица в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 3 части 1 статьи 199 АПК РФ предусмотрено, что в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными должны быть указанны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и бездействие (действием).
Из смысла пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 следует, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие обжалуемых действий закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов общества, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Основания и порядок установления регулируемых тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, определяются Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, в пункте 4 которых установлено, что в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней тарифов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность). При установлении тарифов на очередной период регулирования регулирующий орган может проводить в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в части обоснованности величины тарифов и правильности их применения (пункт 5 указанных Правил).
Из материалов дела следует, что постановлениями РСТЦ Камчатского края от 20.12.2010 N N 150, 153 утверждены тарифы на электрическую энергию, поставляемую ОАО "Камчатские электрические сети" населению и потребителям в 2011 году.
Протоколом общего собрания акционеров от 30.06.2011 изменено фирменное наименование Общества путем добавления имени основателя Общества - Пискунова И.А. и внесены соответствующие изменения в Устав Общества, зарегистрированные 11.07.2011 в ЕГРЮЛ.
Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения оспариваемого предписания N 3 от 30.08.2011.
Суд первой инстанции, сославшись на статьи 52, 53 ГК РФ и статьи 4, 11, 13 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", пришел к правомерному и обоснованному выводу, что в результате внесенных изменений в Устав Общества нового юридического лица не возникло, не произошло ликвидации или реорганизации Общества, в связи с чем, Общество не выбывало из спорных правоотношений и не утрачивало право на реализацию потребителям электроэнергии по установленным в постановлениях N 150 и N 153 тарифам.
Коллегия Пятого арбитражного апелляционного суда отклоняет ссылку РСТЦ Камчатского края на исчерпывающий перечень случаев, при которых организация имеет право применять тарифы, установленные для другой организации, а также довод о том, что одновременно со сменой наименования Общества произошла также смена его местонахождения, поскольку ни смена наименования юридического лица, ни смена места его нахождения, ни совершение двух этих действий одновременно не влечет возникновения нового юридического лица, в смысле положений гражданского законодательства РФ. В результате переименования Общества ни ИНН общества, ни ОГРН общества не изменились.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что к спорным правоотношениям в соответствии с п. 6 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по аналогии следует применить положения Федерального Закона от 04.05.2001 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", предусматривающего обязательное переоформление лицензии в случае изменения наименования юридического лица, а также адреса его места нахождения, коллегией отклоняется, поскольку правовых оснований для применения к отношениям по установлению и применению тарифов на электрическую и тепловую энергию норм права, регламентирующих порядок лицензирования, нет.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что заявитель в установленном порядке обратился в РСТЦ по Камчатскому краю с заявлением внести соответствующие изменения в Постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края, устанавливающие тарифы на электрическую энергию для ОАО "Камчатские электрические сети". И соответствующие изменения были внесены Постановлениями РСТЦ Камчатского края от 01.09.2011 N 217 и 219.
Отклоняется судом апелляционной инстанции и довод заявителя жалобы о том, что судом не учтено, что в ходе проверки были выявлены и другие нарушения, а именно неправомерное округление сумм до двухсотых в выставляемых счетах-фактурах, как не имеющий правового значения для рассмотрения настоящего спора. В оспариваемом в рамках настоящего дела предписании соответствующие нарушения не отражены и на заявителя не возложены какие-либо обязанности по устранению нарушений в части округления в счетах-фактурах сумм тарифов.
Не имеет никакого значения для рассматриваемого спора и факт обжалования обществом в рамках дел N А24-3763/2011, N А24-3878/2011 приказа Службы от 26.07.2011 N 69-ОД и акта проверки от 30.08.2011 N 3. В связи с чем коллегия отклоняет довод заявителя жалобы о том, что рассмотрение настоящего дела должно было быть приостановлено в порядке ст. 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до рассмотрения указанных дел.
Довод Региональной службы о том, что оспариваемым предписанием не нарушаются права и законные интересы общества сфере предпринимательской деятельности, коллегия отклоняет, поскольку данным ненормативным актом заявителю предлагается отозвать выставленные за июль 2011 года счета-фактуры, а также о выполнении данного предписания сообщить в службу по тарифам в срок до 30.09.2011. Следовательно, оспариваемым актом на общество возлагаются дополнительные незаконные обязанности совершить определенные действия.
С учетом изложенного, коллегия апелляционной инстанции признает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что вынесенное Службой по тарифам предписание N 3 от 30.08.2011 противоречит законодательству Российской Федерации об энергетике и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем в соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит признанию недействительным.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 18.11.2011 по делу N А24-3871/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А. В. Пяткова |
Судьи |
Г. М. Грачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции, сославшись на статьи 52, 53 ГК РФ и статьи 4, 11, 13 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", пришел к правомерному и обоснованному выводу, что в результате внесенных изменений в Устав Общества нового юридического лица не возникло, не произошло ликвидации или реорганизации Общества, в связи с чем, Общество не выбывало из спорных правоотношений и не утрачивало право на реализацию потребителям электроэнергии по установленным в постановлениях N 150 и N 153 тарифам.
...
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что к спорным правоотношениям в соответствии с п. 6 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по аналогии следует применить положения Федерального Закона от 04.05.2001 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", предусматривающего обязательное переоформление лицензии в случае изменения наименования юридического лица, а также адреса его места нахождения, коллегией отклоняется, поскольку правовых оснований для применения к отношениям по установлению и применению тарифов на электрическую и тепловую энергию норм права, регламентирующих порядок лицензирования, нет.
...
Не имеет никакого значения для рассматриваемого спора и факт обжалования обществом в рамках дел N А24-3763/2011, N А24-3878/2011 приказа Службы от 26.07.2011 N 69-ОД и акта проверки от 30.08.2011 N 3. В связи с чем коллегия отклоняет довод заявителя жалобы о том, что рассмотрение настоящего дела должно было быть приостановлено в порядке ст. 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до рассмотрения указанных дел."
Номер дела в первой инстанции: А24-3871/2011
Истец: ОАО "Камчатские электрические сети им. И. А. Пискунова"
Ответчик: Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края