г. Пермь |
|
20 февраля 2012 г. |
Дело N А60-42690/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О. Г.,
судей Варакса Н. В., Осиповой С. П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой Е. О.,
при участии:
от заявителя открытого акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Гранит-Центр" (ОГРН 1097760001536, ИНН 7709813337): не явились,
от заинтересованного лица Министерства финансов Свердловской области (ОГРН 1026605256589, ИНН 6661004608): Головырин Э. П., удостоверение, доверенность N 15 от 07.02.2012; Изюров Г. Н., удостоверение, доверенность N 5 от 18.01.2012;
от третьих лиц Министерства информационных технологий и связи Свердловской области, Департамента государственного заказа Свердловской области: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя открытого акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Гранит-Центр"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 декабря 2011 года
по делу N А60-42690/2011,
принятое судьей Хомяковой С. А.,
по заявлению открытого акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Гранит-Центр"
к Министерству финансов Свердловской области
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство информационных технологий и связи Свердловской области, Департамент государственного заказа Свердловской области,
о признании недействительным предписания,
установил:
открытое акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Гранит-Центр" (далее - заявитель, общество) обратилось с заявлением о признании недействительным предписания Министерства финансов Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) об устранении нарушений законодательства о размещении заказов от 03.10.2011 N 01-03-11-7495, вынесенное на основании решения комиссии Министерства от 30.09.2011 N2/11 по жалобе ООО "КОРУС Консалтинг ДМ" о нарушении законодательства о размещении заказов Департаментом государственного заказа Свердловской области, Министерством информационных технологий и связи Свердловской области. Кроме того, заявитель просит обязать Департамент государственного заказа Свердловской области закончить размещение заказа N0162200011811000683 в установленном законом порядке - провести оценку заявок, поданных участниками размещения заказа и по результатам конкурса передать государственному заказчику информацию о победителе, с которым будет заключен государственный контракт.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12 декабря 2011 года (резолютивная часть решения объявлена 09 декабря 2011 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, взыскать с Министерства финансов Свердловской области судебный расходы в размере государственной пошлины - 8 000 рублей (суд первой инстанции) и 1 000 рублей (суд апелляционной инстанции).
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права. Полагает, что заинтересованное лицо, приняв решение аннулировать открытый конкурс, вышло за пределы своих полномочий. Кроме того, полагает ошибочным вывод суда о том, что вынесенным предписанием не нарушены права заявителя, считающего свою заявку на торгах, в том числе и из-за самого низкого предложения о цене, способной занять первое место. Считает, что Министерство было не вправе рассматривать жалобу на конкурсную документацию и выносить соответствующее предписание.
Заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направил, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Заинтересованное лицо против доводов апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В обоснование доводов письменного отзыва отмечает, что Министерство действовало в пределах предоставленных полномочий, жалоба ООО "КОРУС Консалтинг ДМ" была подана и рассмотрена с соблюдением сроков, установленных законодательством. Указывает также, что в предписании не содержится пункт об аннулировании торгов, указано лишь на устранение нарушений законодательства о размещении заказов. Кроме того отмечает, что права и законные интересы заявителя Министерством нарушены не были, т.к. участник конкурса, предложивший в заявке самую низкую цену контракта, не является автоматически победителем конкурса.
Представители заинтересованного лица в судебном заседании доводы письменного отзыва поддержали. Просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу ч. 5 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Департаментом государственного заказа Свердловской области (далее - Департамент) на официальном сайте Российской Федерации 26.08.2011 размещена информация о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на "Внедрение и тиражирование системы электронного документооборота в исполнительных органах государственной власти Свердловской области. Приобретение лицензий на систему электронного документооборота исполнительных органов государственной власти Свердловской области" (N 0162200011811000683). Заказчиком является Министерство информационных технологий и связи Свердловской области.
ООО "КОРУС Консалтинг ДМ" обжаловал действия (бездействие) Департамента при проведении открытого конкурса в Министерство.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "КОРУС Консалтинг ДМ" Министерством вынесено решение N 2/11 от 30.09.2011, которым жалоба признана обоснованной, в действиях уполномоченного органа - Департамента признаны нарушения п. 4.2 ч. 4 ст. 22, ч. 9 ст. 25, п. 1 ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), п. 54 Правил оценки заявок на участие в конкурсе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 722, ст. 17 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании данного решения Департаменту выдано предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов от 03.10.2011, которым предписано в срок до 05.10.2011 устранить выявленные нарушения Закона о размещении заказов путем размещения на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации об отмене результатов открытого конкурса "на право заключения государственного контракта на внедрение и тиражирование системы электронного документооборота в исполнительных органах государственной власти Свердловской области. Приобретение лицензий на систему электронного документооборота исполнительных органов государственной власти Свердловской области".
Считая, что предписание Министерства является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что вынесенное предписание законно и обоснованно, прав и законных интересов общества не нарушает.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, заслушав представителей заинтересованного лица, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 АПК РФ).
Частью 2 ст. 201 АПК РФ предусмотрено, что оспариваемый ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным при наличии в совокупности двух условий: ненормативный правовой акт не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 3 ст. 60 Закона о размещении заказов, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обязан рассмотреть жалобу по существу и возражения на жалобу в течение пяти рабочих дней со дня поступления жалобы и уведомить участника размещения заказа, подавшего жалобу, лиц, направивших возражения на жалобу, о результатах такого рассмотрения.
Согласно ч. 9 ст. 17 Закона о размещении заказов, при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, нарушений законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе: 1) выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, оператору электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов; 2) выдать указанным в ч. 1 ст. 17 Закона о размещении заказов лицам обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) обратиться в суд, арбитражный суд с иском о признании размещенного заказа недействительным.
В соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, по результатам рассмотрения жалобы орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает решение о выдаче предписаний, предусмотренных ч. 9 ст. 17 Закона о размещении заказов, о совершении иных действий, или о признании жалобы участника размещения заказа необоснованной.
Судом первой инстанции установлено, из материалов дела усматривается, что Министерство в соответствии с Положением о Министерстве финансов Свердловской области, утвержденном Постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010 N 1524-ПП, являясь исполнительным органом государственной власти Свердловской области, наделено полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении заказов, на рассмотрение жалоб в сфере размещения заказов путем проведения плановых и внеплановых проверок, вынесению предписаний об устранении нарушений законодательства при размещении заказов для государственных нужд Свердловской области и нужд бюджетных учреждений Свердловской области, а также для нужд муниципальных образований в Свердловской области и нужд муниципальных бюджетных учреждений в Свердловской области.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Министерство, усмотрев в действиях уполномоченного органа нарушения законодательства о размещении заказов, действовало в пределах своих полномочий, выдавая предписание об устранении выявленных нарушений. Пункта об аннулировании торгов предписание Министерства не содержит.
Соответствующие доводы апелляционной жалобы, на основании изложенного, подлежат отклонению.
Доводам общества о том, что Министерство было не вправе рассматривать жалобу ООО "КОРУС Консалтинг ДМ" на конкурсную документацию и выносить соответствующее предписание судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен, в силу чего, они также подлежат отклонению.
При рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки Министерством были выявлены такие нарушения, которые не позволили бы завершить процедуру заказа без нарушения Закона о размещении заказов, что также подтверждает обоснованность и правомерность выданного предписания.
При этом доводы заявителя о том, что его права и законные интересы нарушены оспариваемым предписанием, поскольку заявитель, считал свою заявку на торгах, в том числе и из-за самого низкого предложения о цене, способной занять первое место, не обоснованы в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона о размещении заказов, под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта и заявке, на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
В конкурсной документации заказчиком установлен порядок оценки заявок на участие в конкурсе. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются Конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного контракта в соответствии со следующими критериями оценки: цена контракта - 35%; качество выполняемых работ и квалификация участника конкурса - 10%; функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара - 10%; сроки выполнения работ - 45%.
Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, установленному в конкурсной документации, умноженных на их значимость.
Соответственно, заявка с предложением о самой низкой цене контракта в конкурсной процедуре не является автоматически победителем.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что заказчиком объявлен новый конкурс, предметом которого, является "Разработка, внедрение и тиражирование системы электронного документооборота в исполнительных органах государственной власти Свердловской области".
При этом общество не подавало заявку на участие в вышеуказанном конкурсе, запросов на разъяснение положений документации заказчику не поступало.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое заявителем предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов не нарушает его права и законные интересы, является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы заявителя, изложенные суду первой инстанции. Данные доводы получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Требования апеллятора о взыскании судебных расходов в силу ст. 110 АПК РФ не состоятельны, поскольку судебный акт принят не в его пользу.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ, основанием для отмены или изменения судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 декабря 2011 года по делу N А60-42690/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Гранит-Центр" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ч. 9 ст. 17 Закона о размещении заказов, при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, нарушений законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе: 1) выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, оператору электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов; 2) выдать указанным в ч. 1 ст. 17 Закона о размещении заказов лицам обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) обратиться в суд, арбитражный суд с иском о признании размещенного заказа недействительным.
В соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, по результатам рассмотрения жалобы орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает решение о выдаче предписаний, предусмотренных ч. 9 ст. 17 Закона о размещении заказов, о совершении иных действий, или о признании жалобы участника размещения заказа необоснованной.
...
При рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки Министерством были выявлены такие нарушения, которые не позволили бы завершить процедуру заказа без нарушения Закона о размещении заказов, что также подтверждает обоснованность и правомерность выданного предписания.
...
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона о размещении заказов, под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта и заявке, на участие в конкурсе которого присвоен первый номер."
Номер дела в первой инстанции: А60-42690/2011
Истец: ОАО "Научно-производственное предприятие "Гранит-Центр", ОАО "НПП "Гранит-Центр"
Ответчик: Министерство финансов по Свердловской области, Министерство финансов Свердловской области
Третье лицо: Департамент государственного заказа Свердловской области, Министерство информационных технологий и связи Свердловской области