г. Москва |
|
21 февраля 2012 г. |
Дело N А41-38265/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Катькиной Н.Н., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Афониным А.В.,
при участии в заседании:
от Министерства имущественных отношений Московской области: Гусева М.Н. по доверенности от 12.01.2012 N ИС-161,
от ООО "ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)": Панов А.А. по доверенности от 30.09.2011 N 242/11; Ермоленко К.Г. по доверенности от 30.09.2011 N 242/11,
от администрации городского округа Балашиха: Петрушевский Э.В. по доверенности от 30.12.2011 N 1743исх;
от Управления Росреестра по Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24 октября 2011 года по делу N А41-38265/10, принятое судьей Фаньян Ю.А., по иску Министерства имущественных отношений Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "ИКЕА МОС (Торговля и недвижимость)" о взыскании денежных средств (третьи лица: администрация городского округа Балашиха Московской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области),
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ИКЕА МОС (Торговля и недвижимость)" (далее - ООО "ИКЕА МОС (Торговля и недвижимость)") о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 4 460 571,59 руб. и пени в сумме 112 282,07 руб., всего - 4 572 853,66 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация городского округа Балашиха Московской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 октября 2011 года по делу N А41-38265/10 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность оспариваемого судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Министерства имущественных отношений Московской области поддержал в полном объеме доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, исковые требования - удовлетворить.
Представители ООО "ИКЕА МОС (Торговля и недвижимость)" возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель администрации городского округа Балашиха поддержал позицию заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, исковые требования - удовлетворить.
Выслушав пояснения представителей сторон и администрации городского округа Балашиха, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, 07 июля 2003 года между Министерством имущественных отношений Московской области (арендодатель) и ООО "ТурИнтэл" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и используемого для ведения предпринимательской деятельности N 01016-Z, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером 50:15:040801:0005, площадью 83 300 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный вблизи д.Абрамцево с/о Пехра-Покровский Балашихинского района Московской области, для размещения объектов парковой зоны, эколого-просветительского и торгово-рекреационного комплекса (т.1 л.д.10-23).
Указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке 16 июля 2003 года.
Права и обязанности арендатора по договору от 07.07.2003 N 01016-Z были уступлены ООО "ТурИнтэл" в установленном порядке ООО "ЭКОЦЕНТР", которое, в свою очередь, уступило права аренды ООО "ИКЕА МОС (Торговля и недвижимость)" по договору о передаче прав и обязанностей от 06.12.2004 (т.1 л.д.32-35).
25 апреля 2005 года между Министерством имущественных отношений Московской области (арендодатель) и ООО "ИКЕА МОС (Торговля и недвижимость)" (арендатор) подписано дополнительное соглашение N 2 к договору от 07.07.2003 N 01016-Z, которым изменен порядок определения и изменения арендной платы за пользование земельным участком (т.1 л.д.25-31).
Согласно постановлению Губернатора Московской области от 27.08.2004 N 180-ПГ деревня Абрамцево Пехра-Покровского сельского округа Балашихинского района Московской области объединена с городом Балашиха (т.1 л.д.37).
Постановлением Главы муниципального образования "Балашихинский район" Московской области от 27.10.2004 N 1524 деревне Абрамцево, объединенной с городом Балашиха, присвоено наименование - "квартал Абрамцево".
Истец указывает, что земельный участок, арендуемый ООО "ИКЕА МОС (Торговля и недвижимость)", включен в границы города Балашиха.
Согласно п. 3.1. договора от 07.07.2003 N 01016-Z в редакции дополнительного соглашения N 2 и приложения N 2 к этому дополнительному соглашению расчет арендной платы производится по формуле в соответствии с требованиями Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", а именно:
Апл = Аб х Кд х Пкд х Км х S,
где: Аб - базовый размер арендной платы; Кд - коэффициент, учитывающий условия использования арендатором земельного участка или вид деятельности арендатора на земельном участке; Пкд - повышающий коэффициент; Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования; S - площадь арендуемого земельного участка.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по внесению арендной платы в установленном законом размере за период с 01.04.2010 по 30.06.2010, Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований в связи со следующим.
В соответствии с положениями статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Истец надлежащим образом исполнил свои обязательства по договору от 07.07.2003 N 01016-Z, передав арендуемый земельный участок ответчику, что последним не оспаривается.
В соответствии с п. 3.5. договора от 07.07.2003 N 01016-Z (в ред. дополнительного соглашения N 2) размер арендной платы изменяется в зависимости от изменения административно-территориального устройства Московской области, базового размера арендной платы (Аб), значений повышающего коэффициента (Пкд), коэффициента, учитывающего местоположение земельного участка на территории муниципального образования (Км), категории, разрешенного вида использования, а также в иных случаях, установленных законом.
Согласно Закону Московской области от 26.09.2009 N 109/2009-ОЗ базовый размер арендной платы на 2010 год для земельных участков, расположенных в границах городов, составляет 52,93 руб./кв.м.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенной в постановлении Президиума от 02.02.2010 N 12404/09 стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
Следовательно, новый порядок установления размера арендной платы применяется в даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, устанавливающий такой порядок.
В своих возражениях ответчик ссылается на то, что истцом не представлено доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 50:15:040801:0005 площадью 83 300 кв.м. отнесен к территории города Балашихи Московской области.
Вместе с тем, на основании постановления Губернатора Московской области от 27.08.2004 N 180-ПГ деревня Абрамцево Пехра-Покровского сельского округа Балашихинского района Московской области объединена с городом Балашиха, а постановлением Главы муниципального образования "Балашихинский район" Московской области от 27.10.2004 N 1524 деревне Абрамцево, объединенной с городом Балашиха, присвоено наименование - "квартал Абрамцево".
В соответствии со статьей 22 Градостроительного кодекса Российской Федерации 1998 года, действовавшего на дату принятия постановления Губернатора Московской области от 27.08.2004 N 180-ПГ утверждение проектов черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований относило к полномочиям органов власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при утверждении границ муниципальных образований во исполнение требований пункта 1 части 1 настоящей статьи допускается утверждение границ муниципальных образований в виде картографического описания. При этом границы муниципальных образований подлежат описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства не позднее 1 января 2015 года.
Решением Совета депутатов Балашихинского района Московской области от 20.12.2005 N 8/39 и постановлением главы Балашихинского района от 30.12.2005 N 53/39 утвержден Генеральный план городского округа Балашиха.
Решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 09.12.2008 N 55/347 и постановлением главы городского округа Балашиха от 16.12.2008 N 51/347 был утвержден проект границ города Балашихи в виде графического отображения и каталога координат характерных точек.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.07.2011 по делу N А41-9995/10 оставлено без изменения решение Арбитражного суда Московской области об отказе в удовлетворении заявления ООО "ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)" о признании решения Совета депутатов городского округа Балашиха от 09 декабря 2008 года N55/347 "О принятии постановления "Об утверждении проекта границ города Балашихи" и постановления Главы городского округа Балашиха от 16 декабря 2008 года N51/347 "Об утверждении проекта границ города Балашихи" недействующими с момента их принятия в части включения ими земельного участка с кадастровым номером 50:15:040801:0005 в границы города Балашиха, в связи с тем, что ни решение Совета депутатов городского округа Балашиха от 09 декабря 2008 года N 55/347, ни постановление Главы городского округа Балашиха от 16 декабря 2008 года N 51/347 границы города Балашиха не изменяли (т.1 л.д.120-128).
Указанные границы города Балашиха были утверждены решением Совета депутатов Балашихинского района Московской области от 20.12.2005 N 8/39 и постановлением главы Балашихинского района от 30.12.2005 N 53/39, а решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 09.12.2008 N 55/347 и постановлением главы городского округа Балашиха от 16.12.2008 N 51/347 лишь описаны границы, которые были установлены в 2005 году.
Доказательств оспаривания в установленном порядке решения Совета депутатов Балашихинского района Московской области от 20.12.2005 N 8/39 и постановления главы Балашихинского района от 30.12.2005 N 53/39 суду не представлено.
В соответствии с проектом границ, разработанным ООО "ЦНИП "ВИСХАГИ-ЦЕНТР" и утвержденным постановлением главы городского округа Балашиха от 16.12.2008 N 51/347, в границы города Балашиха включен земельный участок с кадастровым номером 50:15:040801:5 (предыдущий номер 50:15:040801:0005), который был предоставлен ООО "ИКЕА МОС (Торговля и недвижимость)" по договору от 07.07.2003 N 01016-Z.
Согласно справке о местоположении объекта недвижимости от 05.04.2006 и кадастровым планом от 12.04.2006 (т.1 л.д. 46, 47) земельный участок с кадастровым номером 50:15:040801:0005 находится по адресу: г.Балашиха, квартал Абрамцево.
При этом, в соответствии с письмом Управления Роснедвижимости по Московской области от 23.03.2009 N 1025-12/610 сведения об изменении местоположения были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании представленных ООО "ИКЕА МОС (Торговля и недвижимость)" документов.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что арендуемый ООО "ИКЕА МОС (Торговля и недвижимость)" земельный участок с кадастровым номером 50:15:040801:0005, площадью 83 300 кв.м. в 2010 году входил в границы города Балашиха.
Следовательно, ответчик обязан вносить арендную плату исходя из базового размера арендной платы для города Балашиха, установленного Законом Московской области от 26.09.2009 N 109/2009-ОЗ.
Представленный истцом расчет арендной платы за период с 01.04.2010 по 30.06.2010 арбитражным апелляционным судом проверен и признан обоснованным (т.1 л.д.43). Ответчик контррасчета арендной платы суду не представил.
Учитывая изложенное выше исковые требования Министерства имущественных отношений Московской области о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 4 460 571,59 руб. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Истцом также предъявлено требование о взыскании с ответчика пени за просрочку платежа в сумме 112 282,07 руб.
В силу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, должник обязан уплатить кредитору определенную законом или договором денежную сумму - неустойку.
Пунктом 5.2 договора от 07.07.2003 N 01016-Z предусмотрено, что за нарушение сроков внесения арендной платы, арендатор уплачивает арендодателю неустойку в размере 0,05% от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.
Поскольку ответчик ненадлежащим образом исполнял обязательства по внесению арендных платежей, пеня подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Проверив представленный истцом расчет, арбитражный апелляционный суд находит его обоснованным (т.1 л.д.43).
Оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражным апелляционным судом не установлено. Кроме того, ответчик при рассмотрении дела не заявлял о применении положения указанной статьи.
При таких обстоятельствах, требование Министерства имущественных отношений Московской области о взыскании пени за просрочку платежа в сумме 112 282,07 руб. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное выше и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 октября 2011 года по делу N А41-38265/10 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ИКЕА МОС (Торговля и недвижимость)" в пользу Министерства имущественных отношений Московской области задолженность по арендной плате в сумме 4 460 571,59 руб. и пеню в сумме 112 282,07 руб., всего - 4 572 853,66 руб.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенной в постановлении Президиума от 02.02.2010 N 12404/09 стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
...
В соответствии со статьей 22 Градостроительного кодекса Российской Федерации 1998 года, действовавшего на дату принятия постановления Губернатора Московской области от 27.08.2004 N 180-ПГ утверждение проектов черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований относило к полномочиям органов власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при утверждении границ муниципальных образований во исполнение требований пункта 1 части 1 настоящей статьи допускается утверждение границ муниципальных образований в виде картографического описания. При этом границы муниципальных образований подлежат описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства не позднее 1 января 2015 года.
...
В силу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, должник обязан уплатить кредитору определенную законом или договором денежную сумму - неустойку.
...
Оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражным апелляционным судом не установлено. Кроме того, ответчик при рассмотрении дела не заявлял о применении положения указанной статьи."
Номер дела в первой инстанции: А41-38265/2010
Истец: Министерство имущественных отношений Московской области
Ответчик: ООО "ИКЕА МОС (Торговля и недвижимость), ООО "ИКЕА МОС"
Третье лицо: Администрация городского округа Балашиха, Администрация городского округа Балашиха Московской области, Управление Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2013 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11093/12
31.10.2012 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-38265/10
31.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-3374/12
21.02.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10097/11
24.10.2011 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-38265/10