г. Киров |
|
16 февраля 2012 г. |
Дело N А29-3872/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Бородиной Н.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Сухорукова А.И., действующего на основании доверенности от 07.02.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Сыктывкарская городская поликлиника N 2"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.11.2011 г. по делу N А29-3872/2011, принятое судом в составе судьи Полицинского В.Н.,
по заявлению муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Сыктывкарская городская поликлиника N 2" (ИНН: 1101487343, ОГРН: 1031100405170)
к Отделу надзорной деятельности г. Сыктывкара Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми (ИНН: 1101462050, ОГРН 1041100434825),
о признании ненормативного правового акта недействительным в части,
установил:
муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Сыктывкарская городская поликлиника N 2" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Отделу надзорной деятельности г. Сыктывкара Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми (далее - Отдел надзорной деятельности, ответчик, административный орган), Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми (далее - Управление, ответчик) о признании недействительными пунктов 1 и 4 предписания от 10.05.2011 N 483/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решением суда в удовлетворении требований заявителю отказано.
Учреждение с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд. По мнению заявителя, законодатель не устанавливает запрет на применение горючих материалов при эксплуатации эвакуационных путей и выходов в зданиях V степени огнестойкости; в предписании не указано, какие именно конструкции здания необходимо оштукатурить или покрыть огнезащитными красками или лаками, то есть относится это требование ко всем помещениям проверяемых зданий или исключение составляют пути эвакуации; здание поликлиники функционирует с 1964 года, то есть до введения в действие СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения", следовательно, указанный СНиП не содержит обязательных требований пожарной безопасности и не может применяться в области пожарной безопасности, на момент проведения проверки названный СНиП заменен на СНиП 31-06-2009, но ответчик не доказал, что требования пункта 6.6 СНиП 31-06-2009 распространяется на учреждения; в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" положения данного закона на существующие здания не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, однако административным органом в нарушение требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации наличие данного обстоятельства не доказано.
Отдел надзорной деятельности в отзыве на апелляционную жалобу приведенные заявителем доводы опровергает, просит оставить ее без удовлетворения, а решение суда и обжалуемое предписание без изменения.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Ответчики явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчиков.
В заседании суда представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней.
Законность Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 26.04.2011 N 483 административным органом в отношении Учреждения 03.05.2011, 04.05.2011 и 10.05.2011 проведена плановая выездная проверка по вопросу соблюдения установленных требований пожарной безопасности.
По результатам проверки 10.05.2011 составлен акт N 483, в котором были зафиксированы выявленные нарушения обязательных требований пожарной безопасности, в том числе: в основном здании поликлиники по адресу г. Сыктывкар, ул. Лесозаводская, д. 14 и здании в пос. Выльтыдор по ул. Олега Кошевого, 14 - деревянные стены с внутренней стороны, перегородки и потолки не отштукатурены (или непокрыты огнезащитными красками или лаками).
10.05.2011 Отделом надзорной деятельности выдано предписание N 483/1/1 по устранению выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Не согласившись с пунктами 1, 4 названного предписания, Учреждение обжаловало его в указанной части в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, придя к выводу, что предписание ответчика в оспариваемой части соответствует фактическим обстоятельствам нарушения Учреждением требований пожарной безопасности и выдано в пределах компетенции должностного лица ответчика, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) предусмотрено, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания должностных лиц пожарной охраны. При этом согласно статье 1 Закона о пожарной безопасности под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии со статьей 6 Закона о пожарной безопасности должностные лица органов государственного пожарного надзора имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
В ходе проведенной в отношении Учреждения проверки соблюдения требований пожарной безопасности при эксплуатации зданий, расположенных по адресу: г. Сыктывкар, ул. Лесозаводская, 14 и пос. Выльтыдор по ул. Олега Кошевого, 14, было установлено нарушение пункта 1.14* СНиП 2.08.02-89* (подпункт 2, таблица 1), выразившееся в том, что деревянные стены с внутренней стороны, перегородки и потолки не отштукатурены (или не покрыты огнезащитными красками или лаками). Согласно указанной норме деревянные стены с внутренней стороны, перегородки и потолки зданий V степени огнестойкости детских дошкольных учреждений, школ, школ-интернатов, лечебных и амбулаторно-поликлинических учреждений, детских оздоровительных и клубов (кроме одноэтажных зданий клубов с рублеными и брусчатыми стенами) должны быть отштукатурены или покрыты огнезащитными красками или лаками.
СНиП 2.08.02-89* утратил силу с 01.01.2010 в связи с утверждением приказом Минрегиона РФ от 01.09.2009 N 390 СНиП 31-06-2009, являющихся актуализированной редакцией СНиП 2.08.02-89*.
Согласно пункту 6.6. вступивших с 01.01.2010 СНиП 31-06-2009 деревянные стены с внутренней стороны, перегородки и потолки зданий V степени огнестойкости ДОУ, детских оздоровительных учреждений и лечебных корпусов со стационаром (класс Ф1.1), амбулаторно-поликлинических учреждений (класс Фз.4) и клубов (класс Ф2.1) (кроме одноэтажных зданий клубов с рублеными и брусчатыми стенами) должны быть оштукатурены или иметь огнезащиту, обеспечивающую класс пожарной опасности защищаемых конструкций не ниже К0(15).
Согласно пунктам 1.3 и 6.8.14 "СП 2.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", утвержденные Приказом МЧС РФ от 25.3.2009 N 172 (далее - СП 2.13130.2009), деревянные стены с внутренней стороны, перегородки и потолки зданий V степени огнестойкости детских дошкольных учреждений, лечебных и амбулаторно-поликлинических учреждений, детских оздоровительных учреждений и клубов (кроме одноэтажных зданий клубов с рублеными и брусчатыми стенами) должны быть отштукатурены или обработаны и покрыты огнезащитными пропитками, красками или лаками, обеспечивающими класс пожарной опасности не ниже К1.
Доводы заявителя о необоснованном применении к спорным правоотношениям требований СНиП 2.08.02-89* подлежат отклонению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ) настоящий Закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В части 1 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ указано, что техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (части 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ).
ППБ 01-03 регулируют правоотношения в области пожарной безопасности и устанавливают обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. В силу пункта 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Нормы СНиП 2.08.02-89* воспроизведены в СНиП 31-06-2009 и СП- 2.13130.2009.
Исходя из части 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, пункта 3 ППБ 01-03, требования СНиП и СП являются обязательными для исполнения в процессе эксплуатации Учреждением зданий.
В соответствии со статьей 1 Закона о пожарной безопасности под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
В рассматриваемой ситуации очевидно, что дальнейшая эксплуатация зданий Учреждения в случае возможного возникновения пожара приводит к угрозе жизни или здоровью людей, поскольку отсутствие огнезащитных покрытий - штукатурки, специальных красок (лаков) способствует быстрейшему распространению огня.
С учетом изложенного утверждения заявителя о том, что законодатель не устанавливает запрет на применение горючих материалов при эксплуатации эвакуационных путей и выходов в зданиях V степени огнестойкости; СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения" не содержит обязательных требований пожарной безопасности, ответчик не доказал, что требования пункта 6.6 СНиП 31-06-2009 распространяются на учреждения и что нарушение требований СНиП при дальнейшей эксплуатации зданий приведет к угрозе жизни или здоровью людей, судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные.
Доводы заявителя о том, что в предписании административным органом не указано, какие именно конструкции зданий необходимо оштукатурить или покрыть огнезащитными средствами, также подлежат отклонению, поскольку рассмотренными СНиП требование о наличии оштукатуривания или покрытия огнезащитными красками (лаками) установлены в отношении деревянных стен с внутренней стороны.
Ссылки Учреждения на судебную практику судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку в силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей относятся на заявителя жалобы, излишне уплаченная госпошлина на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.11.2011 по делу N А29-3872/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Сыктывкарская городская поликлиника N 2" - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Сыктывкарская городская поликлиника N 2" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченной по платежному поручению от 02.12.2011 N 160825.
Выдать с правку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд
Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (части 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ).
...
Исходя из части 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, пункта 3 ППБ 01-03, требования СНиП и СП являются обязательными для исполнения в процессе эксплуатации Учреждением зданий.
В соответствии со статьей 1 Закона о пожарной безопасности под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона."
Номер дела в первой инстанции: А29-3872/2011
Истец: Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Сыктывкарская городская поликлиника N2"
Ответчик: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми, ГУ МЧС России по Республике Коми, ОНД г. Сыктывкара, Отдел надзорной деятельности города Сыктывкара Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми
Третье лицо: УНД ГУ МЧС России по РК