г. Санкт-Петербург |
|
20 февраля 2012 г. |
Дело N А56-43673/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Крыловой А.С.
при участии:
от заявителя: Гайда К.А. по доверенности от 23.03.2011 N 23.
от ответчика: Калько И.Н. по доверенности от 02.02.2012 N 01-19/949, Агеевой Е.А. по доверенности от 07.12.2011 N 01-20/12873, Шарапко Д.А. по доверенности от 31.08.2011 N 01-09/8075.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23356/2011) ООО "Прогресс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 ноября 2011 года по делу N А56-43673/2011 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ООО "Прогресс"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Санкт-Петербургу
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Прогресс" (195253 г.Санкт-Петербург, ул.Маршала Тухачевского, д.1 лит.А пом.7н, ОГРН 1077847181720, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу (191104 г.Санкт-Петербург,Ю Литейный пр., д.39, ОГРН 1099847008546, далее - Департамент Росприроднадзора, административный орган) от 20.07.2011 по делу об административном правонарушении N 16-028/2011.
Решением суда от 22.11.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано. Суд пришел к выводу о доказанности административным органом факта размещения ООО "Прогресс" отходов грунта, образованных в результате строительства, и строительных отходов на необорудованной и не предназначенной для размещения отходов территории, то есть на несанкционированной свалке отходов на лесном (земельном) участке в выделах 1, 2 квартала 290 Невского участкового лесничества Кировского лесничества - филиала ЛОГБУ "Ленобллес", и, следовательно, правомерном привлечении общества к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
ООО "Прогресс", не согласившись с решением суда, заявило и поддержало в судебном заседании апелляционную жалобу, в которой просит отменить принятый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, суд пришел к ошибочному выводу о том, что договор N 2008-12-26в от 26.12.2008 на оказание услуг по рекультивации нарушенных земель лесного фонда в период проверочных мероприятий не действовал. Судом не исследовано полно и всесторонне положительное заключение государственной экспертизы N 167-08/СПЭ-0276/02, не применен пункт 5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/6.
Общество настаивает, что оно не осуществляло несанкционированное хранение отходов, а использовало отходы в процессе рекультивации в соответствии с проектом.
Представители Департамента Росприроднадзора возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, настаивали, что материалами дела подтверждается осуществление обществом деятельности по временному хранению и перемещению грунтов, относящихся к отходам V класса опасности, на территории лесотаксационных кварталов 1,2,3 Невского участкового лесничества Кировского лесничества. Указанные действия образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Департаментом на основании приказа о проведении рейдовой проверки от 27.04.2011 N ПР-105/16 27.04.2011 проведена рейдовая проверка вблизи поселка имени Свердлова Всеволожского района Ленинградской области в лесотаксационных выделах 1,2 лесного квартала 290 Невского участкового лесничества Кировского лесничества филиала ЛОГБУ "Ленобллес".
В ходе проверки, результаты которой отражены в протоколе об осмотре помещений, территорий, и находящихся там вещей и документов от 27.04.2011, установлено, что на вышеуказанный лесной (земельный) участок к использованием грузовых автомобилей (самосвалов) VOLVO завезены и размещены отходы грунта, образованные в результате строительства, и строительные отходы: бой кирпича, металлическая арматура, отходы асфальтобетона в кусковой форме, донный ил.
Перемещение отходов грунта и строительных отходов по территории указанного лесного (земельного) участка осуществлялось с использованием гусеничного бульдозера KOMATSU.
Департамент пришел к выводу, что деятельность ООО "Прогресс" по размещению (хранению) отходов грунта и строительных отходов на необорудованном и не предназначенном для размещения отходов объекте, а именно на лесном (земельном) участке в выделах 1,2 квартала 290 Невского участкового лесничества Кировского лесничества, осуществляется с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований, предусмотренных ст.37, ч.1,2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации.
28.04.2011 старшим государственным инспектором Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу вынесено определение о возбуждении в отношении ООО "Прогресс" дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
20.07.2011 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении и в тот же день вынесено постановление о назначении административного наказания. Действия ООО "Прогресс" квалифицированы по статьям 7.9 и 8.2 КоАП РФ.
В связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ обществу назначено наказание по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 110 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, ООО "Прогресс" обратилось в арбитражный суд.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Статьей 7.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
В соответствии со статьей 23.24 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.9 КоАП РФ (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством) вправе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный лесной контроль и надзор, их заместители, а также руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный лесной контроль и надзор, их заместители.
В данном случае вопрос о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ рассматривался старшим государственным инспектором Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу, заместитель начальника отдела надзора по земельным ресурсам Калько И.Н.
Как следует из пункта 4.1.9 Положения о Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу, утвержденного приказом Росприроднадзора от 04.09.2009 N 251 (в редакции от 09.09.2010), Департамент осуществляет контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственный лесной контроль и надзор) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Поскольку из материалов дела не следует, что земли вблизи поселка имени Свердлова относятся к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, следует признать, что у Департамента отсутствовали полномочия по рассмотрению дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статье 7.9 КоАП РФ.
Таким образом, оспариваемое постановление в части признания ООО "Пргресс" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, принято неуполномоченным органом, а потому является незаконным и подлежит отмене.
Признавая правомерным привлечение общества к административной ответственности и назначение наказания по статье 8.2 КоАП РФ, суд первой инстанции исходил из того, что заключенный между ООО "Прогресс" и Ленинградским областным казенным предприятием "Ленобллесхоз" 26.12.2008 договор N 2008-12-26в на оказание услуг по рекультивации нарушенных земель лесного фонда в период проверочных мероприятий не действовал.
Между тем, данный вывод суда противоречит материалам дела и нормам материального права.
Как следует из материалов дела, 26.12.2008 между обществом и ЛОКП "Ленобллесхоз" заключен договор N 2008-12-26в на оказание услуг по рекультивации нарушенных земель лесного фонда, во исполнение которого для рекультивации обществу передан участок нарушенных земель лесного фонда по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Невское участковое лесничество, квартал N 290, выдел 1,2,3,7,8,9,10,13,14, квартал N 137 выдел 20, квартал N 138 выдел 27,28,29, Кировского лесничества - филиала ЛОГУ "Ленобллес", о чем составлен Акт приемо-проверки земельного участка для рекультивации (т.2 л.д.146-147).
Указанный договор является действующим, поскольку письменного соглашения о досрочном расторжении договора стороны не заключали, действие договора не прекращено исполнением, в судебном порядке договор на момент рассмотрения дела судом не оспорен.
Как следует из раздела 4.2 "Технологические решения" проекта "Рекультивация нарушенных земель лесного фонда - карьеры по добыче глины" (квартал 290 выдел 9, квартал 137 выдел 20, квартал 138 выдел 29), получившего положительное заключение государственной экспертизы N 137-08/СПЭ-0276/02, в соответствии с техническим заданием, данные участки подлежат рекультивации с целью приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для создания объектов лесохозяйственного и рекреационного назначения.
Предусматривается засыпка территории карьеров минеральными грунтами, вынутыми при подготовке котлованов под фундаменты при строительстве, малоопасными и практически неопасными (IV-V класс опасности) строительными отходами, образующимися при проведении строительных работ на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Рекультивация включает технический и биологический этапы. Основные работы технического этапа рекультивации включают следующие операции:
- доставка строительных отходов и минерального грунта IV-V класса опасности;
- радиационный дозиметрический контроль;
- проверка документов на доставленный груз;
- визуальный осмотр груза;
- направление на разгрузку;
- разгрузка строительных отходов и минерального грунта;
- разравнивание и уплотнение отходов с помощью бульдозера массой 14 т.
Подвоз грунтов и строительных отходов осуществляется самосвалами КамАЗ грузоподъемностью 10-20 т со строительных площадок Санкт-Петербурга и ближайших районов Ленинградской области.
Согласно разделу 4.7 Проекта "Мероприятия по охране окружающей среды", карьеры, подлежащие рекультивации, расположены на лесных землях Всеволожского района Ленинградской области. На рассматриваемой территории преобладают сосновые леса. Земельные участки, подлежащие рекультивации, расположены на правом берегу р. Невы у пос. Свердлова, являются обводненными брошенными глинодобывающими карьерами.
В разделе 4.11 "Оперативные изменения и дополнения, внесенные в разделы проектной документации и результатов инженерных изысканий в процессе государственной экспертизы", подраздел "Мероприятия по охране окружающей среды" отражено, что предусмотрена рекультивация территорий, занятых в период производства работ (временные дороги, площадки отстоя техники, площадки разгрузки отходов, территория бытовых помещений).
Учитывая приведенные положения проекта рекультивации, а также положения пунктов 4,5,7 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что осуществление работ по рекультивации не исключает на определенных этапах нахождение отходов производства и потребления на земельном участке, подлежащем рекультивации.
В судебном заседании представители Департамента не оспаривали, что обнаруженные строительные отходы временно находились на выделах 1,2 и предназначались для засыпки котлована на выделе 9. По мнению Департамента, у общества не имеется правовых оснований для временного хранения отходов на указанных выделах.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) допускается в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В данном случае отходы накапливаются на площади участка лесного фонда без специально созданных на то условий.
Между тем, Департаментом не принято во внимание, что в Положительном заключении проекта рекультивации отсутствует указание на необходимость организации специально обустроенной площадки для временного хранения отходов.
По мнению апелляционной коллегии, учитывая специфику и продолжительность рассматриваемого вида работ, отсутствуют основания для разбивки отдельных этапов работ по рекультивации на самостоятельные виды деятельности по обращению с отходами.
Использование обществом отходов V класса опасности подтверждается экспертным заключением от 15.06.2011 N 037-Э-11 и не оспаривается административным органом.
Довод представителей Департамента о том, что засыпка карьера в выделе 9 должна производиться после предварительной откачки из карьера воды (осушение карьера), судом отклоняется. Осуществление рекультивации с отступлением от предусмотренных проектом рекультивации подготовительных работ не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Представители Департамента пояснили, что строительные отходы, используемые ООО "Прогресс", вывозятся обществом со строительных площадок в г.Санкт-Петербурге. Между тем, использование при рекультивации строительных отходов IV-V классов опасности предусмотрено проектом рекультивации, получившим положительное заключением государственной экспертизы.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (части 3 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ).
Оценивая представленные Департаментом доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности административным органом подлежащих установлению и доказыванию обстоятельств как в части события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, так и виновности общества в его совершении.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 ноября 2011 года по делу N А56-43673/2011 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу (191104, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39) по делу об административном правонарушении N 16-028/2011 от 20.07.2011, которым общество с ограниченной ответственностью "Прогресс" (195253 г.Санкт-Петербург, ул.Маршала Тухачевского, д.1 лит.А пом.7н, ОГРН 1077847181720) привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) допускается в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
...
Довод представителей Департамента о том, что засыпка карьера в выделе 9 должна производиться после предварительной откачки из карьера воды (осушение карьера), судом отклоняется. Осуществление рекультивации с отступлением от предусмотренных проектом рекультивации подготовительных работ не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
...
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (части 3 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ).
Оценивая представленные Департаментом доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности административным органом подлежащих установлению и доказыванию обстоятельств как в части события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, так и виновности общества в его совершении.
...
Признать незаконным и отменить постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу (191104, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39) по делу об административном правонарушении N 16-028/2011 от 20.07.2011, которым общество с ограниченной ответственностью "Прогресс" (195253 г.Санкт-Петербург, ул.Маршала Тухачевского, д.1 лит.А пом.7н, ОГРН 1077847181720) привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Номер дела в первой инстанции: А56-43673/2011
Истец: ООО "Прогресс"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Санкт-Петербургу