г. Санкт-Петербург |
|
20 февраля 2012 г. |
Дело N А56-35742/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей В. А. Семиглазова, Е. А. Сомовой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания А. И. Душечкиной
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21755/2011) Межрайонной ИФНС России N 9 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2011 по делу N А56-35742/2011 (судья Т. В. Галкина), принятое
по заявлению ОАО "Комплект-Плюс"
к Межрайонной ИФНС России N 9 по Санкт-Петербургу
о признании недействительными решения и требования
при участии:
от заявителя: Бойцова Л. Ф. (доверенность от 10.01.2012 N 01)
от ответчика: Никифорова Д. Ю. (доверенность от 26.09.2011 N 03/18515)
установил:
Открытое акционерное общество "Комплект-Плюс" (ОГРН 1027809169497, место нахождения: Санкт-Петербург, г.Красное Село, ул.Свободы, д.46; далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция, налоговый орган) от 28.03.2011 N 33 и требования N1191 по состоянию на 03.05.2011 об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.
Решением суда от 18.10.2011 заявление общества удовлетворено.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права; недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными. По мнению подателя жалобы, суд не дал оценку доводам налогового органа о том, что кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих обществу на праве общей долевой собственности, по состоянию на 01.01.2010 составляла:
- по участку с кадастровым номером 78:31:1696:9 (вид разрешенного использования - для размещения финансово-кредитных объектов) - 37 162 400 руб., а не как указало общество в расчете по авансовым платежам за 3 квартал 2010 года - 13 037 740 руб.;
- по участку с кадастровым номером 78:31:1696:10 (вид разрешенного использования - для размещения объектов науки) - 19 104 360 руб., а не как указало общество в расчете по авансовым платежам за 3 квартал 2010 года - 6 702 411 руб.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ дела N А56-35742/2011, находящееся в производстве судьи Н. О. Третьяковой, передано в производство судье М. Л. Згурской.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель общества их отклонил и просил оставить жалобу без удовлетворения, а принятое по делу решение - без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленного обществом расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 3 квартал 2010 года, согласно которому сумма авансового платежа по налогу исчислена обществом в размере 169 278 руб., в том числе по земельному участку с кадастровым номером 78:31:1696:9 - 26 890 руб., по земельному участку с кадастровым номером 78:31:1696:10 - 11 059 руб., по земельному участку с кадастровым номером 78:31:1696:23 - 131 580 руб.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что в целях исчисления авансового платежа по земельному налогу за 3 квартал обществом занижена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 78:31:1696:9 и 78:31:1696:10, что привело к неполной уплате авансового платежа в сумме 70 068 руб.
По результатам проверки инспекцией составлен акт 11.02.2011 N 196 и вынесено решение от 28.03.2011 N 33 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 70 068 руб., пени по состоянию на 28.03.2011 в сумме 1 755 руб. 79 коп. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
На основании принятого решения налоговым органом в адрес общества выставлено требование N 1191 по состоянию на 03.05.2011 на сумму земельного налога в размере 70 068 руб. и пеней в размере 1 755 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 22.09.2011 N 16-13/33260 решение инспекции оставлено без изменения, а жалоба Общества - без удовлетворения.
Считая решение инспекции от 28.03.2011 N 33 и требование N 1191 по состоянию на 03.05.2011 незаконными и нарушающими его права и законные интересы, общество обжаловало их в судебном порядке.
Судом установлено, что общество образовано в 1998 году путем реорганизации общества с ограниченной ответственностью "Комплект" в форме выделения. По разделительному балансу обществу был передан земельный участок площадью 7 105 кв.м. под кадастровым номером 78:1696:4, целевое назначение участка - под объекты промышленности.
В 2000-2001 годах данный земельный участок согласно распоряжениям Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга был разделен на три участка в связи с тем, что на одном земельном участке оказались объекты недвижимости, принадлежащие на праве общей долевой собственности разным юридическим лицам. Участок с кадастровым номером 78:31:1696:9 образован из части участка с кадастровым номером 78:1696:4, принадлежащего на праве собственности обществу, и земельного участка 78:1696:2, принадлежащего на праве собственности открытому акционерному обществу "Еврофинанс"; доля заявителя составляет 1136/2060. Участок с кадастровым номером 78:31:1696:10 образован из части земельного участка с кадастровым номером 78:1696:4, принадлежащего обществу, и земельного участка, находящегося в аренде у открытого акционерного общества "Севзапэнергомонтажпроект"; доля заявителя составляет 457/1059. Участок с кадастровым номером 78:31:1696:23 полностью образован из части земельного участка 78:1696:4; доля заявителя составляет 6329/6329.
В расчете по авансовым платежам по земельному налогу за 3 квартал 2010 года заявитель указал кадастровую стоимость участка 78:1696:9 в размере 13 037 740 руб., участка 78:1696:10 в размере 6 702 411 руб., участка 78:1696:23 в размере 35 087 976 руб.
Однако, по данным налогового органа кадастровая стоимость участка 78:1696:9 составляет 37 162 400 руб., участка 78:1696:10 - 19 104 360 руб. По кадастровой стоимости участка 78:1696:23 разногласий у заявителя и налогового органа нет.
Делая вывод о необоснованном доначислении авансового платежа по земельному налогу в связи с неверным, по мнению инспекции, определением обществом кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 78:31:1696:9 и 78:31:1696:10, суд исходил из того, что общество подтвердило кадастровую стоимость указанных земельных участков, представив в материалы дела справки Центрального районного отдела Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 09.03.2007 N 71 и N 72, согласно которым, исходя из фактического использования земельных участков - для размещения промышленных объектов, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 78:1696:10 должна составлять 6 702 411 руб., а земельного участка с кадастровым номером 78:1696:9 - 13 037 740 руб.
При этом суд указал, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков, примененной обществом в целях исчисления налога, в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации инспекцией не опровергнуты.
Апелляционная инстанция не может согласиться с выводами суда первой инстанции и считает, что обжалуемое решение подлежит отмене в связи со следующим.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Свидетельствами о государственной регистрации права подтверждено, что обществу на праве общей долевой собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 78:1696:9 (доля 1136/2060) и 78:1696:10 (доля 457/1059).
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Порядок определения налоговой базы установлен статьей 391 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" в целях реализации положений пункта 14 статьи 396 НК РФ установлено, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 26.07.2010 - даты введения в действие изменений, внесенных Федеральным законом N 167-ФЗ) кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.11.2006 N 1432 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель в Санкт-Петербурге" кадастровая стоимость квадратного метра земельного участка различается в зависимости от функционального использования земель.
В соответствии со статьей 14 Закона N 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения, могут быть представлены в виде кадастровой выписки об объекте недвижимости, содержащей запрашиваемые сведения об этом объекте. Указанные сведения размещаются также на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Таким образом, плательщик земельного налога должен определять налоговую базу, исходя из сведений о кадастровой стоимости земельных участков, полученных им в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52.
В целях исчисления авансового платежа по земельному налогу за 3 квартал 2010 года заявитель использовал сведения, указанные в справках Центрального районного отдела Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 09.03.2007 N 71 и N 72, согласно которым, исходя из фактического использования земельных участков - для размещения промышленных объектов, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 78:1696:10 должна составлять 6 702 411 руб., а земельного участка с кадастровым номером 78:1696:9 - 13 037 740 руб.
Вместе с тем, сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 78:1669:9 и 78:1669:10, отраженные в указанных выше справках, не могут служить основанием для исчисления земельного налога, поскольку выданы органом, не уполномоченным доводить до налогоплательщика сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения.
В материалы дела налоговым органом представлены сведения о спорных земельных участках, полученные в порядке, установленном Приказом Федеральной регистрационной службы N 157, Федеральной налоговой службы N САЭ-3-21/556@ от 02.11.2005 "Об утверждении порядка представления сведений о земельных участках, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения, из Федеральной регистрационной службы в Федеральную налоговую службу", согласно которым в 2010 году кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 78:31:1669:9 составляла 37 162 400 руб., цель использования - для размещения финансово-кредитных объектов; земельного участка с кадастровым номером 78:31:1669:10 - 10 104 360 руб., цель использования - для размещения объектов науки.
Указанные данные о кадастровой стоимости и разрешенном использовании спорных земельных участков подтверждаются представленными обществом в суд первой инстанции кадастровыми выписками, а также представленными налоговым органом в суд апелляционной инстанции и приобщенными к материалам дела кадастровыми выписками и сведениями о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу по состоянию на 01.01.2010, по форме КНД 1153004, представленными в суд апелляционной инстанции налоговым органом.
При этом ссылка заявителя на то, что спорные земельные участки фактически используются им для размещения промышленных объектов, а не для размещения финансово-кредитных объектов и объектов науки, судом апелляционной инстанции отклонена.
Частью 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр вносятся сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости и разрешенное использование земельного участка.
Согласно части 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 того же Закона сведений может осуществляться на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Статьей 28 Закона N 221-ФЗ предусмотрена возможность исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости.
Согласно пункту 2 части 1 указанной статьи кадастровой ошибкой в сведениях является воспроизведенная в государственном кадастре ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр. Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона N 221-ФЗ заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документы, которые содержат кадастровую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4 статьи 28 Закона N 221-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации, соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 данной статьи порядке; суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Общество не обращалось в уполномоченный орган в установленном вышеприведенными положениями Закона N 221-ФЗ с требованиями об исправлении кадастровой ошибки в сведениях о земельных участках с кадастровыми номерами 78:31:1669:9 и 78:31:1669:10.
В ответ на запрос суда от 20.01.2010 Управление Росреестра по Санкт-Петербургу (письмо от 15.02.2010 N 1-1739 по) сообщило, что сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 78:31:1669:9 и 78:31:1669:10, внесенные в государственный кадастр недвижимости, соответствуют сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, следовательно, техническая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости отсутствует.
При таких обстоятельствах выводы суда о том, что общество в целях исчисления авансового платежа по земельному налогу за 3 квартал 2010 года обоснованно использовало кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 78:31:1669:9 и 78:31:1669:10, приведенную в справках Центрального районного отдела Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 09.03.2007 N 71 и N 72, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 78:1696:10 составляет 6 702 411 руб., а земельного участка с кадастровым номером 78:1696:9 - 13 037 740 руб., не соответствует нормам материального права и имеющимся в деле доказательствам.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось законных оснований для признания недействительными оспариваемых ненормативных актов инспекции - решения от 28.03.2011 N 33 и требования N1191 по состоянию на 03.05.2011 об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции от 18.10.2010 подлежит отмене, а заявление общества - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269 пункт 2, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2011 по делу N А56-35742/2011 отменить.
Отказать открытому акционерному обществу "Комплект-Плюс" (ОГРН 1027809169497, место нахождения: 198320, г. Санкт-Петербург, г. Красное Село, ул. Свободы, д.46) в удовлетворении заявленных требований.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
В.А. Семиглазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 части 1 указанной статьи кадастровой ошибкой в сведениях является воспроизведенная в государственном кадастре ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр. Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона N 221-ФЗ заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документы, которые содержат кадастровую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4 статьи 28 Закона N 221-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации, соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 данной статьи порядке; суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Общество не обращалось в уполномоченный орган в установленном вышеприведенными положениями Закона N 221-ФЗ с требованиями об исправлении кадастровой ошибки в сведениях о земельных участках с кадастровыми номерами 78:31:1669:9 и 78:31:1669:10."
Номер дела в первой инстанции: А56-35742/2011
Истец: ОАО "Комплект-Плюс"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N9 по Санкт-Петербургу
Третье лицо: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Санкт-Петербургу, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Санкт-Петербургу