г. Пермь |
|
22 февраля 2012 г. |
Дело N А50-18227/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 февраля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Паньковой Г.Л., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шилонцевой В.А.
при участии:
от заявителя: представитель не явился,
от ответчика: Зайцев А.Н. по доверенности N 63 от 28.11.2011, паспорт,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика,
Администрации Чайковского муниципального района,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 01 декабря 2011 года
по делу N А50-18227/2011,
принятое судьей Гусельниковой Н.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Кондакова Сергея Анатольевича (ОГРНИП 305592000500216, ИНН 592000005035)
к Администрации Чайковского муниципального района
о признании незаконным отказа в выкупе земельного участка,
установил:
Индивидуальный предприниматель Кондаков Сергей Анатольевич (заявитель) обратился в арбитражный суд Пермского края с заявлением к администрации Чайковского муниципального района (ответчик) о признании незаконным отказа в выкупе земельного участка с кадастровым номером 59:12:1030013:8 площадью 111 905,1 кв.м.
Решением арбитражного суда Пермского края от 01.12.2011 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным, несоответствующим требованиям Земельного кодекса Российской Федерации решение администрации Чайковского муниципального района, изложенное в письме N 01/03-09-238 от 26.08.2011, об отказе в представлении в собственность индивидуального предпринимателя Кондакова С.А. земельного участка с кадастровым номером 59:12:1030013:8 площадью 111 905,1 кв.м. Суд обязал администрацию Чайковского муниципального района устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем совершения действий, предусмотренных ст. 36 ЗК РФ.
Ответчик с решением суда от 01.12.2011 не согласен. В апелляционной жалобе просит его отменить, в удовлетворении заявления отказать. В обоснование своих доводов ответчик указывает, что в собственность заявителя может быть представлена только часть земельного участка, которая соответствует площади расположенных на нем объектов недвижимости. Ответчик считает, что доказательств необходимости предоставления заявителю земельного участка площадью 111 905,1 кв.м. в материалах дела не имеется. Кроме того, ответчик указывает на то, что основания для предоставления в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения отсутствуют, поскольку заявитель не является главой крестьянского фермерского хозяйства. Полагает, что земельный участок предпринимателю может быть предоставлен на праве аренды.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что схема земельного участка площадью 111 905,1 кв.м, необходимого для использования принадлежащих ему объектов недвижимости, утверждена постановлением ответчика от 12.05.1009 N 907. Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет. Отсутствие статуса главы крестьянского фермерского хозяйства не препятствует выкупу земельного участка на основании ст. 36 ЗК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником 16-ти объектов недвижимости, составляющих производственную базу подсобного хозяйства, расположенных по адресу: Пермский край, Чайковский район, с. Завод Михайловский. Право собственности на объекты недвижимости подтверждено представленными в дело свидетельствами о государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним.
Указанные объекты находятся на земельном участке с кадастровым номером 59:12:1030013:8 площадью 111 905,1 кв.м, местоположением: Пермский край, Чайковский район, на Фокинской сельской территории, с разрешенным использованием: под производственную зону подсобного хозяйства.
Земельный участок согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 25.05.2011 N 5912/201/11-3821 поставлен на кадастровый учет 21.05.2011.
30.05.2011 заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 59:12:1030013:8 в собственность.
26.08.2011 ответчик направил заявителю письмо N 01/03-09-238, в котором сообщил об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность. В обоснование ответа положено правовое заключение от 15.08.2011 N 493, в котором указано, что поскольку испрашиваемый земельный участок относится к категории земель - сельскохозяйственного назначения, заявитель в соответствии требованиями Закона пермского края от 02.09.2003 N 965-193ПК должен представить доказательства наличия права на его выкуп. В отсутствие доказательств, подтверждающих статус заявителя как главы крестьянского (фермерского) хозяйства, основания для выкупа земельного участка отсутствуют, земельный участок может быть предоставлен в аренду.
Ссылаясь на то, что отказ в предоставлении земельного участка в собственность является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения урегулирован пунктами 5, 6 ст. 36 ЗК РФ.
В силу п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Согласно п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как правильно установлено судом первой инстанции, постановлением Главы Чайковского муниципального района Пермского края 12.05.2009 N 907 была утверждена схема расположения и представления в собственность заявителя земельного участка площадью 111 905,1 кв.м, расположенного по адресу: Пермский край, Чайковский район, на Фокинской сельской территории.
В основу принятия постановления легли положения статей 29, 35, 36 ЗК РФ, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления РФ", п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", Устав муниципального образования "Чайковский муниципальный район" и представленные заявителем свидетельства о государственной регистрации права собственности на 16-ть объектов недвижимости, представленных заявителем.
Земельный участок площадью 111 905,1 кв.м был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 59:12:1030013:8.
Таким образом, в силу требований п. 6 ст. 36 ЗК РФ ответчик обязан в месячный срок подготовить проект договора купли-продажи и направить его заявителю.
Довод ответчика о том, что заявителем не представлено доказательств необходимости передачи в собственность земельного участка площадью 111905,1 кв.м, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку проект границ этого земельного участка, занятого объектами недвижимости заявителя и необходимого для их использования, утвержден в установленном порядке постановлением ответчика от 12.05.1009 N 907.
Ссылка ответчика на положения ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", предусматривающие предоставление в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения определенным категориям землепользователей, не может быть принята во внимание.
В силу ст. 1 указанного Федерального закона его действий не распространяется на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Довод ответчика о том, что при предоставлении такого земельного участка необходимо подтверждение собственником объектов недвижимости статуса главы крестьянского (фермерского) хозяйства, основана на неверном толковании норм права.
При таких обстоятельствах, нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 01.12.2011 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Пермского края от 01.12.2011 по делу N А50-18227/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
Г.Л. Панькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
...
В основу принятия постановления легли положения статей 29, 35, 36 ЗК РФ, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления РФ", п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", Устав муниципального образования "Чайковский муниципальный район" и представленные заявителем свидетельства о государственной регистрации права собственности на 16-ть объектов недвижимости, представленных заявителем.
Земельный участок площадью 111 905,1 кв.м был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 59:12:1030013:8.
Таким образом, в силу требований п. 6 ст. 36 ЗК РФ ответчик обязан в месячный срок подготовить проект договора купли-продажи и направить его заявителю.
...
Ссылка ответчика на положения ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", предусматривающие предоставление в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения определенным категориям землепользователей, не может быть принята во внимание.
В силу ст. 1 указанного Федерального закона его действий не распространяется на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А50-18227/2011
Истец: Кондаков Сергей Анатольевич
Ответчик: Администрации Чайковского муниципального района, Администрация Чайковского муниципального района