город Омск |
|
22 февраля 2012 г. |
Дело N А75-7328/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кулагиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10832/2011) Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Белоярскому Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.11.2011 по делу N А75-7328/2011 (судья Шабанова Г.А.), принятое по заявлению арбитражного управляющего Тебенко Евгения Алексеевича к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Белоярскому Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании действий незаконными,
при участии в судебном заседании представителей:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Белоярскому Ханты - Мансийского автономного округа - Югры - не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
от арбитражного управляющего Тебенко Евгения Алексеевича - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
арбитражный управляющий Тебенко Евгений Алексеевич обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Белоярскому Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - ИФНС России по г. Белоярскому ХМАО-Югры, налоговый орган) о признании незаконными действий по внесению записи об исключении юридического лица ООО "Бренд-Комфорт" из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.11.2011 по делу N А75-7238/2011 заявленные требования удовлетворены, спорные действия признаны незаконными.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обжаловал его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
Федеральная налоговая служба России в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белоярскому Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании отсутствующего должника - общества с ограниченной ответственностью "Бренд-Комфорт" (далее - ООО "Бренд-Комфорт", должник) несостоятельным (банкротом) и введении в отношении него конкурсного производства.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.03.2009 в отношении ООО "Бренд-Комфорт" введена процедура конкурсного производства по упрощенной процедуре сроком на пять месяцев, конкурсным управляющим ООО "Бренд-Комфорт" утверждён Валеев И.Р.
Определением суда от 12.04.2010 конкурсный управляющий Валеев И.Р. освобожден от исполнения обязанностей, конкурсным управляющим должника утвержден Тебенко Е.А.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.07.2011 по делу N А75-1579/2009 завершено конкурсное производство в отношении должника ООО "Бренд-Комфорт" (л.д. 6-8).
Данным определением на орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, была возложена обязанность внести в государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации не позднее чем через пять дней с даты представления определения.
Указанное определение арбитражного суда поступило в ИФНС России по г. Белоярскому ХМАО-Югры 11.07.2001.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (сокращенно - ЕГРЮЛ) в отношении ООО "Бренд-Комфорт" 18.07.2011 внесена запись о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства (л.д. 9).
Арбитражный управляющий, ссылаясь на неправомерное действие налогового органа, выразившееся в исключении должника из Единого государственного реестра юридических лиц в нарушение установленного пунктом 2 статьи 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) срока, обратился с выше указанными требованиями в суд.
Суд первой инстанции на основании анализа положений Закона о банкротстве, пришел к выводу, что запись о ликвидации юридического лица может быть произведена не ранее 30 дней с момента вынесения определения о завершении конкурсного производства. Поскольку в рассматриваемом случае регистрирующий орган внес запись о прекращении деятельности юридического лица ранее установленного Законом о банкротстве срока, судом первой инстанции заявленные требования арбитражного управляющего удовлетворены.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт. Считает, что действия по ликвидации должника были произведены правомерно, поскольку запись о ликвидации внесена на основании определения арбитражного суда от 01.07.2011 по делу N А75-1579/2009, при этом порядок внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации ООО "Бренд-Комфорт" инспекцией не нарушен, так как определение суда в соответствии со статьей 187 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежало немедленному исполнению.
Арбитражный управляющий Тебенко Е.А. представил заявление, в котором указал, что не согласен с доводами апелляционной жалобы, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным. Также указал, что не возражает против рассмотрения дела в его отсутствие.
Судебное заседание апелляционного суда проведено по правилам части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела и не заявивших о его отложении.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что решение о государственной регистрации должно быть принято не позднее, чем через пять дней с даты представления документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ) государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица в случае применения процедуры в деле о банкротстве юридического лица осуществляется на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, поступившего из арбитражного суда. В случае поступления в регистрирующий орган определения о принятии к производству жалобы на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства государственная регистрация приостанавливается до поступления в регистрирующий орган судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения указанной жалобы.
Согласно пункту 2 статьи 149 Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ) арбитражный суд по истечении тридцати, но не позднее шестидесяти дней с даты вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства направляет указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении.
В силу пункта 3 этой же статьи Закона о банкротстве определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.
Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.
Обжалование определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства приостанавливает исполнение этого определения.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 149 Закона о банкротстве определение о завершении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению.
Таким образом, существует императивная норма закона о том, что запись о ликвидации юридического лица в силу банкротства не может иметь место ранее 30 дней со дня принятия судебного акта о завершении конкурсного производства, это положение закона направлено на защиту прав конкурсных кредиторов, иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, и предоставляет гарантии на обжалование судебного акта в случае несогласия с ним.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что определение о завершении конкурсного производства в отношении должника вынесено 01.07.2011. Регистрирующий орган внес запись о прекращении деятельности юридического лица 18.07.2011, то есть ранее установленного пунктом 2 статьи 149 Закона о банкротстве тридцатидневного срока.
Указанное обстоятельство лишило арбитражного управляющего права на обжалование определения суда от 01.07.2011 о завершении конкурсного производства, что подтверждается определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2011 по делу N А75-1579/2009.
Доводы налогового органа о том, что к нему определение о завершении конкурсного производства поступило 11.07.2011, а также о том, что это определение подлежало исполнению в течение 5 дней с момента получения, судом апелляционной инстанции отклоняются.
В данном случае ИФНС России по г. Белоярскому ХМАО-Югры получило 11.07.2011 указанное определение арбитражного суда от 01.07.2011 по делу N А75-1579/2009 как участник процесса о банкротстве (ИФНС России ХМАО-Югры представляло интересы Федеральной налоговой службы в деле о банкротстве ООО "Бренд-Комфорт"), а не как регистрирующий орган.
Как регистрирующий орган ИФНС России по г. Белоярскому ХМАО-Югры должно было получить и, соответственно, исполнить названное определение по истечении тридцати с момента его принятия.
В апелляционной жалобе налоговый орган указал, что на момент совершения оспариваемых действий по внесению записи в ЕГРЮЛ ликвидации должника не поступало сведений об обжаловании определения о завершении конкурсного производства.
Между тем, данное утверждение не имеет правового значения, так как ИФНС России по г. Белоярскому ХМАО-Югры осуществила регистрационные действия задолго до окончания срока на обжалование определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, чем создала ситуацию, при которой невозможно рассмотрение апелляционной жалобы на определение о прекращение конкурсного производства, и лишила должника права на защиту.
Согласно пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изложенные выше обстоятельства дела, по мнению суда апелляционной инстанции, свидетельствуют о незаконности действий регистрирующего органа по внесению 18.07.2011 в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ООО "Бренд-Комфорт" до истечения 30-дневного срока, установленного пунктом 2 статьи 149 Закона о несостоятельности банкротстве.
При таких обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение об удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по г. Белоярскому ХМАО-Югры освобождено от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта, в том числе в случае участия в арбитражном процессе в качестве ответчика по делу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Белоярскому Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.11.2011 по делу N А75-7328/2011 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 этой же статьи Закона о банкротстве определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.
...
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 149 Закона о банкротстве определение о завершении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению.
...
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что определение о завершении конкурсного производства в отношении должника вынесено 01.07.2011. Регистрирующий орган внес запись о прекращении деятельности юридического лица 18.07.2011, то есть ранее установленного пунктом 2 статьи 149 Закона о банкротстве тридцатидневного срока.
...
Согласно пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изложенные выше обстоятельства дела, по мнению суда апелляционной инстанции, свидетельствуют о незаконности действий регистрирующего органа по внесению 18.07.2011 в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ООО "Бренд-Комфорт" до истечения 30-дневного срока, установленного пунктом 2 статьи 149 Закона о несостоятельности банкротстве."
Номер дела в первой инстанции: А75-7328/2011
Истец: Арбитражный управляющий Тебенко Евгений Алексеевич, Тебенко Евгений Алксеевич
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Белоярскому Ханты-Мансийскому автономного округа - Югры, ИФНС по г. Белоярскому по ХМОА-Югре
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2666/12
22.02.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10832/11
07.11.2011 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-7328/11