г. Киров |
|
24 февраля 2012 г. |
Дело N А17-3225/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Арбузовой Е.Л.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Искатель" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу России
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 29 ноября 2011 года по делу N А17-3225/2011, принятое судом в составе судьи Опря Е.А.
по иску Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Искатель" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу России (ИНН 3703004741 ОГРН 1023701273122)
к обществу с ограниченной ответственностью "Юго-западный район" (ИНН 3703039790 ОГРН 1073703000590)
о взыскании задолженности,
установил
Федеральное государственное казенное учреждение комбинат "Искатель" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу России (далее - Учреждение, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Юго-западный район" (далее - Общество, ответчик) 550 917 руб. 46 коп. задолженности за поставленную тепловую энергию по договору о предоставлении теплоснабжения от 01.12.2010 N ТЭ-1 (далее - Договор) за период с января по апрель 2011 года (далее - Спорный период).
Исковые требования Учреждения основаны на статьях 15, 309, 310, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 29 ноября 2011 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе заявитель считает решение незаконным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда - несоответствующими обстоятельствам дела. Указывает, что ответчик не предъявлял претензий по подаче тепловой энергии, ее количеству и качеству, ограничений или прекращения подачи тепловой энергии не было, ответчик подписал акты оказания услуг в Спорный период, чем подтвердил объем полученной энергии; договорной объем тепловой энергии рассчитан истцом исходя из представленных ответчиком данных о размере отапливаемых площадей, поскольку у Учреждения не имелось технической документации на отапливаемые жилые многоквартирные дома. Размеры отапливаемых площадей были согласованы сторонами, как в Договоре, так и в приложениях к нему. Все расчеты направлялись в Региональную службу по тарифам Ивановской области, которая утверждала тарифы на тепловую энергию, в соответствии с которыми истец осуществлял расчеты с ответчиком и с ООО "Теплосетевая компания", по трубопроводной сети которой осуществлялась передача теплоносителя, и соответственно, осуществлялись расчеты с бюджетом по уплате налогов. Стоимость отпущенной тепловой энергии установлена в размере 2 170 руб. 59 коп. (без НДС) за 1 Гкал, указанный тариф введен в действие с 01.01.2011. Ответчик должен осуществлять оплату с учетом НДС. По мнению заявителя, представленные копии технических паспортов не могут быть приняты во внимание, поскольку изготовлены в 1979 и 1989 годах и имеют незаверенные исправления характеристик домов, оформлены не на ответчика. Данные, приведенные в письме ответчика от 24.10.2011 N 2-907, не соответствуют данным технических паспортов.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Истец заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ивановской области от 29 ноября 2011 года проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
01.12.2010 ФГУ комбинат "Искатель" Росрезерва (теплоснабжающая организация, правопредшественник истца) и Общество (управляющая организация) заключили Договор, по условиям которого теплоснабжающая организация (истец) приняла на себя обязательство подавать управляющей организации (ответчику) тепловую энергию на отопление в соответствии с согласованным сторонами количеством, обеспечить качество теплоносителя с учетом установленной тепловой мощности источника тепла и потерь в тепловых сетях согласно температурному режиму (графику) отпуска тепловой энергии в зависимости от температуры наружного воздуха и технологического состояния инженерного оборудования теплопотребляющих установок, а Управляющая организация - принимать и оплачивать тепловую энергию в порядке и сроки, предусмотренные Договором.
В пункте 1.2. договора стороны согласовали объем тепловой энергии поставляемой на нужды отопления многоквартирных домов N 4, N 4а, N 6 по улице Виноградова города Кинешмы в 2011 году, который составил 816,32 Гкал/год, отапливаемая площадь составила 4 149,42 м.кв.
Договорной объем рассчитан исходя из наружного строительного объема объектов теплоснабжения в соответствии с Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водных системах коммунального теплоснабжения от 06.05.2000 N 105.
Договор вступает в силу с 01.12.2011 и действует по 31.12.2011 (пункт 7.7 Договора).
Договор был расторгнут с 30.09.2011 по соглашению сторон (дополнительное соглашение от 21.09.2011).
На оплату тепловой энергии, поставленной в Спорный период, истец выставил ответчику счета-фактуры на общую сумму 1 397 917 руб. 46 коп.
Ответчик частично оплатил тепловую энергию в размере 847 000 руб., задолженность по расчетам истца составила 550 917 руб. 46 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательств должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, применимой к спорным правоотношениям в соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата производится за фактически принятое количество воды в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В целях оказания населению коммунальной услуги по теплоснабжению Общество (исполнитель коммунальных услуг) обязано приобретать у ресурсоснабжающей организации, к которой относится Учреждение, тепловую энергию.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В упомянутой норме имеется прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан.
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307, то есть на основе нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса.
Иными словами, при отсутствии приборов учета вопрос о методе определения количества коммунального ресурса (тепловой энергии и теплоносителя), приобретенного управляющей компанией в целях его потребления жителями управляемых такой компанией жилых домов, должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг населением, которые согласно приложению N 2 к Правилам N 307 учитываются при расчете размера платы за соответствующие коммунальные услуги.
Следовательно, вывод суда о необходимости проведения расчетов количества потребленной ответчиком тепловой энергии согласно Жилищному кодексу Российской Федерации и по Правилам N 307 соответствуют названным нормам.
Проверка расчета истца показала, что объем отпущенной Обществу тепловой энергии определен истцом в нарушение Правил N 307.
При таких обстоятельствах суд самостоятельно произвел расчет суммы долга отпущенного теплоносителя с учетом приведенных положений Правил N 307.
Согласно расчету стоимость тепловой энергии и теплоносителя, поставленных в жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, в течение Спорного периода составила 647 563 руб. 52 коп.
Решением Кинешемской городской Думы четвертого созыва от 14.02.2009 N 28/215 с 01.04.2007 установлен норматив потребления тепловой энергии на отопление 1 кв. м общей площади жилых зданий в муниципальном образовании "Городской округ Кинешма" в размере 0,0168 Гкал в месяц.
Из представленных ответчиком копий технических паспортов на спорные дома следует, что общая площадь жилых помещений составляет 3635,83 кв.м.
Согласно пункту 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), норматив потребления коммунальных услуг это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Из пунктов 26 и 29 Правил N 306 следует, что коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей. В норматив отопления включается расход тепловой энергии исходя из расчета расхода на 1 м.кв. площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги.
Норматив потребления коммунальной услуги теплоснабжения включает в себя, в том числе, и объем тепловой энергии, необходимый для обеспечения температурного режима в помещениях общего пользования многоквартирного дома, в связи с чем при расчете объема поставленной в жилой дом тепловой энергии норматив потребления умножается на общую площадь жилых помещений.
В приложении N 3 к постановлению Региональной службы по тарифам Ивановской области от 19.11.2010 N 318-т/6 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей Учреждения" установлены льготные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды отопления жилищного фонда, для потребителей Учреждения с учетом передачи тепловой энергии по тепловым сетям ООО "Теплосетевая компания" на 2011 год в размере 1 546 руб. 06 коп. с учетом НДС за 1 Гкал.
Оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанций установил, что ответчик в Спорный период произвел оплату стоимости тепловой энергии, объемы которой определил по нормативам потребления и установленного органом государственного регулирования тарифа. Оснований для признания указанного вывода неправомерным у суда апелляционной инстанции не имеется.
Истец в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил в дело надлежащие и бесспорные доказательства, свидетельствующие о наличии у ответчика перед истцом долга за поставленную в спорный период тепловую энергию.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, влияющих на оценку спорной ситуации, заявителем жалобы не приведено.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ивановской области от 29 ноября 2011 года по делу N А17-3225/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Искатель" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу России - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307, то есть на основе нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса.
Иными словами, при отсутствии приборов учета вопрос о методе определения количества коммунального ресурса (тепловой энергии и теплоносителя), приобретенного управляющей компанией в целях его потребления жителями управляемых такой компанией жилых домов, должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг населением, которые согласно приложению N 2 к Правилам N 307 учитываются при расчете размера платы за соответствующие коммунальные услуги.
Следовательно, вывод суда о необходимости проведения расчетов количества потребленной ответчиком тепловой энергии согласно Жилищному кодексу Российской Федерации и по Правилам N 307 соответствуют названным нормам.
...
Согласно пункту 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), норматив потребления коммунальных услуг это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета."
Номер дела в первой инстанции: А17-3225/2011
Истец: Федеральное государственное казенное учреждение комбинат "Искатель"
Ответчик: ООО "Юго-западный район", ООО "Юго-западный р-н"