24 февраля 2012 г. |
Дело N А75-4970/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 09-16 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Зориной О.В.
судей Семеновой Т.П., Смольниковой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бойченко О.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10545/2011) Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района на определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 ноября 2011 года (суд в составе председательствующего судьи Лысенко Г.П., судей Подгурской Н.И., Микрюковой Е.Е.), вынесенное по результатам рассмотрения вопроса о применении параграфа 7 главы 1Х Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" при рассмотрении дела N А75-4970/2009 по заявлению Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью "Фрам и К" (628331 пгт. Пойковский, мкр.3, д.19, кв.20, ИНН 8619011041, ОГРН 1038603450049),
при участии в судебном заседании представителя от Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района - Давыдова В.Н. по доверенности от 17.05.2011, сроком действия 1 год;
установил:
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры 15.07.2011 по делу N А75-4970/2009 общество с ограниченной ответственностью "ФРАМ и К" (далее - ООО "ФРАМ и К", должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утвержден Лещев Сергей Николаевич.
В связи с поступлением в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "ФРАМ и К" в арбитражный суд требования Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района (далее - Департамент, податель жалобы) о включении в реестр требований кредиторов должника - ООО "ФРАМ и К" требования о передаче квартир, судом первой инстанции назначено судебное заседание по вопросу применения правил параграфа 7 главы IX Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
30 ноября 2011 года Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по делу N А75-4970/2009 вынесено определение об осуществлении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) ООО "ФРАМ и К" с применением правил параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 12 июля 2011 года N 210-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статьи 17 и 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части установления особенностей банкротства застройщиков, привлекавших денежные средства участников строительства").
Конкурсному управляющему поручено в соответствии со статьей 28, абзацем 3 пункта 3 статьи 201.1 Закона о банкротстве направить сведения о применении в отношении должника правил параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве в издание "Коммерсантъ" и представить суду сведения о произведенной публикации.
Не соглашаясь с определением суда первой инстанции, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит определение от 30.11.2011 по делу N А75-4970/2009 отменить по причине нарушения норм процессуального права, неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, и направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование жалобы её податель ссылается на то, что вынесение обжалуемого определения является преждевременным, так как до обращения с требованием о передаче квартир Департамент обратился с исковым заявлением о признании права собственности на спорные объекты недвижимости, которое до настоящего времени не рассмотрено по существу. Поэтому в настоящее время возможно принятие противоречащих друг другу судебных актов.
Кроме того, ссылается на наличие безусловных оснований для отмены спорного судебного акта, поскольку Департамент не был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, состоявшегося по рассмотрению вопроса о применении при банкротстве ООО "ФРАМ и К" правил параграфа 7 Закона о банкротстве.
Конкурсный управляющий Лещев С.Н. в отзыве на апелляционную жалобу также просит отменить определение суда первой инстанции от 30.11.2011 по настоящему делу, полагая, что должник не является застройщиком.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Считает определение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Конкурсный управляющий ООО "ФРАМ и К" Лещев С.Н., а также представители конкурсных кредиторов должника, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без их участия.
В судебном заседании, открытом 09.02.2012, в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 16.02.2012. Информация о перерыве была размещена на официальном сайте суда и в общероссийской картотеке арбитражных дел в сети Интернет. После перерыва рассмотрение жалобы завершено.
Рассмотрев материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Департамента, проверив законность и обоснованность обжалуемого определения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для его отмены.
Как указывалось выше, в качестве одного из оснований для отмены обжалуемого определения подателя жалобы указал на рассмотрение вопроса о применении при банкротстве ООО "ФРАМ и К" правил параграфа 7 Закона о банкротстве в отсутствие Департамента, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Действительно, в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Как усматривается из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению вопроса о применении при банкротстве ООО "ФРАМ и К" правил параграфа 7 главы 9 Закона о банкротстве назначено на 30.11.2011 определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.11.2011 по делу N А75-4970/2009.
В материалах дела имеются уведомления о вручении и расписки, свидетельствующие о направлении участвующим в деле лицам копии определения суда первой инстанции от 14.11.2011 (том 53 листы дела 52-69).
Доказательств направления копии названного судебного акта в адрес Департамента нет.
Тем не менее, это не является основанием для отмены обжалуемого определения по следующим причинам:
Департамент ссылается на положения пункта 1 статьи 201.2 Закона о банкротстве, согласно которому наряду с лицами, предусмотренными статьей 34 настоящего Федерального закона, лицами, участвующими в деле о банкротстве застройщика, признаются участники строительства, имеющие требования о передаче жилых помещений, а также уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории осуществления данного строительства.
Между тем, по смыслу указанной нормы лицами, участвующими в деле о банкротстве застройщика, и обладающими правом требовать обязательного извещения их о рассмотрении любых вопросов в деле о банкротстве, признаются участники строительства, имеющие (а не предъявляющие) требования о передаче жилых помещений.
Факт наличия такого требования подлежит установлению судом. Так, согласно пункту 3 статьи 201.6 Закона о банкротстве требование о передаче жилого помещения, признанное обоснованным арбитражным судом, подлежит включению арбитражным управляющим в реестр требований о передаче жилых помещений.
Соответственно, до вынесения судом определения о признании обоснованными требований Департамента, его неизвещение о судебном заседании по вопросу о применении в данном деле параграфа 7 главы IX Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не может являться основанием для отмены судебного акта.
Кроме того, пункт 1 статьи 201.2 Закона о банкротстве определяет лиц, участвующих в деле о банкротстве застройщика.
Между тем, до вынесения обжалуемого определения дело N А75-4970/2009 не являлось делом о банкротстве застройщика.
Соответственно, только с момента вынесения названного определения, подлежащего немедленному исполнению, можно было бы говорить о наличии дополнительных лиц, участвующих в деле о банкротстве застройщика, но никак не на дату вынесения определения о назначении судебного заседания по данному вопросу.
Об этом же свидетельствуют и положения пункта 2 статьи 201.2 Закона о банкротстве, согласно которым уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории осуществления данного строительства направляются определения, предусмотренные абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 201.1 настоящего Федерального закона. То есть именно после вынесения этих определений данный орган информируется о его праве вступить в дело.
Кроме того, поскольку такой орган является самостоятельным участником дела о банкротстве, следовательно, он может реализовывать свои права, в том числе и на обжалование судебного акта, самостоятельно, учитывая, что подателю жалобы не предоставлено права действовать от имени и в интересах уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Таким образом, основания для отмены обжалуемого определения по пункту 2 части 4 статьи 270 АПК РФ отсутствуют.
Основным доводом Департамента в отношении перехода к рассмотрению дела о банкротстве ООО "ФРАМ и К" по правилам параграфа 7 главы 9 Закона о банкротстве является то, что, по мнению подателя жалобы, такой переход осуществлен преждевременно.
Однако данный довод подлежит отклонению за необоснованностью.
Так, Федеральным законом N 210-ФЗ внесены соответствующие изменения в Закон о банкротстве, в том числе глава IX названного Закона дополнена 7 параграфом, регулирующим особенности банкротства застройщиков, то есть лиц, привлекающих денежные средства и (или) имущество участников строительства (юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, в том числе жилищно-строительный кооператив, или индивидуальный предприниматель, к которым имеются требования о передаче жилых помещений или денежные требования).
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона N 210-ФЗ положения параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве (в редакции настоящего Федерального закона) применяются арбитражными судами также при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением дел о банкротстве, в которых начались расчеты с кредиторами третьей очереди в соответствии с реестром требований кредиторов.
По условиям пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 210-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования, за исключением пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Поскольку Федеральный закон N 210-ФЗ опубликован в Российской газете N 153 от 15.07.2011, начало действия данного документа (за исключением отдельных положений) - 15.08.2011.
Производство по настоящему делу возбуждено в 2009 году, то есть до принятия и вступления в силу Федерального закона N 210-ФЗ, следовательно, положения параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве могут применяться и при рассмотрении настоящего дела.
Согласно пункту 3 статьи 201.1 Закона о банкротстве сведения о том, что должник является застройщиком, подлежат указанию должником либо, если об этом известно конкурсному кредитору или уполномоченному органу, также ими в заявлении о признании должника банкротом.
В этом случае арбитражный суд указывает на применение при банкротстве должника правил настоящего параграфа в определении о принятии заявления о признании должника банкротом. Сведения о принятии заявления о признании должника банкротом подлежат опубликованию в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.
Если сведения о том, что должник является застройщиком, становятся известны арбитражному суду после возбуждения дела о банкротстве, арбитражный суд выносит по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, или по собственной инициативе определение о применении при банкротстве должника правил настоящего параграфа. Сведения, содержащиеся в указанном определении, подлежат опубликованию в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.
По смыслу данной нормы для перехода к рассмотрению дела по правилам о банкротстве застройщика суду достаточно информации о том, что должника являлся застройщиком.
Кроме того, суд не вправе оценивать обоснованность предъявленных участниками строительства требований и рассматривать их по правилам рассмотрения дела о банкротстве застройщика до перехода к рассмотрению дела по правилам о банкротстве застройщика.
Информация о том, что должник является застройщиком, была сообщена суду самим Департаментом.
Доказательств начала расчетов с кредиторами третей очереди в деле нет.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции абсолютно правомерно вынес обжалуемое определение.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены определения от 30.11.2011 по делу N А75-4970/2009.
Вынесение определения по результатам рассмотрения заявления кредитора о применении правил параграфа 7 главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Возможность обжалования такого определения не предусмотрена Законом о банкротстве.
Поэтому в силу пункта 1 статьи 61 Закона о банкротстве определение от 30.11.2011 по делу N А75-4970/2009 может быть обжаловано в апелляционном порядке. По результатам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции принимает постановление, которое является окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 ноября 2011 года о применении параграфа 7 главы 1Х Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" при рассмотрении дела N А75-4970/2009 о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью "Фрам и К" (628331 пгт. Пойковский, мкр.3, д.19, кв.20, ИНН 8619011041,ОГРН 1038603450049) оставить без изменения, апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10545/2011) Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, является окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежит.
Председательствующий |
О.В. Зорина |
Судьи |
Т.П. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По условиям пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 210-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования, за исключением пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Поскольку Федеральный закон N 210-ФЗ опубликован в Российской газете N 153 от 15.07.2011, начало действия данного документа (за исключением отдельных положений) - 15.08.2011.
Производство по настоящему делу возбуждено в 2009 году, то есть до принятия и вступления в силу Федерального закона N 210-ФЗ, следовательно, положения параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве могут применяться и при рассмотрении настоящего дела.
Согласно пункту 3 статьи 201.1 Закона о банкротстве сведения о том, что должник является застройщиком, подлежат указанию должником либо, если об этом известно конкурсному кредитору или уполномоченному органу, также ими в заявлении о признании должника банкротом.
...
По смыслу данной нормы для перехода к рассмотрению дела по правилам о банкротстве застройщика суду достаточно информации о том, что должника являлся застройщиком.
...
Вынесение определения по результатам рассмотрения заявления кредитора о применении правил параграфа 7 главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Возможность обжалования такого определения не предусмотрена Законом о банкротстве.
Поэтому в силу пункта 1 статьи 61 Закона о банкротстве определение от 30.11.2011 по делу N А75-4970/2009 может быть обжаловано в апелляционном порядке. По результатам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции принимает постановление, которое является окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежит."
Номер дела в первой инстанции: А75-4970/2009
Должник: ООО "Фрам и К"
Кредитор: Администрация г. Пыть-Ях, Бронза Дмитрий Аркадьевич, ГБУ Тюменской области "Управление капитального строительства", Государственная жилищная инспекция, Департамент муниципальной собственности и градостроительства администрации г. Югорска, ЗАО "Омский региональный центр автомобильного снабжения", ЗАО "Сибкар-Авто", ЗАО "Сталепромышленная компания", Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Нефтеюганского района, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, МУ Управление Капитального строительства Администрации г.Пыть-Ях, Муниципальное водоканализационное предприятие МО г. Ханты-Мансийск, Муниципальное дорожно-эксплуатационное предприятие МО г. Ханты-Мансийск, Муниципальное предприятие "Ханты- Мансийскгаз", МУП "Управление городского хозяйства по г. Пыть-Яху, Нефтеюганское районное муниципальное унитарное предприятие электросвязи, НРМУ "УКС", ОАО "Ростелеком", ОАО "Тюменская энергосбытовая компания", ОАО "Югорская территориальная энергетическая компания", ОАО "Югорская территориальная энергетическая компания" Пыть-Яхский филиал, ОАО "ЮТЭК" Нефтеюганский филиал, ООО "Европрофиль", ООО "Магнит", ООО "Строитель", ООО "Стройиндустрия", ООО "Управление механизации N 3", ООО "Югра-Телекомстройсервис", ООО "ЮНГ-Теплонефть", ООО РЛК "Кода Лес", Пойковское МУП "Управление тепловодоснабжения"
Третье лицо: ЗАО "Сибкар-Авто", ОАО "Ростелеком", ОАО "Энергосбытовая компания", внешний управляющий Лещев Сергей Николаевич, Лещев Сергей Николаевич, МРИ ФНС России N7 по ХМАО-Югре, НП СРО АУ "Объединение", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре
Хронология рассмотрения дела:
23.12.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9701/13
19.04.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10549/11
20.02.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1588/13
06.02.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-944/13
07.12.2012 Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-4970/09
02.04.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1351/12
28.02.2012 Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-4970/09
24.02.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10545/11
30.11.2011 Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-4970/09
14.09.2011 Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-4970/09
15.07.2011 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-4970/09
13.05.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2088/11