г. Самара |
|
22 февраля 2012 г. |
Дело N А55-14833/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 февраля 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Евсигнеевой С.В.,
с участием:
от заявителя - Давидян Ю.С., доверенность от 01.08.2011 г., Петрова Т.С., доверенность от 01.08.2011 г.,
от ответчиков:
главы городского округа Самара - Ермолаева А.Г, доверенность от 27.12.2011 г. N 01/04-1476,
Департамента управления имуществом городского округа Самара - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 февраля 2012 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу главы городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 ноября 2011 года по делу N А55-14833/2011 (судья Холодкова Ю.Е.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Уотмен" (ОГРН 1106317000030), г. Самара,
к главе городского округа Самара, г. Самара,
Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара
о признании незаконным действия,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Уотмен" (далее - заявитель, ЗАО "Уотмен", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к главе городского округа Самара (далее - первый ответчик, глава г.о. Самара), Департаменту управления имуществом городского округа Самара (далее - второй ответчик, Департамент) с заявлением, с учетом уточнений требований, принятых судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ, о признании незаконными действий Департамента, выразившихся в возврате ЗАО "Уотмен" заявления от 03.05.2011 г. вх. 11882 и приложенного к нему пакета документов;
об обязании главы г.о. Самара в месячный срок с момента вступления в силу решения суда принять постановление администрации городского округа Самара о предоставлении ЗАО "Уотмен" в собственность за выкуп земельного участка, находящегося в муниципальной собственности г.о. Самара, для целей, не связанных со строительством, общей площадью 2958 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0702004:785, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Барбошина поляна, 9 просека, б/н;
об обязании Департамента в месячный срок с момента принятия главой г.о. Самара постановления о предоставлении ЗАО "Уотмен" в собственность за выкуп земельного участка, находящегося в муниципальной собственности г.о. Самара, для целей не связанных со строительством, общей площадью 2958 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0702004:785, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Барбошина поляна, 9 просека, б/н, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка общей площадью 2958 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0702004:785, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Барбошина поляна, 9 просека, б/н, и направить его в адрес ЗАО "Уотмен".
Решением суда первой инстанции от 23 ноября 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, глава г.о. Самара обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав ЗАО "Уотмен" в удовлетворении требования о возложении на главу г.о. Самара обязанности по вступлению в силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и интересов ЗАО "Уотмен" путем принятия в месячный срок решения о предоставлении в собственность ЗАО "Уотмен" земельного участка за выкуп, площадью 2958 кв.м., кадастровый номер 63:01:0702004:785, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Барбошина поляна, 9 просека, б/н.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд необоснованно подменил собой органы местного самоуправления и возложил на главу г.о. Самара обязанности принять конкретное решение.
Представитель первого ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители заявителя возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель второго ответчика в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя второго ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что заявителю на основании договора купли-продажи от 29.03.2010 г. (л.д. 63-66) на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости, расположенные по адресу: Самарская область, г. Самара, Барбошина Поляна (ранее Поляна Фрунзе), 9 просека, б/н: нежилое здание (склад) площадью 63,1 кв.м., нежилое здание (прачечная) площадью 24 кв.м., нежилое здание (изолятор) площадью 52,4 кв.м., нежилое здание (кухня) площадью 30,2 кв.м., что подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРП (л.д. 46-49) и копиями свидетельств о государственной регистрации права собственности ЗАО "Уотмен" (л.д. 55-62).
Приобретенные заявителем в собственность объекты недвижимости расположены на сформированном земельном участке, находящемся по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Барбошина Поляна, 9 просека, б/н, площадью 2958 кв.м., кадастровый номер 63:01:0702004:785.
Указанный земельный участок находится в муниципальной собственности городского округа Самара, что подтверждается выпиской из ЕГРП (л.д. 45).
07.04.2010 г. данный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 63:01:0702004:785, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 08.04.2011 г. N 63-00-102/11-64223 (л.д. 178-184), кадастровым делом участка. При этом в графе 9 кадастрового паспорта указано, что разрешенное использование земельного участка - "занимаемого нежилыми зданиями и прилегающей территорией".
Материалами дела подтверждается, а именно, представленным по запросу суда кадастровым делом указанного участка, что постановке на кадастровый учет испрашиваемого земельного участка предшествовало утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала N 63:01:0702004, площадью 2958,00 кв.м., занимаемого нежилыми зданиями и прилегающей территорией распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара от 04.03.2010 г. N 149 (л.д. 110).
03.05.2011 г. Общество обратилось к главе г.о. Самара с заявлением о предоставлении земельного участка на праве собственности за выкуп, в связи с нахождением на данном участке объектов недвижимого имущества заявителя (л.д. 40-41).
Данное заявление зарегистрировано в администрации городского округа Самара 03.05. 2011 г. входящий номер 13882, что подтверждается штампом администрации.
Главой г.о. Самара было поручено рассмотрение данного обращения Департаменту, по результатам которого заявление Общества рассмотрено не было по причине несоответствия пакета документов Приложению N 2 к решению Думы городского округа Самара от 25.02.2010 г. N 852. Фактически Департамент управления имуществом возвратил заявление Обществу.
Данные обстоятельства изложены Департаментом в письме от 18.05.2011 г. N 15-07-10/23904 (л.д. 43-44).
Не согласившись с совершенными действиями Департамента, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что фактический возврат заявления без принятия решения обусловлен отсутствием в представленном пакете документов сведений о предоставлении земельных участков, выданных Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Из представленного отзыва главы г.о. Самара следует, что письмом от 18.05.2011 г. Департамент осуществил возврат заявления согласно п. 2.3 Положения "О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа Самара, для целей, не связанных со строительством": несоответствие заявления и прилагаемых к нему документов требованиям, установленным пунктом 2.2. Положения.
Какие-либо иные основания, препятствующие предоставлению в собственность испрашиваемого участка, не были приведены ни главой г.о. Самара, ни Департаментом.
Судом первой инстанции обоснованно признаны доводы главы г.о. Самара и Департамента, изложенные в письме от 18.05.2011 г. и в отзывах по настоящему делу несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Материалами дела подтверждается, что испрашиваемый земельный участок является собственностью городского округа Самара, следовательно, право распоряжения указанным участком принадлежит органам местного самоуправления городского округа Самара.
На территории городского округа Самара порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, установлен решением Думы городского округа Самара от 25.02.2010 г. N 852, которым утверждено Положение "О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа Самара, для целей, не связанных со строительством" (далее - Положение).
В соответствии с п. 2.1. Положения граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет, для целей, не связанных со строительством, подают в администрацию городского округа Самара заявление о предоставлении земельного участка на имя главы городского округа Самара по форме, установленной в приложении N 1 к настоящему Положению. Заявление о предоставлении земельного участка направляется в Департамент управления имуществом городского округа Самара для его проверки на соответствие требованиям, установленным п. 2.2 настоящего Положения.
Пунктом 2.3. Положения определено, что несоответствие заявления и прилагаемых к нему документов требованиям, установленным пунктом 2.2 настоящего Положения, является основанием для их возвращения заявителю в течение десяти рабочих дней со дня их поступления в администрацию городского округа.
Материалами дела подтверждается, что заявитель обратился к уполномоченному органу - главе г.о. Самара с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ, занимаемого объектами недвижимости, находящихся в собственности у заявителя.
В силу положений п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Частью 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ установлено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению, был утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 г. N 370 и данный перечень является исчерпывающим.
Данным перечнем не предусмотрено предоставление заявителем сведений о предоставлении земельных участков, расположенных по адресу, указываемому заявителем в качестве предполагаемого местоположения испрашиваемого земельного участка, выданные Управлением ФАКОН по Самарской области.
Более того, заявителем 11.05.2011 г. предоставлялись в адрес главы г.о. Самара письмо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (правопреемника УФАКОН), которое зарегистрировано в канцелярии (л.д. 42). Данные обстоятельства ответчиками не опровергнуты.
Ссылка органов местного самоуправления, что представление данных сведений предусмотрено Положением, утвержденным решением Думы городского округа от 25.02.2010 г. N 852 обоснованно признана судом первой инстанции ошибочной.
Частью 5 ст. 36 Земельного Кодекса РФ установлен императивный запрет требовать от заявителя иных документов, за исключением документов, предусмотренных Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 г. N 370.
Следовательно, истребование у заявителя дополнительных документов, не отраженных в Приказе Минэкономразвития России от 30.10.2007 г. N 370, является незаконным и нарушающим исключительное право собственника объекта недвижимого имущества на приватизацию земельного участка под ним.
Как правильно указал суд первой инстанции, применение Положения "О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа Самара, для целей, не связанных со строительством", утвержденного решением Думы городского округа Самара от 25.02.2010 г. N 852 должно учитывать нормы Земельного Кодекса РФ, имеющих прямое действие и обладающие большей юридической силой.
Учитывая, что ЗАО "Уотмен" представило все необходимые документы в адрес главы г.о. Самара для принятия решения о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, оспариваемые действия Департамента по их возврату правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, признаны судом первой инстанции незаконным.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющие публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в п. 4 Постановления от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанным с применением земельного законодательства" в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным, суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Материалами дела установлено полное соответствие представленного пакета документов требованиям ст. 36 Земельного кодекса РФ. Согласно градостроительному обоснованию размера и вида использования земельного участка под нежилые здания с прилегающей территорией (л.д. 126-204), подготовленному МП города Самары "Архитектурно-планировочное бюро", нежилые здания (Литера Ж, З, Р, О), находящиеся в собственности ЗАО "Уотмен", и прилегающая к ним территория составляют единый комплекс и единую систему жизнеобеспечения всей территории; земельный участок площадью 2958,00 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Промышленный район, Барбошина Поляна, 9-я Просека, б/н, необходим для использования и эксплуатации нежилых зданий с прилегающей территорией, расположенных на данной территории. Более того, как указывалось выше, испрашиваемый земельный участок и его границы были утверждены распоряжением Департамента от 04.03.2010 г. N 149.
При этом при определении способов восстановления прав заявителя, судом первой инстанции учтены полномочия органов местного самоуправления по предоставлению земельных участков, определенные Положением, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 25.02.2010 г. N 852.
В соответствии с положениями пунктов 2.7 и 2.8 Положения решение о предоставлении в виде постановления принимает и подписывает глава г.о. Самара, на основании постановления администрации городского округа, принимаемого главой г.о. Самара, Департамент заключает договор купли-продажи либо договор аренды земельного участка с лицом, подавшим заявление о предоставлении земельного участка.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что законные права и интересы ЗАО "Уотмен" должны быть восстановлены путем обязания главы г.о. Самара устранить допущенные нарушения прав и интересов ЗАО "Уотмен" путем принятия в месячный срок решения о предоставлении в собственность ЗАО "Уотмен" земельного участка за выкуп, площадью 2958 кв.м., кадастровый номер 63:01:0702004:785, расположенного по адресу: г. Самара, Барбошина поляна, 9 просека б/н, и обязания Департамента подготовить и направить в адрес ЗАО "Уотмен" проект договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка в месячный срок с даты принятия главой г.о. Самара решения о предоставлении земельного участка в собственность ЗАО "Уотмен".
Доводы, приведенные главой г.о. Самара в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 ноября 2011 года по делу N А55-14833/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в п. 4 Постановления от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанным с применением земельного законодательства" в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
...
Материалами дела установлено полное соответствие представленного пакета документов требованиям ст. 36 Земельного кодекса РФ. Согласно градостроительному обоснованию размера и вида использования земельного участка под нежилые здания с прилегающей территорией (л.д. 126-204), подготовленному МП города Самары "Архитектурно-планировочное бюро", нежилые здания (Литера Ж, З, Р, О), находящиеся в собственности ЗАО "Уотмен", и прилегающая к ним территория составляют единый комплекс и единую систему жизнеобеспечения всей территории; земельный участок площадью 2958,00 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Промышленный район, Барбошина Поляна, 9-я Просека, б/н, необходим для использования и эксплуатации нежилых зданий с прилегающей территорией, расположенных на данной территории. Более того, как указывалось выше, испрашиваемый земельный участок и его границы были утверждены распоряжением Департамента от 04.03.2010 г. N 149."
Номер дела в первой инстанции: А55-14833/2011
Истец: ЗАО "Уотмен"
Ответчик: Глава городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара
Третье лицо: ФБУ "Кадастровая палата по Самарской области"
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5390/12
04.05.2012 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3935/12
22.02.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15944/11
23.11.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-14833/11