г. Вологда |
|
21 февраля 2012 г. |
Дело N А66-11315/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Левинской А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 20 декабря 2011 года по делу N А66-11315/2011 (судья Басова О.А.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ "АЛЬЯНС" (город Тверь, ОГРН 1026900552359, ИНН 6905061829; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (город Тверь, ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150; далее - управление) и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Москва, ОГРН 1087746829994; далее - Росимущество) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность обществу земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100030:6 общей площадью 2489 кв. м, расположенного по адресу: Тверская область, город Тверь, проезд Стеклопластик, дом 3, и о возложении обязанности на управление в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении за плату в собственность обществу земельного участка на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, действовавшим на 22.10.2011, а также подготовить и направить обществу проект договора купли-продажи указанного земельного участка с предложением о его заключении (с учетом уточнения требований, принятого судом).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 20 декабря 2011 года заявленные обществом требования удовлетворены.
Управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя жалобу, управление ссылается на отсутствие у него полномочий по продаже государственных земельных участков без поручения Росимущества.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с доводами, изложенными в ней, решение суда считает законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, обществу на праве собственности принадлежит административное здание общей площадью 714,9 кв. м с кадастровым номером 69:40:01:00:000:0000:1\019614\37:00000\А, расположенное по адресу: город Тверь, проезд Стеклопластиков, дом 3.
Административное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0100030:6 общей площадью 2489 кв. м, расположенном по адресу: Тверская область, город Тверь, проезд Стеклопластик, дом 3, находящемся в федеральной собственности. Земельный участок передан обществу в аренду (договор аренды от 01.02.2000).
Общество обратилось в управление с заявкой от 21.09.2011 на приватизацию указанного земельного участка, приложив к заявлению необходимый пакет документов.
Письмом от 20.10.2011 N 5917-05 управление сообщило обществу о необходимости обоснования площади испрашиваемого земельного участка. Соответствующее обоснование обществом представлено в управление 21.10.2011.
Пакет документов для рассмотрения и выдачи поручения о предоставлении земельного участка в собственность обществу направлен управлением в Росимущество (письмо от 24.10.2011 N 5976-05).
В связи с тем, что решение о предоставлении заявителю в собственность земельного участка не принято в установленный Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) срок, общество обратилось в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, правомерно руководствовался следующим.
Из пункта 1 статьи 36 ЗК РФ следует, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
Согласно положениям, закрепленным в пункте 6 статьи 36 ЗК РФ, заявление о приобретении прав на земельный участок должно быть рассмотрено исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в месячный срок с момента обращения с таким заявлением. По результатам рассмотрения заявления названные органы принимают решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что общество, обращаясь в управление с заявкой о приватизации, представило все необходимые документы, установленные вышеназванным Перечнем.
Указанное обстоятельство управлением не оспаривается.
Каких-либо причин, по которым решение о предоставлении в собственность заявителя спорного земельного участка не принято ни управление, ни Росимущество не привели. Суд первой инстанции обстоятельств, препятствующих принятию такого решения, не установил, что также управлением не оспаривается.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что бездействие управления и Росимущества выразившееся в непринятии решения о предоставлении в собственность обществу спорного земельного участка, противоречит пунктам 1, 6 статьи 36 ЗК РФ, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с этим требование общества о признании незаконным данного бездействия подлежит удовлетворению.
При этом в качестве устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции возложил обязанность на управление совершить предписанные ему законом действия, а именно - принять решение о предоставлении обществу земельного участка за плату на праве собственности, а также подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи спорного земельного участка с предложением о его заключении.
Довод подателя жалобы об отсутствии у него полномочий по продаже федерального земельного участка без поручения Росимущества отклоняется апелляционной инстанцией.
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации и не ограниченных в обороте, таковым исполнительным органом государственной власти является Росимущество на основании Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432).
Согласно Положению N 432 указанный исполнительный орган государственной власти осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4); заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (пункт 5.6); осуществляет полномочия собственника при продаже и приватизации находящихся в федеральной собственности земельных участков (пункты 5.36, 5.39).
В соответствии с пунктами 4.1, 4.6 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В силу пункта 4.8 вышеуказанного Положения, управление осуществляет продажу земельных участков по поручению Росимущества.
Системное толкование приведенных норм о полномочиях Росимущества и его территориальных органов с учетом положений Земельного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что именно управление является полномочным исполнительным органом государственной власти, обладающим правом предоставления испрашиваемого обществом земельного участка, а не Росимущество.
При этом взаимодействия Росимущества и его территориальных органов не могут препятствовать принятию решений, связанных с приватизацией находящихся в федеральной собственности земельных участков в установленные ЗК РФ сроки.
В этой связи выводы суда первой инстанции о полномочиях управления по принятию решения по заявлению общества соответствуют приведенным нормам материального права и обстоятельствам дела, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению. Иных доводов о несогласии с решением суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы управления не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Арбитражного суда Тверской области от 20 декабря 2011 года по делу N А66-11315/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации и не ограниченных в обороте, таковым исполнительным органом государственной власти является Росимущество на основании Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432).
...
В соответствии с пунктами 4.1, 4.6 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
...
Системное толкование приведенных норм о полномочиях Росимущества и его территориальных органов с учетом положений Земельного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что именно управление является полномочным исполнительным органом государственной власти, обладающим правом предоставления испрашиваемого обществом земельного участка, а не Росимущество.
При этом взаимодействия Росимущества и его территориальных органов не могут препятствовать принятию решений, связанных с приватизацией находящихся в федеральной собственности земельных участков в установленные ЗК РФ сроки."
Номер дела в первой инстанции: А66-11315/2011
Истец: ООО "Производственно-торговая компания "Альянс"
Ответчик: ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом