г. Воронеж |
|
21 февраля 2012 г. |
Дело N А64-8706/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.02.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 21.02.2012.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии
от открытого акционерного общества "Телекомнефтепродукт": Ениной М.А., представителя по доверенности N 243 от 14.10.2011,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Телекомнефтепродукт" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.12.2011 по делу N А64-8706/2011 (судья Игнатьев Д.Н.) по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области к открытому акционерному обществу "Телекомнефтепродукт" о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области (далее - Управление Роскомнадзора по Тамбовской области, Управление) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Телекомнефтепродукт" (далее - ОАО "Телекомнефтепродукт", Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.12.2011 по делу N А64-8706/2011 заявление Управления Роскомнадзора по Тамбовской области удовлетворено. Суд привлек ОАО "Телекомнефтепродукт" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Телекомнефтепродукт" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы ссылается на то, что на момент проверки Общество услуг связи по предоставлению каналов связи в соответствии с лицензией N 80167 не оказывало; наличие лицензии не обязывает оказывать соответствующие услуги связи, если в них нет необходимости.
По мнению Общества, судом не учтено, что в соответствии с нормами Федерального закона N 126-ФЗ "О связи" технологическая сеть связи выделена в отдельную категорию с отдельным функциональным режимом, не требует оформления лицензии и, следовательно, требования о внедрении системы оперативно-розыскных мероприятий на нее не распространяются.
Также Общество указывает, что статья 15 Федерального закона N 126-ФЗ "О связи" не содержит прямого запрета на предоставление услуг технологической связи на возмездной основе.
Представитель ОАО "Телекомнефтепродукт" в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции требования апелляционной жалобы поддержал.
Управление Роскомнадзора по Тамбовской области явку представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечило, направив суду отзыв на апелляционную жалобу, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей Управления.
В представленном в материалы дела отзыве Управление против доводов апелляционной жалобы возражает, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что факт нарушения подтверждается заключением о результатах мероприятия по контролю ОАО "Телекомнефтепродукт" от 21.09.2011 N 3-68/0095 и справкой от 21.09.2011 N 2, а также объяснениями представителя Общества Колпакова А.В.
На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей Управления, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя ОАО "Телекомнефтепродукт" апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как видно из материалов дела и установлено судом области, ОАО "Телекомнефтепродукт" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным регистрационным номером 1025003213696 (свидетельство серии 50 N 004252705).
В соответствии с пунктом 4.1 Устава ОАО "Телекомнефтепродукт" является коммерческой организацией, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли.
Согласно подпункту 5.2 пункта 5 Устава одним из основных видов деятельности Общества является предоставление всех видов связи, телекоммуникационных и информационных услуг предприятиям и организациям системы нефтепродуктообеспечения, а также юридическим и физическим лицам.
На основании приказа от 11.08.2011 N 143-нд сотрудниками Управления в период с 01.09.2011 по 21.09.2011 проведена плановая выездная проверка соблюдения лицензионных условий и обязательных требований при использовании радиочастотного спектра в отношении филиалов, представительств ОАО "Телекомнефтепродукт" на территории Тамбовской области.
В ходе планового выездного мероприятия по надзору за выполнением ОАО "Телекомнефтепродукт" обязательных требований в области при оказании услуг связи по предоставлению каналов связи по лицензии N 80167 на транспортной сети связи с. Новоникольское Никифоровского района Тамбовской области, эксплуатируемой Новоникольским цехом электросвязи ОАО "Телекомнефтепродукт", сотрудниками Управления обнаружено нарушение: не выполнение требований по внедрению системы оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) на сети связи в Тамбовской области, предназначенной для оказания услуг связи по предоставлению каналов связи, что является нарушением требований пункта 2, пункта 4 статьи 64 Федерального Закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", пункта 6 условий лицензии N 80167, пункта 13 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N87.
По итогам проверки составлены справка N 2 от 21.09.2011 о проверке выполнения оператором связи условий лицензии N 80167 и заключение N З-68/0095о результатах мероприятия по контролю от 21.09.2011.
В связи с выявленными нарушениями законодательства о лицензировании, 05.10.2011 государственным инспектором по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - главным специалистом-экспертом Управления Кожевниковым В.Г. в отношении ОАО "Телекомнефтепродукт" составлен протокол об административном правонарушении от N 137 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из доказанности факта совершенного Обществом правонарушения, вины в его совершении и отсутствия в действиях административного органа нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ. Объявляя в данном случае ОАО "Телекомнефтепродукт" предупреждение, суд области принял во внимание, что правонарушение совершено впервые и не повлекло за собой причинение вреда или возникновения угрозы жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствие имущественного ущерба.
Апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены судебного акта с учетом следующего.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с частью 3 пункта 1, частью 2 пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Понятие лицензии установлено статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которой лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Согласно пункту 32 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
В соответствии со статьей 29 Закона о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Согласно пункту 6 раздела XIII Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи по предоставлению каналов связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, одним из лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи по предоставлению каналов связи является обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий (пункт 2 статьи 64 Закона о связи).
Порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 64 Закона о связи).
Согласно Правилам взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 (далее - Правила), руководителем органа федеральной службы безопасности на основании заявления оператора связи, поданного не позднее 60 дней с даты получения им лицензии на оказание услуг связи, определяется уполномоченное подразделение органа федеральной службы безопасности, осуществляющее взаимодействие с оператором связи (пункт 5).
Ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (далее - план). План разрабатывается в срок до 3 месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган федеральной службы безопасности и составляется в 3 экземплярах, из которых 2 экземпляра представляются оператором связи в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и орган федеральной службы безопасности, 1 экземпляр хранится у оператора связи (пункт 7).
Отсутствие плана по внедрению технических средств свидетельствует о несоответствии сетей и средств связи, используемых Обществом (оператором связи), требованиям, предъявляемым для проведения оперативно-розыскных мероприятий, что является нарушением лицензионных условий по оказанию услуг связи по предоставлению каналов связи.
Требования к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий утверждены Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 16.01.2008 N 6 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 31.01.2008 N 11057).
В соответствии с пунктом 4 названного Приказа сети связи, предназначенные для оказания услуг связи по предоставлению каналов связи, обеспечивают возможность доступа к информации, передаваемой по каналам связи, указанным в запросе с пункта управления ОРМ, и передачи ее на пункт управления ОРМ.
Технические средства ОРМ размещаются на узлах связи сети связи оператора связи в соответствии с планом по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий (пункт 10).
Из материалов дела следует, что 11.02.2011 между ОАО "Телекомнетепродукт" (Исполнитель) и ОАО "Юго-Запад транснефтепродукт" (Заказчик) заключен договор N 4-Т предметом которого является оказание услуги по круглосуточному обеспечению функционирования сетей технологической и оперативно-производственной связи для управления процессом транспорта нефтепродукта на средствах связи ОАО "Телекомнетепродукт" и ОАО "Юго -Запад транснефтепродукт".
В соответствии с пунктом 2.1. договора от 11.02.2011 N 4-Т Исполнитель оказывает услуги по круглосуточному обеспечению технологической и оперативно-производственной связи для управления процессом транспорта нефтепродуктов на средствах связи Исполнителя и Заказчика в объемах согласно Приложению N 1.
В пункте 3.1.10 договора установлено, что Исполнитель оказывает услуги по обеспечению функционирования технологической сети в соответствии с Правилами технической эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов РД 153-39.4-041-99, утвержденными приказом Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 12.10.1999 N 338.
Согласно пункту 15.1 раздела 15 указанных Правил технической эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов следует, что производственная связь в ОАО АК "Транснефтепродукт" является единой и неделимой, а ОАО "Телекомнефтепродукт" и его подразделения проводят единую техническую политику в области связи. Только ОАО "Телекомнефтепродукт" предоставляет акционерным обществам ОАО АК "Транснефтепродукт" по заключаемым договорам услуги производственной связи, организует и эксплуатирует производственную связь, осуществляет проектирование, строительство, техперевооружение и реконструкцию, наладку и ремонт средств связи, аренду недостающих услуг связи у сторонних организаций и ведомств.
Суд первой инстанции, проанализировав договор N 4-Т от 11.02.2011, Приложение N1 к договору и раздел 15 РД 153-39.4-041-99 пришел к обоснованному выводу, что только ОАО "Телекомнефтепродукт" предоставляет акционерным обществам ОАО АК "Транснефтепродукт" по заключаемым договорам услуги производственной связи, организует и эксплуатирует производственную связь. Общество оказывает услугу связи ограниченному кругу пользователей или группам таких пользователей, в том числе и по предоставлению каналов связи, выходящих за территорию Тамбовской области, необходимых для организации технологической и оперативно-производственной связи.
На основании пункта 6 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 80167 по оказанию услуг связи по предоставлению каналов связи Общество (лицензиат) обязано реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Вместе с тем, в нарушение данного пункта, Общество не обеспечило выполнение пунктов 1, 4, 10 Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Часть 1.Общие требования, утвержденных приказом Мининформсвязи России от 16.01.2008 N 06, для реализации которых, оно обязано организовать на территории Тамбовской области взаимодействие с уполномоченным государственным органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (Федеральной службой безопасности России) согласно пункту 5 и пункту 7 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 N 538.
Ввиду отсутствия такого взаимодействия, документы, подтверждающие согласование, разработку и реализацию ОРМ у оператора связи при проведении мероприятия по контролю отсутствовали, технические средства для проведения ОРМ на сети связи Обществом не установлены (Заключение от 21.09.2011 N 3-68/0095).
Таким образом, судом первой инстанции установлено и представленными материалами дела (заключение о результатах мероприятия по контролю ОАО "Телекомнефтепродукт" от 21.09.2011 N 3-68/0095 и справкой N 2 от 21.09.2011, протокол об административном правонарушении от 05.10.2011) подтверждается факт совершения Обществом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При осуществлении деятельности по оказанию услуг связи по предоставлению каналов связи ОАО "Телекомнефтепродукт" имело возможность для соблюдения требований изложенных выше норм. Однако обществом указанные требования не выполнялись, то есть не были приняты все зависящие от него меры для недопущения правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.
Процессуальных нарушений, являющихся основаниями для отказа в привлечении общества к административной ответственности, в действиях Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области судом не выявлено.
Установив в действиях открытого акционерного общества "Телекомнефтепродукт" состав вменяемого правонарушения, суд первой инстанции, учитывая тот факт, что Общество ранее к административной ответственности не привлекалось, правомерно привлек его к административной ответственности, предусмотренной части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, и принял решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Довод апелляционной жалобы о том, что наличие лицензии не обязывает лицензиата оказывать соответствующие услуги связи, если в этом нет необходимости, подлежит отклонению как несостоятельный.
Довод апелляционной жалобы о том, что физическим лицам и сторонним организациям, не принадлежащим к системе ОАО "АК "Транснефть" связь не предоставляется подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство не исключает обязанности Общества соблюдать требования, установленные лицензией N 80167.
Иные доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, изложенные в решении, а выражают лишь несогласие с ними и не являются основаниями для отмены обжалуемого судебного акта.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте и подтверждающих наличие оснований невозможности привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, ОАО "Телекомнефтепродукт" на момент рассмотрения апелляционной жалобы не приведено.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая, что при подаче апелляционных жалоб по делам такой категории не требуется уплаты государственной пошлины, ОАО "Телекомнефтепродукт" следует выдать справку на возврат ошибочно уплаченной по платежному поручению N 8876 от 16.12.2011 государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст.ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.12.2011 по делу N А64-8706/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ввиду отсутствия такого взаимодействия, документы, подтверждающие согласование, разработку и реализацию ОРМ у оператора связи при проведении мероприятия по контролю отсутствовали, технические средства для проведения ОРМ на сети связи Обществом не установлены (Заключение от 21.09.2011 N 3-68/0095).
Таким образом, судом первой инстанции установлено и представленными материалами дела (заключение о результатах мероприятия по контролю ОАО "Телекомнефтепродукт" от 21.09.2011 N 3-68/0095 и справкой N 2 от 21.09.2011, протокол об административном правонарушении от 05.10.2011) подтверждается факт совершения Обществом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При осуществлении деятельности по оказанию услуг связи по предоставлению каналов связи ОАО "Телекомнефтепродукт" имело возможность для соблюдения требований изложенных выше норм. Однако обществом указанные требования не выполнялись, то есть не были приняты все зависящие от него меры для недопущения правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.
...
Установив в действиях открытого акционерного общества "Телекомнефтепродукт" состав вменяемого правонарушения, суд первой инстанции, учитывая тот факт, что Общество ранее к административной ответственности не привлекалось, правомерно привлек его к административной ответственности, предусмотренной части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
...
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте и подтверждающих наличие оснований невозможности привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, ОАО "Телекомнефтепродукт" на момент рассмотрения апелляционной жалобы не приведено."
Номер дела в первой инстанции: А64-8706/2011
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской обл.
Ответчик: ОАО "Телекомнефтепродукт"