город Воронеж |
|
27 февраля 2012 г. |
Дело N А48-4018/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Семенюта Е.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу: Матвеева М.В., представитель по доверенности N 75 от 28.12.2011; Чернявская И.Н., представитель по доверенности N 74 от 28.12.2011;
от закрытого акционерного общества "Орловский кристалл": Иванова О.В., представитель по доверенности N 42 от 01.11.2011; Шиводрова Н.М,, представитель по доверенности от 28.11.2011; Евтюхова О.В., представитель по доверенности N 44 от 20.10.2011; Грицай И.В., представитель по доверенности N 48 от 30.01.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда Орловской области от 29.11.2011 по делу N А48-4018/2011 (судья А.А. Жернов) по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу к закрытому акционерному обществу "Орловский кристалл" (ОГРН 1035751003276) о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества "Орловский Кристалл" (далее ЗАО "Орловский Кристалл", Общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. с конфискацией продукции в количестве 46 631, 14 тыс. дал. согласно протоколу ареста N 02-11/869-4.
Решением от 29.11.2011 в удовлетворении требования Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по центральному федеральному округу о привлечении закрытого акционерного общества "Орловский Кристалл" к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) отказано.
Не согласившись с указанным решением, Межрегиональное Управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.11.2011 по делу N А14-9054/2011 отменить в части отказа в привлечении Общества по части 4 статьи 14.17 КоАП РФ к административной ответственности в связи с недоказанностью выявленных нарушений, и прекратить производство по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности; конфисковать продукцию в количестве 46 631, 14 дал, согласно протоколу ареста N 02-11/869-4, полагая, что решение вынесено при неправильном применении норм материального права, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление ссылается на то, что на дату принятия судом решения по делу срок привлечения к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек. Также заявитель апелляционной жалобы полагает, что в действиях Общества имеется состав вменяемого ему административного правонарушения.
В судебном заседании требования апелляционной жалобы были уточнены, Управление просило, также, изъять арестованный этиловый спирт.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Общество осуществляло производство, хранение и поставку произведенных им спиртных напитков в период с 27.04.09 по 27.06.11 на основании лицензии от 27.04.09 Б068760 (л.д. 60).
В ходе анализа представленной Управлению ответчиком декларации "об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" за 2 квартал 2011 г., последним установлено, что на конец отчетного периода - 30.06.11 и дату окончания лицензии - 27.06.11 Общество имело остатки спирта.
Определением от 07.09.11 N 2-11/869-1 Управление возбудило дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ.
На основании решения от 07.09.11 N 02-11/862-2 о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО "Орловский Кристалл" заместитель начальника отдела по контролю за легальностью производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Управления Варгасовым А.Л., специалистом 1 разряда указанного выше отдела Резниченко А.В. произведен осмотр помещений Общества (спиртохранилища и производственные помещения), расположенных по адресу: г. Орел, ул. 2-я Курская, д. 77. В результате осмотра зафиксирован факт хранения ответчиком спирта и водочно-спиртовой жидкости протоколом осмотра от 07.09.11 N 02-11/869-3 и на хранившийся Обществом в емкостях 1-4 спирт в количестве 46 631, 14 дал. был наложен арест протоколом от 07.09.11 N 02-11/869-4 (л.д. 19-25).
Протокол об административном правонарушении составлен 16.09.2011 в присутствии заместителя генерального директора Общества - коммерческого директора Тавказахова З.А., на которого приказом от 12.09.2011 возложено на период с 12.09.2011 по 25.09.2011 временное исполнение обязанностей генерального директора с правом подписи всех кадровых, производственных и финансовых документов.
Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей с конфискацией продукции в количестве 46 631, 14 дал, согласно протоколу ареста N 02-11/869-4.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, оценив все в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу пункта 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ, является промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемом судьей - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Как следует из материалов дела, наличие остатков этилового спирта и спиртосодержащей продукции зафиксировано в системе ЕГАИС.
Обществом 06.04.2011 была представлена декларация об объемах использования этилового спирта за первый квартал 2011. В названной декларации в колонке "остаток на конец отчетного периода" указан остаток спирта в количестве 36,9804 тыс. дал.
Согласно Требованиям к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2006 N 253 Технические средства должны обеспечивать фиксацию и передачу информации об объеме производства и оборота этилового спирта в единую информационную систему с использованием программных средств в соответствии с заявкой о фиксации информации об организации, о продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, в единой информационной системе.
Таким образом, Управление имело информацию о наличии остатков этилового спирта с учетом Декларации об объемах использования этилового спирта с учетом декларации об объемах использования этилового спирта за первый квартал 2011 г. (полученной 06.04.2011), а также данных ЕГАИС.
С учетом того, что срок действия лицензии на осуществление деятельности по производству, хранению и поставкам произведенных спиртных напитков истек 27.06.2011, Управление имело на 27.06.2011 данные об остатках спирта.
Кроме того, 08.07.2011 Обществом были представлены декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2011 года.
Таким образом, 08.07.2011 Общество еще раз уведомило Управление о наличии остатков продукции после окончания срока действия лицензии.
В силу пункта 5 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии, за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, организация имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа.
То есть общество с момента окончания действия лицензии 27.06.2011 по 27.08.2011 могло хранить остатки этилового спирта.
Как видно из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен 16.09.2011.
С заявлением о привлечении общества к административной ответственности Управление обратилось в арбитражный суд 17.10.2011, а срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, истек 27.11.2011 года.
В апелляционной жалобе, с учетом устных уточнений, данных в судебном заседании, Управление просит либо об конфискации продукции, либо о ее изъятии, в количестве 46 631, 14 дал, согласно протоколу ареста N 02-11/869-4.
Вместе с тем, в соответствии с абзацем 3 пункта 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при принятии решения об отказе в привлечении лица к административной ответственности по мотиву пропуска установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, суд не вправе применить административное наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ, Лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.
(п. 1 в ред.)
Лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:
производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;
производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Общество не осуществляло и не лицензировало как самостоятельный вид деятельности хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.
Арестованные остатки спирта приобретались Обществом в целях использования его при производстве алкогольной продукции в ходе производства, хранения и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции на основании имевшейся соответствующей лицензии.
В силу статьи 25 Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются:
без соответствующих лицензий, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 статьи 20 настоящего Федерального закона;
без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии;
без маркировки в соответствии со статьей 12 данного Федерального закона, за исключением оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, а также случаев, предусмотренных законом, либо с маркировкой поддельными марками;
без соответствия государственным стандартам и техническим условиям;
без фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона;
с содержанием в своем составе этилового спирта, произведенного из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки, за исключением спиртосодержащей непищевой продукции;
как бесхозяйное имущество; без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции.
Изъятие и конфискация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Хранение изъятых этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется в местах, определенных решением органов, которыми произведено их изъятие.
Конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(пункт 4 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
Спорный арестованный спирт является остатками сырья, не предназначен для реализации, не реализуется фактически. Упомянутых в статье 25 оснований для изъятия его не установлено.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда области, а также, для его изменения и указания на изъятие у Общества остатков спирта.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а только выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены принятого по делу решения.
С учетом указанных обстоятельств, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 29.11.2011 по делу N А48-4018/2011 оставить без изменения; апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В апелляционной жалобе, с учетом устных уточнений, данных в судебном заседании, Управление просит либо об конфискации продукции, либо о ее изъятии, в количестве 46 631, 14 дал, согласно протоколу ареста N 02-11/869-4.
Вместе с тем, в соответствии с абзацем 3 пункта 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при принятии решения об отказе в привлечении лица к административной ответственности по мотиву пропуска установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, суд не вправе применить административное наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ, Лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.
...
В силу статьи 25 Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются:
...
(пункт 4 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)"
Номер дела в первой инстанции: А48-4018/2011
Истец: МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу, МУ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу
Ответчик: ЗАО "Орловский кристалл"