г. Ессентуки |
|
27 февраля 2012 г. |
Дело N А63-8819/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Казаковой Г.В., Фриева А.Л.,
при ведении протокола судебного заседания Кипкеевым Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.11.2011 по делу N А63-8819/2011
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ставрополь" (далее по тексту - общество, ИНН 2635048440, ОГРН 1022601943814),
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее по тексту-Министерство, ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636)
о взыскании 1 100 384,84 рублей компенсации затрат, связанных с предоставлением льгот,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Ставропольского края в лице Министерства финансов Ставропольского края (ИНН 2634038135, ОГРН 1022601983337), школы-интернат N 2 VIII вида (ИНН 2610005613, ОГРН 1022600768222), Государственного образовательного учреждения детский дом N 20 (ИНН 2610016750, ОГРН 1042600809019), Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детский образовательно-оздоровительный (профильный) центр "Дельфин" (ИНН 2610019158, ОГРН 1102646000014), Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа N 1" (ИНН 2610015442, ОГРН 1022600767859), Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа N 2", (ИНН 2610016277, ОГРН 1022600767144), Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа N 3" (ИНН 2610016414, ОГРН 1032600100763), Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Школа искусств N 1" (ИНН 2610014880, ОГРН 1022600768739), Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных техников", (ИНН 2610016171, ОГРН 1022600765274), Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская художественная школа" (ИНН 2610014865, ОГРН 1022600768607), Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа" (ИНН 2610014872, ОГРН 1022600768453), Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция детского и юношеского туризма и экскурсий имени Виталия Федорова" (ИНН 2610003327, ОГРН 1102648001389), Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Дом детского творчества" (ИНН 2610014985, ОГРН 1022600768508), Муниципального образовательного учреждения для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции" (ИНН 26010017753, ОГРН 1062648015143),
в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства за счет средств федерального бюджета затрат в сумме 1 100 384,84 рублей, в том числе НДС- 167 855,31 рублей, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате поставленного природного газа на отопление за период с 01.01.2010. по 31.12.2010.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 25.11.2011 заявленные требования общества удовлетворены частично. Судом взыскано с Российской Федерации в лице Министерства за счет казны Российской Федерации в пользу общества 932 529,53 рублей затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате природного газа за 2010 педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений Кочубеевского района Ставропольского края и членам их семей, совместно проживающих с ними в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" N 3266-1 от 10.07.1992 (далее по тексту - Закон об образовании). Одновременно, с Министерства в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 20 342,25 рублей. В остальной части иска судом отказано.
Министерство не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на жалобу Министерство финансов Ставропольского края просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Одновременно заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на жалобу, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.11.2011 по делу N А63-8819/2011 является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Из материалов дела следует, что общество с 01.01.2010 по 31.12.2010 предоставляло педагогическим работникам школы-интернат N 2 VIII вида, государственного образовательного учреждения детский дом N 20, муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детский образовательно-оздоровительный (профильный) центр "Дельфин", муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа N 1", муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа N 2", муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа N 3", муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Школа искусств N 1", муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных техников", муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская художественная школа", муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа", муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция детского и юношеского туризма и экскурсий имени Виталия Федорова", муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Дом детского творчества", муниципального образовательного учреждения для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции" льготы по оплате природного газа за отопление.
Согласно сводному реестру для возмещения затрат за предоставленные меры социальной поддержки гражданам, проживающим и работающим в сельской местности по
оплате природного газа в соответствии с Законом об образовании обществом поставлено, а педагогическими работниками муниципальных образовательных учреждений Кочубеевского района потреблено за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 на отопление природного газа на общую сумму 1 100 384,84 рублей, в том числе НДС-167 855,31 рублей.
В связи с отсутствием возмещения расходов по предоставлению льгот педагогам, общество обратилось с иском в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме. Законом об образовании не предусмотрена возможность неполного компенсирования расходов, понесенных по исполнению данного Закона.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" N 52-ФЗ от 06.05.2003 размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлении N 23 от 22.06.2006 разъяснил, что положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования и социальной поддержки являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ" N 23 от 22.06.2006 следует, что при решении вопроса об определении публично - правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществлением после 01.01.2005 предоставления потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ от 06.10.1999 (далее по тексту - Закон N 184-ФЗ) разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично - правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Статья 26.3 Закона N 184-ФЗ не предусматривает финансирование этих льгот за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации либо бюджета муниципального образования.
Судом первой инстанции установлено, что Ставропольскому краю средства на реализацию Закона об образовании из федерального бюджета не выделялись в 2010 году. Краевой и муниципальный бюджеты также не предусмотрели на 2010 год в составе расходов средства на финансирование расходов по возмещению организациям выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот по оплате отопления и освещения
педагогическим работникам, работающих в сельской местности и в поселках городского
типа, и членам их семей, проживающих с ними в соответствии с Законом об образовании.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что убытки общества, связанные с предоставлением мер социальной защиты по оплате поставленной тепловой энергии в период с 01.01.2010 по 31.12.2010 в соответствии с Законом N 184-ФЗ, должны возмещаться за счет средств казны Российской Федерации, поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Министерство не представило сведений о выделении денежных средств на финансирование указанных льгот в 2010 году, а также доказательств выполнения действий по погашению образовавшейся задолженности, при этом отсутствие денежных средств не является основанием для отказа в предоставлении льгот.
Вывод суда о необходимости частичного удовлетворения иска (за вычетом НДС) за счет Российской Федерации соответствует закону и сделан с учетом пункта 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России N БГ-3-03/447 от 20.12.2000, согласно которому суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней, на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законом, не включаются в налоговую базу по НДС. Недополученные на основании закона, установившего льготы, суммы подлежат компенсации из федерального бюджета без включения в них НДС.
Данная правовая позиция содержится в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2008 N 2880/08 и Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5451/09 от 22.09.2009.
С учётом всех установленных обстоятельств, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.11.2011 по делу N А63-8819/2011 является законным и обоснованным, оснований для его отмены и принятию нового судебного акта не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на заявителя, но в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.11.2011 по делу N А63-8819/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В.Марченко |
Судьи |
Г.В.Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ" N 23 от 22.06.2006 следует, что при решении вопроса об определении публично - правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществлением после 01.01.2005 предоставления потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ от 06.10.1999 (далее по тексту - Закон N 184-ФЗ) разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично - правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
...
Вывод суда о необходимости частичного удовлетворения иска (за вычетом НДС) за счет Российской Федерации соответствует закону и сделан с учетом пункта 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России N БГ-3-03/447 от 20.12.2000, согласно которому суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней, на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законом, не включаются в налоговую базу по НДС. Недополученные на основании закона, установившего льготы, суммы подлежат компенсации из федерального бюджета без включения в них НДС.
Данная правовая позиция содержится в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2008 N 2880/08 и Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5451/09 от 22.09.2009."
Номер дела в первой инстанции: А63-8819/2011
Истец: ООО "Газпром Межрегионгаз Ставрополь"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерство Финансов РФ
Третье лицо: ГОУ "Детский дом N20", Министерство Финансов СК, МОУ "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции", МОУ ДОД ДДТ, МОУ ДОД ДМШ, МОУ ДОД ДОО (П)Ц "Дельфин", МОУ ДОД ДХШ, Кочубеевский р-н, МОУ ДОД ДЮСШ N 1, МОУ ДОД ДЮСШ N 2, МОУ ДОД ДЮСШ N 3, МОУ ДОД СЮТ, МОУ ДОД ЦДЮТ с. Кочубеевское, МОУ ДОД ШИ N 2, МОУ ДОД ШИ N1, МОУ дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа", МОУ дополнительного образования детей "Детская художественная школа", МОУ дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр "Дельфин", МОУ дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа N1", МОУ дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа N2", МОУ дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа N3", МОУ дополнительного образования детей "Дом детского творчества", МОУ дополнительного образования детей "Станция юных техников", МОУ дополнительного образования детей "Центр детско-юношеского туризма", МОУ дополнительного образования детей "Школа искусств" N1, МОУ дополнительного образования детей "Школа искусств" N2, МОУИ ЦППРК, Специальная общеобразовательная школа-интернат N2, 8 вида, Ставропольский край в лице Министерства финансов Ставропольского края, Школа-интернат N2 VIII вида, Управление Федерального казначейства по СК