город Омск |
|
22 февраля 2012 г. |
Дело N А75-5017/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семёновой Т.П.
судей Зориной О.В., Смольниковой М.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарём судебного заседания Зинченко Ю.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10830/2011) Администрации Сургутского района на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.11.2011 по делу N А75-5017/2011 (судья Шабанова Г.А.), принятое по иску Администрации Сургутского района к Департаменту природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и открытому акционерному обществу "Сибнефтепровод" с участием третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре о признании договора аренды лесного участка ничтожным в части
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Сургутского района - Плужникова Е.В. по доверенности от 30.12.2011 N 206;
от открытого акционерного общества "Сибнефтепровод" - Ушивцев А.В. по доверенности от 20.12.2011;
от Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - не явились, извещены
установил:
Администрация Сургутского района (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Департаменту природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент, ответчик) и открытому акционерному обществу "Сибнефтепровод" (далее - ОАО "Сибнефтепровод", общество, ответчик) с участием третьего лица: Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югры (далее - Управление Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югры, третье лицо) с иском:
- о признании ничтожным договора аренды лесного участка N 0058/10-16 от 24.02.2010 в части передачи в аренду земельного участка площадью 6,43 га (кварталы 102, 103, 123, 124), кадастровый номер 86:03:030301:26096, категория - земли промышленности, используемый под капитальный ремонт нефтепровода Лянторский КСП - Федоровское КСУ 19-29 км, заключённый между ОАО "Сибнефтепровод" и Департаментом;
- об обязании Департамента внести соответствующие изменения в договор аренды лесного участка N 0058/10-16 от 24.02.2010 в части уточнения объекта и площади переданного лесного участка;
- об обязании Департамента совершить действия по предоставлению на государственную регистрацию указанных изменений.
Определениеми Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24.06.2011, 12.10.2011 по делу N А75-5017/2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по ХМАО-Югре и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре (далее - ТУ Росимущества в ХМАО-Югре, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.11.2011 по делу N А75-5017/2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и удовлетворить исковые требования в полном объёме.
В обоснование своей жалобы истец указывает, что категория спорного земельного участка с земель промышленности на земли лесного фонда не изменялась; представленное Департаментом свидетельство о праве собственности Российской Федерации от 20.04.2005 на лесной участок не может служить доказательством законности распоряжения Департаментом этим участком. Спорный участок не относится к категории земли лесного фонда и не является лесным участком, потому Департамент не мог им распорядиться.
От Департамента поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От ОАО "Сибнефтепровод" поступил отзыв на жалобу, в котором он просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
От иных лиц, участвующих в деле, отзывов на жалобу не поступило.
Представители Департамента и третьих лиц, извещённых о судебном заседании надлежащим образом, в него не явились. Суд апелляционной инстанции считает возможным на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие их представителей.
Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика ОАО "Сибнефтепровод" поддержал доводы отзыва на жалобу.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на неё, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа (Тюменская область) от 07.04.2000 N 116 был изъят из земель лесного фонда Сургутского лесхоза, переведён в земли промышленности и предоставлен, в частности ОАО "Сибнефтепровод", под капитальный ремонт нефтепровода Лянторский КСП - Федоровское КСУ 19-29 км в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 6,43 га из общей площади отвода в 27,86 га (т. 1 л.д. 22-24, т. 2 л.д. 1-3).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 11.08.2000 право постоянного пользования на земельный участок площадью 64300 кв.м зарегистрировано за ОАО "Сибнефтепровод" (т. 1л.д. 127).
24 февраля 2010 года между Департаментом лесного хозяйства ХМАО-Югры (арендодатель) и ОАО "Сибнефтепровод" (арендатор) заключён договор аренды лесного участка N 0058/10-16 (далее - договор аренды) (т. 1 л.д. 10-20), по условиям которого арендодатель обязуется предоставить арендатору во временное пользование лесной участок площадью 187,59 га, кадастровый номер (номер участка в государственном лесном реестре) 86/08/016/2010-02/00088, место положение: ХМАО-Югра, муниципальное образование Сургутский район, магистральный нефтепровод Лянторский КСП - Федоровское КСУ 0-74 км сроком на 25 лет, находящийся в государственной собственности, вид использования - строительство, реконструкция и эксплуатация линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
В соответствии с материалами лесоустройства местоположение лесного участка определено границами: Территориальное управление - Сургутское лесничество, Пимское участковое лесничество, кварталы N N 853, 855, 856, 857 - эксплуатационные леса, Сургутское участковое лесничество кварталы NN 102, 103, 123, 124, 125, 126, 149, 150, 180, 181, 221, 261, 302, 342, 343, 374, 375, 376 - эксплуатационные леса, кварталы NN 149, 261 - защитные леса (защитные полосы вдоль ж/д, а/д), кварталы NN 372, 373, 397, 398, 399 - защитные леса (запретные полосы вдоль водных объектов). Земли лесного фонда.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 23.04.2010, о чём имеется соответствующая отметка на договоре.
Истец, считая заключённый между ответчиками договор аренды ничтожным в части передачи в аренду лесного участка кварталов N N 102, 103, 123, 124 ввиду отсутствия у Департамента полномочий по распоряжению этим участком, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришёл к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, с которым суд апелляционной инстанции соглашается исходя из следующего.
В силу статей 9, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в суде осуществляется защита оспоренных или нарушенных прав способами, предусмотренными статьёй 12 названного Кодекса. Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права и самостоятельно избирают способ защиты гражданских прав.
В рассматриваемом случае истец заявил требование о признании ничтожным договора аренды в части передачи в аренду земельного участка площадью 6,43 га (кварталы N N 102, 103, 123, 124).
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В данной норме установлено общее правило о ничтожности сделки, противоречащей закону или иным правовым актам.
В соответствии со статьёй 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Следовательно, истец, обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, должен был доказать, что совершённая ответчиками сделка в оспариваемой части является ничтожной.
По мнению истца, правом на распоряжение спорным земельным участком, предоставленным ОАО "Сибнефтепровод" постановлением от 07.04.2000 N 116 на праве постоянного бессрочного пользования, обладал и обладает до настоящего времени именно истец.
Заинтересованность в подаче иска истец обосновывает тем, что заключение договора аренды в оспариваемой части нарушает законные права и интересы истца, влечёт уменьшение налоговых поступлений в виде арендных платежей и земельного налога в доход бюджета Сургутского района.
Исходя из доводов истца можно сделать вывод о том, что по сути истец оспаривает право собственности на спорный земельный участок.
Данный вывод суда основывается на следующем.
Из материалов дела следует, о чём было указано выше, что на основании постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа "Об изъятии и предоставлении земельных участков в пользование" от 07.04.2000 N 116 за ОАО "Сибнефтепровод" было зарегистрировано в установленном законом порядке право постоянного пользования на спорный земельный участок площадью 64300 кв.м из общей площади отвода в 27,86 га, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.08.2000.
В дальнейшем, ОАО "Сибнефтепровод" обратилось к истцу с письмами от 11.02.2011 N 05-01-15/46, от 21.04.2011 N 05-01-15/157 (т. 1 л.д. 26, 27) о прекращении права постоянного пользования земельным участком площадью 6,43 га в соответствии с пунктом 2 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Из содержания письма ОАО "Сибнефтепровод" от 11.02.2011 следует, что в земельный участок площадью 187,59 га, предоставленный ему на основании договора аренды от 24.02.2010, вошёл спорный земельный участок площадью 6,43 га, который не поставлен на кадастровый учёт и не изъят из земель лесного фонда.
Согласно справке Департамента от 21.07.2011 N 596 (т. 1 л.д. 101) в границах предоставленного ОАО "Сибнефтепровод" по договору аренды от 24.02.2010 земельного участка площадью 187,59 га находится и ранее предоставленный ему постановлением от 07.04.2000 N 116 земельный участок площадью 27,86 га. Для оформления перевода предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование лесного участка площадью 6,43 га в категорию земель промышленности ОАО "Сибнефтепровод" в Сургутский лесхоз не обращался.
Согласно письму от 09.02.2011 N 83 Департамента в адрес ОАО "Сибнефепровод" земельный участок под объектом: Капитальный ремонт нефтепровода Лянторский КСП - Федоровское КСУ 19-29 км площадью 6,43 га лесоустройством 2009 года учтён в лесном фонде и находится в кварталах N 102 выдел 65, N 103 выдел 24, N 123 выдел 51, N 124 выдел 89, 116 (т. 1 л.д. 21).
Согласно кадастровой выписке от 30.03.2011 N 8603/201/11-904 о земельном участке с кадастровым номером 86:03:030301:26096 площадью 64300 кв.м, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 20.12.2006, разрешённое использование - под капитальный ремонт нефтепровода Лянторский КСП - Федоровское КСУ 19-29 км, отражён в разделе категорий земельных участок - земли промышленности (т. 1 л.д. 25).
Таким образом, из имеющихся в деле документов усматривается, что спорный земельный участок площадью 6,43 га был предоставлен ответчику ОАО "Сибнефтепровод" в аренду по договору аренды от 24.02.2010 в составе общей площади земельного участка в 187,59 га, который принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
Из выписки из ЕГРИП от 21.07.2011 N 01/017/2011-036 следует, что лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешённое использование: эксплуатационные и защитные леса (категория защитности: защитные полосы лесов вдоль ж/д, а/д, запретные полосы вдоль водных объектов) под магистральный нефтепровод Лянторский КСП - Федоровское КСУ 0-74 км, площадью 1875900 кв.м, местоположение: ХМАО-Югра, Сургутский район, Территориальное управление - Сургутское лесничество, Пимское участковое лесничество, номер участка в государственном лесном реестре 86/08/016/2010-02/00088 принадлежит на праве собственности Российской Федерации, имеет ограничения в виде аренды сроком с 22.04.2010 по 22.04.2035, арендатор ОАО "Сибнефтепровод" (т. 1 л.д. 96).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.04.2005 (т. 2 л.д. 99) участок лесного фонда, леса 1 и 3 группы, категория защитности лесов 1 группы: орехо-промысловые зоны; запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб; защитные полосы лесов вдоль ж/д магистралей, автомобильных дорог; леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов; запретные полосы по берегам рек, озер и др. водных объектов, площадью 57606240000 из них леса 1 группы - 1961700000 кв.м, леса 3 группы - 55644540000 кв.м, Сургутский лесхоз, Сургутский район, ХМАО-Югра, Тюменская область, принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
Наличие вышеуказанных доказательств свидетельствует о том, что право собственности Российской Федерации, в том числе на спорный земельный участок, зарегистрировано в установленном законом порядке.
Согласно пункту 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Как разъяснено в пункте 52 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Таким образом, оспаривание зарегистрированного права на имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.
В рассматриваемой ситуации истец, основывая свои требования к ответчикам на том обстоятельстве, что правом на распоряжение земельным участком: категория земли промышленности, площадью 6,43 га, который был передан ОАО "Сибнефтепровод" постановлением от 07.04.2000 N 116 на праве постоянного бессрочного пользования, обладала и обладает до настоящего времени Администрация Сургутского района (т. 1 л.д. 4-9), фактически, как правильно указал суд первой инстанции, оспаривает право собственности на этот земельный участок Российской Федерации, поскольку право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок зарегистрировано именно как на земельный участок, относящийся к категории земель лесного фонда.
В условиях, когда имеется зарегистрированное право собственности Российской Федерации на весь переданный ОАО "Сибнефтепровод" в аренду земельный участок, относящийся к категории: земли лесного фонда, настоящее обращение истца в суд свидетельствует о том, что он избрал неверный способ защиты своих нарушенных прав, который не может привести к их восстановлению даже в случае удовлетворения судом заявленного им иска.
Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Истец в жалобе указывает о том, что спорный земельный участок не изменял категорию с земель промышленности на земли лесного фонда; представленное Департаментом свидетельство о праве собственности Российской Федерации от 20.04.2005 на лесной участок не может служить доказательством законности распоряжения Департаментом этим участком. Спорный участок не относится к категории земель лесного фонда и не является лесным участком, потому Департамент не мог им распорядиться.
Данные доводы истца суд апелляционной инстанции не принимает.
Как указывалось выше, спорный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
Доказательств обратного истец суду не представил.
На момент рассмотрения судом первой инстанции исковых требований и судом апелляционной инстанции настоящей жалобы право собственности Российской Федерации в отношении спорного земельного участка не оспорено, не признано недействительным.
Возражения истца по поводу отсутствия у Департамента как арендодателя полномочий на передачу ОАО "Сибнефтепровод" в аренду спорного земельного участка основываются лишь на том, что правом на распоряжение этим земельным участком обладал и обладает до настоящего времени истец, поскольку целевое назначение этого участка не изменялось (с земель промышленности на земли лесного фонда).
То есть в рассматриваемом случае имеется спор о праве и причём именно только на земельный участок площадью 6,43 га.
Если же исходить из того, имелись ли у арендодателя Департамента полномочия по передаче арендатору ОАО "Сибнефтепровод" земельного участка, в том числе спорного по договору аренды в ситуации наличия права собственности Российской Федерации на указанные земельные участки, то истец не доказал суду, что арендодатель таким правом не обладал.
В соответствии со статьей 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Пунктом 3.3. Положения о Департаменте лесного хозяйств Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры (правопредшественник Департамента природных ресурсов
и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры), утверждённого постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.12.2006 N 315-п и действующего на момент заключения договора аренды от 24.02.2010 (утратило силу с 08.10.2010), к полномочиям Департамента, осуществляемым за счёт субвенций из федерального бюджета, относится предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
В соответствии со статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (статья 8 ЛК РФ).
В статье 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" также закреплено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Пунктом 2 статьи 72 ЛК РФ предусмотрено, что объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учёт.
В то же время пунктом 4 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ установлено, что для приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ не требуется проведение государственного кадастрового учета лесных участков.
В силу пункта 1 статьи 4.1, статьи 4.2 указанного Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ до 1 января 2012 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса (пункт 4 статьи 74 ЛК РФ).
Объём передаваемых Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области лесных отношений определён статьей 83 ЛК РФ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений - предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (часть 3 статьи 83 ЛК РФ).
Спорный земельный участок, как следует из материалов дела, отнесён к землям лесного фонда.
Право собственности на указанный участок лесного фонда зарегистрировано за
Российской Федерацией.
У Департамента на момент заключения договора аренды имелись соответствующие полномочия на передачу ОАО "Сибнефтепровод" спорного земельного участка в аренду.
Суд первой инстанции дал оценку доводам истца об отсутствии у ответчика Департамента полномочий по распоряжению спорным земельным участком и признал их правомерно необоснованными.
С учётом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.11.2011 по делу N А75-5017/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.П. Семёнова |
Судьи |
О.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 статьи 72 ЛК РФ предусмотрено, что объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учёт.
В то же время пунктом 4 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ установлено, что для приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ не требуется проведение государственного кадастрового учета лесных участков.
В силу пункта 1 статьи 4.1, статьи 4.2 указанного Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ до 1 января 2012 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса (пункт 4 статьи 74 ЛК РФ).
Объём передаваемых Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области лесных отношений определён статьей 83 ЛК РФ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений - предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (часть 3 статьи 83 ЛК РФ)."
Номер дела в первой инстанции: А75-5017/2011
Истец: Администрация Сургутского района
Ответчик: Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамент природных ресурсов и несырьевой экономики ХМАО-Югры, ОАО "Сибнефтепровод"
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, ТУ Росимущества в ХМАО-Югре, Управление Федеральной службы гос. регистрации, кадастра и картографии, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2378/12
22.02.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10830/11
14.11.2011 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-5017/11